Что такое договор страхования перевозки пассажиров
Содержание
- 1 24. Обязательное личное страхование пассажиров.
- 2 Договор обязательного личного страхования пассажиров
- 3 Страхование пассажиров общественного транспорта
- 4 Страхование пассажиров
- 5 ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами
24. Обязательное личное страхование пассажиров.
Страхование пассажиров — это вид личного страхования от несчастных случаев, предусматривающий выплату полной или частичной страховой суммы в связи с последствиями несчастного случая, происшедшего с пассажиром в пути. Страхование пассажиров проводится как в обязательном, так и добровольном порядке.
Обязательное личное страхование пассажиров распространяется на пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, за исключением международных сообщений всех видов транспорта, пригородного и внутригородского сообщения, прогулочных и экскурсионных линий морского и речного транспорта, а также автомобильных междугородных маршрутов в пределах одной области, края.
В данном случае каждый пассажир застрахован в единой страховой сумме с момента объявления посадки и до момента оставления вокзала (порта, пристани, станции) в пункте конечного назначения. Транзитные пассажиры остаются застрахованными бесплатно. Страховые платежи включены в стоимость билетов, и размер их зависит от вида транспорта и дальности поездки.
Размеры страхового тарифа устанавливаются и утверждаются органами страхового надзора. Сумма страховой премии включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже билета. В случае наступления страхового события перевозчик должен составить акт о несчастном случае на транспорте. Страховая выплата должна быть произведена в 10-дневный срок после получения страховщиком соответствующего акта. При получении травмы в результате несчастного случая на транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. Ее получателем при потере здоровья является застрахованный, а в случае смерти пассажира – его наследники.
25. Страхование от несчастных случаев.
Страхование от несчастных случаев — совокупность видов личного страхования, условия которых предусматривают осуществление страховой выплаты при потере здоровья или в связи с наступлением смерти застрахованного от оговоренных событий. Проводится как в добровольной или обязательной (страхование пассажиров, военнослужащих и др.) форме.
Страховым случаем признается такое внешнее воздействие на застрахованное лица, которое влечет за собой травматическое повреждение, увечье и иное причинение вреда его здоровью или смерть. Страховыми случаями являются:
• временное расстройство здоровья застрахованного лица;
• постоянное расстройство здоровья, повлекшее частичную или полную утрату трудоспособности — (инвалидность) застрахованного лица;
Этот вид достаточно универсален в плане возможности заключения договора страхования как самостоятельно физическим лицом, так и за счет средств предприятия в отношении своих работников. Также Страхователь может заключить договор страхования как в свою пользу, так и в пользу других лиц (застрахованные лица).
Условия для физических лиц: от 16 до 74 лет, но с условием, что ко дню окончания срока страхования возраст страхователя не превысит 75 лет. Договор заключается на любой срок: от нескольких дней до года или на время выполнения определенной работы, вступает в силу с момента принятия первого взноса. В целях стимулирования заключения договор на длительный срок условия страхования предусматривают скидки на 3 года – 5%, на 4 года – 10%, на 5 лет – 15%. Страхование от несчастных случаев осуществляется без медицинского освидетельствования, но всегда страховщик оставляет за собой право на ее проведение.
Тарифные ставки устанавливаются в зависимости от степени опасности профессии или выполняемой им работы, т.е. в основу построения тарифов положен критерий производственного риска.
Страховой взнос— 0.8-1.2% страховой суммы (в зависимости от характера риска).
При наступлении страховых случаев страховщик, как правило, производит следующие выплаты:
• единовременные выплаты, определенные в проценте от страховой суммы, в случае постоянной утраты трудоспособности;
• страховое пособие в виде выплат за каждый день нетрудоспособности, в случае временной утраты трудоспособности;
• в правилах страхования некоторых страховых компаний при страховании от временной нетрудоспособности предусмотрена возможность единовременной выплаты в зависимости от характера полученных повреждений;
• в случае смерти наследники застрахованного лица получат 100% страховой суммы.
Во всех случаях выплата страхового обеспечения (страхового возмещения) производится с учетом ранее выплаченных сумм по данному договору страхования и не может превышать в итоге страховой суммы, установленной этим договором.
