Как правильно совершать маневр обгона

Предлагаем статью на тему: "Как правильно совершать маневр обгона" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД

Безопасность дорожного движения является первоочередной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.

Одним из главных критериев является выполнение требований правил дорожного движения. Несмотря на предельную простоту и точность в формулировании основополагающих тезисов этого нормативно-правового документа, нередко возникают неверные их неверные толкования. Как следствие, это ведёт к возникновению опасной ситуации. В частности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения. Об этом и пойдёт речь далее.

Понятие обгона и опережения

Для начала необходимо определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это позволит в значительной степени разграничить эти понятия.

Обгоном признаётся такой манёвр во время движения транспортного средства, при котором водитель совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение движущегося впереди транспорта и возвращается на свою полосу.

Опережение не связано с выездом на встречную полосу и производится в пределах своей полосы дороги. Этот манёвр может быть не совмещён с выездом из своей полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу. Кроме того, даже если опережение производилось с выездом из своей полосы, но в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на ранее занимаемую полосу не обязательно.

Основным отличием обгона и опережения является именно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное. Здесь можно отметить, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может осуществляться, как слева, так и справа.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обгон является опережением в любом случае, но не всякое опережение является обгоном. Эти понятия следует максимально чётко разграничить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.

Правила обгона и опережения

Перед тем, как начинать производить манёвр обгона, водитель должен выполнить ряд простых, но обязательных правил. Среди таких условий можно выделить следующие:

  • Необходимо заблаговременно убедиться в том, что встречная полоса, на которую планируется осуществить выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. В идеале, впределах видимости встречного транспорта быть не должно, или же он должен находиться максимально далеко.
  • Нужно убедиться, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех иным участникам движения.
  • Перед началом обгона необходимо с помощью зеркал заднего вида визуально убедиться, что движущееся позади транспортное средство уже не начало манёвр обгона.
  • Не допускается «обгон паровозом», то есть манёвр, при котором несколько транспортных средств совершают обгон его, следуя друг за другом.
  • Нужно включать соответствующие сигналы поворота перед началом любого маневрирования.

Что касается опережения, то здесь всё относительно проще. Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться здравым смыслом при соблюдении скоростного режима.

Штрафы за нарушения

Что касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В заключение стоит добавить, что ПДД нельзя рассматривать частями. Изучение документа таким способом возможно, но полное понимание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.

Советы по обгону на дороге: все, что нужно знать

Рассказываем, как правильно сделать обгон транспортного средства.

Неправильный обгон — одно из частых нарушений на дороге, которое может привести не только к штрафам от ГИБДД, но и серьезной аварии с человеческими жертвами. Ошибки делают начинающие и опытные водители, слишком уверенные в своем профессионализме.

Что такое обгон?

Обгон трактуется как маневр автомобиля, осуществляющий опережение впереди идущей машины с выездом на встречную полосу движения. После завершения маневра нужно вернуться на свою полосу, встав впереди машины, идущей в попутном направлении.

Не нужно путать обгон с обычным опережением. В первом случае подразумевается выезд на встречку. Опережение производится при одностороннем движении или по полосе попутного движения на 4-полосной дороги.

Обгон в ПДД

Подробно о требованиях к обгону рассказано в 11 главе ПДД:

11.1 — обгон осуществляется при условии, что встречная полоса свободна. Водитель должен быть уверен в безопасности опережения впереди идущего транспорта.

11.2 — нельзя обгонять, если машина впереди совершает опережение другого транспорта или препятствия. Запрещено производить обгон, если обгоняемый автомобиль подал сигнал поворота влево.

11.3 — водитель обгоняемого транспорта не должен препятствовать опережению другого автомобиля.

О запрете на обгон сказано в 11.4:

на переходах для пешеходов;

на жд-переездах и за сотню метров до рельсов;

в тоннелях, на мостах;

За неправильный обгон водителю грозит штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей или лишение удостоверения на полгода.

Правила обгона

Для начала рассмотрим ситуации, когда нельзя делать обгон:

  • Действие знака «Обгон запрещен».
  • До впереди идущего транспорта небольшое расстояние, что может спровоцировать столкновение при увеличении скорости.
  • Автомобиль не может набрать высокую скорость.
  • Плохая видимость на дороге.
  • Впереди движется тяжеловесный транспорт, закрывающий обзор.
  • Автомобиль приближается к пешеходному переходу или жд-переезду.
  • Автомобиль начала обгонять машина, идущая сзади.

