Бонус-малус осаго

Предлагаем статью на тему: "Бонус-малус осаго" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2019

Коэффициент бонус-малус (КБМ) — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

0 страховых возмещений за период КБМ 1 страховое возмещение за период КБМ 2 страховых возмещения за период КБМ 3 страховых возмещения за период КБМ Более 3 страховых возмещений за период КБМ 1 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45 2 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45 3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45 4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45 5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45 6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45 7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45 8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45 9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45 10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45 11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45 12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45 13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45 14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45 15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

—>

Вопросы и ответы про КБМ

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально и влияет на стоимость договора ОСАГО. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ?

Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): перейти на сайт РСА.

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного КБМ в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно в любом офисе ПАО СК «Росгосстрах». Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через Личный кабинет клиента.

Порядок определения КБМ

С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год — 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора.

Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. КБМ присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается КБМ = 1.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 0,9, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 1,4, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим коэффициентом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый КБМ 0,8. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается КБМ = 1.

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается КБМ = 1.

Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

При заключении нового договора ОСАГО, КБМ будет равным КБМ, который был определен на 1 апреля текущего года.

Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП.

Проверить КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков

  • Бесплатно
  • Официально по базе РСА
  • Менее, чем за 2 минуты
Читайте так же:  Оформление кредита под залог автомобиля в альфа банке

Для кого полезна проверка КБМ?

Физические лица
Узнать свой КБМ по базе РСА для расчета скидки полиса ОСАГО

Юридические лица
Правильно применять КБМ в ОСАГО в страховой компании

Преимущества нашего сервиса

Отсутствие ограничений

Проверить КБМ водителей
или собственников

Получение данных

Предыдущий полис
Страховая компания
Количество убытков

Оперативность

Моментальное
получение результата

Подсказки для вас!

  • Для проверки КБМ, в поле “дата запроса” необходимо указывать дату СЛЕДУЮЩУЮ после окончания полиса.
  • Проверив КБМ водителя или собственника, вы можете распечатать данные, чтобы приложить их к полису или заявлению ОСАГО.
  • Если по результатам проверки вам кажется, что размер скидки должен быть больше, попробуйте вернуть свой КБМ с помощью нашего сервиса.

Восстанови КБМ со скидкой 17.5%

Только с 18:00 до 21:00 по московскому времени.

Безаварийный страховой стаж (полных лет)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+

Если у вас было ДТП

Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории.

Текущий класс водителя (КБМ)

М 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет и более

Текущий класс (КБМ)

М класс 0 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 12 класс 13 класс

Скидка на ОСАГО больше, чем Вам полагается. Если не оформить полис с этим КБМ, скидка может пропасть.

Ваш КБМ соответствует стажу.

Вы переплачиваете % за каждый полис ОСАГО.

Снизьте стоимость прямо сейчас, вернув свой КБМ.

Если у вас было ДТП

Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории.

Часто задаваемые вопросы

Что такое РСА?

  • РСА — Российский Союз Автостраховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.
  • РСА учрежден 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми компаниями страны и имеет государственную регистрацию от 14 октября 2002 года.
  • РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002.

Что требуется для проверки КБМ?

  • Для проверки КБМ водителя нужно
    • ФИО
    • Дата рождения
    • Номер водительского удостоверения
  • Для проверки КБМ собственника физического лица нужно
    • ФИО
    • Дата рождения
    • Номер паспорта
    • VIN автомобиля
  • Для проверки КБМ собственника юридического лица нужно
    • ИНН
    • VIN

Для чего нужно знать свой КБМ?

Для того, чтобы при оформлении полиса ОСАГО быть уверенным в правильном применении коэффициента страховщиком, и, соответственно, в верной стоимости полиса.

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Тарифы по ОСАГО утверждаются не страховыми компаниями, как в случае с КАСКО, а правительством РФ. Цена полиса ОСАГО равняется произведению базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. В данной статье мы не будем их все расписывать, т.к. это достаточно объемная информация. Если Вы хотите узнать стоимость ОСАГО – воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на нашем сайте.

Объектом внимания данной статьи станет Коэффициент Бонус-Малус (КБМ). Задачей этого параметра является поощрение безаварийных водителей в виде скидок и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса ОСАГО.