Обычно страховщики устанавливают следующие размеры единовременных выплат и страховых пособий:
— 1 группа инвалидности — 100% страховой суммы,
— 2 группа инвалидности — 60% страховой суммы,
— 3 группа инвалидности — 30% страховой суммы
— 0,3%-1,0% отстраховой суммы, обозначенной в договоре, в случае временной утраты трудоспособности, за каждый день нетрудоспособности.
Страховая сумма устанавливается по соглашению между страхователем и страховой компанией. Страховые тарифы рассчитываются индивидуально для каждого застрахованного лица в зависимости от возраста, профессии и других параметров. Данный вид страхования при всей своей актуальности не является дорогостоящим видом. Базовые страховые тарифы находятся, как правило, в пределах от 0,6% до 2,8% от страховой суммы.
Договор обязательного личного страхования пассажиров
Тип документа: Договор страхования
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 19,5 кб
Личное страхование пассажиров появилось сравнительно недавно. Но практика показала, что это необходимая мера. Главная составляющая договора – страховщик берет на себя обязательство произвести выплату застрахованному лицу или его наследникам. И сделать это в зафиксированные договором сроки. Организованные туристические и экскурсионные группы, которые совершают поездки на
- железнодорожном;
- воздушном; водном;
- автомобильном транспорте, по действующему законодательству страхователь обеспечивает страховой защитой пассажира.
Особенности страхования
Страховая сумма представляет собой тот денежный предел, который обусловлен договором. Ответственность за него несет страхователь. На одного застрахованного установлен предел в 120 минимальных размеров оплаты труда, которые приняты в государстве в данный конкретный момент.
Следует иметь в виду, что страховой случай – это травмы и смерть застрахованного лица, причины которых – несчастный случай непосредственно на транспорте.
При обязательном личном страховании пассажиров есть такой нюанс: если пассажир имеет право на бесплатный проезд и воспользовался этой льготой, он также подлежит страхованию без уплаты страхового взноса. Все остальные вносят страховой взнос в счет страховки.
Бланк договора обязательного личного страхования пассажиров
Образец договора обязательного личного страхования пассажиров (заполненный бланк)
Скачать Договор обязательного личного страхования пассажиров
ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ №
1. Предмет договора
Страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату застрахованному (его наследникам), а Страхователь обязуется уплачивать страховые взносы в установленные договором сроки.
2. Объект страхования
2.1. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров (туристов, экскурсантов) (*), перевозимых Страхователем, связанные с их жизнью и здоровьем (далее по тексту — застрахованные).
Страхованию подлежат пассажиры воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристы и экскурсанты, совершающие международные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).
Права застрахованных на обеспечение страховой защитой реализуются через Страхователя в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
(*) Далее по тексту — пассажиров.
2.2. Страхованию не подлежат пассажиры всех видов транспорта международных сообщений, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения, морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах.
3. Страховая сумма
Страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой Страховщик несет ответственность по договору.
Страховая сумма на одного застрахованного установлена в размере установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.
4. Страховые случаи
Страховыми случаями признаются травмы и смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте.
5. Размер страхового взноса
Размер страхового взноса установлен в сумме рублей ( % стоимости билета) на одного застрахованного, при этом:
доля расходов на ведение дела составляет %;
доля отчислений в резерв предупредительных мероприятий составляет %;
нетто-ставка составляет 1 %.
6. Сроки и порядок внесения страхового взноса
6.1. Сумма страхового взноса (п. 5) включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа (путевки).
Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат страхованию без уплаты ими страхового взноса.
6.2. Страхователь (периодичность перечисления (ежеквартально, ежемесячно) не позже числа месяца перечисляет страховые взносы на расчетный счет Страховщика № (банковские реквизиты Страховщика).
7. Права и обязанности сторон
7.1. Страхователь имеет право предоставить Страховщику перечень мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте, финансируемых за счет резерва предупредительных мероприятий, создаваемых страховщиком по обязательному личному страхованию пассажиров, с целью обеспечения безопасности перевозок.
