Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

Предлагаем статью на тему: "Монреальская конвенция о международных авиаперевозках" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок: что изменится для авиапассажиров

Согласно Федеральному закону от 03.04.2017 N 52-ФЗ, Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года об унификации правил международных воздушных перевозок, которую ратифицировали уже более 120 стран.

Роспотребнадзор сообщает, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсации за нарушения правил перевозки.

Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей.

Размер компенсации при утрате перевозчиком багажа в настоящее время не может превышать 600 рублей за 1 кг (для багажа) и 11 000 рублей для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена. По Монреальской конвенции ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой около 78 тыс. рублей в отношении каждого пассажира.

Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по Воздушному кодексу РФ не может составлять более 2 млн руб. Монреальская конвенция повышает указанный предел почти в 4 раза и предусматривает, что в отношении вреда жизни и здоровью пассажира, если он не превышает сумму около 7,8 млн рублей, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

Международные воздушные перевозки и Монреальская конвенция 1999 года: влияние на российское законодательство

Секция: Юриспруденция

XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Международные воздушные перевозки и Монреальская конвенция 1999 года: влияние на российское законодательство

Вплоть до недавнего времени Российская Федерация не участвовала в Монреальской конвенции 1999 г. Однако 3 апреля 2017 года РФ присоединилась к Конвенции. [4] Значение данной Конвенции для института международных воздушных перевозок огромно.

На сегодняшний день воздушный транспорт является самым быстрым, скоростным способом перевозки пассажиров и грузов между государствами.

Трансграничные воздушные перевозки играют важную роль в развитии как национальной, так и мировой экономики.

Ввиду этого, международные воздушные перевозки требуют эффективного и всеобъемлющего правового регулирования.

Трансграничные (международные) воздушные перевозки — это воздушные перевозки, в которых пункт отправления, пункт назначения или пункт промежуточной посадки расположены на территориях разных государств.

Правовое регулирование международных воздушных перевозок следует делить на конвенционное (многостороннее) и двустороннее.

К числу первых относятся такие основополагающие международные документы, как Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, поправки к ней (Гаагский протокол 1955 года), Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 года), которые составляют, так называемую, «Варшавскую систему», а также Монреальская конвенция 1999 года. Двустороннее правовое регулирование представлено более 150 соглашениями РФ с различными странами, например, «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области воздушных сообщений и воздушном транспорте от 22 ноября 1993 года».

Особый интерес представляют Варшавская конвенция с изменениями 1929 года и Монреальская конвенция 1999 года. Начнём правовой анализ с Варшавской конвенции. Данная Конвенция регулирует правоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны и пассажирами и грузоотправителями – с другой. Конвенция примеряется в случаях, когда «место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена на территории, находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы» [2].

Варшавская конвенция не имеет единой коллизионной привязки, но по некоторым вопросам предусматривает применение lex fori – закона суда: в отношении устранения или ограничения ответсвенности перевозчика, в случае, если перевозчик докажет, что вина лица, которому был причинен вред, была причиной вреда или содействовала ему (ст. 21 Конвенции); в отношении возможности установления возмещения в виде периодических платежей; в отношении оплаты истцу судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству; в отношении порядка исчисления срока исковой давности (п. 2 ст. 29 Конвенции).

Одной из причин, послуживших принятию Монреальской конвенции, было стремление государств заменить десяток международных актов, регулирующих международные воздушные перевозки, на единый международный правовой акт. 28 мая 1999 года в Монреале (Канада) между представителями 52 стран в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [5] была подписана «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» — Монреальская.

В данный момент участниками Конвенции являются 120 стран. В соответсвии с п. 7 ст. 53 Конвенции, вступление в силу данного договора связано с датой «сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении» [1].

Это произошло 4 ноября 2003 года, когда США – тридцатое государство — сдали на хранение ратификационную грамоту. Следует отметить, что любое государство-участник имеет право на денонсацию Конвенции [1]. Статья 55 данной Конвенции закрепляет её преимущественное положение «перед любыми правилами, применяемыми к международной перевозке».

Конвенция применяется в случаях, когда место отправления и место конечного назначения расположены на территориях государств-участников или на территории одного государства, если при этом производилась посадка в третьем государстве, даже если это государство не является участником Конвенции. При перевозке почтовых отправлений Конвенция не применяется.

При перевозке груза оформляется авиагрузочная накладная.

Как писалось выше, возможно также использование «электронной накладной». В этом случае перевозчик по просьбе отправителя выдаёт последнему квитанцию на груз (п. 2 ст. 4 Конвенции).

Функции данных документов следующие: подтверждение факта заключения договора перевозки, освидетельствование приятия груза перевозчиком, а также установление условий перевозки.

Особый интерес представляет ст. 57 Монреальской конвенции, в которой говорится, что «никакие оговорки к Конвенции не допускаются».