Когда говорят про КБМ, Страховщики зачастую употребляют термин «Класс страхователя». Если Вы страхуетесь впервые, то Ваш класс равен 3, а сам КБМ — 1. Далее за каждый безаварийный год вождения Вы получаете по 5% скидки, т.е. на второй год страхования Ваш КБМ становится равен 0.95, на третий – 0.9 и т.д. Максимальный порог – скидка 50% на ОСАГО (КБМ=0.5). Чтобы достичь такого результата, необходимо на протяжении десяти лет не становиться виновником ДТП.

Накопленную годами скидку можно запросто потерять, если в течение очередного страхового периода стать виновником ДТП. Если же Вы страхуетесь не так давно, и скидки у Вас нет, либо она незначительная, то неосторожная езда на дороге, помимо прочих неприятностей, обернется для Вас повышенной стоимостью полиса ОСАГО на следующий год страхования. Надо отметить, что санкции будут применяться только в том случае, если пострадавший в результате ДТП обратится за выплатой в Вашу страховую компанию. В теории, он может махнуть рукой и восстановить авто за свой счет, к примеру, если ущерб его транспортному средству был нанесён незначительный. При таком удачном для Вас сценарии повышении цены не будет.

КБМ не учитывается при страховании прицепов. Также он не играет роли при заключении договора ОСАГО на транзитное ТС и на транспортные средства, владельцы которых зарегистрированы в иностранном государстве.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать свой КБМ на очередной год страхования, нужно воспользоваться соответствующей таблицей.

Как было упомянуто ранее, на первый год страхования водителю присваивается 3 класс. В таблице он выделен желтым цветом. КБМ в таком случае равен 1, т.е. на стоимость ОСАГО он никак не влияет. Допустим, по вине этого водителя за первый год не произошло ни одного происшествия. Смотрим на столбец «0 страховых выплат», значение в ячейке равно 4. Т.е. на следующий год водителю присваивается 4-й класс (КБМ=0.95). Это значит, что он вправе рассчитывать при продлении договора ОСАГО на скидку 5%. Если на второй год страхования этот водитель станет виновником одного ДТП, то ему будет присвоен класс 2 (КБМ=1.4). Т.е. цена полиса ОСАГО при очередном продлении вырастет сразу на 40%. Еще один безаварийный год поможет ему вернуть 3-й класс и не переплачивать за страховку.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ. Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Читайте так же:  Максимальная выплата по полису каско

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Как определяют КБМ водителей страховые компании

Еще в 2012-м году на рынке страхования царила неразбериха в вопросе определения КБМ. В то время не было единой базы данных с историей страхования водителей, к которой имели бы доступ страховые компании. Водители, ставшие виновниками ДТП, понимали, что их страховая компания попросит в следующем году заплатить за полис ОСАГО значительно больше, и поэтому просто обращались за новым полисом в другую страховую, уверяя её представителей, что последний год вождения был безаварийным. Этой дырой пользовались и страховые агенты, желающие сделать наиболее выгодное предложение для потенциального клиента. Доходило до того, что водители на первый год страхования получали сразу максимальную 50%-ю скидку.

Спустя почти десять лет с момента введения в 2003-м году обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, 1 января 2013-го года заработала единая база данных Российского Союза Автостраховщиком. С этого момента страховые компании обязаны предоставлять данные об истории страхования своих клиентов в РСА. При этом доступ к базе, конечно же, есть у Страховщиков, которые сейчас способны проверить информацию по клиентам, а не верить им на слово.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е. вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го. Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

Узнать свой коэффициент бонус-малус (ОСАГО)

Перед тем, как оформить страховку, я решил самостоятельно рассчитать стоимость ОСАГО, но загвоздка была в непонятном мне классе и его коэффициенте бонус-малус (КБМ). Кое-как разобрался и решил просвятить и вас.

Сегодня существует 15 классов страхования водителей, которые предусматривают применение соответствующего коэффициента (КБМ). Класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО.

Таблица коэффициента бонус-малус (КБМ)

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0
страховых выплат
1
страховая выплата
2
страховые выплаты
3
страховые выплаты
4 и более
страховых выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Для того, чтобы узнать какой у вас коэффициент бонус-малус, нужно понять какой у вас класс. Он рассчитывается исходя из количества ваших страховок и количества ДТП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы ранее не страховались или в базах нет данных на вас, то водителю присваивается 3 класс. Он равен коэффициенту КБМ 1, что означает скидок нет.

