Как применяется повышающий коэффициент по транспортному налогу

Предлагаем статью на тему: "Как применяется повышающий коэффициент по транспортному налогу" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Как считать возраст дорогого авто для применения повышающего коэффициента по транспортному налогу

Применение коэффициента, повышающего транспортный налог на дорогие автомобили, зависит от (п. 2 ст. 362 НК РФ):

  • средней стоимости авто – под коэффициент подпадают легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн. руб.;

Их перечень ищите на сайте Минпромторга России (http://minpromtorg.gov.ru/docs/).

  • количества лет, прошедших с года выпуска.

При подсчете количества лет учитывайте и сам год выпуска тоже (Письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Например, если автомобиль стоимостью от 5 до 10 млн. руб. выпущен в 2010 году, то в 2015 году количество лет, прошедших с года его выпуска, составит 6 лет. Поэтому повышающий коэффициент применяться не будет.

Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2018 — 2019 гг.

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2018-2019 годов):

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они рассчитывают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию по итогам 2018 года, читайте в материале «Заполняем декларацию по транспортному налогу за 2018 год».

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2018–2019 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/[email protected]).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

Как применяется повышающий коэффициент по транспортному налогу

Повышающий коэффициент Кп применяют при расчете налога по дорогим легковым автомобилям из специального перечня. За сколько и когда автомобиль был куплен вашей организацией и когда поставлен на учет, значения не имеет.

Обратите внимание на последнюю колонку перечня, где указан возраст автомобиля. Возраст своей машины считайте с года выпуска. Например, автомобилю, который выпущен в 2017 г., в 2017 г. 1 год, в 2018 г. — 2 года, в 2019 г. — 3 года и т.д. Письма Минфина от 18.05.2017 N 03-05-05-04/30334, ФНС от 02.03.2015 N БС-4-11/[email protected] .

Если в перечне ваш автомобиль есть, но возраст у него другой, повышающий коэффициент не применяйте. Например, в перечне на 2019 г. есть BMW 430i Кабриолет с объемом двигателя 1 998, с года выпуска которого прошло от одного до двух лет включительно. Значит, по такому автомобилю, выпущенному в 2017 г., налог за 2019 г. платят без коэффициента Письма ФНС от 11.01.2017 N БС-4-21/149, Минпромторга от 22.01.2019 N ПГ-20-344 .

Если ваш автомобиль есть в перечне, налог за 2019 г. платите с повышающим коэффициентом.

Группа автомобилей по перечню Год выпуска автомобиля Коэффициент Кп
От 3 до 5 млн руб. 2017 и позже 1,1
Свыше 5 до 10 млн руб. 2015 и позже 2
Свыше 10 до 15 млн руб. 2010 и позже 3
Свыше 15 млн руб. 2000 и позже
Читайте так же:  Как платить авансовые платежи по транспортному налогу

Легковой автомобиль средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. с мощностью двигателя 230 л. с. выпущен и поставлен на учет в 2018 г. Ставка 75 руб/л. с.

Коэффициент Кп — 1,1.

Квартальный авансовый платеж — 4 744 руб. (1/4 x 230 л. с. x 75 руб/л. с. x 1,1).

Налог за год — 18 975 руб. (230 л. с. x 75 руб/л. с. x 1,1).

Налог к уплате за год — 4 743 руб. (18 975 руб. — 4 744 руб. — 4 744 руб. — 4 744 руб.).

Расчет дорожного налога

Организации и физические лица, владеющие транспортными средствами, помимо текущих расходов по содержанию транспорта (ГСМ, техобслуживание и т.д.), уплачивают, как правило, и транспортный налог. Его иногда называют также дорожным налогом. О том, как производится расчет транспортного налога, расскажем в нашей консультации.

Как и кем рассчитывается налог

Транспортный налог физических лиц рассчитывается налоговой инспекцией на основании сведений, полученных ею от ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ). И уплачивается налог физлицами на основании полученных от своей налоговой инспекции уведомлений.

