Обгон справа

Предлагаем статью на тему: "Обгон справа" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Опережение справа — можно ли совершать и законно ли это?

Допускают ли Правила дорожного движения опережать движущийся автомобиль с правой стороны?

Опережение подразумевает движение со скоростью, превышающей скорость транспортного средства, перемещающегося в попутном направлении. Этот маневр не может быть связан с выездом на встречную полосу, поэтому путать его с обгоном нельзя. На дороге, где есть только две полосы (по одной в каждом направлении), опережение одного автомобиля другим невозможно по определению. Обгон совершается исключительно с левой стороны, поскольку «встречка» не может располагаться справа.

Но как обстоят дела с опережением? Что предписывают в данном случае Правила дорожного движения? Допускается ли осуществлять этот маневр справа? Если да, то какие нюансы нужно учитывать водителю?

Опережение вне населенных пунктов

Пункт 9.4 ПДД гласит, что при движении за городом каждый водитель обязан располагать свое транспортное средство как можно ближе к правой части дорожного полотна. Если крайняя правая полоса свободна, занимать ту, что находится левее, запрещается. Если бы все без исключения автомобилисты соблюдали эти несложные требования, то спорных вопросов было бы меньше. На практике все обстоит иначе. Водитель, опередив транспортное средство, по инерции часто продолжает ехать по левой полосе. И разминуться с ним можно только ускорившись, двигаясь при этом справа.

Источник изображения: italianosveglia.com

Правила дорожного движения, действующие на территории РФ, не запрещают осуществлять подобные маневры. Это означает, что водитель, опередив автомобиль с правой стороны, не нарушит требования закона. После завершения действия ему не придется менять положение своей машины на проезжей части, ведь он уже будет находиться на крайней правой полосе.

Опережать автомобили справа запрещается только по обочинам и пешеходным коммуникациям. Впрочем, по ним вообще нельзя двигаться на транспортных средствах (пункт 9.9 ПДД). За это частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание – штраф в сумме 1500 рублей.

Опережение в пределах города

Упомянутый выше пункт 9.4 ПДД гласит, что в населенных пунктах автомобилисты имеют право самостоятельно выбирать полосу, по которой им удобнее осуществлять перемещение. При этом запрещается без явной необходимости то и дело перестраиваться из одного ряда в другой. На дороге с интенсивным движением, где на каждой из полос единовременно находятся транспортные средства, можно менять положение только перед поворотом, разворотом, остановкой или объездом возникшего на пути препятствия. Это означает, что опережение с выездом из занимаемой полосы в подобных условиях не допускается, чтобы не создавать аварийную ситуацию.

Источник изображения: guru-pdd.ru

Если же для маневра смена положения на дорожном полотне не требуется, можно двигаться с любой скоростью в пределах допустимых значений. При этом неважно, происходит опережение соседних автомобилей, или нет. Кстати, нужно учитывать, что если дорога имеет по три и более полосы для каждого направления, ПДД разрешают двигаться по крайней левой только в условиях плотного транспортного потока. При появлении возможности «взять правее» водителю следует сделать это незамедлительн.

Если дорога более или менее свободна, в пределах населенного пункта разрешается прибегнуть к опережению машины с правой стороны, покинув свою полосу. Для этого водителю следует заранее включить сигнал поворота, затем посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться в отсутствии помех. Если приближающихся транспортных средств нет, можно спокойно приступать к маневрированию. После опережения возвращаться в положение, занимаемое ранее, необязательно.

Нельзя забывать о недопустимости заезда на тротуары и пешеходные дорожки. Такие маневры могут закончиться не только штрафом: существует риск нанести вред здоровью или жизни людей. Лучше потерять несколько минут, чем подвергать опасности себя и остальных участников движения.

Обгон справа

Правила дорожного движения, которые требуется соблюдать водителям при эксплуатации автомототранспортных средств, установлены Постановлением Правительства №1090.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Документом регламентируются не только обязанности водителя, но и порядок маневрирования, в том числе совершения обгона, порядок остановки и стоянки автомобильного транспорта, правила движения в особых зонах (на перекрестках, на железнодорожных переездах, во дворах и так далее).