Перечень предупредительных мероприятий устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Страхователь имеет право проверять выполнение Страховщиком требований и условий договора.
7.2. В период дейст вия договора Страховщик имеет право проверять сообщенную Страхователем информацию, а также выполнение Страхователем требований и условий страхования и настоящего договора и направлять запросы в компетентные органы.
7.3. В период действия договора Страхователь обязан: перечислять страховые взносы в сроки, установленные договором; составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным, в порядке, установленном действующим законодательством, первый экземпляр которого вручить застрахованному (его представителю или наследникам), а также по письменному запросу Страховщика направить ему копию указанного акта в течение дней с момента получения запроса.
7.4. В период действия договора Страховщик обязан:
при наступлении страхового случая произвести выплату страхового обеспечения не позднее дней после получения всех необходимых документов, подтверждающих факт страхового случая;
формировать резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте за счет части страховых взносов по обязательному личному страхованию пассажиров в размере % от суммы поступивших страховых взносов;
финансировать в соответствии с утвержденным Положением за счет созданного резерва указанные предупредительные мероприятия по перечню мероприятий, представленному Страхователем;
довести до сведения каждого застрахованного условия данного договора в части порядка и условий осуществления страховых выплат, а также сведения о Страховщике (с указанием адреса, телефона, режима работы, реквизитов лицензии, подтверждающей право Страховщика на проведение обязательного личного страхования пассажиров, иных условий договора и действующего законодательства в области данного вида страхования в части, устанавливающей права застрахованного).
8. Порядок взаиморасчетов Страхователя и Страховщика
Порядок взаиморасчетов устанавливается по соглашению сторон совместно в соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации «Об обязательном личном страховании пассажиров».
9. Порядок и условия осуществления страховой выплаты (выплаты страхового обеспечения)
9.1. При наступлении страхового случая Страховщик производит выплату страхового обеспечения застрахованному (его представителю, наследникам) в следующих размерах:
— в случае травмы застрахованного в результате несчастного случая на транспорте ему (или его представителю по поручению застрахованного) выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы, размер которой определяется по «Таблице размеров страховых сумм, подлежащих выплате в связи со страховыми событиями»;
— в случае смерти застрахованного выплата полной страховой суммы производится его наследникам.
9.2. Выплата части страховой суммы в случае травмы застрахованного производится на основании акта о несчастном случае на транспорте, документа, выданного компетентной организацией, подтверждающего тяжесть травмы.
9.3. Выплата полной страховой суммы в случае смерти застрахованного производится на основании акта о несчастном случае, копии свидетельства о смерти застрахованного, документа, удостоверяющего вступление в права наследования.
9.4. Выплаты страхового обеспечения производятся Страховщиком путем перечисления их во вклад на имя получателя в банке, выдачи чека на банк, почтовым переводом за счет получателя или наличными деньгами из кассы Страховщика.
10. Случаи возможного отказа в страховой выплате
Случаи возможного отказа в страховой выплате установлены в соответствии со ст. 21 п.п. «а», «б» Закона Российской Федерации «О страховании».
11. Ответственность сторон
11.1. При задержке внесения в полном размере страховых взносов свыше дней Страхователь уплачивает за несвоевременное перечисление страховых взносов пени в размере % от суммы подлежащих уплате страховых взносов за каждый день просрочки.
11.2. При задержке внесения в полном размере страховых взносов свыше дней сумма задолженности Страхователя, включая пени (п. 11.1), подлежит списанию в бесспорном порядке с расчетного счета Страхователя.
11.3. В случае необоснованной задержки выплаты суммы страхового обеспечения Страховщик обязан выплатить застрахованному (его наследникам) штраф в размере % от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки.
12. Порядок и условия прекращения договора страхования
Порядок и условия прекращения договора установлены ст. 23 Закона Российской Федерации «О страховании».
13. Порядок разрешения споров
13.1. Все неурегулированные между сторонами споры по настоящему договору рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13.2. При реализации данного договора стороны руководствуются Законом Российской Федерации «О страховании», Указом Президента Российской Федерации «Об обязательном страховании пассажиров» и иными нормативными актами, регулирующими отношения в области обязательного страхования пассажиров.