Пример 1. Стаж вождения 3 года, не было страховых случаев. Класс КБМ – 3, коэффициент – 1.
Пример 2. Стаж вождения 3 года, 1 ДТП. Класс КБМ – 1, коэффициент – 1,55.
Пример 3. Стаж вождения 10 лет, 0 ДТП. Класс КБМ – 10, коэффициент – 0,65.

Если вы раньше страховались, то при оформлении новой страховки будет:

Пример 1. Стаж 3 года, не было страховых случаев. Класс КБМ по окончании годового срока страхования – 4, коэффициент – 0,95.

Запутались? Ниже, вы можете узнать свой коэффициент бонус-малус (КБМ) онлайн на сайте РСА. Для этого от вас потребуется ввести свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер прав, и дату начала действия вашего полиса.

После ввода данных система выдаст ваш КБМ, который указывал страховщик.

П.С. У меня случилась занятная история при проверке КБМ. На старых правах есть хороший коэффициент бонус-малус, а на новых правах, я как будто только за руль сел и нет ни опыта, ни стажа.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Водитель, желающий купить ОСАГО, обязательно столкнется при расчете стоимости в той или иной страховой компании с термином «коэффициент бонус-малус», или коротко – «КБМ». Если ранее вы не имели с этим дела, рассмотрим, что это значит.

Зачем нужен КБМ?

Все страховые компании при вычислении стоимости страхового полиса ОСАГО в формуле расчета обязательно применяют КБМ. Размер КБМ зависит от ряда факторов, обязательно учитываемых в каждом конкретном случае. Имеет значение, насколько продолжителен стаж вождения клиента, а также насколько безаварийна его езда.

Почему именно так рассчитывается цена полиса? Потому, что компании заинтересованы в страховании аккуратных водителей, которые попадают в ДТП только в исключительных обстоятельствах. Такому водителю компания всегда готова пойти навстречу, и снизить стоимость полиса за счет более лояльного КБМ. Другими словами, КБМ – это скидка по ОСАГО , которую страховая компания делает аккуратному водителю с хорошим стажем.

Каждый год безаварийной езды засчитывается в размере 5% скидки от стоимости полиса. А если за год страхования клиент все-таки попал в ДТП, то размер его скидки автоматически аннулируется или уменьшается и уже в следующем году полис ОСАГО обойдется ему существенно дороже. Но скидка аннулируется только тогда, когда именно по вине клиента произошло ДТП. В случае виновности второй стороны или же, когда происшествие не протоколировалось в ГИБДД, скидка за клиентом сохраняется.
Так происходит по простой причине: страховая компания своим полисом страхует ответственность автомобилиста, а не все теоретически возможные ситуации, в которые автомобиль может попасть. Когда водитель не несет ответственности за произошедшее ДТП, это не влияет на будущий размер стоимости его полиса ОСАГО.
Как проверить КБМ?

Читайте так же:  Автокорректор фар автомобиля для ксенона

Проверить КБМ по ОСАГО для конкретного водителя – не так-то просто. В расчет берется стаж вождения, а также весь предшествующий опыт (страховая история). Получить эту ценную информацию можно одним из нескольких способов.

Для расчета КБМ существует АИС (автоматизированная информационная система). Эту систему обслуживает Российский Союз Автостраховщиков. В этой базе данных имеется информация обо всех водителях, получавших полисы ОСАГО. Если предшествующая страховая компания исправно внесла информацию в эту базу данных, то она станет доступна для каждого, кто обратится к этой системе. Например, на сайте страховой компании можно самостоятельно при помощи специального калькулятора ОСАГО рассчитать стоимость полиса, который будет брать за основу информацию из базы АИС РСА.

Расчет КБМ

Видео (кликните для воспроизведения).