А вот налогоплательщики-организации рассчитывают налог самостоятельно.

Хотя, в любом случае, порядок расчета транспортного налога для организаций и физлиц единый.

Порядок расчета транспортного налога

Транспортный налог рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству. Его годовая сумма (Н) в общем случае определяется по формуле (ст. 362 НК РФ):

Н = НБ * С * К1 * К2 – П,

где НБ – налоговая база конкретного транспортного средства (в зависимости от типа транспортного средства это может быть, например, мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или даже единица транспортных средств) (ст. 359 НК РФ);

С – налоговая ставка в отношении такого транспортного средства. Она устанавливается законом субъекта РФ либо, если региональным законодательством не установлена, берется из ставок, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ;

К1 – повышающий коэффициент, который применяется только для легковых автомобилей. Этот коэффициент зависит от средней стоимости легкового автомобиля и количества лет, прошедших с момента его выпуска. К примеру, для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет коэффициент К1 принимается равным 1,1. При этом имеет значение не стоимость приобретения автомобиля, а средняя стоимость для данной конкретной модели, которая устанавливается Минпромторгом;

К2 – коэффициент владения транспортным средством в году, за который рассчитывается налог. Этот коэффициент определяется как отношение к 12 количества полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

П – плата «Платону», перечисленная по такому транспортному средству в году, за который рассчитывается транспортный налог. Если такая плата превышает рассчитанный налог, уплачивать транспортный налог не придется. Кстати, дорожным налогом иногда называют и «платоновскую» плату, т. е. плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Годовой транспортный налог разбивается по кварталам на части – авансовые платежи. В этом случае формула расчета внутригодовых платежей по транспортному налогу изменится. Но региональным законом уплата авансовых платежей может не предусматриваться вовсе.

Расчет транспортного налога: пример

Приведем пример расчета транспортного налога московской организацией по итогам 2017 года в отношении легкового автомобиля Volvo XC 90 D5 AWD Auto Momentum (дизель, мощность 235 л.с.) 2017 года выпуска. Автомобиль приобретен 02.06.2017 и в этот же день поставлен на учет в ГИБДД.

Транспортный налог на территории г.Москвы установлен Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Авансовые платежи в течение года не уплачиваются (п. 1 ст. 3 Закона).

Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 225 л.с. до 250 л.с. установлена налоговая ставка 75 руб./л.с. (ст. 2 Закона).

В соответствии с Перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2017 года (Информация Минпромторга от 28.02.2017), приобретенный организацией автомобиль относится к легковым автомобилям стоимостью от 3 до 5 млн.руб. А учитывая, что с года выпуска приобретенного автомобиля прошло не более 1 года, при расчете транспортного налога применяется коэффициент К1=1,5.

Необходимо помнить, что автомобиль зарегистрирован за организацией 02.06.2017, следовательно, количество полных месяцев владения автомобилем составляет 7 (июнь включается, поскольку автомобиль зарегистрирован на организацию до 15 числа). Поэтому для расчета транспортного налога коэффициент К2 составляет 0,5833 (7/12).

Таким образом, налог по итогам года составит:

Н = 235 * 75 * 1,5 * 0,5833 = 15 421 (руб.)

Повышающие коэффициенты по транспортному налогу

Когда применяются коэффициенты: формула

Расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых больше 3 000 000 рублей – особенный. По таким машинам транспортный налог считают с повышающими коэффициентами.
Как понять, какие машины являются дорогими? Ответ на этот вопрос знают в Минпромторге! Именно это ведомство официально утверждает перечни дорогостоящим автомобилей (п. п. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 10.02.2016 № БС-4-11/2155, Минфина от 01.06.2015 № 03-05-04-04/31532).
Формула для расчета транспортного налога по дорогим легковым автомобилям такая:

Повышающие коэффициенты: таблица

В данной таблице приведены повышающие коэффициенты к ставкам транспортного налога для легковых автомобилей:

Стоимость легкового автомобиля, руб. Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска) Повышающий коэффициент
от 3 000 000 до 5 000 000 включительно не более 1 года 1,5
от 1 года до 2 лет 1,3
от 2 до 3 лет 1,1
от 5 000 000 до 10 000 000 включительно не более 5 лет 2
от 10 000 000 до 15 000 000 включительно не более 10 лет 3
свыше 15 000 000 не более 20 лет 3

Далее поясним, порядок применения данной таблицы.