Можно ли по правилам совершать обгон с правой стороны, читайте далее.

В каких случаях возникает необходимость

Для увеличения безопасности при движении по проезжей части в Правила движения периодически вносятся какие-либо поправки. Так в 2010 году вступила в силу новая редакция документа, которая четко ограничила понятие обгона.

В настоящее время, в соответствии с Правилами, обгон считается опережение автомототранспортных средств, которое совершается с выездом на полосу для встречного движения и последующим возвращением в «свою» полосу.

В соответствии с определением основными признаками обгона являются:

  • увеличение скоростного режима для опережения автомобильного транспорта;
  • выезд на встречную полосу;
  • возвращение на исходную полосу.

При выполнении обгона водитель обязан:

  • удостовериться в безопасности выполнения данного маневра;
  • не создавать помех для иного автотранспорта, движущегося в попутном или встречном направлении;
  • убедиться в возможности беспрепятственного возвращения в «свою» полосу.
Читайте так же:  Выплаты и материальная помощь детям сиротам

Обгон запрещено выполнять, если:

  • автомобиль, движущийся спереди, включил сигнал поворота для осуществления аналогичного маневра или уже приступил к обгону;
  • автомобиль, движущийся сзади, приступил к обгону.

Так же правилами запрещается выполнять обгон на отдельных участках дороги, к которым относятся:

  • регулируемые перекрестки;
  • пешеходные переходы;
  • нерегулируемые перекрестки, если автомобиль осуществляет движение не по главной дороге;
  • железнодорожные переезды;
  • на расстоянии в 100 м до железнодорожного переезда;
  • на мостах и путепроводах (а так же под ними);
  • в тоннелях;
  • на опасных участках дороги или при плохой видимости.

Разрешен ли обгон автомобильного транспорта с правой стороны?

Поскольку понятие «обгон» подразумевает обязательный выезд на полосу встречного движения, а в Российской Федерации движение правостороннее, то обгон ни при каких обстоятельствах не может производиться с правой стороны, так как полоса встречного направления находится слева от водителей.

Обгон или опережение

Однако поправками, принятыми в 2010 году, в Правила движения внесено дополнительное понятие – «опережение» автомобильного транспорта.

Опережением является движение автомобильного транспорта с большей, чем у остальных участников скоростью.

Опережение и обгон имеют некоторые отличия:

  • порядок выполнения маневра. Обгон связан с необходимостью выезда на встречную полосу, а опережение производится без использования «встречки»;
  • на совершение маневра «обгон» правилами накладывается множество различных ограничений (описаны ранее), в единственное ограничение опережения – невозможность его выполнения вблизи пешеходного перехода, при условии, что впереди идущее транспортное средство снизило скорость или остановилось с целью пропуска пешеходов;
  • за невыполнение правил обгона водитель подвергается административному наказанию в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП). За некорректное опережение ответственности не предусмотрено;
  • обгон выполняется только с левой стороны. Опережение может быть выполнено как с левой, так и с правой стороны.

Таким образом, если требуется «обогнать» автомобиль справа, то такое маневрирование называется «опережением» и не запрещается правилами движения.

Однако при перестроении в правую сторону водитель должен помнить, что движение запрещается:

  • по обочинам;
  • по тротуарам;
  • велосипедным дорожкам;
  • по полосам, выделенным для движения общественного транспорта.

Дополнительно запрещается выполнять подобное маневрирование, если:

  • на проезжей части установлены соответствующие дорожные знаки;
  • на дорогу нанесена разметка, запрещающая перестроение из одной полосы в другую (сплошная линия);
  • при выполнении перестроения создаются помехи иным участникам дорожного движения, что может привести к столкновению.

Когда разрешен

Итак, в каких ситуациях можно выполнить опережение впереди идущего автотранспортного средства с правой стороны?