С самого начала КБМ был привязан не к водителю, а к автомобилю. То есть при продаже авто, водитель сразу же терял накопленный КБМ. Такое положение было невыгодно и поэтому теперь КБМ закрепляется только за водителем. Всего различают 14 классов КБМ, значения которых могут колебаться от 2,45 до 0,5. Когда клиент обращается в компанию первый раз, то автоматически ему присваивается класс 3 , а КБМ=1 . Так как клиент не имеет страховой истории, то стоимость полиса не пересчитывается ни с понижающим, ни с повышающим коэффициентом. Спустя год коэффициент уменьшится на 5% , то есть станет равным 0,95 . Этот коэффициент приравнивается к 4 классу . Если же за год клиент попал в аварию по собственной вине, то его КБМ увеличится на 55%, а класс станет равным 1, то есть стоимость полиса будет рассчитываться по КБМ=1,55. Если же в полис вписано несколько водителей, то КБМ принимается по наибольшему значению .

Класс на начало годового срока страхования

При оформлении полиса, агенты всегда спрашивают, сколько аварий на счету тех водителей, которых клиент желает вписать в ОСАГО. Здесь важно понимать, что предоставление ложных сведений может в будущем стать причиной того, что договор признают ничтожным, а значит и выплат по нему водитель не получит при ДТП, как и не вернут деньги, заплаченные за полис. Более того, в следующий раз КБМ для такого водителя станет равным 1,5.

Бывает так, что КБМ всегда равен 1:

  • Страхование автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам;
  • Страхование на срок менее 1 года.

Оформляя договор ОСАГО , обязательно проверяйте размер своего КБМ и не позволяйте вводить себя в заблуждение. Каждый год безаварийного вождения автоматически удешевляет стоимость вашей страховки.

Хитрости страховых компаний

Не все агенты страховых компаний стремятся сообщать аккуратным водителям о том, что стоимость полиса может быть рассчитана с понижающим КБМ. Опасность этой ситуации в том, что с момента подписания такого договора, все накопленные ранее бонусы «сгорают». Восстановить их не удастся даже через суд.

Бывает так, что агент говорит клиенту: «договор ОСАГО можно заключить только после страхования жизни». Это ложь и уловка компании. ОСАГО к договорам страхования жизни не имеет никакого отношения. Если вам навязывают ненужную страховку, обращайтесь сразу в другую компанию.

Онлайн проверка КБМ по базе РСА

Коэффициент бонус-малус: быть дисциплинированным водителем не только безопасно, но и выгодно!

Страховщики поощряют за безаварийную езду. Вы можете прямо сейчас узнать свой КБМ по ОСАГО в РСА, чтобы оценить, во сколько конкретно на данный момент обойдется страховой полис.

Бесплатная помощь для страховых агентов: расчет КБМ по базе РСА

Помогите клиенту сэкономить, и он будет обращаться к вам постоянно. У нас можно проверить КБМ по базе РСА онлайн для любого автомобилиста, чтобы правильно его применять при оформлении автостраховки.

Что такое бонус-малус в ОСАГО

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это показатель дисциплинированности автомобилиста, с учетом которого водителю, с определенным стажем и страховой историей, снижается цена на полис ОСАГО. Проверить онлайн коэффициент бонус-малус необходимо, даже владельцам новых машин, поскольку скидка предоставляется не транспортному средству, а водителю. Как узнать класс бонуса-малуса – просто заполните форму онлайн заявки. Предоставленные вами данные будут оперативно проверены по автоматизированной базе данных РСА, а выданный в итоге показатель КБМ подскажет, как рассчитать правильно актуальную цену страховки.

Таблица коэффициентов «бонус-малус» (КБМ)

Класс на начало годового срока страхования

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

Бонус-малус ОСАГО

КБМ (коэффициент бонус-малус, скидка за безаварийную езду) — один из показателей,
влияющих на стоимость полиса ОСАГО.

В зависимости от аварийности коэффициент может быть повышающим или понижающим.

Проверка КБМ осуществляется по запросу в РСА (Российский Союз Автостраховщиков).

С начала стажа КБМ = 1.0 и уменьшается за каждый год безаварийной езды на 5%.

За 10 лет безаварийного стажа скидка на КБМ достигает максимального значения в 50%.

Если ваш коэффициент завышен — воспользуйтесь сервисом для восстановления КБМ.

📋 Согласно статистике у 80% автолюбителей КБМ завышен по двум причинам:

🔘 Смена фамилии или водительского удостоверения.

🔘 Страховщик несвоевременно подал сведения в РСА.

В чём заключается суть услуги:

✔️ Правильно оформляем и подаём за Вас заявку на восстановление КБМ.