Цена (стоимость) легковых автомобилей

Перечни автомобилей, к которым нужно применят повышающие коэффициент, Минпромторг России обязан публиковать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Опубликованные перечни следует применять при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот опубликован (п. 2 ст. 362 НК РФ). То есть, допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год нужно принимать во внимание перечень, опубликованный в 2016 году.

Читайте так же:  Страховые выплаты по осаго

Имейте в виду: реальная стоимость автомобиля или же стоимость, по которой куплено авто, для расчета транспортного налога никакого значения не имеет. То есть, даже если автомобиль допусти м, в первую ценовую группу, была приобретена в салоне дешевле, чем за 3 000 000 рублей (допустим, со скидкой), транспортный налог все равно нужно рассчитывать с учетом повышающего коэффициента.

Количество лет с года выпуска

Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля нужно принимать во внимание по состоянию на 1 января каждого налогового периода. Отсчет количества лет начинается с года выпуска автомобиля (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-05-04-01/28303).

Стоит заметить, что в зависимости от того, сколько лет прошло с даты выпуска машины, одну и ту же модель автомобиля можно приобщить к разным ценовым группам. То есть, допустим, автомобиль Porsche Cayenne Turbo S с объемом двигателя 4806 куб. см. отражен в перечне дважды:

  • по цене «от 10 до 15 миллионов рублей» с примечанием «не более 2 лет»;
  • по цене «от 5 до 10 миллионов рублей» с примечанием «от 3 до 5 лет (включительно)».

То есть, за первый и второй годы эксплуатации налог следует рассчитывать с коэффициентом 3. В течение третьего, четвертого и пятого годов – с коэффициентом 2. После пяти лет применять повышающий коэффициент уже не применяется.

Когда не применяется повышающий коэффициент

Если на начало года, за который считают транспортный платеж, максимальное количество лет с года выпуска автомобиля прошло, повышающий коэффициент за этот год уже не применяют (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Транспортный налог на дорогие авто: перечень, разъяснения и предложения

С 2014 года владельцы дорогих авто уплачивают транспортный налог с применением повышающего коэффициента.

Повышающий коэффициент

До 1 января 2018 года действовали следующие коэффициенты:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Перечень авто

Официальный перечень разбит на 4 таблицы по цене автомобилей. Перечень 2018 года включает более 1100 легковых машин, а в 2017 году в перечне было чуть больше 900 моделей.

Разъяснения

Как разъяснило Министерство финансов РФ в письме от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504, в рассматриваемых случаях при расчете транспортного налога должен применяться повышающий коэффициент.

ФНС, в свою очередь, издала письмо № БС-4-21/[email protected] от 18.07.2017, которым довела данные разъяснения до ИФНС на местах и рекомендовала им провести анализ правильности исчисления транспортного налога с учетом применения повышающего коэффициента на дорогостоящие автомобили и при необходимости осуществить перерасчет транспортного налога.

Между тем ранее ФНС давала противоположное разъяснение. В письме ФНС № БС-4-21/[email protected] от 01.06.2017 сообщается, что Перечень является исчерпывающим и транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех легковых автомобилей, которые указаны в Перечне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, по мнению ФНС России, изложенному в этом письме, если информация о легковом автомобиле отсутствует в Перечне (модель, марка, версия, специализация и другие параметры отличаются от указанных в Перечне), транспортный налог по этому автомобилю следует исчислять без учета повышающего коэффициента.