Определена манера поведения водителя, планирующего обогнать транспортное средство. Пренебрегать этими правилами нельзя:

  • Убедитесь в безопасности обгона. Полоса свободная на большом расстоянии, сзади водителя не обгоняют, а впереди идущий транспорт не включил левый поворотник.
  • Сократите дистанцию между автомобилем и впереди идущей машины.
  • Включите левый поворотник.
  • Перед обгоном увеличьте скорость движения. Она должна быть на 20 км/ч больше, чем скорость обгоняемого транспорта. Если во время обгона на встречной полосе в зоне видимости появилась другая машина, по возможности вернитесь назад или увеличьте скорость, чтобы успеть совершить маневр. Здесь нужно быть предельно расчетливым и внимательным.
  • На обгон должно уйти около 5 секунд.
  • После обгона нельзя оставаться на встречной полосе даже при отсутствии машин.

Советы по обгону

Исходя из правил обгона, указанных в законодательстве, можно дать водителям несколько советов, которые помогут грамотно совершить маневр.

Читайте так же:  Преимущества лизинга транспортного средства

Многие водители пугаются, когда при совершении маневра появляется машина на встречной полосе. В этой ситуации нужно действовать уверенно и быстро. Если расстояния хватит для завершения маневра, нужно прибавить скорость и встать впереди машины на свою полосу. При отсутствии уверенности в том, что успеете завершить маневр, лучше вернуться на свою полосу.

Если ситуация выходит из под контроля, моргайте фарами, машите руками и сигнальте, чтобы показать встречному транспорту опасную ситуацию. Экстренное торможение обоих машин может предупредить столкновение автомобилей и страшные последствия.

Безопасный обгон

В терминологии, используемой в российских правилах дорожного движения с марта 2014 года, обгоном автомобиля принято считать маневр, во время которого автотранспортное средство на короткий промежуток времени выезжает на встречную полосу обгоняет впереди идущий транспорт и возвращается на свою полосу.

Очень рискованный обгон


Кстати говоря: в свежей редакции правил пишется, что теперь не имеет значение, движется обгоняемый транспорт или стоит. Из этого можно сделать вывод, что термином «обгон» можно оперировать, рассматривая ситуации исключительно на двухполосных дорогах, с обязательным выездом обгоняющего транспорта на «встречку».

В ПДД фигурирует ещё один термин — «опережение», означающий обгон, но при котором не происходит выезда на встречную полосу. Опережение возможно на дорогах с двумя полосами и выше. Фактически опережение заменило собой термин «обгон справа» — маневр, который считался грубым нарушением, за которое строго наказывали. Теперь же опережение не нарушает правила дорожного движения.

Из-за выезда водителей на «встречку» в России регулярно происходят аварии с особо тяжкими последствиями для всех участников дорожного движения, часто доходит до летальных исходов. За городом обгон по праву считается самым рискованным маневром, поскольку даже опытные водители не всегда могут за секунду рассчитать необходимое для маневра время и скорость остальных участников дорожного движения.

Как правильно совершить безопасный обгон: правила и рекомендации

Немного статистики:

  1. До 25 процентов всех ДТП происходит из-за ошибок водителей, совершающих обгон. Больше половины из них происходит по вине водителей, не сумевших завершить этот маневр.
  2. Основная причина аварий – неумение водителей здраво оценить обстановку на дороге: расстояние, которое проходит обгоняемый транспорт, а также необходимое для маневра время. Недаром в народе ходит выражение: «Не уверен – не обгоняй». Казалось бы, понятное всем правило. Но, к сожалению, количество ДТП на наших дорогах не уменьшается, а летальных исходов становится все больше.

В каких случаях обгон запрещен?

Знак » Обгон запрещен»

В этих случаях обгонять также нельзя

Не всегда во время езды можно совершать этот маневр. Обгон запрещен в следующих случаях:

  • зона действия знака « Обгон запрещен»
  • водитель транспортного средства, едущего впереди, оповестил о намерении повернуть налево;
  • машина впереди совершает маневр, мешающий ее обогнать (например, объезд препятствия на дороге);
  • у вас есть сомнения в том, что обгон будет успешным – не хватает скорости, например; допустим, скорость обгоняемого автомобиля равна 73 км/ч, а вы едите со скоростью 78 км/ч – получается, чтобы обогнать автотранспорт, необходимо преодолеть 170 метров вам и водителю обгоняемого транспорта.
  • если чувствуете, что скорости вам не хватит, лучше не пытайтесь обгонять – ваша неудачная попытка может не просто испортить дорожное движение на данном участке дороги, но и стоить кому-то жизни;
  • транспорт позади начал вас обгонять.

