Какие последствия дтп

Предлагаем статью на тему: "Какие последствия дтп" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Адвокат Ивлев

Официальный сайт адвоката Ивлева Сергея Сергеевича

Последствия гражданской ответственности, если виноват в ДТП

Никто не застрахован от участия в таком сомнительном событии как дорожно транспортное происшествие. Сам факт участия в ДТП уже сопряжен с многочисленными негативными последствиями, но наибольшие сложности возникают тогда, когда присутствует Ваша вина в ДТП.

Даже опытный водитель, с большим стажем управления автомобилем может оказаться виновником ДТП. Плохие погодные условия, утомленность, наличие, так называемых, «мертвых зон» в обзорности – вот причины таких ДТП. Но случиться может всякое, и поэтому разберем два возможных сценария развития событий.

Первое, предположим, что столкновение двух автомобилей серьезных последствий не повлекло. Пострадали только автомобили, ущерб составил менее ста двадцати тысяч рублей, раненных нет, иное имущество, например здания, мачты городского освещения, заборы, не повреждено. У виновника ДТП имеется полис обязательного страхования владельцев транспортных средств (ОСАГО), он не просрочен, виновник допущен к управлению.

В этой ситуации виновник ДТП отделывается сравнительно небольшими негативными последствиями. Если виновник не заключал договор комплексного страхования наземных транспортных средств (КАСКО), то свой автомобиль он восстанавливает за свой счет. При этом от виновника не требуется посещать органы ГИБДД и страховую компанию. Достаточно оплатить возможный штраф от нарушения ПДД. При наличии полиса КАСКО виновник собирает необходимые документы и получает возможность восстановить свой автомобиль за счет страховой компании.

Однако гораздо важнее знать те последствия, которые возникают при более неблагоприятных обстоятельствах.

Ситуация вторая: при ДТП имеются пострадавшие, произошло столкновение двух автомобилей, стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего превышает сто двадцать тысяч рублей, у виновника отсутствует договор добровольного дополнительного страхования автогражданской ответственности (ДОСАГО).

Если пострадавшему был причинен легкой или средней степени тяжести вред здоровью, то в данной ситуации наступает ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ. Это лишение права управления на срок от одного года до двух лет. Впрочем, суд может обойтись и штрафом, если отсутствуют претензии со стороны потерпевших.

Наибольшие сложности возникают спустя примерно полтора – два месяца с момента ДТП. В течение этого срока потерпевший получает страховую выплату от страховой компании виновного и, в связи с тем, что данный размер выплаты его не удовлетворяет, потерпевший обращается в суд.

Согласно ст. 1072 Гражданского кодекса РФ гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Таким образом, ущерб, причиненный потерпевшему, превышающий сто двадцать тысяч рублей виновник обязан возместить.

Суды, рассматривая данные дела, целиком и полностью становятся на сторону потерпевшего. Однако, часто потерпевшие злоупотребляют своим правом.

Так, зачастую в качестве доказательства стоимости восстановительного ремонта потерпевший прилагает отчет оценщика, в котором имеются явные завышения стоимости ремонта или запасных частей. В данном случае имеется возможность проведения судебной экспертизы. Как правило, судебная экспертиза устанавливает стоимость восстановительного ремонта ниже, чем представленная истцом. Однако судебная экспертиза проводится только по ходатайству сторон. Сам суд редко назначает подобную экспертизу.

Если потерпевшему в ДТП был причинен вред здоровью, то он, безусловно, имеет право на возмещение морального вреда. Но порой истцы просят взыскать с виновника расходы на лечение или покупку лекарственных средств. Такого рода требования противоречат закону, так как такие расходы, включая расходы на санаторно-курортное лечение, обязана возмещать страховая компания. Значит, эти расходы не подлежат удовлетворению.