Такой маневр можно совершить, если соблюдаются следующие условия:

  • правая полоса свободна для маневрирования, то есть при перестроении в соседнюю полосу автомобиль не создаст помех иным автомототранспортным средствам;
  • при маневрировании автомобиль не выедет на запрещенные зоны (обочины, тротуары, пешеходные дорожки и так далее). Выезд на эти зоны разрешен исключительно мопедам;
  • линия разметки полос движения прерывистая и отсутствуют знаки, запрещающие подобное маневрирование;
  • для совершения маневра не требуется увеличивать скорость свыше запрещенной соответствующими дорожными знаками;
  • рассматриваемый маневр позволяют совершить условия видимости (погодные условия, наличие/отсутствие опасных поворотов и так далее).

Как правильно выполнить маневр

Как правильно выполнить маневр? Для безопасного опережения автомототранспорта с правой стороны водитель должен действовать по следующей схеме:

  • перед совершением перестроения водитель обязан убедиться, что дорога впереди свободна, то есть при выполнении опережения не будет создано помех другим автомобилям (автобусам, мотоциклам и так далее);
  • далее требуется обратить внимание на линии разметки, наличие/отсутствие запрещающих маневрирование знаков, соблюдение установленного правилами для данного участка дороги скоростного режима;
  • следующий шаг – проверка отсутствия возможности выезда на обочины, пешеходные зоны, специальные полосы для определенного автотранспорта, наличие/отсутствие поворотов дороги, ответвлений, остановок общественного транспорта и так далее, то есть всего, что может привести к возникновению административной ответственности;
  • включение сигнала поворота. При совершении поворота или любом перестроении водитель обязан известить иных участников дорожного движения путем включения соответствующих указателей световой сигнализации;
  • перестроение на соседнюю полосу для опережения;
  • непосредственное опережение.

Какие водители совершают ошибки

Многие водителю четко знают правила движения, установленные законодательно, но периодически совершают ошибки при маневрировании, что приводит к возникновению аварийных ситуаций.

Типичными ошибками при опережении автомототранспортных средств с правой стороны являются:

  • неправильная оценка дорожной ситуации вследствие невнимательности или игнорирования дорожных знаков, установленных на проезжей части для обеспечения безопасности движения;
  • некорректный расчет дистанции между автомобилями. При определении безопасности опережения справа важно учитывать не только минимальную дистанцию, но и скорость движения автомобильного транспорта;
  • выезд в запрещенные зоны;
  • создание помех при перестроении;
  • превышение установленной скорости;
  • не использование сигналов поворота для предупреждения иных водителей о совершении маневра;
  • неправильная оценка технических характеристик автомобильного транспорта. Поскольку опережение связано с увеличением скорости, то отсутствие необходимой мощности автомобиля может привести к затруднениям в выполнении маневра;

Чтобы избежать подобной ситуации перед перестроением водителю рекомендуется переключиться на пониженную передачу, что позволит сохранить необходимый запас мощности.

Наказание за нарушение правил

Если при выполнении такого маневрирования, как опережение автомототранспорта справа, будут нарушены правила движения, то водитель будет привлечен к административной ответственности. Какое наказание предусмотрено в соответствующей ситуации?

В таблице представлены возможные варианты нарушений и ответственность по КоАП:

Описание нарушения при опережении справа Статья КоАП Предусмотренное наказание
Превышение установленной скорости при выполнении маневрирования 12.9 Вид и размер наказания зависят от параметров превышения:
— если скорость более установленной правилами или знаками на 20 км/ч – 40 км/ч, то наказанием будет штраф в 500 рублей;
— если скорость превышена на 40 км/ч – 60 км/ч, то штраф ГИБДД составит 1000 – 1500 рублей;
— если скорость больше на 60 км/ч – 80 км/ч, то могут быть наложены санкции в виде штрафа (2000 – 2500 рублей) или лишения прав (4 – 6) месяцев;
— превышение более чем на 80 км/ч приведет к наложению штрафа в 5000 рублей и лишению прав на 6 месяцев
Неподача световых сигналов при маневрировании 12.14 Штраф 500 рублей
Движение по обочинам 12.15 Штраф 1500 рублей
Движение по велодорожкам, пешеходным дорожкам, тротуарам 12.15 Штраф 2000 рублей
Нарушение правил обгона 12.15 Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев. При повторном правонарушении срок лишения может быть увеличен до 1 года
Несоблюдение требований, установленных знаками или разметкой 12.16 Штраф 500 рублей
Не предоставление преимущества при движении пешеходам, велосипедистам Штраф 1500 – 2500 рублей

Перед выполнением любого маневра на проезжей части необходимо убедиться в возможности и безопасности его совершения.