В каких местах обгон запрещен?

На дороге есть такие места, где проводить обгон запрещено законом. Вот эти места:

  • перекрестки; на регулируемых обгон запрещен всегда, на нерегулируемых – в случае, когда вы движетесь не по главной дороге;
  • пешеходные переходы, при условии, что там есть люди. Совершать обгон на пешеходном переходе можно в том случае, когда рядом нет знака, запрещающего данный маневр, а на дорогу не нанесена сплошная линия;
  • 100 метров дороги перед железнодорожными путями;
  • тоннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы: данные постройки могут быть размещены так, что издалека их сразу не заметишь: так, например, мосты, находящиеся рядом с населенными пунктами, чаще всего вообще не обозначаются соответствующими знаками на дороге к ним. Поэтому обгон перед мостом или на нем крайне опасен. Сегодня такой маневр запрещен и сурово наказывается;
  • места дороги, где есть проблемы с обзором: резкие повороты, подъемы в горку и так далее.

Используемые сегодня правила обгона – совершаем обгон правильно!

Все правила, которым надо следовать, обгоняя кого-то на дороге, описаны в 11 главе последней редакции правил дорожного движения. В данной статье мы укажем лишь основные сведения об этих правилах.

Как неправильно обгонять

  • Категорически запрещено обгонять по правой стороне (обочина), даже если на ней никого нет и все отлично видно: выбоины, ямы и всякий мусор наподобие бутылок могут стать причиной того, что вы просто-напросто потеряете управление и врежетесь в какой-нибудь автомобиль, который, к тому же, может выехать на встречную полосу.
  • Российский климат достаточно суров, особенно в зимний и осенний сезон. Туманы, обильные дожди или снегопад – все это может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. К тому же транспорт, едущий впереди вас, поднимает в воздух столб пыли и грязи, частицы которой оседают на вашем лобовом стекле. Эти факторы заставляют водителей иногда ехать, прямо скажем, наугад. Поэтому, если вы плохо видите дорогу из-за климатических условий, то не пытайтесь совершать обгон.
  • Не становитесь участником массовых обгонов. Если же вы попали в ряд «вагонов», то помните, что приоритет на обгон имеет первый автомобиль, начавший маневр. Адекватно оценивайте всех участников обгона и дайте возможность более быстрым автомобилям первым вернуться на основную полосу движения. И только после этого завершайте начатый обгон.
  • Обгоняя крупный транспорт (грузовики, автобусы и так далее), не подъезжайте к нему на близкое расстояние. Если вы будете ехать слишком близко к такому автомобилю, то лишитесь и без того небольшого обзора на встречную полосу. Есть еще одна опасность: велика вероятность, что перед грузовиком может ехать «тихоход», наподобие «Запорожца». Плюс ко всему очень часто грузовики едут «конвоем», и нужно обогнать их всех, что не всегда просто. Поэтому будьте предельно внимательны при обгоне крупного транспорта, учитывайте все возможные проблемы
  • Не обгоняйте транспорт во время подъемов. Автомобилисты, желая поскорее выехать на ровный участок дороги, резко увеличивают скорость транспорта. Это может стать причиной того, что у вас просто не хватит ускорения для обгона. Поэтому не рискуйте совершать обгон на подъемах, особенно если ваш автомобиль не может похвастаться хорошими скоростными характеристиками. Однако бывают случаи, когда впереди идущий транспорт мигает вам правым поворотом в знак того, что перед ним никого нет и можно начинать обгон. Воспользуйтесь этим шансом и поблагодарите водителя за помощь.
  • Будьте осторожны, завершая обгон во время плотного дорожного траффика. Когда вы заезжаете в попутный поток автомобилей, необходимо уравнять с ним скорость, причем сделать это не во время въезда, а еще на встречной полосе, чтобы не столкнуться с каким-нибудь автомобилем. Обычно, если возникает внештатная ситуация, автомобильный ряд перестраивается, чтобы вы смогли въехать на полосу. Если вам помогли, не постесняйтесь 2-3 раза мигнуть «аварийкой» в знак благодарности.
  • Когда на дороге нанесены сплошная и прерывистая линии, маневр обгона можно совершать только с той стороны, где нанесена прерывистая линия.
  • Если кто-то начал вас обгонять, не превышайте скорость! Наоборот, сбавьте обороты, чтобы водитель смог без проблем вернуться на полосу.
Читайте так же:  Как правильно оформить дарственную на гараж документы, образец договора, нюансы дарения

Частые ошибки во время обгона:

  • начало обгона от кормы;
  • зависание на хвосте у автомобиля;
  • неправильный расчет скорости встречного транспорта;
  • неожиданный обгон с надеждой на то, что водитель встречного транспорта сам как-нибудь правильно и хитро отреагирует;
  • эффект «самца» — нежелание прекратить маневр, даже когда всем участникам движения понятно, что он не завершится успехом.