Часто на практике потерпевшие предъявляют виновнику дополнительные понесенные им расходы. Например, услуги такси на срок, пока автомобиль находился в ремонте, услуги по хранению автомобиля на длительный срок, упущенный заработок, разницу между стоимостью ремонта автомобиля без учета износа и с учетом износа и так далее.

Эти расходы часто бывают необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Однако определить какие именно расходы, понесенные истцом, являются обоснованными, а какие нет, может только профессионал. К тому же сам суд, как следует из практики, не стремится к установлению полной истины по делу. Если суду не поступают отзыв по делу, ходатайства о проведении судебной экспертизы и тому подобное, суд удовлетворяет требования истца полностью.

Таким образом, подытожим следующее: возможно снизить требуемую потерпевшими сумму ущерба, но для этого необходимо привлекать профессиональных юристов. Юристы и адвокаты Юридического агентства «Эксперт» готовы оказать Вам эту профессиональную помощь.

Оставление места ДТП — наказание в 2019 году

ДТП – это неприятность, от которой не застрахован ни один водитель. Правила дорожного движения регламентируют действия водителя, который попал в дорожно-транспортное происшествие, и обязывают его принять необходимые меры, включая оказание помощи пострадавшим. При несоблюдении предписаний последствия могут оказаться неблагоприятными для водителя.

За уезд с места ДТП наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ. Во второй части этой статьи подробно расписано, что бывает, когда в состоянии шока или по умыслу водитель оставляет место аварии. При оставлении места ДТП водителю может быть предъявлено одно из следующих взысканий в 2019 году:

  1. После скрытия с места ДТП следует наказание в виде лишения прав на вождение транспортного средства на срок 1-1,5 лет;
  2. или
  3. Арест административный на 15 суток.

Если вас интересует, какой штраф при этом предусмотрен, то вам стоит знать, что в действующем законодательстве не указано, что водитель должен оплатить штраф за то, что уехал после аварии, не остановившись, не проверив, есть ли пострадавшие или имущественная порча.

Уезжая с места ДТП по законной или незаконной причине, а также будучи невиновным лицом, важно помнить, что без документального подтверждения о происшествии велика вероятность:

  • быть признанными виновным в аварии;
  • ответить административно за уезд с места ДТП;
  • возмещать ущерб за порчу автомобиля, за причиненный моральный ущерб, а также за ущерб здоровью вплоть до пожизненного регресса.

Чтобы избежать этого, лучше остаться на месте ДТП и при возможности нанять адвоката, который прибудет на место происшествия для контроля правильности составления бумаг и дачи полезных советов.

Что является основанием для несения наказания?

Мера ответственности определяется в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является протокол, который составляется сотрудниками ГИБДД. Доказательствами вины могут быть показания свидетелей, очевидцев, видео с цифровых носителей (видеорегистраторов, дорожных камер). В 95% уезд с ДТП раскрывается следователями, и виновник находится.

Читайте так же:  Как оформить алименты от государства, если отец их не платит

Нередко в состоянии шока, когда человек уехал с места ДТП, он выпивает. Пункт 2.7 ПДД указывает на запрет приема алкогольных напитков, наркотических, психотропных или любых других препаратов до того момента, пока не будет выполнено освидетельствование. Подобные нарушения лишь усугубляют положение и могут стать причиной дополнительного взыскания в виде штрафа за нетрезвое управление ТС.

Какие сроки допустимы для наказания?

В случаях, когда человек уехал с места ДТП безвозвратно, скрывается от ответственности, есть исключения из правил, остающиеся безнаказанными. К таким исключениям относится истекший срок давности. Совершенный уезд с места ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД, после чего начинается опрос свидетелей для поиска нарушителя. На розыскные работы, выдвижение обвинения виновному, не оставшемуся на месте аварии, согласно ст. 4.5 КоАП РФ дается 90 дней (3 месяца). По истечении срока давности незаконно предъявлять какие-либо обвинения в адрес водителя и составлять на его имя Постановление об административном правонарушении.

Когда водитель несет ответственность?