В противном случае может случиться ДТП, в котором ущерб будет причинен не только движимому имуществу, но и здоровью (жизни) людей.

Читайте так же:  Возврат товара ненадлежащего качества в магазин

Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД

Безопасность дорожного движения является первоочередной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.

Одним из главных критериев является выполнение требований правил дорожного движения. Несмотря на предельную простоту и точность в формулировании основополагающих тезисов этого нормативно-правового документа, нередко возникают неверные их неверные толкования. Как следствие, это ведёт к возникновению опасной ситуации. В частности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения. Об этом и пойдёт речь далее.

Понятие обгона и опережения

Для начала необходимо определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это позволит в значительной степени разграничить эти понятия.

Обгоном признаётся такой манёвр во время движения транспортного средства, при котором водитель совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение движущегося впереди транспорта и возвращается на свою полосу.

Опережение не связано с выездом на встречную полосу и производится в пределах своей полосы дороги. Этот манёвр может быть не совмещён с выездом из своей полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу. Кроме того, даже если опережение производилось с выездом из своей полосы, но в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на ранее занимаемую полосу не обязательно.

Основным отличием обгона и опережения является именно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное. Здесь можно отметить, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может осуществляться, как слева, так и справа.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обгон является опережением в любом случае, но не всякое опережение является обгоном. Эти понятия следует максимально чётко разграничить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.

Правила обгона и опережения

Перед тем, как начинать производить манёвр обгона, водитель должен выполнить ряд простых, но обязательных правил. Среди таких условий можно выделить следующие:

  • Необходимо заблаговременно убедиться в том, что встречная полоса, на которую планируется осуществить выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. В идеале, впределах видимости встречного транспорта быть не должно, или же он должен находиться максимально далеко.
  • Нужно убедиться, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех иным участникам движения.
  • Перед началом обгона необходимо с помощью зеркал заднего вида визуально убедиться, что движущееся позади транспортное средство уже не начало манёвр обгона.
  • Не допускается «обгон паровозом», то есть манёвр, при котором несколько транспортных средств совершают обгон его, следуя друг за другом.
  • Нужно включать соответствующие сигналы поворота перед началом любого маневрирования.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается опережения, то здесь всё относительно проще. Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться здравым смыслом при соблюдении скоростного режима.

Штрафы за нарушения

Что касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В заключение стоит добавить, что ПДД нельзя рассматривать частями. Изучение документа таким способом возможно, но полное понимание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.

Как накажут водителя за обгон справа?

Опытные водители привыкли к тому, что обгон справа под запретом. И за это может оштрафовать инспектор ДПС. Так было еще восемь лет назад. В обновленных Правилах дорожного движения, принятых 20 ноября 2010-го, отменили понятие «обгон справа» и наказание за него. Как сейчас должны вести себя водители по правилам 2018 года?

Обогнал или нет?

Старые ПДД трактовали обгон как «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». Согласно пункту 11.2 правил старой редакции, обгонять безрельсовое транспортное средство разрешалось только с левой стороны, и только если водитель подал сигнал поворота налево, значит его можно обогнать справа.

В новой редакции документа от 2010 года, под обгоном понимают уже «опережение транспортного средства, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В силу того, что движение в России правостороннее, значит обгона справа по новым правилам быть не может. То есть, не выехал при обгоне на встречку — значит не совершил обгон и ничего не нарушил.

