Характеристика договора морской перевозки грузов

Предлагаем статью на тему: "Характеристика договора морской перевозки грузов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Договор морской перевозки грузов в линейном судоходстве

ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

В ЛИНЕЙНОМ СУДОХОДСТВЕ

Иванова Т.Н., аспирант Государственного университета управления.

Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли. В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов.

Движение судов организуется по определенной системе в зависимости от условий и характера перевозок. Различают следующие формы судоходства.

Нерегулярное, или трамповое, судоходство носит эпизодический характер. Суда эксплуатируются на нерегулярной основе и не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Договор в трамповом судоходстве имеет форму чартера. Кроме договора фрахтования (чартера) при трамповых перевозках используется коносамент, который в нерегулярном сообщении выполняет следующие функции:

1) свидетельствует о заключении договора перевозки;

2) является распиской в получении груза перевозчиком;

3) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

Регулярное судоходство по сравнению с нерегулярным имеет определенные преимущества: упрощается планирование работы флота, возможна рациональная расстановка судов с учетом их характеристик, обеспечивается ритмичность работы портов, возможно снижение расходов на портовые сборы, что, в свою очередь, создает условия для развития внешней торговли, роста грузооборота и доходов порта.

Договору морской перевозки груза посвящена глава VIII Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. (КТМ РФ). В соответствии со ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

2) без такого условия.

Договор перевозки груза по коносаменту применятся только в линейном судоходстве. В отличие от чартера он не предусматривает обязанности перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение. Отдельные партии груза могут быть размещены перевозчиком на судне по его усмотрению, исходя из общих интересов рейса. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с грузовладельцем, о чем делается отметка на лицевой стороне коносамента.

Принятию груза к перевозке в линейном сообщении предшествует бронирование для него места на определенном судне. Бронирование места происходит путем соглашения отправителя и перевозчика. В правовой доктрине РФ подобные правоотношения считают договором, который заключается путем составления и подписания букингнота, представляющего собой письменное соглашение обо всех существенных условиях морской перевозки груза в линейном сообщении.

Деятельность по предоставлению места на судне и предъявлению груза к перевозке носит вспомогательный и организационный характер для последующей транспортировки груза. Поэтому договором морской перевозки груза необходимо считать всю совокупность отношений, связанных с перевозкой груза, включающую как организацию перевозки груза, так и непосредственную транспортировку последнего.

Многие авторы расходятся во мнениях в определении категории коносамента при линейных перевозках грузов. В частности, А.В. Семенов определяет договор перевозки грузов по коносаменту как исключительно реальный . А.Г. Калпин разделяет договор морской перевозки груза по коносаменту на два подвида — с условием бронирования места на судне и без такого условия, указывая, что договор первого подвида носит консенсуальный характер, в то время как второй вид является реальным .

Статья Семенова А.В. «Некоторые вопросы правового регулирования коносамента как доказательства договора морской перевозки грузов» включена в информационный банк согласно публикации — «Транспортное право», N 1, 2001

Семенов А.В. Некоторые вопросы правового регулирования коносамента как доказательства договора морской перевозки грузов // Международное публичное и частное право. М., 2001. С. 12.

Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М.: Транспорт, 1978. С. 113 — 114.

Анализ опыта линейных перевозок г. Калининград показывает, что именно коносамент является договором перевозки грузов в линейном сообщении, для заключения которого на практике происходит бронирование места на судне посредством предварительной подачи заявки грузоотправителем в организацию, осуществляющую перевозку, за 7 — 10 дней до момента отправления судна. В заявке указываются наименование груза, количество и размер груза, место отгрузки, порт отгрузки, грузоотправитель, грузополучатель, плательщик, дата готовности груза к отгрузке и прочая информация. В свою очередь, организация-перевозчик отвечает отправителю заявки письмом, факсом или посредством электронной почты. С момента получения отправителем такого ответа соглашение считается достигнутым.

Имеется в виду «Курш линия» г. Калининград (Kursiu Linija). «Курш линия» работает около 10 лет и связана с портами стран Бенилюкс (Роттердам, Ипсыч, Остенде и др.) и Германии (Гамбург, Бремерхафен).

Заключение договора, при котором бронируется место на судне, не всегда предполагает использование стандартной формы букингнота. На «Курш линии» букингнот имеет форму букинг-реквеста (booking-request). В данном документе указываются наименование сторон, краткая характеристика груза, размер фрахта и способ его уплаты, название судна, порты погрузки и назначения и некоторые другие данные.