Если человек, управляющий автомобилем, который попал в дорожно-транспортное происшествие, уехал с места события по причинам, которые не перечислены в ПДД, его деяния расцениваются, как преступление. За оставление места ДТП в 2019 году лица, скрывшиеся на авто в таких ситуациях, даже если они не являются владельцами транспортного средства, несут полную ответственность.

Не оправдывается уезд с места ДТП и в том случае, если водитель торопится на рейс, совещание или другие мероприятия, даже если он остановился и оставил свои данные, координаты, контактные телефоны, визитку.

Не оставшись на месте аварии, человек может повлиять на смягчение ответственности. Для этого нужна явка с повинной, содействие следствию, добровольное возмещение ущерба. Частично оправдать за то, что человек не остался на месте ДТП, может тяжелое душевное состояние, несовершеннолетие, беременность.

В каких случаях ответственность не предусматривается?

Бывают ситуации, когда водитель не несет ответственность за то, что не совершил остановку, уехал с места происшествия. К таким ситуациям можно отнести следующие ситуации.

Когда произошло ДТП, но водители смогли договориться, не имеют друг к другу претензий по случившимся обстоятельствам. С места аварии можно уехать, если при случившемся нет пострадавших. В такой ситуации желательно на месте ДТП составить схему расстановки автомобилей после аварии, указать на схеме разметку дороги, название улиц, номера домов, дорожные знаки и другую важную информацию. Схема должна быть у каждого водителя, подписанная двумя сторонами-участниками аварии. Уезд с ДТП будет юридически правильным, если оба водителя направятся в ближайший ДПС пост, где оформят документы.

Когда на месте аварии водители обоюдно приняли решение оформлять ДТП по европротоколу (заполнение извещения о ДТП, на которое будет опираться страховщик). По ОСАГО разрешена такая процедура, когда на месте ДТП пострадало всего 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующий ОСАГО полис. На месте происшествия не должно быть людей, которые получили увечья, травмы. В этом случае уезд с места ДТП возможен, при этом водители не должны иметь друг к другу претензий, а характер повреждений согласован.

Часто в суде водителя оправдывает факт, когда он вынужденно уехал с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего при аварии или наезде в больницу. Уехав в этом случае с места происшествия, водитель обязан вернуться после того, как человек доставлен в медицинское учреждение для оказания экстренной помощи. Важно перед отъездом зафиксировать документально (указать на схеме), на видео- или фотокамеру положение автомобиля. На месте ДТП следует оставить предметы в том положении, в котором они находились после аварии. Чтобы они не мешали остальным участникам движения, согласно п. 2.5 ПДД, необходимо обеспечить объезд транспорта.

Не считается преступлением, на которое распространяется наказание по ст. 12.27 КоАП РФ, когда транспортное средство, виновное или участвующее в ДТП, убрано с дороги с целью освободить проезжую часть для транспортного потока, но при этом сам водитель остается на месте. Перед тем как убрать авто, его местоположение нужно описать в документе или зафиксировать любым другим способом. Перемещение нежелательно осуществлять, когда нет очевидцев происшествия, а также тогда, когда у водителей есть разногласия относительно вины и причин, повлекших ДТП.

Уехав с места ДТП в иных ситуациях, водителю будет предъявлено обвинение за оставление места и соответствующее законодательству наказание. Когда водитель уехал с места ДТП, только после следствия определяется наличие состава преступления или его отсутствие по причинам, предусмотренным Правилами дорожного движения. Окончательный вердикт о том, являлись ли действия водителя правомерными или неправомерными, и какое за оставление места ДТП будет наказание, определяет суд.

Зная, можно ли уезжать в случае аварии и в каких конкретно случаях ответственность не наступает за самовольное покидание места происшествия, можно избежать наказаний и лишения прав.