Читайте так же:  Условия использования материнского капитала для оплаты образования детей

Штраф — за обгон по обочине

В новых ПДД есть такое понятие, как опережение, то есть движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного автомобиля. Таким образом, по новым правилам, водители могут совершать опережение справа, и никаких ограничений для этого нет. И все же, согласно правилам, двигаться нужно преимущественно по право полосе и выезжать на левую для опережения впереди идущего транспорта. Главное при опережении — не нарушать скоростной режим. За это предусмотрены широкие штрафные санкции — от 500 до 5000 рублей, в зависимости от того, насколько вы превысили разрешенные показатели.

Но отсутствие термина «обгон справа» не распространяется на езду по обочине. Некоторые водители привыкли объезжать пробки именно по краю дороги. За вот такой обгон справа по обочине обойдется лихачу в 1500 рублей штрафа.

Кого можно обгонять?

Кстати, в обновленных правилах уточнили и знак 3.20 «Обгон запрещен» — раньше он предполагал запрет обгона всех транспортных средств. С 2010 года водитель может объехать тихоходные машины, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, не взирая на этот знак.

Кроме того, этот знак не запрещает опережение любых транспортных средств, без выезда на встречу. Согласно КоАП РФ, за нарушения действия этого знака водителям грозит штраф 5000 рублей или лишение прав до полугода.

Правила обгона: в каком случае разрешен обгон справа и слева

До внесения корректив в законодательную базу, которые произошли в 2010 году, автолюбители не знали такого понятия, как опережение. В настоящее время такое понятие используется и имеет значительные отличия с обгоном. Если водитель не знает разницы, то это может пагубно сказаться на нем самом, а также остальных участниках дорожного движения. Кроме того, следует знать, с какой стороны разрешен обгон ТС.

Различия меду обгоном и опережением

Согласно новым правилам обгон рассматривается как опережение машины по встречной полосе, после чего водитель возвращается на свою полосу. Опережение понимается как езда, в ходе которой машина обгоняет другое авто, при этом, не выезжая на полосу, отведенную для встречного движения. Если осуществляется выезд из полосы или ряда, который занимал автомобиль, при этом направление движения сохраняется, то осуществляется перестроение. Опережать автомобиль можно почти в любой момент времени, при этом для обгона предусмотрена масса ограничений.

Опережать и обгонять ТС запрещается:

  • на пешеходном переходе;
  • переезде ж/д транспорта;
  • регулируемых и нерегулируемых перекрестках;
  • в тоннелях, эстакадах;
  • на подъеме;
  • на участках, где видимость плохая.
  • опережение с правой стороны разрешается;
  • обгонять автомобиль безрельсового типа разрешено только с левой стороны;
  • обгон справа, равно как обгон по обочинам – запрещается;
  • если выполняется обгон справа, как перестроение на правую сторону для продолжения движения, при условии, что она относится к участку дороги, где двигаются авто в одном направлении и при опережении машины – разрешается.

12 июля 2017 года в законодательство были внесены коррективы, согласно которым введены новые правила относительно обгона транспортного средства. закрепляется, что при передвижении по дороге, которая обладает двусторонним типом движения, не разрешается продолжать движение по встречной полосе, когда полосы разделены при помощи разделительной полосы, трамвайной линией и прерывистой линией.

Правила при осуществлении обгона справа

Правила обгона гласят, что зачастую с правой стороны он выполняется по тротуарам или обочинам. Если говорить о том, в каких случаях запрещен, то можно отметить, что запрет закрепляется в пункте 9.9 ПДД. Если в таком случае водитель попадает в зону внимания инспектора ГИБДД, то к нему применяются штраф. При этом мера наказания применяется за совершение двух нарушений одновременно – это совершение маневра, который запрещен, а также езда по обочине.

Послабления в таком случае распространяются ни лиц, которые управляют мопедами и велосипедами. Они могут водить средства по обочинам, когда отсутствуют специально для этого предназначенные дорожки.