Но государство-участник путём уведомления депозитария может указать, что Конвенция не распространяет своё действие на международные воздушные перевозки, выполняемые непосредственно этим государством-участником в некоммерческих целях в связи с осуществлением его функций и обязанностей в качестве суверенного государства, а также на перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в этом государстве-участнике или арендованных им, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.

Читайте так же:  Наказание за повторное нарушение пдд

Согласно ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» № 52-ФЗ от 3 апреля 2017 года РФ присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года, использовав оговорки, предусмотренные ст. 57 Конвенции.

После вступления в силу Монреальской конвенции российские авиаперевозчики и страховщики должны ориентироваться именно на положения данной Конвенции.

До этого международные воздушные перевозки регулировались, в основном, Воздушным Кодексом РФ, а также Законом об обязательном страховании ответственности перевозчика.

Одним из существенных преимуществ Монреальской конвенции является повышенный предел ответственности перевозчика.

Следует сказать, что предел ответственности может быть повышен заключением договора.

Чтобы говорить об ответственности перевозчика, следует определить период этой ответственности.

Согласно Конвенции, периодом ответственности перевозчика считается время с момента приёма груза отправителем до момента выдачи получателю (п. 1 ст. 18 Конвенции). Именно в этот период перевозчик отвечает «за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза…» [1]. Однако Конвенция предусматривает случаи, когда перевозчик не несёт ответственности, если в той мере докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате следующих обстоятельств. Данные обстоятельства изложены в п. 2 ст. 18 Монреальской конвенции:

  1. присущий грузу порок;
  2. неправильная упаковка груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
  3. война и вооружённые конфликты;
  4. акт органа государственной власти, связанный с ввозом, вывозом или транзитом груза.

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза.

Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры (ст. 19 Конвенции).

Однако, если вред был причинен вследствие небрежности, неправильного действия или бездействия лиц, требующих возмещения, то перевозчик полностью или частично освобождается от ответственности.

Конвенция устанавливает ответственность перевозчика «за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, только при условии, что происшествие, которое явилось причиной смерти или повреждения, произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке» (ст. 17 Конвенции).

Например, за задержку рейса предусмотрена ответственность в 4150 специальных прав заимствования (СПЗ) [6], что равно 380 тысячам рублей по сегодняшнему курсу. Сейчас же, авиаперевозчики платят всего 25 рублей за час задержки (25% МРОТ по гражданско-правовым обязательствам) [7].

Кроме того, Монреальская конвенция имеет следующие преимущества перед документами «Варшавской системы»:

— единое частноправовое регулирование (регулирование одним документом);

— повышенная ответственность перевозчика;

— предусматривает обязанность страхования ответственности перевозчика;

— ответственность перевозчика при причинении смерти или вреда здоровью независимо от наличия вины, за исключением случаев вины пассажира);

— возможность в электронном виде оформления документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок;

Подводя итог, необходимо сказать, что присоединение России к Монреальской конвенции носит, в целом, положительный характер.

Во-первых, вследствие повышения предела ответственности перевозчика возрастает и уровень обеспечения конституционных гарантий прав человека и гражданина, в частности, права на возмещение вреда.

Это положение также отражено в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2020 года».

Во-вторых, упрощение оформления документации из-за наличия «электронной авианакладной», что приведёт к ускорению перевозок грузов.

В-третьих, присоединение России к Монреальской конвенции приведёт к укреплению конкурентоспособности российских авиакомпаний.

Считаю, что вышеприведённые аргументы свидетельствуют о том, что данная Конвенция сыграет исключительную роль в развитии института международных воздушных перевозок и усовершенствовании законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Монреальская конвенция о международных авиаперевозках

28.05.1999 года 52 страны скрепили своими подписями «Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (МК99). Монреальская конференция ознаменовала начало принципиально нового этапа во взаимоотношениях авиационных компаний и пассажиров.

Изменения назревали очень давно, но страны не могли договориться о новых правилах и лимитах компенсаций за некачественное предоставление услуг авиаперевозок.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Смена системы назрела потому, что французский золотой франк времён Анри Пуанкаре (официальный денежный эквивалент лимитов в документе) уже не использовался как денежная единица. Бурное развитие авиации в XX веке лишь укрепило международное сообщество в стремлении изменить устаревшие правила.

Когда вступила в силу

Пункт 6 статьи 53 определил, что документ вступил в силу 4 ноября 2003 года — через шестьдесят дней после направления в депозитарий документа о ратификации от США, тридцатой по счёту страны из числа пятидесяти двух подписавших.

Для всех стран, ратифицирующих конвенцию после указанной выше даты, днём её вступления в силу считается шестидесятый день после передачи в депозитарий собственного ратификационного документа. Грамотой подтверждается присоединение страны к настоящей конвенции.