Предложения

Автор инициативы предлагает пересмотреть список легковых автомобилей и оставить в нем только премиум-класс. В этом случае отпадет надобность контролировать максимально допустимую стоимость на легковые автомобили.

По его мнению, таким образом восторжествует социальная справедливость.

О применении повышающего коэффициента при исчислении организациями транспортного налога по дорогим автомобилям

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 марта 2014 года № БС-4-11/5316

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В настоящее время, ФНС России для реализации изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ и вступивших в силу с 01.01.2014 года, в статью 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в части добавления повышающих коэффициентов на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн. рублей, вносит изменения в приказ ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения», в части добавления информации о повышающих коэффициентах к сумме транспортного налога за легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В связи с тем, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода, а также в с вязи с тем, что налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (пункт 2.1 статьи 362 Кодекса), повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (пункт 3, статьи 361 Кодекса).

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Л. Бондарчук

Декларация по транспортному налогу (новая форма)

Приказом ФНС от 25.04.2014 №ММВ-7-11/[email protected] внесены изменения в форму декларации по транспортному налогу. Данный приказ содержит в приложениях новую форму декларации и утверждает порядок ее заполнения.

Что изменилось в декларации по транспортному налогу?

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Об особенностях расчета транспортного налога для юридических лиц читайте в этой статье.

Читайте так же:  Антивандальная рамка для госномера автомобиля

Декларация по транспортному налогу по-прежнему состоит из титульного листа и двух разделов.

Небольшие изменения внесены в титульный лист: изменен штрих-код «05406012» заменен на «05407019», а штрих-код «05406029» на «05407026».

Более существенные изменения внесены в раздел 2, в котором происходит расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству.

Во второй раздел новой формы добавлена строка 120 «Доля налогоплательщика в праве на транспортное средство» и строка 150 «Коэффициент Кп».

Как известно, транспортный налог платят организации, на балансе которых числятся транспортные средства. По каждому транспорту заполняется отдельный раздел 2.

Если транспортное средство имеет более одного владельца, то в новой строке 120 указывается доля организации, заполняющей декларацию по транспортному налогу, в праве на данное транспортное средство. Доля в это поле вносится виде дроби. Если организация является единственным владельцем транспорта, то ставится 1, если владеет половиной – то ½, третью – 1/3 и т.д.

Появление второй новой графы 150 связано с изменениями в расчете транспортного налога в 2014 году. Данные изменения связаны с введением повышающего коэффициента на легковые автомобиля, стоимость которых свыше 3 млн руб. В отношении таких транспортных средств налог рассчитывается путем умножения налога, рассчитанного стандартным образом, на повышающий коэффициент. Данный коэффициент зависит от стоимости автомобиля и его возраста. Чем дороже автомобиль, тем больше коэффициент (меняется от 1,5 до 3).

В строке 150 нужно как раз указать этот повышающий коэффициент.

Таблица повышающих коэффициентов для легковых автомобилей

Повышающий коэффициент (Кп)

Средняя стоимость и количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля

ФНС разъяснила, как применять повышающий коэффициент при расчете транспортного налога по дорогим автомобилям

Как известно, с 1 января 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 млн. рублей исчисляется с применением повышающих коэффициентов (см. «Утверждены повышающие коэффициенты транспортного налога для дорогостоящих легковых автомобилей»). ФНС России в письме от 24.03.14 № БС-4-11/5316 разъяснила, как эти коэффициенты следует применять организациям.

Для физических лиц особых проблем с применением повещающих коэффициентов нет. Сумма налога с учетом коэффициентов будет проставлена в уведомлениях на уплату налога, которые физлица получат от налоговиков по почте.

Организации же рассчитывают транспортный налог самостоятельно. Сумма, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога за год и суммами авансовых платежей, которые перечислялись по итогам первого, второго и третьего кварталов (п. 2 ст. 362 НК РФ). В ФНС обращают внимание на то, что повышающие коэффициенты применяются к исчисленной сумме налога, которую надо заплатить по итогам года, а не к авансовым платежам, которые вносятся по итогам кварталов.