Особенности обгонов

Если говорить про классическую формулировку, то разрешен обгон впереди движущегося ТС, но при этом он рассматривается как один из опасных маневров. Он требуется от водителя определенного уровня подготовки. Рекомендуется выполнять действия при этой разновидности маневров:
  • изначально включить левый сигнал поворота, чтобы обратить внимание другие водителей на то, что человек собирается поменять траекторию движения;
  • запустить сниженную передачу, чтобы сохранить запас мощности во время маневра;
  • использовать зеркала, расположенные в центре и с боков авто;
  • оценить дистанцию между машинами, двигающимися впереди и их скорость;
  • при отсутствии помех водитель начинает набор скорости и выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения.

Выполнить такое действие с правой стороны значительно сложнее. Если говорить про такой обгон в черте города, то справа могут располагаться пути для движения трамваев, которые рассматриваются как сплошная линия. Обгон справа по путям разрешается в некоторых случаях:

  • чтобы разгрузить дорогу;
  • при сильной заполненности полос.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд

Самого нарушения, которое именуется обгон с правой стороны не предусмотрено. По этой причине некоторые водители подают жалобы, указывая на то, что практика таких маневров достаточно распространена. В случае, когда водитель пойман во время самого нарушения, то ему вменяется такое деяние, как перемещение машины по обочине.

  • Запрещается езда по тротуарам и обочинам, что приравнивается к административному типу правонарушения. Штраф назначается в размере 1500 рублей.
  • Если во время разбирательства инспектора ГИБДД устанавливают, что осуществлялось не только движение по обочине, но и опережение не по правилам, то штраф за обгон будет равен 5000 рублей.
  • При проезде водителем по трамвайным путям штраф назначается в размере 5 тысяч рублей, кроме того могут лишить водительского удостоверения на срок до полугода.

Ответственность не накладывается в ситуации, когда перемещение по тротуарам является вынужденной мерой. Причинами такого движения выступают повреждения на дороге, блокирование проезда, аварии. Также в качестве подобного случая рассматривается движение впереди крупногабаритных устройств.

Водитель в любой ситуации должен помнить о безопасности своей и других участников движения. С осторожностью выполняется двойной обгон, обращать внимания на установленные знаки, соблюдать предписанные правила. Если возникла необходимость выполнения обгона с правой стороны на регулируемых перекрестках или за их пределами, то следует придерживаться следующих правил:

  • убедиться в том, что проезжая часть справа в полной мере свободна от автомобилей, нет припаркованных авто в той части дороги;
  • обращать внимания на знаки, щиты и плакаты, где содержится информация об участке дороги, по которому осуществляется движение;
  • перед совершением маневра убедиться в том, что действие не приведет к образованию аварийной ситуации для тех, кто едет позади;
  • взять во внимание погоду, которая действует на момент совершения маневра;
  • соблюдать дистанцию между автомобилями, которая закреплена в правилах движения.
Читайте так же:  Чем лучше подкрасить госномер автомобиля

Когда требуется осуществить перестроение, то перед этим нужно немного сбавить скорость и перейти на пониженную передачу, кроме того рекомендуется провести оценку действующей ситуации. Нужно знать, как вести себя в ситуации, когда проводится обгон с правой стороны другими участниками передвижения. Не нужно совершать резких движений и издавать звуковых сигналов, то есть дать возможность нарушителю закона совершить маневр. Если водитель совершает действия, которые препятствуют остальным участникам совершать маневры, то он привлекается к административной ответственности.

Обгон справа: все, что нужно знать водителю

Обгон слева у водителей происходит на автомате: включить левый поворотник, убедиться в отсутствии помех, рассчитать дистанцию, увеличить скорость, обогнать, вернуться на свою полосу движения.

А вот когда речь идет об обгоне справа, водители могут сказать, что он запрещен. Но запрещен ли всегда и всем? И что говорит закон о данном маневре?

Запрет на обгон

О том, что обгон справа запрещен, в законодательстве не сказано. Причина этого находится в самом определении термина. Обгон — это опережение препятствия с выездом на встречную полосу. Поэтому обгонять справа невозможно. Но существует и другое понятие — опережение. Оно подразумевает перемещение по полосе попутного движения со скоростью, превышающей скорость движения транспорта или недвижимого препятствия. И опережение по ПДД разрешено, но при условии, что автомобиль не выезжает на тротуар или бордюр.