Линейный коносамент, выдаваемый организацией-перевозчиком грузоотправителю, на своей обратной стороне содержит условия договора морской перевозки груза оператором судоходной линии. Статья 144 КТМ РФ предусматривает обязательность одиннадцати атрибутов коносамента (так называемых боксов). На практике число боксов или граф коносамента может достигать 30. Линейный коносамент наряду с условиями, отвечающими требованиям договора морской перевозки грузов, может содержать также ряд положений, отражающих специфику работы данной линии. Содержание линейного коносамента предопределено условиями работы данной линии, которые вырабатываются перевозчиком и принимаются грузоотправителем. В отличие от чартера, заключая который стороны имеют возможность обсудить и согласовать условия перевозки, наличие типовых проформ чартера не исключает индивидуализации условий конкретного договора по воле сторон.

В линейных коносаментах предусматривается, что перевозчик не обязан подавать нотис о приходе или о готовности судна к погрузке или разгрузке судна грузоотправителю и грузополучателю, так как понимается, что перевозчик выполняет объявленное им расписание движения судов на данной линии. Однако на практике, в частности, в г. Калининград, перевозчик всегда направляет уведомление о прибытии груза и контейнеров только грузополучателю.

Исследование автором работы Мурманского морского пароходство выявило, что, несмотря на многопрофильность флота, которым владеет пароходство, позволяющую оперативно реагировать на изменения ситуации на фрахтовом рынке, отсутствие больших объемов грузоперевозок и систематичности перевозок заставило отказаться от линейной формы судоходства около 15 лет назад. В настоящее время Мурманское морское пароходство заключает договоры фрахтования судна, его части или определенных судовых помещений для перевозки, используя трамповую форму судоходства. Однако при наличии свободного места на судне или при условии согласия грузоотправителя на перевозку груза на верхней палубе в качестве единственного документа, подтверждающего наличие договорных правоотношений с пароходством, выступает линейный букингнот по форме «Конлайнбилл» (conlinebill), разрабатываемый БИМКО специально для перевозки грузов судами регулярных линий.

Читайте так же:  Получение автокредита с 18 лет

Балтийский и международный морской совет (в прошлом конференция) БИМКО в Копенгагене (Дания).

Таким образом, для возникновения правоотношений по договору морской перевозки грузов по коносаменту в линейном судоходстве достаточно соглашения сторон. Соглашение о резервировании места для груза на судне и о его последующей перевозке заключается предварительно, а предъявление груза и его принятие перевозчиком осуществляется в порядке исполнения обязанностей, ранее принятых на себя сторонами правоотношения. Следовательно, договор морской перевозки грузов в линейном сообщении следует относить к категории консенсуальных договоров.

Исходя из приоритетов внешнеэкономической деятельности России на современном историческом этапе развития, линейную форму судоходства следует признать более прогрессивной и оптимальной по сравнению с трамповой, обеспечивающей не только регулярную и быструю доставку грузов морским путем с учетом рассредоточенности грузопотоков между большим количеством портов, но и позволяющей сократить резерв провозной способности флота и оперативно регулировать движение судов на линии с учетом изменений в отдельных портах.

(Статья: Договор морской перевозки грузов в линейном судоходстве (Иванова Т.Н.) («Транспортное право», 2005, N 4))

Договор морской перевозки

Виды договоров морской перевозки

Договор морской перевозки – это услуга транспортировки грузов или пассажиров морским транспортом.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания договоры морской перевозки дифференцируются в зависимости от способа загрузки судна. Таким образом, выделяются два основных вида договоров, в которых:

  • имеется условие чартера, то есть предоставления под груз всего судна, какой либо его части или специализированных помещений морского транспортного средства;
  • не имеется условий о чартере.

По договорам, не подразумевающим чартерные условия, перевозчик самостоятельно определяет способ распределения и технические условия транспортирования груза, принятого от грузоотправителя.

Существуют также несколько производных от основных видов договоров, таких как time-charter или demise-charter.

Форма договора

Для договора морской перевозки предусмотрена простая письменная форма. По своей юридической сути договор морской перевозки обладает признаками договора присоединения, в силу которого грузоотправитель либо принимает условия, предлагаемые ему морским перевозчиком, либо подыскивает более удобные для себя варианты.

В силу характера условий присоединения договор может быть заменен коносаментом, то есть морским вариантом накладной, выдаваемой перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта приема груза.