✔️ Экономим ваше время — 1 минута на заполнение онлайн-анкеты.

✔️ Не надо собирать документы и глубоко погружаться в вопрос.

✔️ Рассмотрение заявки занимает до 10 дней, вместо положенных 30.

✔️ Если по заявке КБМ не понижается — оплата полностью возвращается.

Что такое КБМ (коэффициент бонус-малус)

При расчете стоимости полиса ОСАГО, важное значение имеет класс и коэффициент бонус-малус (КБМ). Он рассчитывается исходя из данных о ваших прошлых страховках.

КБМ — Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Если водитель первый раз заключает договор страхования ОСАГО, то ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Далее, за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается.

Таблица классов и соответствующего коэффициента бонус-малус.

Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования, с учетом наличия страховых случаев
без выплат 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 и более выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 базовый 1,0 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 M
Класс КБМ Подорожание

Скидка
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0
страховых выплат
1
страховая выплата
2
страховые выплаты
3
страховые выплаты
4 и более
страховых выплат
M 2,45 145% M M M M
2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Пример 1. Водитель, стаж которого 5 лет и никогда не было ДТП, имеет 5 класс и коэффициент 0,9. При заключении нового договора страхования у него будет 6 класс.

Пример 2. Водитель со стажем вождения 1 год и 1 ДТП, получит 1 класс и коэффициент 1,55.

Проще говоря, КБМ это скидка за безубыточность (бонус) или штраф за неаккуратное вождение (малус).

Какой следующий класс по истечении страхового года

Следующий класс, и соответствующий ему коэфициент бонус-малус, напрямую зависит от количества обращений в страховую компанию при ДТП за выплатой по ОСАГО, где вы были виновником аварии:

  • Если таких обращений «0» — следующий класс «13»
  • Если таких обращений «1» — следующий класс «7»
  • Если таких обращений «2» — следующий класс «3»
  • Если таких обращений «3» — следующий класс «1»
  • Если таких обращений «4» и более — следующий класс «М»

Как рассчитывается скидка по ОСАГО («бонус-малус»)?

Выберите тип транспортного средства

Коэффициент «бонус-малус», более известный как Кбм, существенно влияет на стоимость ОСАГО. Кбм меняется в зависимости от частоты аварий по вине водителя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (Кбм). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса.

Таблица 1. Таблица Кбм с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года.

Текущее значение
Кбм
Значение Кбм по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после

страховых
выплат
1
страховая
выплата
2
страховые
выплаты
3
страховые
выплаты
4 и более
страховых
выплат
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Начальным является Кбм равный единице. Далее он меняется в зависимости от количества страховых случаев по полису:

  • При безубыточной езде коэффициент уменьшается каждый год на на 0,5. То есть растет скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с максимальным Кбм платит за ОСАГО в два раза меньше, чем начинающий.
  • Если по полису были убытки, уменьшается скидка. Например, если при оформлении договора Кбм был равен 0,9, то после страхового случая его значение повысится до единицы. То есть скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение Кбм составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение Кбм. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения Кбм является:

  • Водитель, если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения Кбм из всех водителей, вписанных в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, например, автовладелец может иметь разный Кбм по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен начальный Кбм.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если Кбм нового водителя хуже, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка Кбм увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • Кбм собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VIN-номеру авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать Кбм следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховым компаниям, так и страхователям (водителям). Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» Кбм=1. При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится. Они будут учтены лишь через год.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене;
    • в новом водительском удостоверении обычно указываются старые права;
    • данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Сокрытие данных о Кбм страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.
  • Отзывы на профильных интернет-площадках. Нередко представители компаний реагируют на подобные обращения. Попробуйте воспользоваться нашим сервисом отзывов о страховщиках .

Подобные проблемы часто усугубляются сложностью определения причины потери скидки. Наиболее быстро решить вопрос позволяют, безусловно, «неформальные» методы. Однако официальные обращения дают больше гарантий каких-то ответных действий. Как показывает практика, в большинстве случаев страхователю приходится оформлять «автогражданку» на предложенных условиях. А уже потом оспаривать их, добиваясь возврата излишне уплаченной премии.

Бонус-малус осаго
Оценка 5 проголосовавших: 1