14. Срок действия договора
14.1. Срок действия договора установлен с « » года по 31 декабря . (*).
14.2. Договор вступает в силу с момента подписания.
14.3. В случае, если стороны не приняли решения о прекращении договора страхования в срок не менее, чем за 60 дней до окончания срока действия договора, договор считается продленным на следующий срок.
(*) Договор страхования заключается на календарный год.
15. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу: один экземпляр находится у Страхователя, другой — у Страховщика.
Страхование пассажиров общественного транспорта
Начиная с 2013 года, каждый находящийся в общественном транспорте может, не беспокоиться о получении травм или испорченном багаже, потому что с 01.01.2013 вступил в действие специальный закон.
Это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 года с внесенными изменениями.
На каких типах транспорта действует страховка для пассажиров?
Нормативный документ говорит, что страхование пассажиров это обязательное условие для предоставления услуг по перевозке людей на всех видах транспорта, за исключением автомобильного такси.
Люди, пользующиеся услугами такси, не должны беспокоиться о своей безопасности. Касательно легкового такси, ответственность перевозчика регулируется другими законами, одним из которых выступает Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если человек пострадал вовремя поездки в метро, то и в этом варианте перевозчик обязуется оплатить ущерб.
Если пассажир получил повреждения, а страховки не имеется, транспортная компания должна самостоятельно уладить этот вопрос с пострадавшим. Однако, пассажиры должны понимать, что страховка выплачивается только в том случае, если они пострадали в вагоне метрополитена.
Страхование пассажиров автобусов сегодня особенно актуально. Часто при поездках люди получают повреждения в авариях и требуют помощи в лечении.
На страховом рынке представляют услугу страхование пассажиров общественного транспорта приблизительно шестьдесят организаций. Отдельно тратить деньги на специальный полис, пассажирам не нужно, потому что страховка оплачивается автоматически при покупке билета.
Если страховки у перевозчика нет, и документально он не отвечает за безопасность пассажиров, то его лишат лицензии и наложат штраф, досягающий 1 млн. рублей.
Сумма, на которую застрахованы пассажиры, пребывающие в общественном транспорте
Тарифы совершенно разные для разных видов транспорта. Самая большая стоимость на морском и колеблется она от 22,48 рублей до 45,25 рублей. Самые дешевые страховки у пригородных поездов, их размер становит 0,07-0,15 рублей.
Выплаты от страховщиков осуществляются человеку, получившему травмы, либо его родным. Все выплаты проводятся только после того, как было доказано, что смерть или телесные повреждения пассажира произошли в поездке на автобусе, поезде, самолете или другом виде общественного транспорта.
Размеры компенсации пострадавшим
Суммы, которые возмещаются пассажирам действительно внушительные. Мы перечислим только некоторые из них:
Обычный ушиб оценивается в 200 рублей;
Сотрясение мозга – 60 000 рублей;
Перелом ноги – 240 000 рублей;
Потеря ребенка при беременности – 1 000 000 рублей.
Если человек погиб при поездке, то его родственникам должны выплатить компенсацию в размере 2 000 000 рублей. Эта же сумма выплачивается пострадавшим, которые после аварии получили I группу инвалидности, или чьи дети стали инвалидами.
Помимо этого, компания должна заплатить и за имущество пассажиров, которое также было повреждено.
Документы подтверждающие страховой случай
Основным документом, подтверждающим, что человек был пассажиром транспорта, который попал в аварию, является проездной билет. Поэтому не нужно спешить выбрасывать или мять билет, пока вы не вышли из автобуса или другого транспортного средства.
На таком билете указаны цифры, по которым можно узнать все сведения о перевозчике. Если же этот документ был утерян, страховая компания может использовать другие подтверждающие факт, того, что травмы пострадавшим были получены в транспортном средстве. К примеру, таким доказательством выступает видеонаблюдение.
Страховщик в любом случае выплатит ущерб, но только после того, как проверит все факты аварии.
Куда идти и к кому обращаться при получении травм вследствие ДТП?