И коносаменты, и собственно договоры предельно отработаны, их форма является унифицированной и подчиненной правилам морских интернациональных перевозок.

Форма этих документов изготовляется типографским способом, что обеспечивает единообразное соблюдение правил морских международных перевозок.

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза

Если договор грузоперевозки не будет предусматривать условия ограничения ответственности, то перевозчик будет нести ее в полном объеме как за утрату груза, так и за его повреждение.

Договоры грузоперевозок морским транспортом имеют такую большую историю и настолько отработаны, что практически любой договор коносамента или чартера включает в себя условия «исключенных рисков».

Так, условиями для освобождения морского перевозчика от ответственности будут:

  1. опасные ситуации и непредвиденные происшествия не только в морских, но и в любых судоходных водах;
  2. возгорания на судне, не вызванные действиями или бездействием перевозчика;
  3. военные конфликты и волнения населения;
  4. дефекты груза, характеристики груза, его усушка или утруска и т.д.

Для освобождения от ответственности по вышеперечисленным обстоятельствам перевозчику потребуется доказать, что имели место именно эти события или хотя бы одно из них.

В силу требований ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, морской перевозчик несет ответственность за:

  • утрату груза. При утрате груза он обязан возместить его стоимость и возвратить фрахт, не входящий в цену груза. При утрате грузоотправления с заявленной ценой стоимость возмещения будет равна заявленной стоимости;
  • нанесение повреждений грузу. В этом случае он обязан возместить сумму, равную нанесенному ущербу, и возвратить фрахт, не входящий в цену груза.

Договор морской перевозки пассажиров и багажа

Правила перевозки пассажиров морских транспортом регламентируются, в первую очередь, Кодексом Торгового мореплавания РФ, который, в свою очередь, дублирует основные условия Афинской Конвенции 1974 года.

В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ договор морской перевозки пассажиров является соглашением между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира (и его багаж) в место назначения, определенное по маршруту морского судна.

Пассажир по тому же договору обязуется оплатить проезд как за себя лично, так и за провозимый им багаж. В качестве пассажира будет выступать также лицо, сопровождающее груз при условии оплаты только провоза груза.

Любой договор перевозки пассажиров или груза, не соответствующий правилам главы 9 Кодекса торгового мореплавания, признаются ничтожными.

Форма договора

Кодекс торгового мореплавания РФ не обязывает пассажира и перевозчика заключать договор в его буквальном смысле.

Так, ст. 179 КТМ РФ устанавливает, что свидетельством договора с перевозчиком могут выступать билеты на проезд и квитанции на сдачу груза или багажа. Это свидетельствует о том, что договор морской перевозки пассажиров содержит в себе все признаки договора присоединения, в силу которых перевозчик диктует набор услуг, к которым пассажир может либо присоединиться, либо отказаться от поездки.

Это значит, что любые договорные опции морского проезда пассажир может выбрать лишь из списка, предложенного перевозчиком. Например, может выбрать каюту люкс или каюту эконом.

Форма пассажирского билета, а равно содержание квитанции о сдаче багажа могут варьироваться в зависимости от типа морского судна. Билеты и квитанции на международные рейсы заполняются более детально, в отличие от рейсов каботажных.

Перевозка багажа

Статья 180 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет багаж как любой предмет (в том числе и автомобиль), транспортировка которых осуществляется в силу договора пассажирской перевозки одновременно с пассажиром.

Имеется и небольшое реверсное право, когда договорное право пассажира происходит из договора транспортировки груза. Так, будет считаться пассажиром лицо, сопровождающее груз, хотя с ним договор перевозки пассажира не заключался.

Та же статья 180 КТМ РФ устанавливает определение каютного груза (являющегося эквивалентом ручной клади по договорам авиаперевозок). Так, каютным грузом будет считаться багаж, находящийся в каюте пассажира под его личным присмотром и в его личном пользовании.

Ответственность перевозчика

Ответственность перевозчика распространяется на период времени, равный нахождению пассажира на морском судне и времени перевозки пассажира от берега до судна и обратно.

Исключается из времени нахождения на судне время нахождения пассажира на причале и в морском порту.

Читайте так же:  Для чего может быть нужен родовой сертификат молодой маме

Ответственность перевозчика за багаж действует в том же временном диапазоне, а окончание ответственности за багаж наступает при вручении багажа пассажиру в момент окончания поездки.