Преамбулой и статьёй 55 установлено, что участники, руководствуясь положениями и правилами, установленными Чикагской Конвенцией от 07.12.1944 г., договариваются о принятии её взамен:

Государства, ратифицирующие конвенцию, подтверждают тем самым свои обязательства по возмещению истцам ущерба, связанного с некачественным предоставлением авиакомпаниями услуг международных перевозок.

Официальным депозитарием МК99 является Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization).

Список стран Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках

Страны, присоединившиеся к исполнению конвенции, официально используют для общения шесть языков, в том числе русский. На начало 2019 года документ одобрили 120 государств. Первые тридцать государств стали полноправными участницами 4 ноября 2003 года.

Несмотря на то, что представители Российской Федерации разрабатывали положения конвенции, российская ратификационная грамота была подана в ИКАО лишь спустя восемнадцать лет, и обрела законную силу 21 августа 2017 года.

Суммы компенсаций пассажирам за нарушение договора воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов по Монреальской Конвенции гораздо выше, нежели те, что установлены требованиями ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ (редакция от 04.06.2018 г. № 60-ФЗ ).

Поэтому авиакомпании всеми возможными способами избегали резкого увеличения расходов в связи с обращениями граждан в суды. Всё очень просто. Достаточно проанализировать данные о доле России в общем количестве тяжёлых авиационных происшествий с 1999 го 2017 годы.

Будь Россия членом конвенции, суммы компенсаций могли вырасти до астрономических масштабов. Лишь после того, как авиапарк был значительно обновлён, высшим руководством страны было принято принципиальное решение о присоединении к МК99.

Читайте так же:  Где установить ксенон в москве

Часть стран до сих пор не посчитала возможным ратифицировать документ:

  • большинство из них – развивающиеся страны Африки и Азии;
  • небольшие островные государства Океании;
  • часть стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь).

В большинстве стран, не ратифицировавших МК99, действует Варшавская конвенция от 12.10.1929 года. Но есть государства, не признающие на своей территории никакого другого законодательства, кроме внутреннего. Это не мешает им с разной степенью успешности предоставлять клиентам услуги международных авиаперевозок грузов и пассажиров.

Сфера применения

Сфера применения МК99 и ВК29 — международные перевозки авиационным транспортом.

Таковыми признаются:

  1. Перемещения грузов и пассажиров из одной страны в другую.
  2. Начальная и конечная точка маршрута должны находиться в странах, которые ратифицировали МК99.
  3. Если самолёт взлетел или приземлился вне территории таких стран, пассажиры находятся под юрисдикцией ВК29 или национального законодательства.

К примеру, Таиланд не участвует в каких-либо международных соглашениях об авиационных перевозках. Однако, к пассажиру, у которого на руках сквозной билет (договор перевозки) из Москвы в Бангкок и обратно, конвенция применима, так как начальный и конечный пункты следования находятся в стране, присоединившейся к конвенции.

А вот обладатель билета на чартерный рейс из Бангкока в Москву и обратно сможет требовать компенсацию только по тайскому законодательству. Коротко рассмотрим, каковы отличия предыдущего основополагающего документа от вновь принятого в Канаде.

Таблица 1. Основные положения ВК29 и МК99.

Варшавская конвенция Монреальская конвенция
1. Обязывает авиаперевозчика возместить пассажиру причинённый во время перелёта вред. 1. То же самое, безусловно.
2. Ограничивает сумму материальной ответственности перед одним пассажиром 125 тысячами франков. 2. Не предусматривает ограничение суммы компенсации перевозчика, не превышающей лимита SDR.
3. Освобождает перевозчика при наличии форс-мажорных обстоятельств или халатности со стороны потерпевшего. 3. Аналогично.
4. Лишает перевозчика права ограничения ответственности, если доказано нанесение вреда. 4. Освобождает перевозчика от ответственности, если вред нанесён пассажиру третьим лицом.

Главным отличием МК99 от ВК29 является то, что теперь исключительно переводчик обязан доказать, что не виноват в причинении вреда пассажиру. Истец отныне освобождён от обязательств доказательства своей невиновности.

Единственным обязательством истца является обоснование суммы причинённого ущерба. Как правило, стороны заключают мировое соглашение, что не противоречит следующему за этим решению суда.

Ответственность авиакомпаний

Нормы законодательства России предусматривают минимум компенсации при авиаперевозке пассажира — 2 025 000 руб. Сумма гарантируется ВК РФ и Законом о страховании ответственности перевозчика №67-ФЗ от 14.06.2012 г.(Для этого закона были внесены изменения Приказом Минтранса РФ № 277 от 26.07.2017_О внесении изменений… (ст. 1), который установил нормы ответственности для всех видов транспорта).