Порядок действий при ДТП по ОСАГО в 2019 году

Этот вид страхования позволяется возместить ущерб после большинства аварий. Несмотря на это далеко не всем водителям в деталях известно, как действует ОСАГО при ДТП. Наш обзор устранит пробелы в знаниях и позволит лучше сориентироваться на месте в тех ситуациях, которые принято считать критическими.

По факту эта страховка является обязательной для всех водителей (за исключением собственников транспортных средств, передвигающихся со скоростью до 20 км/ч) – по этому полису страхуется автогражданская ответственность. Если гражданин не страхует свой автомобиль, значит, в случае, если он будет виновником аварии, выплаты ему не предусмотрены. Таким образом, ОСАГО предназначено для выплат денежной компенсации пострадавшей невиновной стороне, для возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни или имуществу. Расходы, возникшие в результате ДТП, оплачивает страховая компания виновника аварии, сам водитель не производит выплат. На текущий момент установлены максимальные суммы, предусмотренные по этому полису:

  • 400 тыс. рублей по возмещению имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей по возмещению ущерба причиненному участнику ДТП (сумма указана из расчета на одного человека).

По ОСАГО не производится компенсация морального вреда или упущенной выгоды.

Существуют ситуации, когда страховая компания может отказать в выплате:

  1. Водителем был человек, не вписанный в страховку. Исключением является страховка, оформленная на неограниченный круг лиц.
  2. Авария произошла на специализированной площадке в момент проведения экспериментальной или учебной деятельности.
  3. Авария произошла на территории предприятия при выполнении погрузо-разгрузочных работ или при исполнении работником иной трудовой деятельности.
Читайте так же:  Запрет действий на переоформление автомобиля

Если водитель не имел права управлять автомобилем, причинил вред умышленно, находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении или скрылся с места происшествия, страховка все равно выплачивается, но страховщик может обратиться в суд и взыскать свои расходы с виновника.

Что делать виновнику в случае ДТП

При возникновении ДТП виновнику важно не паниковать и не уезжать с места происшествия, чтобы попытаться избежать ответственности – это сделать все равно не выйдет. Сейчас с развитием технологий найти водителя по номеру машины не составит труда. Поэтому крайне важно знать, как действовать после ДТП по ОСАГО, если сам виноват в создании аварийной ситуации. Правильное поведение в таких случаях помогает свести к минимуму возможные негативные последствия. В целом же алгоритм действий виновника после аварии автомобиля по ОСАГО предельно прост:

По ст.11, 11.1 закона об ОСАГО при оформлении Европротокола обеим сторонам нужно направить свой экземпляр документа в страховую компанию. Срок – 5 дней. Затем от страховщиков должно прийти требование о направлении транспортных средств на осмотр (на это дается 5 дней с момента получения письма).

Европротокол может быть оформлен только при незначительном ДТП, если соблюдаются следующие условия:

  • жертвы и пострадавшие отсутствуют;
  • сумма имущественного ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
  • в аварии только два участника;
  • не причинен иной имущественный ущерб, помимо повреждения транспортного средства;
  • стороны не имеют разногласий по факту инцидента.

Документ заполняется простой ручкой с двух сторон, обстоятельства аварии должны быть изложены в краткой и четкой форме.

Как действовать, если попал в ДТП и не виноват

В первую очередь необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола. Нельзя передвигать автомобиль до приезда сотрудников дорожной полиции. Место происшествия и повреждения нужно снять на камеру или сфотографировать. Также потребуется получить у виновника аварии контакты его страховой компании. Кроме того, потерпевший вправе требовать от сотрудника дорожной полиции направления виновника аварии на медицинское освидетельствование для выявления возможного алкогольного или иного опьянения.