Получается, водителя не могут оштрафовать за обгон с правой стороны, поскольку такого понятия в ПДД не существует.

Опережение справа

А вот опережение справа возможно. Оно может быть выполнено двумя способами:

  • По правой полосе на многополосной дороге.
  • По тротуару или бордюру.

В первом случае нарушения нет. По правилам, если на дороге две и более полосы попутного движения, то водитель выбирает наиболее удобную, если речь идет о черте внутри населенного пункта. За чертой нужно всегда придерживаться крайней правой полосы, выезжая на другие полосы только для опережения.

А вот опережать автомобили по тротуару и бордюру запрещено, о чем сказано в пункте 9.9 ПДД. Этот закон определяет и исключения:

автомобили дорожно-коммунальных служб могут двигаться по тротуару для выполнения работ;

машины транспортных компаний могут сворачивать на обочину для разгрузки товара у магазина;

на однополостной дороге в случае ДТП или возникновения иных препятствий.

При этом водитель обязан убедиться в безопасности движения, исключить наезд на пешехода и столкновение с другими транспортными средствами.

Штраф за нарушение

Наказать водителя могут только по части 1 статьи 12.15 на 1500 рублей за перемещение по обочине. Других видов штрафов за опережение по правой стороне не существует, хотя недобросовестные инспектора пытаются уличить водителей сразу в нескольких нарушениях, чтобы увеличить размер штрафа.

Но опережение справа опасно не только штрафами, но и вероятностью попадания в ДТП. Что может произойти:

при опережении автомобиля можно не увидеть, что у обочины припаркована машина;

опережая справа, водитель впереди может этого не увидеть и начать перестроение или поворот направо;

за впереди идущей машиной не видно пешеходов.

По этим причинам опережать автомобиль с правой стороны на многополосной дороге нужно максимально осторожно.

Итак, понятия «Обгон справа» в законодательстве не существует. Есть опережение, которое нельзя делать по обочине, тротуару и велосипедной дорожке. Также стоит учитывать, что при опережении другого транспортного средств на пешеходном переходе, нужно учитывать действующие правила (сбавить скорость, остановиться у черты, убедиться в отсутствии пешеходов), чтобы маневр не обернулся для вас и других людей плачевно.

Двойной обгон ПДД

Термин «обгон» означает опережение транспорта, движущегося в одном направлении, данный маневр подразумевает выезд на сторону встречного движения, после чего автомобиль, совершающий маневр, возвращается в свой ряд. Если авто в условиях двухполосного движения опережает другие, занимает левую часть дороги, то это не считается обгоном. Это же касается ситуаций, когда опережение происходит по средней части трехполосного движения.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с двойным обгоном, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Читайте так же:  Санпин 2.2 4.3359 16 по безопасности труда

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Обстоятельства, при которых обгон запрещается

  1. Опережение с выездом на встречную полосу не разрешается делать на пересечении нескольких дорог, потому что такие участки считаются опасными.
  2. В целях обеспечения безопасности пешеходов запрещается совершать любые маневры на пешеходных переходах. Правило действует независимо от того, переходит ли в этот момент кто-то дорогу или нет.
  3. Потенциально опасной зоной являются железнодорожные переезды, а именно прилегающая к ним территория в пределах 100 м.
  4. Нельзя выезжать на встречную полосу в тоннелях, во время движения путепроводов, на мостах, эстакадах под ними. Это же касается опасных поворотов, слепых участков, где ограничена видимость.

К типичным ситуациям относится также наличие запрещающего обгон знака. Он имеет вид круга, в котором изображено два автомобиля, справа черный, а слева красный. Такое ограничение действует до первого перекрестка или конечной точки населенного пункта (имеется в виду проезжая часть).

Внимание! Если вы думаете, что обгон автомобилей с правой стороны (по обочине) является официально разрешенным маневром, то сильно ошибаетесь. Это запрещено, за несоблюдение правил грозит административный штраф в размере 1500 рублей.