Кроме того, в налоговом ведомстве отметили, что в настоящее время готовятся изменения в форму и порядок заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 20.02.12 № ММВ-7-11/[email protected]). Эти изменения как раз касаются применения повышающих коэффициентов на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн. рублей.

Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?

Правовые основы расчета транспортного налога

Принципы расчета и базовые ставки транспортного налога установлены гл. 28 НК РФ. Однако, поскольку этот налог является региональным, он вводится в действие законами регионов и имеет свои особенности в каждом из них.

Так, регионам дано право:

  • самостоятельного регулирования налоговых ставок, установленных НК РФ (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), с отклонением не более чем в 10 раз от базовых ставок; при этом ограничение в сторону уменьшения не касается легковушек с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно;
  • установления собственного порядка и сроков уплаты налога;
  • введения собственной системы льгот по налогу.

О том, как могут различаться ставки по регионам РФ, читайте в статье «Ставки транспортного налога по регионам — таблица 2018-2019».

С учетом этого тем, кто хочет узнать, как считается транспортный налог, нужно не только познакомиться с текстом гл. 28 НК РФ, но и внимательно изучить актуальный закон того региона, где стоит на учете транспорт, по которому предстоит уплачивать транспортный налог.

Плательщиками транспортного налога являются организации и физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При этом плательщик необязательно будет его собственником. Важен непосредственно факт регистрации. Так, регистрация автомобиля может быть оформлена на лизингополучателя — юридическое лицо на период действия договора лизинга или на физлицо при владении и распоряжении им автомобилем по доверенности.

Объекты налогообложения — самоходные машины и механизмы, как правило, имеющие двигатели и способные передвигаться по земле, воде, воздуху.

Ряд видов транспорта освобожден от налога (п. 2 ст. 358 НК РФ). В частности, налог не уплачивается:

  • по автомобилям, оборудованным для инвалидов;
  • автомобилям, полученным через органы соцзащиты;
  • транспорту, находящемуся в розыске (этот факт должен быть подтвержден документально).

Налоговая база для транспортных объектов может быть разной (мощность, тяга двигателя, вместимость или единица транспорта). По автомобилям она определяется мощностью двигателя в лошадиных силах, указанной в ПТС. Если она приведена в киловаттах, то необходимо сделать пересчет в лошадиные силы (умножив киловатты на коэффициент 1,35962), при этом пересчитанную базу округляют до 2 знаков после запятой.

Налоговый период по транспортному налогу — год. Организации должны рассчитать транспортный налог самостоятельно, представляя декларацию в ИФНС 1 раз за год, но могут уплачивать при этом ежеквартальные авансовые платежи. Физлица уплачивают налог 1 раз в год на основании расчета, сделанного ИФНС и предоставленного налогоплательщику в уведомлении. Поскольку реальное положение дел может иметь существенные расхождения с данными, которыми располагает ИФНС, налогоплательщик-физлицо тоже должен знать, как рассчитывается транспортный налог, чтобы проверить предоставленный ему расчет. Расчет налога, подлежащего уплате за год, достаточно прост: налоговую базу по каждому объекту умножают на ставку, установленную для него региональным законом. При этом, если объект был зарегистрирован на налогоплательщика неполный год, то применяют коэффициент, учитывающий долю реального налогового периода.

Ранее (до 2016 года) неполные месяцы регистрации принимались за полные, в т. ч. одним полным месяцем считался и тот месяц, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета. В 2018–2019 годах за полный принимается тот неполный месяц, в котором транспорт приобретен до 15 числа или выбыл после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Читайте так же:  Как вернуть книгу назад в магазин

Разъяснения чиновников по уплате ТН за неполный месяц владения ищите здесь.