Прекращение договора

Договор перевозки пассажира морским транспортом может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по единоличной инициативе пассажира или перевозчика.

Пассажир может отказаться от поездки морским транспортом:

  • до отхода морского судна из порта;
  • в любом из морских портов, в которых маршрутом судна предусмотрена остановка для высадки и посадки пассажиров.

При отказе от рейса пассажир имеет право на возврат всей суммы, внесенной в оплату перевозки, в случае, если отказ от поездки был вызван болезнью, а также, если отказ был совершен не менее чем за 30 дней до отплытия.

Не будет возвращена сумма в случае, если пассажир отказался от поездки менее чем 30 дней до отплытия и отказ не был вызван уважительными причинами.

Перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях:

  1. военных конфликтов и любых военных действий, создающих угрозу захвата судна в зоне, через которые проходит маршрут судна;
  2. блокады портов отправления и прибытия;
  3. разрушения судна, технической неисправности судна и его непригодности к эксплуатации. Непригодность судна должна быть установлена компетентной комиссией;
  4. экспроприации судна для нужд государства;
  5. задержания и блокирования судна в любом из портов.

Изменение маршрута и задержание отплытия судна из любого из портов возможно по инициативе перевозчика, когда это обусловлено необходимостью уйти из зоны повышенного риска, связанного, например, со вспышками инфекционных заболеваний, неблагоприятными санитарными условиями и другими объективными причинами.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Косовская В.А., преподаватель Института Морского Права.

Договор морской перевозки груза является одним из центральных институтов морского права. Однако вопрос, касающийся определения его понятия, составляет предмет наиболее дискуссионных тем в названной сфере.

На наш взгляд, при выяснении сущности и определении понятия договора морской перевозки груза целесообразно выявить место, значение и роль данного договора в системе обязательств. Для этого прежде всего обозначим место рассматриваемого договора в системе смежных договоров.

Известно, что договор морской перевозки груза относится к договорам перевозки груза, являющимся разновидностью договора перевозки. Договор перевозки, в свою очередь, относится к транспортным договорам (см. схему 1).

Схема 1. Место договора морской перевозки груза в системе договоров

│ Договор перевозки груза │

│Договор морской перевозки груза│

Вместе с тем термин «договор» в гражданском праве употребляется в нескольких аспектах: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникающее из этого основания, и как документ, в котором закреплен факт установления обязательств.

Мы предлагаем рассмотреть интересующий нас договор как юридический факт, лежащий в основе обязательственного правоотношения. Такой подход позволит нам перейти к определению места договора морской перевозки груза в системе транспортных обязательств — разновидности обязательства по оказанию услуг.

Место договора морской перевозки груза в системе обязательств представлено на схеме 2.

Схема 2. Место договора морской перевозки груза в системе обязательств

│Обязательства по оказанию услуг│

На основе представленных схем рассмотрим, какую роль играет договор морской перевозки груза в системе обязательств.

Согласно ст. 307 ГК РФ «обязательство — это гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых обязано совершить в пользу другого определенные действия либо воздержаться от определенного действия, а последний вправе требовать выполнения этих действий либо воздержаться от выполнения определенных действий». Такова сущность обязательства как гражданско — правового института.

В зависимости от характера опосредуемого сторонами обязательства перемещения материальных благ выделяются различные группы обязательств, к одной из которых относится обязательство по предоставлению услуг, в силу которого одно лицо обязано по заданию другого лица оказать определенные услуги, а другое лицо обязано оплатить эти услуги.

Одним из видов обязательств по предоставлению услуг являются транспортные обязательства, обладающие специфическими чертами.

Это обусловлено тем, что деятельность по перевозке грузов заключается в оказании особых нематериальных услуг, направленных на перемещение грузов в пространстве. При этом такая деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Ее сущность — в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза.

Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для всех договоров данной группы, а также договоров перевозки и договоров перевозки груза.

Согласно определению (ст. 785 ГК РФ) договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Следует отметить, что, во-первых, договор грузовой перевозки является взаимным и возмездным, а также строго формальным договором. Он всегда заключается в письменной форме. Во-вторых, данный договор является двусторонним, хотя чаще всего круг участников обязательства перевозки груза не ограничивается перевозчиком и грузоотправителем, который после доставки груза в пункт назначения сам его получает. Обычно в качестве грузополучателя указывается третье лицо. По конструкции такой договор может быть отнесен к договору в пользу третьего лица.

Однако специфика морского торгового судоходства обусловила появление особенностей, характерных только для морской перевозки груза.