После аварии пострадавшим пассажирам стоит обратиться непосредственно к водителю транспортного средства. При наступлении это первый человек, который должен вызвать медицинских работников и правоохранительные органы.
Также водитель должен предоставить пассажиру акт, в котором будет указано, что он получил травмы при поездке. А еще он даст необходимую информацию и контактные телефоны страховой компании, которая возьмет на себя все расходы за лечение.
Обратиться в страховую организацию за получением возмещения можно, когда появится удобный момент. Точно регламентированного срока нет.
Чтобы получить компенсацию, пострадавшему стоит написать заявление на имя страховой компании. К такому заявлению необходимо прикрепить медицинский документ, с указанным диагнозом и полученными травмами.
Не будут лишними и документы, подтверждающие покупку лекарств и проведения лечения. Может быть, понадобиться найти и очевидцев, которые смогут засвидетельствовать, что травмы пострадавшего были действительно получены в ДТП.
Человек, обратившийся к страховщику, должен быть готов к тому, что ему придется пройти экспертизу. Делается это, чтобы установить степень повреждений.
Если у перевозчика нет страховки, это не означает, что пострадавший не сможет получить компенсации. В этом случае транспортная компания из собственных средств должна выплатить ущерб.
Если пострадавшему отвечают отказом на его требование, он может смело обращаться в службу транспортного надзора. По причине отказа в выплате ущерба перевозчик может потерять лицензию и больше не сможет заниматься своей деятельностью.
Юрист рассказывает о тонкостях страхования пассажиров
Страхование пассажиров
СТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВ
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»:
Независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
Гражданская ответственность МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров застрахована в АО «СОГАЗ». Договор обязательного страхования от 26.10.2018 №6818GP0029/GAZX21814503510000/204/Y сроком до 26.10.2019
По всем вопросам оформления страховых выплат обращаться по месту нахождения страховщика:107078, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 22, и его подразделения: 656056, г. Барнаул, ул. Ленина, д. 22. Телефон: +7 (3852)201-202.
Пассажир, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Банком России. Указанные документы должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.
от 22 декабря 2012 г. N 1378
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ИЛИ ИМУЩЕСТВУ ПАССАЖИРОВ
1. Настоящие Правила определяют порядок оформления и перечень документов для получения страхового возмещения (части страхового возмещения) по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров (далее — договор обязательного страхования).
2. Для получения страхового возмещения (части страхового возмещения) по договору обязательного страхования выгодоприобретатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности (далее — представитель), представляет страховщику следующие документы:
а) письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:
- фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;
- характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
- дата, время и место наступления события;
- вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.) (в случае наличия);
- наименование перевозчика;
- форма расчета (наличная или безналичная) (в соответствии с частью 10 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в случае, если по месту жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение этого страховщика и заявление подается иному страховщику, указывается безналичная форма расчета);
- реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;
б) документ, удостоверяющий личность выгодоприобретателя;
в) документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
г) документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, оформленный в порядке, определенном правилами перевозки пассажиров и багажа соответствующим видом транспорта, подтверждающий причинение вреда пассажиру, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого потерпевшего и содержит следующую информацию:
- дата, время, место составления;
- вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (государственный регистрационный номер, заводской номер и др.);
- полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- фамилия, имя, отчество потерпевшего (при возможности установления);
- место произошедшего события;
- описание произошедшего события и его обстоятельств;
- характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;
- информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;
- подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;
д) в случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом «г» настоящего пункта, представляется справка о дорожно-транспортном происшествии, составленная представителем органа внутренних дел при наличии пострадавших, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью, составленная с учетом информации, отраженной в карте вызова скорой медицинской помощи.
3. При причинении вреда жизни потерпевшего для получения страхового возмещения в счет возмещения расходов на погребение дополнительно к документам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, страховщику представляются следующие документы:
а) свидетельство о смерти потерпевшего;
б) документы, подтверждающие размер произведенных необходимых расходов на погребение потерпевшего.