Минимум учитывается в окончательном размере компенсации по МК99. Сумма значительно меньше, чем та, что оговорена МК99. Нередко пассажиры путают положения международного и внутрироссийского законодательства, не обращая внимания на сферу действия конвенции.

Про страхование грузов при международных перевозках читайте здесь.

Лучшим помощником в такой ситуации является грамотный юрист. Минимальная выплата применима при международных авиаперевозках только тогда, когда действует российское право.

Авиаперевозкой считается время, проведённое пассажиром на аэродроме до вылета, после приземления и в самолёте.

Если перевозчик смог доказать и предоставить суду данные, что он полностью обеспечил безопасность при воздушных перевозках, суд освободит его от обязательства выплатить пассажиру сумму компенсации.

Все, без исключения, крупные авиакомпании, осуществляющие международные перевозки, тратят немалые средства на содержание штата профессиональных юристов, специализирующихся на рассмотрении судебных исков в сфере авиации.

При задержке рейса

Как было отмечено выше, задержка рейса обходится авиакомпании в 4 694 SDR на одного пассажира. Однако, обязательства, принятые странами – членами конвенции, не мешают авиакомпаниям работать по специальным регламентам, снижающим максимально возможные суммы выплат.

Например, по регламенту EC 261/2004 (для государств – членов Евросоюза) при задержке менее, чем на 3 часа, действуют следующие правила:

Таблица 2. Суммы компенсаций задержки рейсов в странах Евросоюза.

Задержка, ч Дальность полёта, км Сумма компенсации, евро
до 3 до 1,5 тыс. 250
до 3 1,5 – 3,0 тыс. 400
до 3 свыше 3,0 тыс. 600

Если говорить кратко об условиях наступления случая выплаты, то для того, чтобы пассажир смог получить компенсацию, должна быть безусловно установлена вина перевозчика, не считая случаев забастовок, терактов, ухудшения погодных условий.

При проволочке с грузами

Пределы при международных авиаперевозках грузов определяются положениями конвенции (ст.18, 22). Вредом считается только то, что испортило груз во время транспортировки под охраной перевозчика.

Груз, перевозимый по договору другим транспортом, порча учитывается в общей сумме.

Ответственность при авиаперевозке грузов может быть снижена или полностью отменена судом, если доказано:

  • наличие дефекта
  • нарушение правил упаковки
  • наличие военных действий
  • наличие законодательного или подзаконного страны ввоза, вывоза или транзита.

Пределом в отношении транспортируемого груза при повреждении или утрате является 19 SDR за 1 кг. Если специальным заявлением отправителя установлена мера заинтересованности и уплачен специальный сбор, выплачивается сумма, не выше ранее объявленной.

Предельные суммы возмещения ущерба пассажирам

Видео (кликните для воспроизведения).

Лимиты ответственности перевозчика в МК99 имеют такие значения (Таблица 3):

Смерть 113 100 SDR
Порча багажа 1 131 SDR
Порча 1 кг груза 19 SDR
Задержка рейса 4 694 SDR

Сумму, которая по решению суда составляет меньше 113 100 SDR, перевозчик оспорить не имеет права. Платить он обязан. Если сумма ущерба выше, авиакомпания должна доказать свою невиновность.

Депозитарий проводит ревизию пределов ответственности каждые пять лет. Как правило, они увеличиваются из-за инфляции.

Конвенция предоставляет потерпевшему право выбрать страну, где будет проходить разбирательство, по месту:

  • регистрации перевозчика;
  • осуществления основной деятельности перевозчика;
  • заключения договора;
  • назначения;
  • жительства пассажира, если компания выполняет туда полёты.

Основные правила выплаты максимальной компенсации

Порядок выплат, валютное регулирование и перевод СПЗ в национальные валюты производится по курсу на день, когда обрело законную силу решение суда (ст.23).

Денежное выражение компенсаций, присуждаемых одной из сторон, — специальные права заимствования (SDR). СПЗ – безналичное платёжное средство МВФ.

Перевод суммы, относящейся к СПЗ, осуществляется на дату вступления в силу судебного решения (п.1 ст.23):

  • по методу МВФ — для членов МВФ;
  • по собственному методу — для не членов МВФ.

При задержке страны – не члены МВФ могут применять собственную методику перевода прав в специальную валютную единицу — стоимость 65,5 мг золота 900 пробы по курсу, установленному национальным валютным регулятором.

Согласие стран, присоединившихся к конвенции, соблюдать установленные правила и требования, существенно повышает суммы компенсаций авиаперевозчиков для граждан. Следует отметить, что правила расчёта сумм гораздо проще, чем в морском праве.

Читайте так же:  Дорожный знак парковка запрещена

Как выглядят знаки для перевозки опасных грузов смотрите здесь.