Законодательное определение договора морской перевозки груза дано в ст. 115 КТМ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)». Договор морской перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

2) без такого условия (в этом случае договор оформляется коносаментом).

Существование в торговом мореплавании двух систем организации судоходства: трамповой и линейной — предопределило деление договора морской перевозки груза на два вида.

Обязательным признаком договора первого вида является осуществление перевозки на особых условиях: для размещения груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения. Этот договор назван в ст. 115 КТМ чартером. Он используется при перевозке груза трамповыми судами.

Договор перевозки груза второго вида заключается без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений. В КТМ или каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его можно было бы назвать договором по коносаменту. Коносаментом подтверждается заключение договоров при перевозке грузов на линейных судах.

Читайте так же:  Оформление субсидии на жилье военнослужащим

В качестве другой особенности морской перевозки груза можно отметить следующее. Если договор перевозки груза всегда является реальным (в ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. заранее переданный ему отправителем, груз), договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. Чартер — консенсуальная разновидность договора морской перевозки груза.

Мы определили, что договор морской перевозки груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной из составляющих системы обязательств по оказанию гражданско — правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договорам по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, то есть на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна.

Выявить сущность договора морской перевозки груза нам поможет сравнительный анализ договора морской перевозки груза и договора фрахтования.

Пользуясь примененным выше приемом, рассмотрим место договора фрахтования в системе договоров аренды (схема 3).

Схема 3. Место договора фрахтования в системе договоров аренды

Характеристика договора морской перевозки грузов

ЛЕКЦИЯ № 56. Договор морской перевозки груза

Морская перевозка груза – один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов:

1) международная морская перевозка;

2) каботаж – перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки. Содержание договора морской перевозки:

1) перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения;

2) перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза;

3) отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

Сторонами договора морской перевозки являются:

1) перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор;

2) грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени;

3) фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Видео (кликните для воспроизведения).

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ):

1) размер фрахта устанавливается соглашением сторон;

2) при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза;

3) в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается;

4) в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза;

5) за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается;

6) за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер – договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям:

1) он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями;

2) содержать наименование сторон договора;

3) содержать название судна;

4) содержать указание на род и вид груза;

5) содержать указание на размер фрахта;

6) содержать наименование места погрузки груза;

7) содержать наименование места назначения или направления судна;

8) по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Существуют основные условия подачи и погрузки судна:

1) судно должно быть подано в мореходном состоянии;

2) оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт;

3) судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время;

4) груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке;

5) судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке;

6) если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне;

7) провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности:

1) обеспечить сохранность груза в пути следования;

2) обеспечить выгрузку груза;

3) обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который:

1) легко воспламеняется;

2) является взрывчатым веществом;

3) был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан:

1) направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту;

2) при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ:

1) за утрату груза – в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

3) в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимость груза;

Читайте так же:  Правила проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений

4) за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза;

5) перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ):

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий и распоряжений соответствующих властей;

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;

2) судно будет признано непригодным к плаванию;

3) погибнет груз, индивидуально определенный;

4) погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

5. Договор морской перевозки грузов

Договор морской перевозки грузов — один из своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием.

По договору морской грузовой перевозки одна сторона (пароходство) обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Слова «передал или передаст» означают, что этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Слова «отправитель или фрахтователь» означают, что морскому праву известны два вида договора морской перевозки грузов: договор перевозки и чартер. На это обстоятельство обращал в свое время внимание и Г.Ф. Шершеневич, отмечая, что для перевозки грузов морем существует два договора, юридическая природа которых различна . По терминологии автора, эти договоры назывались: фрахтовый договор и договор цертепартии. В первом случае имеется в виду договор перевозки груза, а во втором — договор чартера.

См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 317.

Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом (ст. 117 КТМ). Последний выполняет функции:

— доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания;

— расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

— товарораспорядительного документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом .

Подробнее о функциях коносамента см.: Гончаров Е.В. Правовой статус коносамента в российском и зарубежном законодательстве // Вестник МГУ. Сер. «Право». 1996. N 2. С. 76 — 79.

Наличие двух документов — чартера и коносамента обусловлено различными условиями, при которых чартер и коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового судоходства, то коносамент — для линейного.