Если ставка по какому-то объекту законом региона не установлена, то используют ставку, приведенную в НК РФ. В случае возникновения сомнений, к какой категории относится ваш транспорт, для целей расчета транспортного налога можно обратиться за разъяснениями к письму ФНС РФ от 18.02.2008 № ШС-6-3/[email protected] При наличии нескольких транспортных объектов налоги, рассчитанные по ним, суммируются.

В отношении дорогостоящих автомобилей нужно рассчитать транспортный налог с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3,0), который зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ). Дорогостоящим считается автомобиль со средней стоимостью выше 3 млн руб. Ежегодно перечень таких автомобилей публикует Минпромтрог.

По каким автомобилям с 2018 года скорректировали повышающий коэффициент, узнайте из публикации.

Подробнее о повышающем коэффициенте читайте в этой статье.

Как посчитать транспортный налог на машину в Москве

За последние годы технология расчета суммы транспортного налога корректировалась. Чтобы разобраться в этих корректировках и уметь рассчитывать налог за любой период, рассмотрим нюансы расчета налога за последние 3 года (с 2015 по 2017 год).

Как рассчитать транспортный налог в 2015 году в Москве?

Расчет производится по правилам, установленным в гл. 28 НК РФ и законе Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Расчет налога осуществляют путем умножения налоговой базы на ставку, установленную в законе № 33 для соответствующего транспортного средства с учетом периода регистрации транспортного средства и с применением повышающего коэффициента (если в этом есть необходимость).

В 2015 году за полный месяц владения принимался любой неполный месяц, вне зависимости от того, в какой половине месяца возникло или утрачено это право.

Закон № 33 содержит достаточно широкий перечень налоговых льгот для физлиц. Предоставление льготы возможно только по одному из оснований и только по одному транспортному средству, при этом льготы неприменимы к легковым авто с мощностью выше 200 л. с. Льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика с приложением копии документа, дающего право на льготу.

В июле 2016 года был принят закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, добавивший в гл. 28 НК РФ новую ст. 361.1. Эта статья установила льготы в отношении уплаты налога по большегрузным авто для физлиц, выразившиеся в возможности уменьшения налога вплоть до нуля на суммы внесенной в бюджет платы за вред, причиняемый дорогам этим транспортом. Льгота установлена на период до 2018 года и может быть применена к расчету налога за 2015 год (п. 3 ст. 2 закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ). Заявить о праве на нее физлицо должно самостоятельно, подав в ИФНС подтверждающие документы.

Уплату налога в Москве осуществляют 1 раз за прошедший год:

  • компании — до 5 февраля года, следующего за отчетным;
  • физлица — до 1 декабря года, следующего за расчетным (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларацию юридические лица представляют в ИФНС до 1 февраля года, следующего за отчетным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года для физлиц, не получивших из ИФНС уведомлений об уплате транспортного налога, введена обязанность информировать инспекцию о наличии такого имущества (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Иначе будет штраф по п. 3 ст. 129.1 НК РФ в размере 20% от неуплаченного налога.

Как рассчитать транспортный налог за 2016 год для Москвы?

Сделать это можно воспользовавшись все тем же законом № 33. Формула расчета транспортного налога за 2016 год и применяемые ставки остались такими же, как и для 2015 года. Поэтому те, кто уже имел дело с расчетом этого налога, знают, как посчитать транспортный налог на автомобиль за 2016 год. Учесть здесь надо будет то, для 2016 года:

  • По-новому следует определять полный месяц владения транспортным средством. Таким месяцем будет считаться тот, в котором транспорт оказался во владении до 15-го числа или выбыл из него после 15-го числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
  • Отнесение автомобиля к дорогим будет определяться по соответствующему перечню, опубликованному на сайте Минпромторга до 1 марта 2016 года (п. 2 ст. 362 НК РФ).
  • Появилась возможность уменьшить (вплоть до нуля) налог, начисленный по большегрузным автомобилям, на сумму сделанной оплаты за причиняемый ими вред дорогам (ст. 361.1, п. 2 ст. 362 НК РФ). Применять такой вычет можно будет к расчетам по налогу в периоде 2016-2018 годов.

