Основные разновидности пассажирских перевозок

Предлагаем статью на тему: "Основные разновидности пассажирских перевозок" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Заказ микроавтобуса, аренда автобусов Москва, заказ автобуса, трансфер аэропорт

Пассажирские перевозки — один из самых распространенных видов перевозок. Они осуществляются разными видами транспорта. Разделение транспорта на виды зависит от путей сообщения, по которым осуществляется перевозка, а также используемого подвижного состава.

В пассажирских перевозках принимают участие несколько видов транспорта со своими достоинствами и недостатками:

1. Железнодорожный транспорт – достаточно надежный и безопасный вид транспорта для поездок на средние расстояния и в пригород. На его функциональность не влияют время года и суток, погодные условия и количество пассажиров. Однако использование данного вида транспорта требует значительных капвложений.

2. Пассажирские перевозки водным транспортом делятся на:

— морской транспорт, позволяет осуществлять поездки в любое время года на дальние расстояния;

— речной транспорт самый дешевый, но с его помощью можно совершать только сезонные поездки (осенью и летом).

3. Воздушный транспорт используется для дальних перевозок, включает региональные и международные перевозки. Он является комфортабельным и наиболее быстрым. Вертолетам доступны практически любые районы. Вместе с тем, себестоимость перевозки достаточно высокая.

4. Городской электротранспорт — троллейбусы и трамваи отличаются экологичностью. Из недостатков – высокая себестоимость перевозок.

5. Автомобильный транспорт недорогой, позволяет изменять маршрут с целью уменьшения расстояния. Минусом является дискомфорт при длительном нахождении в сидячем положении.

Подразделяется на легковой транспорт и автобусы. Кроме того, в зависимости от принадлежности подвижного состава делится на:

— предоставляемый в прокат.

По видам сообщения пассажирские перевозки подразделяются на:

По форме организации перевозки бывают:

— легковыми автомобилями (такси).

Современные возможности позволяют заказать пассажирские перевозки, где бы вы ни находились территориально. На специализированных сайтах в разделе «пассажирские перевозки» можно сравнить предложения различных транспортных компаний и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Тех, кого интересует где купить самую надежную инсталляцию TECE по доступной цене, рекомендуем сайт интернет-магазина SantehShop.

Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

пассажирооборот (пассажиро-километры). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки работа подвижного состава (поездо-километры);

число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

участковая скорость поездов;

маршрутная скорость ? средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

населенность на вагон ? это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров;

средняя дальность поездки пассажиров;

среднесуточный пробег состава.

себестоимость пассажирских перевозок — характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении;

доходная ставка ? это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пас-км), получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажиро-километры и умножения полученного результата на десять;

прибыль от пассажирских перевозок ? это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки;

рентабельность пассажирских перевозок — измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки;

производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках — измеряется в пассажиро-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Основные показатели грузовых перевозок

  • — объем перевозок (количество перевезенных тонн грузов);
  • — грузооборот (нетто и брутто, тарифный и эксплуатационный);
  • — количество отправок (маршрутные, мелкие, повагонные, контейнерные);
  • — густота перевозок (грузонапряженность);
  • — средняя дальность перевозок грузов
  • — неравномерность перевозок

Объем перевозок

характеризует продукцию железнодорожного транспорта т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени

Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления

Объем перевозок на 1-ой железной дороге

Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:

Объем перевозок по видам сообщения

К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению — перевозки на участках двух и более дорог.

Прямое сообщение:

  • * Вывоз > отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
  • * Ввоз > прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;
  • * Транзит > перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Объем перевозок по видам сообщений

Прием: ввоз + транзит

Сдача: вывоз + транзит

Отправление: вывоз + местное сообщение

Прибытие: ввоз + местное сообщение

Вывод: показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимопроверены.

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах — тонно-километрах.

Грузооборот нетто — это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза

Грузооборот брутто — учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.

В настоящее время: 0,58 — 0,59

Грузооборот тарифный рассчитывается по так называемым “тарифным” расстояниям в таких перевозочных документах как накладная и дорожная ведомость с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:

Грузооборот эксплуатационный определяется по фактическому пробегу груза из такого документа как маршрут машиниста:

Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок

отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции.

Коэффициент перевозимости — отношение объема перевозок i -го груза к объему его производства в целом:

где УРi — объем перевозок i -го груза, т,

Читайте так же:  Виды, сроки и способы получения страховой или социальной пенсии

УQi — объем производства i -го груза, т.

Коэффициент транспортоемкости продукции — отношение грузооборота i -го груза к объему его производства в целом:

где УРli — грузооборот i -го груза , т-км

Густота грузовых перевозок — количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени, например, год.