По ст. 11 правильные действия потерпевшего после ДТП по ОСАГО должны представлять собой следующую последовательность:

  1. Необходимо позвонить страховщику нарушителя и рассказать о происшествии, при необходимости ответить на вопросы.
  2. Написать заявление на возмещение ущерба и передать его страховой компании. Обычно представитель страховщика производит осмотр транспортного средства, и эту процедуру нужно обязательно проводить в присутствии виновного лица. Если повреждения серьезные, потребуется пригласить эксперта.
  3. Составить копии документов по аварии, предоставляемых страховщику (рекомендуется делать это по описи). Принципиально важно, чтобы на документе была проставлена дата принятия, так как от нее зависит день выплат.
  4. Дождаться выплаты. Страховая компания должна перевести деньги в течение 20 дней после получения документов, иначе за каждый день просрочки насчитывается неустойка.
  5. Произвести ремонт транспортного средства.

Страховая выплата может не окупить ремонт, и это нормально, так как при возмещении производится приблизительный расчет. Если общая стоимость ремонта не укладывается в установленный лимит, нужно просто сохранить чеки на недостающую сумму и предоставить их страховщику нарушителя.

  • Европротокол или справка о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • протокол об административном нарушении;
  • права;
  • документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • доверенность на автомобиль (при необходимости);
  • полис ОСАГО;
  • реквизиты счета для перечисления денег.

Если в процессе всех мероприятий была проведена экспертиза, предоставляются документы и по ней: заключение и квитанции об оплате услуг. При эвакуации машины, дополнительно выдаются документы, подтверждающие этот факт.

Обязан ли виновник извещать свою страховую

Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии. Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено статьей 11 об ОСАГО. В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.

При разговоре с представителем страховщика, водитель должен проинформировать его, что это он является виновником аварии и сообщить следующие данные:

  • количество участников ДТП;
  • место и время;
  • данные по транспортным средствам (номера, марки, даты выпуска);
  • информацию о наличии жертв и пострадавших, а также их состояние.

Что делать, если виновник аварии не признает свою вину

Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:

  • оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
  • обратиться в страховую компанию;
  • обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.

В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить. Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.

Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту через этот орган государственной власти. Такая процедура может затянуться на несколько месяцев.

Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему. Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП. Все это поможет доказать свою правоту в суде.

Действует ли ОСАГО, если происшествие произошло на парковке или во дворе

Повредить автомобиль можно не только в аварии. Причем не все водители в состоянии быстро сообразить, что делать, если притерли или поцарапали машину во дворе или на стоянке. Если повреждение автомобиля наступило в результате столкновения с другим транспортным средством, это является страховым случаем по полису ОСАГО, за который положена компенсация. Когда же ущерб был причинен пешеходом, сторонним предметом (например, сосулькой или веткой дерева) или самим владельцем, страховка не положена.

Читайте так же:  Как получить пособие по временной нетрудоспособности от компании или фсс

При ДТП по полису ОСАГО выплату получит только пострадавший. Для этого ему нужно зафиксировать факт аварии с помощью сотрудника ГИБДД или путем оформления Европротокола. Документы по ДТП предоставляются в страховую компанию виновника, а выплата производится в течение 20-дневного срока. Законом установлены максимальные лимиты для сумм компенсации. Если нарушитель отказывается признавать свою вину, другой стороне нужно обратиться в ГИБДД или суд.

Какие последствия ДТП

Видео (кликните для воспроизведения).

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

    Содержание публикации:

    • ДТП. Определение понятия
    • Учет ДТП Росстатом
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
    • Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП
    • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? «Ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

    ДТП. Определение понятия

    Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

    Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

    Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

    Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

    Учет ДТП Росстатом

    В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

    • Погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
    • Раненый — лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

    В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

    Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

    • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
    • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
    • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
    • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
    • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
    • времени совершения (дням недели, времени суток).