Трамп (англ. tramp) — грузовой пароход для перевозки грузов по любым направлениям, в отличие от лайнера, который осуществляет перевозку лишь на определенных линиях. В торговом мореплавании их и называют линейными или чартерными коносаментами. Линейный коносамент, ввиду отсутствия чартера, регулирует взаимоотношения морского перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза.

Содержание чартера. Чартер констатирует наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, место погрузки, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартере могут быть обозначены и иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном на определенное время, и по особому договору — тайм-чартеру , который также является одним из видов транспортного договора.

Практике торгового мореплавания известен и другой вид чартера — димайз-чартер: договор фрахтования судна, но без экипажа, что по своей правовой природе в определенной мере совпадает с другим гражданско-правовым договором — договором аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК) (см.

При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов (ст. 118 КТМ). Однако заключение такого договора не освобождает стороны от заключения договора перевозки конкретной партии груза. При возможных разночтениях содержания в этих договорах применяются следующие правила: условия перевозки, согласованные в договоре об организации перевозок, воспроизводятся и в договоре перевозки, если стороны не достигли соглашения об ином; если же условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора, применяются условия договора перевозки груза.

Следовательно, договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами.

Правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями . Однако обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором .

Подробнее об этом см.: Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. Понятие. Применение. Формирование. Применимое право. Типовые контракты. М., 1983. С. 15 — 17.

Подробнее об этом см. § 1 гл. 4 первого тома настоящего учебника.

Обычное право при морской перевозке грузов получило дальнейшее развитие при создании так называемого формулярного права. Оно способствовало выработке своеобразных торговых правил, представляющих собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Такие правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Такие обозначения произошли от сочетания начальных букв определенных английских слов. Так, например, термин «ФОБ» представляет собой соединение начальных букв английских слов «free on board», обозначающих в переводе «свободно по борту». Условие «ФОБ — порт отгрузки» означает, что все расходы по перевозке, включая фрахт судна, несет грузополучатель (покупатель), а грузоотправитель (продавец) за свой счет только доставляет товар в порт и грузит его на судно. Риск случайной гибели или порчи груза переходит к покупателю в момент перехода товара (груза) через поручни судна, т.е. здесь воспроизводится общегражданский принцип, закрепленный в ст. 211 ГК .

Подробнее о других стандартных обозначениях см.: Зыкин И.С. Указ. соч.; Ласк Г. Гражданское право США. Право торгового оборота. М., 1961. С. 561 — 562; Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1966. С. 414.

Читайте так же:  Материнский капитал на улучшение жилья все законные варианты и нюансы их оформления

Общая характеристика договора перевозки грузов.

По договору перевозки грузаперевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ). Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику.

По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользутретьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ).

1. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно перевозятся грузы в линейном сообщении.

2. Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

1. Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.

При перевозках грузов железнодорожным транспортом

накладная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках

(ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза (ст. 105 ВК).

2. Оформление договора морской перевозки груза зависит от его вида.

А. Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 142 КТМ).

Коносамент является

не только документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК). Коносамент как ценная бумага может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя (предъявительский коносамент). В зависимости от вида коносамента права по нему передаются по правилам об уступке требования, по именным или бланковым передаточным надписям либо посредством простого вручения (ст. 148 КТМ). Вместе с передачей коносамента к его новому держателю переходят и права, связанные с распоряжением грузом. Грузоотправитель, заключивший договор с перевозчиком, имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи коносамента получателю или третьему лицу, о чем отправитель должен уведомить перевозчика (ст. 149 КТМ).

Б. Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой договор присоединения. Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наим.места назначения или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

При перевозке груза по чартеру также составляется коносамент

, который определяет отношения между перевозчиком и получателем, не являющимся стороной договора перевозки груза. Для получателя условия чартера обязательны только в том случае, если на них имеется ссылка в коносаменте (ст. 119 КТМ).

Правомочия грузоотправителя:

• при разовой перевозке подать заявку на перевозку в установленный срок, а при систематических перевозках заключить долгосрочный договор об организации перевозок (ст. 798 ГК);

• предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, если заключен договор об организации перевозки грузов;

предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК). Срок исковой давности по таким требованиям – 1 год (п. 3 ст. 797 ГК);

• отказаться от поданных ему транспортных средств, если они не пригодны для перевозки его груза (ч. 2 п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить погрузку в соответствии с установленными правилами, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 791 ГК), и в сроки, предусмотренные им (п. 3 ст. 791 ГК).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Характеристика договора морской перевозки грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here