Помня эти простые советы и применяя их на практике, вы гарантируете себе возможность безопасного обгона транспортных средств.

Правила обгона

Обгон — самый опасный маневр и самые страшные аварии случаются именно при обгоне. Недаром ему посвящен целый раздел в Правилах дорожного движения. Давайте сначала разберемся, что называется обгоном. Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (ПДД, п. 1.2). Обгоном не считается движение по соседним полосам с разной скоростью.

Как обгонять?

Итак, вы опаздываете на важную встречу (на свидание с девушкой, в гости к маме), а впереди еле-еле ползет груженый под завязку автомобиль с дачниками. Знакомая ситуация, не так ли 🙂 Что же делать? Обгонять! Вы включаете левый поворотник, выезжаете на соседнюю полосу. Стоп! Не так быстро.

Первое, что нужно сделать — убедиться, что полоса, на которую вы намерены выехать для обгона, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром вы не создадите помех встречным (если обгон связан с выездом на встречную полосу) и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

Во-вторых, убедиться в том, что следующий за вами по той же полосе автомобиль не начал обгон, а тот, что впереди, не подал сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

В-третьих, вы должны быть уверены в том, что по завершении обгона сможете, не создавая помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Если все в порядке — можно обгонять: включаете левый поворотник, выруливаете на соседнюю полосу и, добавив газу, обгоняете тихоню. И лишь опередив его на 1 — 1,5 корпуса, включаете правый поворотник и возвращаетесь на свою полосу.

Обгон запрещен

Теперь о том, где нельзя обгонять:

  • на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения

Так обгонять можно

А так нельзя!

  • на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной

На второстепенной — нельзя

Исключение составляет обгон на перекрестках с круговым движением, обгон двухколесных транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров) без бокового прицепа и разрешенный обгона справа.

Единственный разрешенный случай обгона справа

  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; если пешеходов нет — обгонять можно.
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; расстояние можно определить по знакам 1.4.2 или 1.4.5 — они устанавливаются примерно за 100 метров до переезда.
  • транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).
  • в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

Как правильно совершать маневр обгона

Обгон является одним из наиболее сложных маневров, требующих от водителя точного расчета и высокого мастерства.

В соответствии с определением, которое дается в Правилах дорожного движения, под обгоном понимается «. опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда». Таким образом, обязательным элементом обгона является выезд из занимаемого ряда. Поэтому опережение при движении в параллельных рядах не рассматривается как обгон.

Обгон необходим для поддержания желаемой скорости движения. Однако обгонять целесообразно только те транспортные средства, которые движутся со скоростью меньшей, чем средняя для всего потока. Это чаще всего большегрузные автомобили, автопоезда, автомобили старых моделей.

Обгонять в условиях интенсивного городского движения не только опасно, но порой просто не имеет никакого смысла.

Некоторые водители при включении зеленого сигнала светофора резко уходят от стоп-линий, лавируют в потоке машин, перестраиваются из ряда в ряд и обгоняют всех, кого только удается. Но у следующего светофора они с большим удивлением замечают, что стоят вместе с теми, кого только что обогнали. Спрашивается, к чему тот риск, которому они подвергали себя и окружающих? Ведь темп движения на городокой улице задают светофоры, и выйти из режима, например, «зеленой волны» без нарушения Правил практически нельзя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другое дело, при незначительной интенсивности движения на дороге вне города, где, обогнав какой-нибудь одиночный тихоходный автомобиль, водитель получает возможность двигаться дальше со значительно более высокой средней скоростью. В таких условиях обгон вполне оправдан.

Обгон опасен тем, что в процессе выполнения этого маневра автомобиль движется определенное время по полосе встречного движения, на которой чаще всего и происходят столкновения (рис. 69).


Рис. 69. Водитель при обгоне неправильно рассчитал расстояние до встречного автомобиля и не успел вернуться на свою полосу
Читайте так же:  Независимый эксперт по авто после дтп

Прежде чем принять решение об обгоне, водитель должен, как требуют Правила дорожного движения, «. убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам».