4. При причинении вреда жизни потерпевшего для получения страхового возмещения в связи со смертью потерпевшего дополнительно к документам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, страховщику представляются следующие документы:
а) свидетельство о смерти потерпевшего и (или) список погибших потерпевших, предоставленный перевозчиком;
б) копия одного из следующих документов в зависимости от категории выгодоприобретателей:
- документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, — при обращении лица, имеющего в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
- свидетельство о рождении потерпевшего — при обращении родителей погибшего потерпевшего;
- свидетельство о браке потерпевшего — для супруга (супруги) погибшего потерпевшего;
- свидетельство о рождении ребенка (детей) потерпевшего — при обращении ребенка (детей) погибшего потерпевшего или его представителя (представителей);
- документ, подтверждающий, что потерпевший находился на иждивении у выгодоприобретателя, — при обращении лица, на иждивении которого находился погибший потерпевший.
5. Если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.
6. При причинении вреда здоровью потерпевшего дополнительно к документам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, представляются следующие документы:
а) документы, выданные и оформленные в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, медицинской организацией, в которую был доставлен или обратился самостоятельно потерпевший, независимо от ее организационно-правовой формы с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности;
б) выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности (в случае наличия);
в) справка, подтверждающая факт установления потерпевшему инвалидности или категории «ребенок-инвалид» (в случае наличия).
7. В случае намерения выгодоприобретателя воспользоваться правом на получение предварительной выплаты дополнительно к документам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, представляются следующие документы:
а) письменное заявление о выплате части страхового возмещения (предварительной выплате);
б) документ, выданный медицинской организацией, содержащий предварительные сведения о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, с указанием полученных потерпевшим травм и увечий, а также признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего в соответствии с установленными медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (в случае наличия одного из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего).
8. При причинении вреда имуществу потерпевшего дополнительно к документам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, представляются следующие документы:
а) багажная квитанция, содержащая сведения о весе багажа (в случае наличия);
б) опись имущества потерпевшего (багаж и (или) ручная кладь), поврежденного или утраченного при перевозке, с указанием примерной стоимости поврежденного или утраченного имущества, составленная потерпевшим в произвольной форме;
в) документы, подтверждающие стоимость утраченного имущества (в случае наличия);
г) в случае смерти потерпевшего — один из документов, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 настоящих Правил.
9. Документами, подтверждающими размер расходов на погребение потерпевшего, стоимость восстановления поврежденного имущества или стоимость утраченного имущества, являются платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт оплаты соответствующего товара (работ, услуг).
10. Выгодоприобретатель (его представитель) представляет страховщику оригиналы или копии документов, указанных в пунктах 2 — 4 и 6 — 8 настоящих Правил.
В случае представления копий документов страховщик вправе запросить подлинники этих документов для подтверждения верности представленных копий.
При представлении оригиналов документов страховщик за свой счет снимает с них копии и незамедлительно возвращает оригиналы документов представившему их лицу, за исключением заявления.
11. Страховщик не вправе требовать от выгодоприобретателя (представителя) представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Страховщик оказывает содействие в сборе документов, предусмотренных настоящими Правилами.
12. При причинении вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, выгодоприобретатель направляет указанному юридическому лицу письменное заявление о выплате компенсации, составленное в произвольной форме, и документы, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 2, а также пунктами 3, 4 и 6 — 8 настоящих Правил, в зависимости от вида (характера) причиненного вреда.
ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами
Добрый день, уважаемый читатель.
Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП — обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.
Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.
В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:
В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Статья 1 закона говорит о следующем:
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из данной статьи можно сделать 2 вывода:
- На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
- Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.
Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
.
3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);
Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В статье 2 этого закона расшифровывается понятие «перевозчик»:
13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:
- при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
- при перевозках по договору фрахтования;
- при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.
На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:
- являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
- работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.
Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.
То есть страховка ОСГОП не требуется.
Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.
Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.
Размер выплат по страховке ОСГОП
Рассмотрим статью 8 Федерального закона:
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.
Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.
Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.
Регрессное требование по ОСГОП
Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.
Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.
Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:
- умысел перевозчика;
- водитель находился в состоянии опьянения;
- водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
- водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
- водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
- водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
- перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
- если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
- иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.
В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.