Правила совершения обгона, когда можно?

«Зеленым светом» для водителей, желающих опередить едущее впереди транспортное средство с выездом на встречную полосу, является:

  • наличие прерывистой осевой линии на двухполосной дороге;
  • смешанная разделительная полоса;
  • две пунктирные линии на трехполосном полотне. Средняя часть дороги может использоваться для обгона участниками движения с обеих соседних сторон.

Интересно! Двойному обгону ПДД не дают конкретного определения, но все водители знают, что подобные маневры строго запрещены. Из названия понятно, что речь идет о попытке опередить одновременно два автомобиля. Этого не рекомендуется делать во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Что же касается обычного обгона, то в ПДД детально расписано, какие правила во время маневрирования на дороге следует соблюдать. Первым делом водитель автомобиля должен на 100% убедиться в том, что встречная полоса на безопасном расстоянии свободна. В процессе он оценивает:

  1. скорость движения транспорта, который едет впереди, а также навстречу;
  2. состояние дорожного покрытия;
  3. технические возможности собственного автомобиля.

Если вы видите, что движущийся впереди вас автомобиль собирается совершить обгон, то вы должны подождать, пока он это благополучно сделает. Это же касается ситуаций, когда сзади машина пытается вас обогнать. Выждать нужно и при условии подачи левого сигнала поворота. От того, кого обгоняют, требуется уступить дорогу, не препятствовать движению посредством увеличения скорости.

Есть несколько дорожных знаков, при наличии которых обгон совершать нельзя. Это может быть:

  • круглый указатель с красным обрамлением, где на белом фоне изображено два автомобиля красного и черного цвета;
  • квадратный знак, свидетельствующий о наличии на горизонте пешеходного перехода. На нем обычно изображается дорожная зебра;
  • черный треугольник, в середине которого нарисован дорожный подъем и указан процент наклона;
  • знак, с изображенным красным крестом, дымящимся паровозом, черной оградки, нескольких полос красного цвета, расположенных под углом. Все это является свидетельством того, что скоро на горизонте появится железнодорожный переезд.

Внимание! На дороге действует еще одно неписанное правило «Не уверен — не обгоняй». Его соблюдение является залогом не только вашей безопасности, но и других участников движения.

Порядок действий водителя, планирующего обгон

После того, как вы убедились в безопасности и правомерности опережения с выездом на встречную полосу, нужно включить левый поворотник. Затем устанавливаете пониженную передачу, увеличиваете скорость и выезжаете на полосу со встречным движением, лампочка левого поворота при этом должна оставаться включенной. После того, как ехавший впереди автомобиль благополучно опережен, нужно приступить к возвращению на свою полосу. Для этого включаете правый поворот и на безопасном расстоянии от машины сзади перестраиваетесь на правую полосу. В завершении выключаете лампочку поворота, повышаете передачу и продолжаете движение по дорожному полотну.

Штраф за двойной обгон согласно ПДД составляет 5 тысяч рублей, в качестве наказания также может быть использована мера, подразумевающая лишение прав на вождение сроком от 4 до 6 месяцев. Обгон сразу нескольких автомобилей строго наказывается по причине создания повышенной опасности во время движения.

Если вы не хотите спровоцировать дорожно-транспортное происшествие, тогда прислушайтесь к рекомендациям, которые были выработаны специально для тех, кто не терпит монотонной езды.

  • Скорость обгоняющего автомобиля должна на 15-20 км/ч быть больше обгоняемого транспорта.
  • Интервал между ними должен сохраняться не менее 1,5 м.
  • Если вы находитесь за городом, то перед осуществлением маневра нужно сигналом предупредить водителя транспортного средства, которое планируете опередить.
  • В темное время суток на короткое время следует переключить режим света с дальнего на ближний.
Видео (кликните для воспроизведения).

Более детально ознакомиться с тем, как нужно совершать маневр, можно ознакомиться со статьей 11 ПДД РФ.

Обгон справа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here