Обгоняющий создает ситуацию обгона другим участникам движения и потому на него возлагается основная ответственность за дальнейшее развитие событий. Всегда следует исходить из худшего варианта — водитель обгоняемого транспортного средства может не слышать сигналов об обгоне и не видеть обгоняющего.

Нужно учитывать, что водитель движущегося впереди транспортного средства может неожиданно «вильнуть» влево, объезжая какое-либо препятствие на проезжей части, не включив при этом указатели поворота. Еще опаснее, если он вдруг резко затормозит и без предупреждения повернет налево на плохо заметный съезд или грунтовую дорогу. Именно в таких ситуациях довольно часто совершаются дорожно-транспортные происшествия. Поэтому, если в характере движения автомобиля, который вы хотите обогнать, заметны какие либо отклонения от «нормы», то от маневра лучше воздержаться.

Перед началом обгона рекомендуется осмотреть дорогу впереди и сзади автомобиля через зеркало заднего вида, убедившись, что следующее впереди транспортное средство не начинает обгон и что вас никто не обгоняет. Если имеются знаки, предупреждающее о наличии впереди перекрестка, то лучше не идти на обгон, даже если этот маневр разрешен Правилами движения. Следует помнить о случаях, когда обгонять категорически запрещается: на перекрестках равнозначных дорог; железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними; в конце подъемов и на других участках с ограниченной видимостью; с выездом на полосу встречного движения запрещается обгонять транспортное средство, совершающее обгон или объезд («двойной обгон»). О запрещении обгона водителя информируют соответствующие дорожные знаки и разметка.

Очень важно уметь правильно оценить расстояние, на котором свободна встречная полоса, чтобы, начав обгон, не пришлось потом отказываться от его продолжения.

Путь обгона, а следовательно, и необходимое «окно» на встречной полосе зависят от многих факторов. Существенно влияют на продолжительность обгона скорости автомобилей, длина транспортных средств, опыт водителей, способ выполнения обгона, динамические качества автомобилей. Путь обгона сокращается, если имеется большой перевес в скорости. Быстрее и на меньшем расстоянии можно обгонять на автомобилях, обладающих хорошей динамикой разгона. Последнее качество имеет особо важное значение в плотных транспортных потоках, когда обгон начинается при одинаковых скоростях обгоняемого и обгоняющего автомобилей.


Рис. 70. Схема обгона

С учетом этого полный путь обгона может быть выражен следующим образом:

Приняв lб = 20 м, l1 = 6 м и l2 = 18 м, получим

Анализ приведенной формулы показывает, что путь обгона увеличивается с возрастанием скорости обгоняемого транспортного средства. При постоянной скорости обгоняемого и при возрастании скорости обгоняющего путь обгона сначала сокращается, а затем снова увеличивается. Причем, наименьший путь обгона оказывается при разности в скоростях примерно 30 — 40 км/ч. Время обгона зависит только от соотношения скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, и при увеличении этой разницы время обгона сокращается.

Поэтому, чтобы обгон был безопасен, требуется достаточно большой свободный интервал во встречном транспортном потоке, и он должен быть тем больше, чем выше скорость обгоняемого и меньше перевес в скорости у обгоняющего автомобиля.

Результаты расчетов, выполненных по приведенной выше формуле применительно к различному соотношению скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, приведены в табл. 21. Значение пути обгона указано в числителе, а время, необходимое для совершения этого маневра,- в знаменателе.

В реальных условиях на режим обгона влияет множество факторов, которые невозможно учесть в расчетах.

Итак, оценив обстановку и приняв решение об обгоне, необходимо включить указатели поворота и, если условия позволяют, увеличить скорость. Приблизившись к обгоняемому транспортному средству на расстояние в метрах, численно равное скорости движения по спидометру, можно начинать перестроение для выезда на полосу встречного движения. Как ранее отмечалось, на перестроение требуется около 4 с. Сам процесс опережения обгоняемого автомобиля и движения по встречной полосе должен быть, по возможности, минимальным. Для этого рекомендуется в допустимых пределах еще увеличить скорость.


Таблица 21. Зависимость пути (м) и времени (с) обгона от скорости движения

Опередив обгоняемое транспортное средство и удалившись от него на расстояние не менее 20 м (на таком удалении обгоняемый автомобиль уже будет виден в зеркало заднего вида), можно начинать перестроение на правую полосу, предварительно включив указатели поворота.