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в ОДМ 218.6.015-2015

    В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

    дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

    дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

    В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в утративших силу Правилах 1998 года

    В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

    Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

    К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

    Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

    Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

    Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

    Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    Читайте так же:  Сколько стоит зеленая карта в эстонию

    К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

    Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

    Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

    Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

    Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП

    Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также «иной вид ДТП«. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

    При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

    Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

    Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

    Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

    От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

    Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

    Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

    Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

    Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

    Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

    Кто считается погибшим, раненым в ДТП? «Ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

    В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

    «4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

    5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

    6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

    7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

    Какая ответственность может быть за ДТП

    Вид и степень ответственности при ДТП зависят от последствий совершенного правонарушения. Законодательством России установлены 3 вида ответственности за причинение вреда или ущерба другому человеку:

    • гражданская ответственность, заключающаяся в обязанности возмещения причиненного материального и морального ущерба пострадавшей стороне;
    • административная ответственность, заключающаяся в исполнении или отбывании наказания, наложенного судом или уполномоченным органом за совершение правонарушений, предусмотренных Административным кодексом;
    • уголовная ответственность, заключающаяся в отбывании наказания, наложенного судом за совершение правонарушения, предусмотренного Уголовным кодексом.

    Гражданская ответственность при ДТП

    По положению ст.1079 ГК РФ гражданин, нанесший ущерб другому лицу в результате совершения ДТП, обязан компенсировать его в моральном и материальном отношении. Нередко возмещение ущерба возлагается на нескольких человек в зависимости от степени их вины в происшествии, например, на водителя, совершившего ДТП, и владельца транспорта, предоставившего нарушителю автомобиль. Таким образом, владелец автомобиля, водитель которого совершает ДТП, поневоле становится соучастником происшествия и соответчиком в восстановлении ущерба при том условии, что автомобиль был передан в управление водителю на законных основаниях.

    Читайте так же:  Регистрация грузовика в гибдд физическим лицом

    Владелец освобождается от ответственности возмещения ущерба пострадавшим только в тех случаях, когда его машина была похищена, ДТП совершено под действием непреодолимой силы или в его совершении был умысел пострадавшего. Следует помнить, что при передаче управления автомобилем по доверенности другому лицу, гражданская ответственность за причинение ущерба сохраняется за владельцем транспорта — источника повышенной опасности для окружающих людей.

    Административная ответственность при ДТП

    Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения, здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной ответственности, степень которой определяется в зависимости от наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами КоАП. Дорожное происшествие подразумевает нанесение материального ущерба, вреда здоровью или смерть потерпевшего. Юрисдикция административной ответственности распространяется от причинения различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и среднего вреда.

    При нанесении лёгкой степени вреда административная ответственность ограничивается штрафом от 2500 до 5000 рублей или отлучением от управления транспортом на 1-1,5 года на основании ст.12.24 ч.1 КоАП. При нанесении средней степени вреда ч.2 этой же статьи Кодекса определяет штраф в сумме 10-25 тыс. рублей или отстранение от вождения автомобилей на 1,5-2 года.

    Степень причинённого вреда здоровью может определять только судмедэксперт на основании проведённого осмотра и длительности периода восстановления в результате проведения документально зафиксированного лечения. Под вредом здоровью лёгкой степени понимаются легкие сотрясения, гематомы, ушибы, вывихи и другие повреждения, когда потеря трудоспособности пострадавшего, подтверждённая больничным листом, составляет от 1 до 20 дней. Ущерб здоровью средней тяжести фиксируется при средних сотрясениях мозга, переломах и других травмах, когда потеря трудоспособности превышает 21 день.

    Введённое в России обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев позволяет пострадавшим получить материальную компенсацию за причинённый ущерб, включая и вред здоровью, в сумме до 500 тысяч рублей от страховых компаний. Если понесённый ущерб превышает установленную максимальную страховку, то остальную сумму должен выплатить пострадавшему виновник ДТП со своего кармана.

    Видео: Ответственность за ДПТ, повлекшее вред здоровью #дтп #ответственностьводителя

    Уголовная ответственность при ДТП

    В случае гибели пострадавшего в ДТП или причинении тяжкого ущерба здоровью на виновника налагается ответственность в соответствии с положениями УК РФ. Её степень определяется решением суда с учётом всех смягчающих и отягчающих обстоятельств, выявленных и доказанных в процессе расследования и судебного разбирательства. Суд также устанавливает размеры и порядок компенсации за утерю трудоспособности или утерю кормильца потерпевшим.