Информация про перевозку оружия в самолете в этой публикации.

Существенно повысить шансы на максимальную компенсацию ущерба, причинённого авиаперевозчиком, пассажиры могут с помощью специализированных юридических компаний, оказывающих услуги в процессе досудебных споров.

Их комиссионные довольно высоки, однако профессионализм сотрудников позволяет клиентам надеяться на самые высокие суммы компенсаций. И спокойно летать на отдых в Европу, Турцию, Египет, и другие популярные у российских туристов страны.

Видео: Монреальская конвенция изменит работу российских авиакомпаний.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Монреальская конвенция о воздушных перевозках (1999) в России. Обзор

Подписание Владимиром Путиным указа об адаптации Воздушного кодекса России к нормам Монреальской конвенции о международных воздушных перевозках (1999) ознаменовало наступление новой эры для пассажиров и перевозчиков. Об основных новшествах пойдет речь в настоящем обзоре.

Сфера применения Монреальской конвенции

Действие завизированного президентом документа распространяется исключительно на международные рейсы. Регулирование взаимоотношений между перевозчиками и их клиентами на внутренних линиях будет осуществляться по старым правилам, прописанным в Варшавской конвенции 1929 года.

Важно: при покупке билета из РФ в не присоединившееся к Монреальскому договору государство (например, в Беларусь) нормы данного документа действовать не будут. В случае же приобретения билетов туда-обратно, отношения между заказчиком и поставщиком авиационных услуг будут регулироваться по новым правилам, поскольку конечный пункт назначения будет расположен в стране, ратифицировавшей обсуждаемый документ.

Участники Монреальской конвенции

На текущий момент число присоединившихся к Монреальскому договору государств приближается к 130-и. Среди участников Соединенные Штаты, Евросоюз и все входящие в него европейские страны, Канада, Мексика, Япония, а также множество других стран. Россия ратифицировала Конвенцию 1999 года в апреле 2017 года.

Нормы Монреальской конвенции применительно к чартерным рейсам

Пассажиры нерегулярных рейсов получают такую же защиту, как и пассажиры обслуживаемых на регулярной основе направлений.

При этом зачастую пассажиры т.н. «курортных чартеров» имеют на руках билет в одну сторону, несмотря на то, что данная практика запрещена законом. В этом случае, если конечный пункт назначения расположен в Таиланде и любой другой не ратифицировавшей Монреальскую конвенцию стране, предусмотренные в документе нормы ответственности перевозчика действовать не будут. При рейсе же из Таиланда в Москву пассажиры будут защищены в соответствии с конвенцией.

По мнению экспертов, угроза попасть под прописанные в Монреальском договоре колоссальные штрафы заставит авиакомпании делать всё возможное для урегулирования спорных ситуаций в досудебном порядке.

Предусмотренная Монреальской конвенцией ответственность авиакомпаний

Срыв графика полетов, отмена рейса, утеря/повреждение багажа и гибель пассажира влетят перевозчикам в «копеечку», размер которой будет достигать 6- и 7-значных цифр в рублевом исчислении.

При этом компаниям удастся избежать ответственности в случае сбоя в расписании по причине обстоятельств непреодолимой силы (погодных катаклизмов, забастовок, войн, переворотов, терактов и иных форс-мажоров).

Предельные суммы компенсаций для пассажиров

Индексация возмещений по правилам Монреальского договора осуществляется раз в пятилетку. «Валютой» выплат является СПЗ («специальные права заимствования», англ. SDR). Действующие ныне правила обязывают авиакомпании выплачивать компенсации в размере:

  • 113 100 СПЗ (Ք8,8 млн) – за гибель пассажира во время полета;
  • 4 694 СПЗ (Ք366 тыс.) – компенсация за задержку рейса;
  • 1 131 СПЗ (Ք88 тыс.) – за утрату/повреждение багажа без «привязки» к весу;
  • 19 СПЗ (Ք1,5 тыс.) – за каждое кило утраченного/поврежденного груза.

Основания для выплаты максимально возможной компенсации

Монреальский договор защищает перевозчиков от безосновательных претензий путем предоставления права доказывания своей невиновности в инкриминируемых нарушениях в суде. Это значит, что претендовать на прописанные в документе возмещения смогут исключительно пассажиры, способные убедить служителей Фемиды в совершенном авиакомпанией нарушении.

Судебная практика в других странах действия Монреальской конвенции демонстрирует, что случаи выплаты максимальных компенсаций крайне редки. Средняя сумма возмещения за потерянный перевозчиком регистрируемый багаж, в частности, составляет $20 за кило (т.е. за рюкзак весом 25 кг пассажир получает порядка Ք30 тыс., тогда как граничная планка ответственности установлена на уровне Ք88 тыс.)