Дополнительные трудности возникают при обгоне ночью и во время дождя. Правда, ночью обгоняемый, как правило, знает, что его обгоняют, поскольку переключение света фар обязательно будет замечено. Однако это не намного упрощает процесс обгона. Основная трудность обгонов ночью заключается в ограниченной светом фар видимости дороги, которая не превышает 100 — 150 м. Поэтому от обгонов в таких условиях рекомендуется воздерживаться и, во всяком случае, не обгонять при скоростях выше 80 — 90 км/ч, когда остановочный путь автомобиля превышает видимость в свете фар, даже при включенном дальнем свете.

Водители хорошо знают, как через зеркало заднего вида слепит дальний свет от движущихся сзади автомобилей. Все современные автомобили оборудуются двухпозиционными зеркалами, что позволяет практически нейтрализовать ослепление. Однако в транспортном потоке еще немало автомобилей, оснащенных обычными зеркалами. Поэтому водители не должны злоупотреблять дальним светом и, как того требуют Правила дорожного движения, переключать его заблаговременно, в том числе и при движении в попутном направлении. Дальний свет следует переключить на ближний, как только вы будете уверены, что сигнал об обгоне правильно понят и воспринят водителем движущегося впереди автомобиля. Снова включить дальний свет можно лишь после того, как ваш автомобиль поравняется с обгоняемым,

Во время дождя из-под колес движущегося впереди автомобиля поднимается грязевое облако, которое даже при включенных стеклоочистителях может доставить немало неприятностей. Грязезащитные фартуки лишь частично ослабляют это явление, поскольку мельчайшие капли воды и грязи очень сильно разбрасываются колесами в стороны. Поэтому ори обгоне, особенно крупногабаритных грузовых автомобилей, необходимо заранее включить стеклоочистители, предварительно обильно обмыв стекло водой.

Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель обгоняемого транспортного средства никакими действиями не препятствовал обгону. Это означает, что водитель, восприняв сигналы об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. Опытный водитель, заметив, что его обгоняют, жестом руки или включением правых указателей поворота дает понять обгоняющему, что он уступает ему дорогу. При этом такой водитель предупредительно снизит скорость и освободит путь для обгона.

Читайте так же:  Требования к устройству и работе жд переездов

Бывают случаи, когда водитель начинает обгон, не убедившись, что этот маневр безопасен. Если вы видите, что обгоняющий может попасть в трудную ситуацию, то водительская этика требует, чтобы вы любыми возможными средствами предупредили его об этом. Сделать это можно каким-либо понятным жестом руки или включением левых указателей поворота. Обгоняющий наверняка поймет смысл предупреждения и будет вам за это благодарен.

К обгоняющему всегда нужно относиться доброжелательно, всячески помогая ему: ведь в таком же положении можете оказаться и вы.

И еще несколько замечаний об особенностях обгона на перекрестках. Правила дорожного движения разрешают обгонять с выездом на полосу встречного движения на регулируемых перекрестах и на нерегулируемых при движении по направлению главной дороги при условии, что разметка допускает такой маневр. Обгон же велосипедов и мотоциклов без колясок разрешен на любых перекрестках, ибо его можно безопасно выполнять с незначительным изменением траектории движения.

При разрешенном обгоне водители должны быть уверены, что этот маневр не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам. На перекрестках, как известно, происходят перестроения, повороты, чаще, чем в других местах, проезжую часть переходят пешеходы. Поэтому на перекрестках водители должны быть особенно внимательными. К сожалению, из-за ошибок при обгоне на перекрестках нередко происходят столкновения между транспортными средствами, движущимися в попутном направлении.

Рассмотрим ряд характерных случаев, раскрывающих причины таких столкновений.

Типичная аварийная ситуация часто возникает на загородных дорогах при попытке мотоциклиста обогнать на перекрестке автопоезд или тяжелый грузовик. Обычно события развиваются в такой последовательности. Водитель мотоцикла, намереваясь совершить обгон, приближается почти вплотную к грузовому автомобилю и движется за ним, сместившись влево к оси дороги. В таком положении мотоциклист не видит знаков, расположенных справа, и порой не подозревает о том, что приближается к перекрестку.

Находясь слишком близко от обгоняемого автомобиля, мотоциклист не может правильно оценить действия водителя грузовика. Если нет встречных транспортных средств, мотоциклист делает рывок вперед и стремительно идет на обгон. А в это время грузовик вдруг резко сбавляет скорость и начинает поворачивать налево, на малозаметный съезд с дороги. В результате неизбежно столкновение. Обгоняющий водитель убежден, что действовал правильно, а аварийную ситуацию создал только водитель грузовика.