Что учесть при расчете транспортного налога за 2017–2018 годы?

В 2017 году следует руководствоваться порядком, действовавшим для 2016 года, с учетом того, что в 2017 году на сайте Минпромторга снова обновился список дорогостоящих авто.

О том, как уплачивать налог за дорогое авто, если оно не числится в списке Минпромторга, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если автомобиль дорогой, но его нет в перечне Минпромторга».

При расчете налога за 2017 год также необходимо учесть ряд корректировок. Таблицу изменений по транспортному налогу вы найдете в этой публикации.

В 2018 году при исчислении транспортного налога следует учесть изменения, о которых мы вас регулярно информируем на нашем сайте: «Транспортный налог-2018: изменения».

Расчет налога осуществляют путем умножения налоговой базы на ставку, установленную в региональном законе для соответствующего транспортного средства с учетом периода регистрации транспортного средства и с применением повышающего коэффициента (по дорогим автомобилям).

При расчете налога необходимо учитывать особенности регионального законодательства (по размерам ставок, льготам, срокам уплаты и т. д.).

Транспортный налог: повышающий коэффициент

Начнем с того, что транспортный налог платят все лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Как физические лица, так и юридические. И действие повышающего коэффициента при расчете транспортного налога распространяется на автомобили как принадлежащие гражданам, так и зарегистрированные на юридических лиц.

Компании рассчитывают налог самостоятельно

Но самостоятельно транспортный налог рассчитывают только юридические лица. Остановимся на самостоятельном расчете юридическими лицами суммы транспортного налога. Ведь физические лица платят транспортный налог на основании налогового уведомления. В отношении транспорта, принадлежащего гражданину, налог рассчитывает налоговый орган.

В 2016 году при наличии дорогостоящего автомобиля юридические лица должны рассчитать транспортный налог с применением повышающего коэффициента Кп. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому автомобилю. По общему правилу сумма транспортного налога определяется как произведение:

  • налоговой базы (мощность двигателя автомобиля, выраженная в лошадиных силах),
  • налоговой ставки,
  • доли в праве на автомобиль,
  • коэффициента Кв (отношение месяцев владения транспортным средством в отчетном году к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12)),
  • повышающего коэффициента Кп.
Читайте так же:  Тонирование передних стекол

Дорого-богато? Плати налог больше!

Повышающий коэффициент Кп используется при расчете транспортного налога юридическими лицами начиная с 2014 года. Применяется повышающий коэффициент Кп не во всех случаях расчета транспортного налога, а только в случаях, когда компания владеет дорогостоящим автомобилем. Таким образом, законодатель вводит повышенное налогообложение предметов роскоши.

Что же парламентарии понимают под роскошным автомобилем? В 2016 году к дорогостоящим отнесены автомобили стоимостью более 3 миллионов рублей. Кроме стоимости учитывается и срок, прошедший с момента спуска автомобиля с конвейера. Отметим, что вполне вероятно, что в будущем планка для транспорта повысится и дорогостоящими будут признаваться автомобили, цена которых превышает 5 млн рублей (проект Федерального закона).

Применять повышающий коэффициент Кп при расчете транспортного налога в 2016 году нужно, если выполняются одновременно два условия:

  • стоимость автомобиля превышает 3 млн рублей;
  • срок использования автомобиля не превышает срок, установленный НК РФ в целях применения коэффициента.

Как же определить эту стоимость автомобиля? Для начала нужно проверить, есть ли машина в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года. Указанный документ утвержден Минпромторгом России 26.02.2016 и размещен на сайте этого ведомства. Перечень автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу, обновляется ежегодно. В 2016 году в перечень попали свыше 700 моделей (модификаций) автомобилей.