Для минимизации претензий допустившие сбой в расписании авиакомпании обеспечивают пассажиров задержанных более чем на 2 часа рейсов питанием и напитками, а при более длительных сбоях – койками в отелях. Кроме того, перевозчики прописывают в договоре пункт о доставке пассажира в пункт назначения в (цитата) «разумные сроки». Данный довод является достаточно весомым для защиты позиции авиапредприятия в суде.

Отразится ли ратификация Россией Монреальской конвенции на стоимости билетов

В присоединившихся к документу зарубежных странах удорожания перелетов зафиксировано не было. Как будет обстоять дело в российских реалиях – покажет время.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

Экономика и жизнь, 27 сентября 2009 г.

Филиалы страховых организаций должны представлять форму № 1-С


Минфин внёс изменения в Порядок составления и представления формы статистический отчётности № 1-С, утверждённый Приказом от 20 марта 2009 г. № 28н. Теперь форма № 1-С составляется также филиалами, являющимися обособленными подразделениями страховой организации, расположенными вне места её нахождения, указанного в учредительных документах, зарегистрированных в установленном порядке, и [. ]

С сегодняшнего дня вступает в силу Монреальская конвенция, отменяющая лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. При возникновении страхового случая авиапассажиры или их близкие могут рассчитывать на получение как минимум 135 тыс. долл.. Однако Россия пока не присоединилась к этой конвенции, что, по мнению экспертов, скажется на ее конкурентоспособности.

Газета , 4 ноября 2003 г.

Жизнь авиапассажира подорожала, но только не в России

С сегодняшнего дня вступает в силу Монреальская конвенция, отменяющая лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. При возникновении страхового случая авиапассажиры или их близкие могут рассчитывать на получение как минимум 135 тысяч долларов, причем без судебных разбирательств. Однако Россия пока не присоединилась к этой конвенции, что, по мнению экспертов, скажется на ее конкурентоспособности.

Россия осталась в стороне
Однако Россия не поставила свою подпись под монреальским соглашением. Как считает Виталий Бордунов, из-за этого российские авиакомпании могут утратить свои позиции на рынке международных перевозок. Во-первых, на некоторых маршрутах россиянам будет выгоднее пользоваться услугами западных компаний, которые дорого ценят не только их жизнь, но багаж и время. Тем более что увеличение размера страховых выплат практически не отразится на цене билетов (они подорожают в среднем на 20 долларов). Во-вторых, присоединившиеся к Монреальской конвенции страны имеют право не пускать на свою территорию российские самолеты. Наконец, если страны, еще не подписавшие конвенцию, введут ее основные положения во внутреннее законодательство, то и в эти страны российским авиакомпаниям дорога будет закрыта. Единственный выход из создавшегося положения, по мнению руководителя дирекции по морскому и авиационному страхованию компании «АФЕС» Алексея Малова, — добровольное увеличение компенсационных выплат российскими авиаперевозчиками. Кстати, крупные российские авиакомпании, входящие в Международную авиатранспортную ассоциацию («Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «Волга-Днепр»), уже страхуют пассажиров на суммы большие, чем предусмотрено Варшавской конвенцией.

Монреальская конвенция избавит от судов
Однако до последнего времени, когда дело доходило до реального возмещения ущерба, ни авиаперевозчики, ни страховщики не торопились. Пострадавшим приходилось добиваться выплат в суде. Так, родственники россиян, погибших в октябре 2001 года в результате поражения самолета Ту-154 компании «Сибирь» ракетой украинских ПВО, получили по 60 тысяч рублей. Родственникам израильтян, погибших в той же катастрофе, выплатили от 200 тыс. до 1 млн. долларов. Суды россиян с правительством Украины тянутся до сих пор. Адвокаты родственников пассажиров самолета «Башкирских авиалиний», которые погибли в катастрофе над Боденским озером 2 июля 2002 года (71 человек, из них 52 ребенка), оценили предварительный размер выплат каждой семье погибших в 1,5 млн. долларов. Между тем Швейцария и Германия заявили, что готовы внести в фонд лишь по 10 млн. рублей. Выплаты до сих пор не произведены. Теоретически с вступлением в силу Монреальской конвенции пострадавшие будут получать деньги без судебных разбирательств.

Список стран, подписавших Монреальскую конвенцию
Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония.

Вся пресса за 4 ноября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка

Монреальская конвенция перевозок воздушным транспортом

Сфера услуг по внутренней и международной перевозки пассажиров, груза и особенного багажа с помощь авиационного транспорта считается самой бюрократичной. Почему это так?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Известно, что и другие виды трансов также сопровождаются определенным количеством документации, но авиаперевозки в этом плане лидируют. Это предусмотрено для того, чтобы сделать данный процесс организованным и безопасным.