    К тяжкой степени вреда здоровью при ДТП относятся травмы, повлекшие утрату функциональности отдельных органов человека, прерывание беременности, необратимое обезображивание лица, психическое нарушение, полную или частичную, но устойчивую утрату трудоспособности. Ст.264 УК РФ устанавливает следующие степени уголовной ответственности за нанесение тяжкого ущерба здоровью в ДТП по неосторожности:

    1. арест на 6 месяцев;
    2. исправительные работы до 24 месяцев;
    3. ограничение свободы сроком до 36 месяцев;
    4. лишение свободы до 24 месяцев.

    Дополнительно к перечисленным мерам наказания используется также обязательное лишение права вождения автомобилей сроком до 36 месяцев.

    Смерть пострадавшего в ДТП также ужесточает ответственность виновника следующим образом:

    • при гибели одного человека – до 4-х лет принудительная отработка или до 5 лет лишение свободы. Если это усугублено нетрезвым состоянием виновника происшествия, то наказание предусмотрено одно – заключение в тюрьму сроком до 7 лет;
    • при причинении смерти нескольким людям в трезвом состоянии принудительные работы увеличиваются до 5 лет, а тюремное заключение возрастает до 7 лет. Для пьяного водителя смерть нескольких людей в ДТП грозит заключением в тюрьму на 9 лет или принудительными работами до 7 лет.

    В этих случаях также обязательное лишение прав на три года.

    В ходе проведения расследования органами следствия должны быть проверены все версии, факторы и обстоятельства происшествия, которые могли оказать влияние или стать причиной аварии. К ним относятся:

    1. наличие нарушения ПДД и кто первый нарушил правила — водитель, пострадавший или третье лицо;
    2. соблюдение правил эксплуатации автомобиля;
    3. состояние дорожного полотна, нарушения в его содержании и обслуживании в плане обеспечения безопасности движения;
    4. неосторожность или умысел пострадавшего, в том числе с целью самоубийства;
    5. намеренное совершение ДТП с целью убийства или запугивания;
    6. инсценировка происшествия для сокрытия другого ранее совершённого преступления;
    7. случайное происшествие, действие стихии или других непреодолимых сил.

    Обвиняемый в совершении аварии вправе:

    • пользоваться услугами адвоката в любой момент;
    • знать пункты обвинения;
    • представлять объяснения по ним, доказательства своей невиновности, ходатайства и жалобы на необоснованные и незаконные действия следственных органов;
    • знакомиться с материалами дела и протоколами проведённых с ним следственных процедур по окончании следствия;
    • встречаться и вести переписку с адвокатами и родственниками во время задержания.

    Задержание нарушителя ПДД

    Законом предусмотрено два вида задержания

    1. административное задержание. Срок задержания не более 3-х часов, применяется в случае административного правонарушения или для выяснения личности;
    2. уголовно-процессуальное задержание. Срок задержания до 2-х суток, применяется в случае подозрения в совершение уголовного преступления. По истечение этого срока задержанный либо должен быть освобожден, либо ему должно быть представлено обвинение и тогда он может быть задержан вплоть до суда.

    При возбуждении уголовного дела автомобиль может быть арестован и на основании постановления изъят как вещественное доказательство.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ответственное хранение машины может быть доверено родственникам, организации или другим лицам под расписку о гарантии сохранности. Хранение вещественного доказательства длится до вынесения приговора суда и истечения его срока. Решением суда может проводиться конфискация авто в качестве возмещения ущерба пострадавшим. Арест транспорта производится только при наличии такой необходимости и производится с оформлением протокола, в котором указываются стоимость авто, перечень имущества и оборудования. Копия протокола передаётся владельцу машины.

    Какие последствия дтп
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here