Конечно, водитель грузовика должен быть внимательным и, заметив обгоняющего, дать ему возможность закончить обгон. Тем более что Правила движения требуют в такой ситуации пропустить обгоняющего и только после этого совершать маневр.

Но и обгоняющий должен учитывать ситуацию и понимать, что обзорность у грузовиков намного хуже, чем у легковых автомобилей, что он может оказаться в непросматриваемой зоне, а звуковые сигналы об обгоне просто могут быть не слышны из-за шума в кабине грузовика.

Безопасность обгона в значительной мере зависит от умения обгоняющего правильно оценить обстановку на дороге. И если действия водителя движущегося впереди автомобиля вам не ясны до конца, лучше воздержаться от обгона и не рисковать.

Прерванный обгон

Встречный разъезд с автомобилем через левую обочину во время прерванного обгона. Разбор дорожной ситуации.

В ранее опубликованной статье Удачно разошлись, была рассмотрена одна из дорожных ситуаций опасного встречного разъезда с автомобилем, завершающим обгон. Тот случай, благодаря действиям соседних водителей, окончился благополучно, без ЧП.

В этот раз ситуация также связана с обгоном, и условия задачи даже немного похожи на те, что в предыдущем случае: длинный затяжной изгиб дороги, колонна машин, которую наш участник намеревается обогнать, хорошая погода и встречный автомобиль! Но, несмотря на схожесть ситуаций, этот случай несколько другой.

Когда водитель готовится к обгону, что в первую очередь ему необходимо предпринять? Учитывая, что этот маневр связан с выездом на встречную полосу, ему необходимо обеспечить безопасность этого процесса.

Сначала водитель оценивает общую ситуацию (особенность дороги, есть ли подъем или уклон, изгиб), обзор дороги, скорость дорожного потока, есть ли встречные машины и как далеко они находятся, т.е. возможен ли обгон в принципе и разрешен ли он в этом месте Правилами.

Затем, нужно прикинуть расстояние, которое ему придется преодолеть по встречной полосе, и в каком, примерно, месте он сможет благополучно вернуться на свою полосу. В данном случае важна не величина этого расстояния, а как быстро водитель сможет освободить полосу встречного движения. Т.е. параметр «быстро» – это время, за которое машина пройдет опасный участок встречной полосы. Чем выше скорость обгоняющего автомобиля, тем времени на обгон тратится меньше.

Далее, если требования Правил и условия безопасности выполняются и принимается решение обгонять, то уже, собственно, следует сам маневр – обгон.

Бывает и так, что во время выполнения обгона неожиданно появляется встречный транспорт, возможно, он появляется не совсем внезапно, т.е. обгоняющий водитель его видит заранее, но он приближается быстрее, чем предполагалось, и вариантов у обгоняющего остается немного. Можно прекратить маневр и вернуться на свою полосу, а можно попытаться успеть завершить обгон до разъезда со встречным автомобилем, разумеется, если такая возможность останется.

Подобные изменения ситуации нужно просчитывать заранее, и принимать решение следует быстро, потому что и попутный, и встречный потоки машин продолжают двигаться навстречу друг другу, и точка «встречи» неминуемо приближается.

Посмотрите короткий видеоролик.

Прерванный обгон перевоплотился в своеобразный «трюк», но, несмотря на то, что он прошел через встречную обочину, описал дугу и закончился в кювете, только уже на своей стороне дороги, этот трюк завершился, можно сказать, благополучно. Благополучно по сравнению с тем, чего удалось избежать – лобового столкновения.

Проанализируем эту ситуацию в целом, и рассмотрим ошибки, которые допустил водитель автомобиля, выполняющего обгон.

Прежде чем приступить к обгону, нужно видеть обстановку далеко впереди обгоняемого транспортного средства, чтобы была возможность спрогнозировать ситуацию по ходу выполнения маневра.

Читайте так же:  Кому положена пенсия за выслугу лет и каков порядок ее назначения

Автомобиль «Ваз», пошедший на обгон, двигался почти вплотную к грузовику, чем лишил себя должного обзора. Перед началом обгона следовало «отпустить» грузовик немного вперед, т.е. увеличить дистанцию до него. Что водитель «Ваза» выиграл бы в этом случае?