Густота характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог.

Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).

На ж.-д. участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям “туда” и “обратно”, т-км/км:

Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (УPl н) на соответствующую эксплуатационную длину (L э ):

Количество отправок

Специфический показатель железнодорожного транспорта.

Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью).

Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная отправка), а может быть и ящик с домашними вещами (мелкая отправка). Кроме названных различают повагонные и контейнерные отправки .

Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

В связи с использованием транспорта для перевозки грузов и пассажиров выделяют соответственно грузовые и пассажирские перевозки. Все пассажирские перевозки разделяют по видам транспорта на автомобильные, железнодорожные, воздушные (авиационные), водные (морские, речные). Автомобильные пассажирские перевозки могут быть классифицированы по различным признакам.

грузовой автомобильный пассажирский перевозка

Таблица 1. Сравнительная характеристика провозной способности различных видов городского пассажирского транспорта (ГПТ)

По типу пассажирского подвижного состава перевозки подразделяются на следующие виды:

  • * перевозки транспортом большой вместимости (автобусные);
  • * перевозки легковыми автомобилями.

По характеру оказываемых услуг пассажирские перевозки разделяются на

  • * перевозки транспортом общего пользования (коммерческий характер). Коммерческие услуги по перевозке предоставляются по обращению любого гражданина или юридического лица на одинаковых для всех условиях. Требуется лицензия, нельзя отказать в перевозке при наличии технической возможности, действует единый для всех тариф, могут предоставляться льготы;
  • * перевозки ведомственным транспортом, принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Транспортные услуги оказываются в служебных целях (перевозки сотрудников на работу, с работы, в течение рабочего дня) без получения платы за услуги;
  • * перевозки транспортом индивидуальных владельцев в частных целях.

Перевозка осуществляется собственными силами и транспортом и носит некоммерческий характер. В настоящее время легковыми автомобилями индивидуальных владельцев перевозится в 7 — 8 раз больше пассажиров, чем автомобилями-такси. Поэтому при организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования необходимо учитывать темпы прироста парка индивидуальных владельцев и связанное с этим снижение спроса на перевозки;

* перевозки легковыми автомобилями, взятыми на условиях проката. Перевозка осуществляется собственными силами в некоммерческих целях с использованием арендованного транспорта. Такая форма обслуживания населения, как прокат легковых автомобилей (без водителя), находящихся в автотранспортных предприятиях общего пользования, получила определенное развитие в 60-е годы ХХ века. Парк арендных автомобилей был доведен почти до 10 тыс. единиц. Сейчас в развитии проката имеются трудности, связанные с укомплектованием предприятий проката и определением сфер их деятельности. Очевидно, эти трудности носят временный характер и в дальнейшем будут устранены при серьезной реорганизации самой системы проката.

По регулярности осуществления пассажирские перевозки разделяются на

  • * разовые (нерегулярные). Единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом;
  • * регулярные. Перевозки осуществляются с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных осуществляются по расписанию и строго определенному маршруту, а плату за проезд взимают по заранее объявленным тарифам.

По территории сообщения перевозки разделяются на

По назначению автомобильные пассажирские перевозки разделяются на

По типу сообщения пассажирские перевозки могут быть

  • * прямого сообщения. Перевозка пассажиров осуществляется от пункта отправления до пункта назначения на одном автомобиле;
  • * смешанного (комбинированного) сообщения. В перевозке наряду с автомобильным транспортом участвуют другие виды транспорта;
  • * прямого смешанного сообщения. Перевозки осуществляются несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования.

Данная классификация не является исчерпывающей и не исключает существования других классификационных признаков.

Автобусные перевозки пассажиров получили большое распространение в городах и широко применяются в пригородном, междугородном и международном сообщениях. В сельской местности они, как правило, являются единственным видом сообщения. В подавляющем большинстве малых городов и поселков городского типа автобус является основным видом массового пассажирского транспорта.

Городские и пригородные автобусные маршруты ряда городов и населенных пунктов имеют регулярные транспортные связи с аэропортами, железнодорожными и речными вокзалами, морскими портами. Внутриобластные и сельские перевозки пассажиров автобусами обеспечивают связи глубинных населенных пунктов с магистральными видами транспорта дальних сообщений.

Автомобильный транспорт обслуживает самостоятельно и дальние перевозки пассажиров в районах, не имеющих развитых железнодорожных, воздушных и речных связей. Он успешно используется в малонаселенных и осваиваемых районах, также дополняет работу железнодорожного и воздушного транспорта.