Что считать днем рождения автомобиля

Обратите внимание, что в Перечне содержится указание на количество лет, прошедших с года выпуска (последняя, 6 графа таблицы). По истечении этого срока автомобиль автоматически попадает в категорию «бюджетных». И повышающий коэффициент в таком случае при расчете суммы транспортного налога не используется.

Как же определить срок использования машины? Для определения коэффициента Кп срок, прошедший с момента спуска машины с конвейера, начинает течь с года выпуска автомобиля (включительно). Ведь при определении повышающего коэффициента не используется порядок подсчета срока, который закреплен для целей применения дифференцированных налоговых ставок в п. 3 ст. 361 НК РФ. Для целей применения дифференцированных ставок срок начинает течь с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, при расчете транспортного налога за 2016 год по автомобилю стоимостью от 3 до 5 млн рублей, выпущенному в 2013 году, для целей применения повышающего коэффициента срок, истекший с года выпуска, составит 4 года. Поэтому начиная с 2016 года повышающий коэффициент в отношении указанного автомобиля применяться не будет.

Итак, при подсчете срока, истекшего с года выпуска, необходимо начинать с года спуска автомобиля конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог. Последние разъяснения чиновников основаны именно на таком толковании норм НК РФ (письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/[email protected] ).

Что делать, если вы не нашли автомобиль в Перечене автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу? В таком случае будьте готовы, что придется рассчитывать среднюю стоимость автомобиля самостоятельно. Для этих целей Минпромторг России разработал Методику расчета средней стоимости легковых автомобилей. Расчет средней стоимости автомобиля в случае отсутствия машины в Перечне Минпромторга России осуществляется по одной из двух формул в зависимости от того, находится ли производитель или дилер на территории России или за рубежом. В первом случае для расчета стоимости автомобиля берется информация от дилеров о рекомендованных розничных ценах. Во втором случае для расчета используются данные автокаталогов («Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Motor», «Canadien Black Book», «Schwacke»).

Предмет роскоши: сумма налога утроится

Итак, ваш транспорт есть в Перечне автомобилей, оценивается в более чем 3 млн рублей и срок его использования превышает установленный НК РФ и Перечнем Минпромторга России в целях применения коэффициента. Значит, сумму налога придется откорректировать на коэффициент. Всего предусмотрено пять видов повышающих коэффициентов в зависимости от года выпуска автомобиля и его стоимости. Информация о повышающих коэффициентах представлена в Таблице 1 (Информация ФНС России «Об исчислении транспортного налога для владельцев дорогостоящих автомобилей»). Минимально сумма налога увеличится всего на 10 процентов. Максимально предусмотрено утроение суммы налога к уплате.

Стоимость, млн руб. Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля
до 1 года От 1 до 2 лет От 2 до 3 лет до 5 лет до 10 лет до 20 лет
от 3 до 5 1,5 1,3 1,1 от 5 до 10 2 от 10 до 15 3 от 15 3

Считаем ежеквартально

Налог рассчитывается компанией ежеквартально. И так же ежеквартально применяется корректирующий коэффициент.

Обратите внимание, что в 2014 году корректирующий коэффициент применялся только к ежегодной сумме налога. Ежеквартальные платежи рассчитывались без учета корректирующего коэффициента. Корректировка на корректирующий коэффициент производилась только по итогам года (Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей»). Но начиная уже с налогового периода 2015 года при исчислении авансовых платежей также применяется повышающий коэффициент (п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому в 2016 году и ежегодный, и авансовый платежи по транспортному налогу рассчитываются с учетом коэффициента Кп.

Видео (кликните для воспроизведения).

При заполнении налоговой декларации по транспортному налогу повышающий коэффициент (Кп) нужно указать в строке с кодом 150 Раздела 2 декларации по транспортному налогу. В строке 150 налоговой декларации по транспортному налогу за 2016 год надо отразить коэффициент Кп, взяв его из Таблицы 1.

Как применяется повышающий коэффициент по транспортному налогу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here