Во-первых, увеличив дистанцию, он наверняка смог бы увидеть знак, запрещающий обгон, и, может быть, отказался бы от обгона. Запрещающий знак остался в слепой зоне обзора для водителя «Жигулей» (за грузовиком он просто не был виден), и для инспектора, если бы тот оказался неподалеку, это не оправдание. Т.е. факт нарушения – налицо.

Во-вторых, если предположить, что в данном месте обгон не был запрещен, увеличив дистанцию, он бы успел как следует разогнаться перед тем, как выехать на встречную полосу, т.е. в данном конкретном случае, одну транспортную единицу он бы сумел обойти. Если бы водитель «Ваза» так поступил, пусть бы это произошло в зоне нарушения обгона — это нарушение, и так поступать, конечно, не следует, но применимо к нашей ситуации, оно прошло бы безопасно для жизни и здоровья.

Что получилось в действительности? Водитель «Ваза» выехал на встречную полосу сразу из-под «кормы» грузовика, скорее всего, на высшей передаче. Т.е. как ехал спокойно за ним, так и выехал на встречку. Скорость машины была недостаточна для выполнения обгона, а оборотов двигателя не хватало для «рывка». Другими словами, водитель давит на газ, а машина не едет, потому что обороты у двигателя низкие и в данный момент ему не хватает мощности – не та передача КП. Нужно было еще перед выездом из своего ряда переключиться на низшую передачу. А встречная фура, тем не менее, стремительно приближается.

Результат – водитель растерялся, и принял решение спастись от столкновения на левой обочине. Далее вступили в действие законы физики – те, которые определяют силу сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. На обочине сцепление у левых колес автомобиля с дорогой уже стало другим, и автомобиль «завилял». Естественная реакция водителя в этот момент – тормозить и выровнять ситуацию рулевым колесом, но машина уже не слушалась управления.

Когда колеса одной стороной на скорости цепляют обочину с покрытием отличным от основного дорожного полотна, например, как в нашем случае – на дороге асфальт, а на обочине грунт, нужно, что есть силы вцепиться в руль – не давать ему вращаться, и плавно гасить скорость. Но, в общем, получилось так, как получилось.

Чтобы не попадать в подобные ситуации во время выполнения обгона, нужно заранее прогнозировать изменение обстановки, и всегда оставлять себе возможность, в случае необходимости, вернуться на свою полосу. А чтобы была возможность или быстро ускориться, или быстро замедлить автомобиль, необходимо поддерживать «нужные» обороты у двигателя. В статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, в котором очень хорошо дается объяснение, как правильно нужно выполнять обгон.

Кто-то сможет возразить, и скажет, что это, ведь, Жигули, чего с них взять, была бы иномарка, такого бы не произошло. Ничего подобного. Дело не в устаревшей «Классике», а в приемах вождения. Это относится к любым автомобилям с механической КП. Двигатель развивает мощность на определенных оборотах в соответствии с выбранной скоростью.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей >»>Двойной обгон >>

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 11.08.2019

Как правильно совершать маневр обгона

Однако многие водители продолжают рисковать, веря, что все это разрешено правилами. Ведь на дороге нет знака 3.20, да и разметка идет прерывистая. Между тем в некоторых случаях правила запрещают обгоны даже в таких очевидных местах.

Но перед тем, как разбирать правила обгона, неплохо бы выяснить, а что это вообще такое? Правила дорожного движения несколько изменились и теперь немного иначе трактуют привычные термины.

В соответствии с п.1.2 ПДД «обгон» — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Почему «обгон» и «опережение» важно разделять? Дело в том, что в зависимости от них и от направления полос дороги расценивается и поведение водителя.

К примеру, в соответствии со статьей 11.2 ПДД, водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

— следующее за ним транспортное средство начало обгон;

— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Статья 12.15. КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» гласит, что «выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

Повторное совершение административного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на один год.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако при выполнении маневра «опережение» эта норма правил уже не действует. К примеру, на многих дорогах есть так называемые карманы для обгона, когда двухполосная трасса вдруг превращается в трехполосную. Тихоходные грузовики оказываются справа, и их можно быстро опередить по специально выделенному коридору. Таких карманов было достаточно на старой Ленинградке, да и на других федеральных автомагистралях их предостаточно. Там можно выстраиваться «паровозиком» и лететь вперед целой группой. Главное — смотреть вперед в оба и вовремя успеть вернуться на правую сторону дороги, пока она вновь не станет двухполосной.

Как правильно совершать маневр обгона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here