  Найти : главное , по изданию , по теме , за период  Получать: на e-mail , на свой сайт
  Рейтинги популярности

К воздушным транспортировкам общество начало пристально обращать внимание еще с начала прошлого века, после трагических катастроф (кораблекрушение Титаника) и Первой мировой войны, во время которой испытывалось первое химическое оружие. В ту уже активно эксплуатировать авиационный транспорт.

Читайте так же:  Порядок получения регионального материнского капитала в свердловской области

Именно с 20-х годов начали вводить первые нормативные документы международного характера. К таким можно отнести Монреальскую конвенцию перевозок воздушным транспортом. Что это за документы, и какие его цели мы объясним в нашей статье.

Что это такое

Как и любой международный документ, она имеет действие на территории нескольких государств, она содержит в себе унифицированные правила, а срок ее действия (до следующего рассматривания на международной ассамблее) составляет срок от нескольких и до десяти лет.

Монреальской конвенцией признано называть просмотренный вариант официальных документов Варшавской системы, который представляет собой международный договор.

В нем учли все существенные изменения во время активного технического прогресса и развития правовых отношений в области гражданской авиации.

К нашему времени данный международный документ ратифицировали 103 страны, а также Европейский Союз.

Наше государство еще конвенцию не ратифицировало, но в Государственной Думе РФ уже разглядывается законопроект «О присоединении РФ к Конвенции…», который должен унифицировать государственные правила с международными.

Монреальский договор касается лишь нескольких правил международных авиаперевозок: об материальной ответственности транспортера за невыполнение собственных обязанностей по договору; о транспортировке особенных категорий багажа.

Нормами конвенции руководствуются государствами, которые ратифицировали ее. Но данный документ лишь дополняет внутреннюю нормативную базу, таким образом, после присоединения РФ глобальных изменений не будет, только – дополнения. Аналогом

Монреальской конвенцией в нашей стране считается Воздушный кодекс, который регулирует воздушные транспортировки пассажиров, их багажа, а также разных видов груза.

В Конвенции и Кодексе даже есть идентичная статья об ответственности транспортера, эксплуатанта и грузоотправителя.

Регламент разглядываемого нормативного документ является основой для государственных законопроектов, а также может выступать в качестве дополнения к ним.

Для международных авиаперевозок между территориями государств, которые ратифицировали данные постановления, формальная часть стает более упрощенной, потому что перевозчики соблюдают одинаковые правила, а для документального оформления процесса требуется унифицированный пакет деловых бумаг.

Когда принята

Формированием положений Монреальской конвенции занялись в 1999 году. Ее целью являлась модернизация и консолидация Варшавских договоренностей.

Монреальская конвенция вступила в силу еще 13 лет назад (с ноября 2003-го). Отметим, что сами Варшавские договоренности были приняты в далеком 1929 году, и поддержали ее условия 152 государства-участника.

Также к ней прилагался целый ряд дополнительных протоколов. Через 70 лет все правила были просмотрены, устаревшие удалили, приняли новые и на их основе сформировали актуальные в наше время положение Монреальской конвенции.

Читайте так же:  Правила страховых выплат по осаго

Когда присоединилась Россия

На данный момент РФ не считается участницей Монреальской конвенции, хоть Государственная Дума опубликовала постановление о присоединении к ней.

Для этого в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) подается документ о консолидации страны с международными договоренностями.

В результате присоединения РФ воздушные транспортировки пассажиров и груза по территориям России и остальных стран-участниц будут ориентироваться на регламент постановлений общего для них закона.

По словам уполномоченных личностей Государственной Думы, ратификация должна произойти в ближайшее время.

Участники Монреальской конвенции

Согласно данным ИКАО, с 4 ноября 2003 года, когда законопроект стал актуальным, поддержали 33 государства.

Среди них были:

  • Соединенные Штаты;
  • Канада;
  • Португалия;
  • Мексика;
  • Канада;
  • Япония, а также множество других стран.

Примечательно, что участником МК могли стать не только отдельные страны, но и региональные организации. Поэтому Евросоюз также поддержал Конвенцию.

Данные 2018 года информируют, 112 государств поддерживают МК, включая самых первых – Европейский Союз, США, Японию и другие.

С каждым годом количество участников растет, потому что единый закон является удобным и выгодным для международных перевозок пассажиров и груза.

Если государство принадлежит к Монреальской Конвенции, то процедура оформления авиатранспортной документации является более быстрой и упрощенной.

Что означают медицинские авиаперевозки, читайте здесь.

Основные положения

МК содержат в себе положения, которые опираются на Варшавские договоренности, но они являются их универсальной и более модернизированной версией.

Они ориентируются на несколько основных направлений:

  1. Оформление транспортной документации.
  2. Обеспечение безопасности участников процесса поездки пассажиров и перевозки разных типов груза.
  3. Условия требований и ответственности для участников авиаперелетов (перевозчика и пассажира (грузоотправителя)).

Документация

Какие понадобятся документы для авиаперевозки груза, тоже регламентирует разглядываемые международные договоренности Примечательно то, что МК позволяет использовать электронную документацию и позволяет такому способу активней развиваться.

Авианакладные на груз, авиабилеты и документы по перевозки можно оформлять в электронной версии, но все же большинству клиентов авиакомпаний приемлемо пользоваться классическим вариантов, благодаря которому всегда можно подтвердить законность своей поездки или перевозки грузов.

В статье 4 МК позволяет использовать электронные авианакладные и сохранять ее на любой тип носителей.

Если не используется такая накладная, то грузоперевозчик обязуется предоставить грузоотправителю квитанцию об оплате услуг, если не получается увидеть информацию в электронной авианакладной по требованию клиента.

Накладная и квитанция содержат в себе такие обязательные элементы:

  • координаты пунктов отправки и прибытия, возможные промежуточные остановки;
  • время передвижения;
  • информация о грузе.

Обязательное условие оформления сопроводительной документации – указание международного характера перевозки. По такому же принципу оформляются и пассажирские билеты.

МК позволяет выдавать как один документ, так и групповой – на несколько пассажиров в печатном или электронном виде.

Перевозчик предлагает клиенту воспользоваться любым удобным для него вариантом. Но в любом случае отправителям выдаются идентификационные бирки на каждую единицу зарегистрированного багажа.

Обязанности сторон

Договор авиаперевозки грузов содержит в себе пункты, которые касаются обязанностей каждой из сторон.

Если рассматривать положения Воздушного Кодекса нашего государство, который мы анализировали в предыдущих статьях, то существенных отличий нет, и после ратификации изменений в этих пунктах не будет.

Среди основных обязанностей перевозчика можно выделить:

  • правильное оформление сопроводительной документации;
  • поддержка транспорта в должном состоянии;
  • передерживание графика и маршрута.

Для клиента авиакомпании можно выделить:

  • оплаченный проездной документ.
  • багаж должен быть зарегистрированным, во время поездки наличие талона на него – обязательное;
  • правильная и целостная упаковка для груза, наличие документов на него, идентификационные стикеры.

Обязанности сторон предусмотрены для организованного проведения процесса, потому что несоблюдение базовых правил может повлечь за собой негативные последствия с повреждением имущества или здоровья участников процесса.

Ответственность перевозчика

Инновационными правилами МК являются изменения в пунктах об ответственности авиационного перевозчика.

В документе разглядываются последствия недобросовестного выполнения грузоперевозчиком обязанностей, в результате чего возможная смерть или разные уровни повреждений тела.

Конвенция предусматривает «два уровня» ответственности грузоперевозчика:

  1. Если причинен вред, превышающий 113100 СПЗ на каждого клиента, но недоказанная вина транспортера.
  2. В случаях, когда вред пассажирам превышает 113100 СПЗ, но доказана небрежность авиаперевозчика при выполнении собственных обязанностей, или есть неправомерное вмешательство третьих лиц.

Если произошла утеря или повреждение зарегистрированного имущества грузоотправителя, то на авиаперевозчика возлагается материальное взыскание в размере авиаперевозчика суммой в 1131 СПЗ для каждого клиента.

При наличии доказательств, что зарегистрированный багаж ранее имел дефекты ил повреждённую упаковку, то с транспортера снимается такая ответственность и возлагается на грузоотправителя в случаях повреждений авиационного транспорта.

При полном уничтожении груза без возможности его восстановления перевозчик выплачивает компенсацию в размере 19 СПЗ за каждый килограмм.

Если доказано, что причиной ущерба стала неправильная упаковка, былые повреждения груза или вмешательство третьих лиц и природных условий, то такая ответственность снимается, проводится отдельное расследование, целью которого является вычисление причины порчи имущества и определение масштабов ее воздействия.

Монреальская конвенция – это международный документ, который предназначен для регулирования отношений между авиационными перевозчиками и их клиентами, для организации международных перелетов.

Хоть документ был принят и вступил в силу лишь тринадцать лет назад, но его поддержали более 150 стран и региональных организаций.

Для нашей страны будет знаковым событием вступление в участники МК, благодаря этому упростится бюрократическая сторона авиационных перевозок, страна присоединится к единому международному воздушному пространству.

Положения Конвенции не будут опровергать правила из действующего Воздушного Кодекса РФ, а только дополняет его и унифицирует некоторые пункты с международным законодательством.

Какие нужны документы для частных авиаперевозок, смотрите на странице.

Цены на авиаперевозка внутри СНГ показаны по ссылке.

Видео: Россия начнет летать по новым правилам

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Монреальская конвенция о международных авиаперевозках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here