Распределение автобусных перевозок по видам сообщений следующее: городские — 67%, пригородные — 28%, междугородные — 5%.

Легковые автомобили благодаря комфортабельности, удобству поездки в них, высокой скорости передвижения, возможности перевозок «от двери до двери» получают широкое распространение. За последние годы парк легковых автомобилей индивидуальных владельцев вырос в несколько раз.

Виды пассажирских транспортных предприятий

Пассажирское автотранспортное предприятие (АТП) является основным производственным звеном автомобиль­ного транспорта. Оно осуществляет комплекс функций, конечной целью которого является полное и своевременное удовлетворение населения в пассажирских перевозках.

По ведомственной принадлежности пассажирские АТП, как правило, являются предприятиями автомобильного транспорта общего пользования (АТОП). Пассажирским АТОП выполняется подавляющая часть всех пассажирских перевозок в стране.

Пассажирские автомобили АТОП могут дислоцировать­ся в смешанных грузопассажирских и смешанных пасса­жирских АТП, автобусных и таксомоторных парках, в предприятиях легковых автомобилей и проката.

В табл. 6.1 даны классификация и состав парка автомо­билей пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП).

Смешанные грузопассажирские АТП организуются в сельской местности, обычно в районных центрах, небольших

Тип ПАТП Состав парка Примерная численность подвижного состава, ед.
Грузопассажирские Грузовые автомобили, автобусы, автомобили-такси, служебные автомобили До 100
Пассажирские смешанные Автобусы, автомобили- такси, служебные автомо- били 100—300
Автобусные Таксомоторные Автобусы Автомобили-такси (такси и служебные автомобили) 150—300 200—500
Легковых автомобилей Служебные легковые ав- томобили 150—500
Проката легковых автомобилей Легковые автомобили, предоставляемые населе- нию на условиях проката В зависимости от назначения обслуживания
Читайте так же:  Пассажирские перевозки автобусом

городах или поселках городского типа. Их назначение чаще всего выполнять все виды автомобильных перевозок.

В областных центрах и средних городах по мере роста объемов пассажирских перевозок целесообразно создавать специализированные автобусные, таксомоторные и легко­вые АТП. Автобусные АТП обычно выполняют все виды пе­ревозок (городские, пригородные, междугородные). Так­сомоторные АТП могут осуществлять все таксомоторные перевозки (легковые и грузовые) или только один их вид. АТП служебных автомобилей централизованно, по безна­личному расчету обслуживают предприятия и организации легковыми автомобилями. Специализация по видам пере­возок позволяет улучшать работу предприятий и обслужи­вание пассажиров. Однотипность автомобилей в АТП по­зволяет совершенствовать процессы ТО и ремонта, сокра­щать потребность в номенклатуре запасных частей и мате­риалов, специализировать производственную базу иобо­рудование.

В крупных и особо крупных городах целесообразна спе­циализация автобусных АТП по видам перевозок (город­ские, междугородные) и типам подвижного состава. Целе­сообразно создавать несколько таксомоторных парков, ра­ционально и равномерно размещая их по территории горо­да, в том числе и на окраинах, а также организовывать спе­циализированные АТП служебных легковых автомобилей и автомобилей проката.

Государственным комитетом СССР по труду и социаль­ным вопросам иВЦСПС установлены пять групп АТП по величине (сумме оценочных баллов). Оценочные баллы учи­тывают количество подвижного состава, объем перевозок, показатели использования подвижного состава, произво­дительность труда. Для каждой группы АТП предусмотре­ны типовые штатные расписания.

В крупных городах несколько однотипных АТП могут быть организованы в виде производственного объединения (ПО) или автокомбината. В ПО, как правило, одно АТП яв­ляется головным, остальные его филиалами.

Головное АТП, директор которого является директором ПО, выполняет общее руководство работой объединения. Директор ПО является распорядителем кредитов и юриди­чески ответственным лицом. Директора филиалов распоря­жаются основными и оборотными средствами филиалов, их трудовыми и материальными ресурсами. Перечень их прав содержится в положении о ПО.

Филиалы ПО могут выполнять одну или несколько раз­личных производственных функций (хранение подвижного состава, техническое обслуживание и ремонт и др.). Управ­ление перевозочным процессом, как правило, осуществля­ется аппаратом головного АТП. В головном АТП или в од­ном из филиалов могут быть организованы зоны, цехи и участки для централизованного ТО и ремонта автомобилей ПО.

Целесообразность организации ПО должна устанавли­ваться в каждом конкретном случае. Она зависит от видов перевозок, обслуживаемых районов города, типов подвиж­ного состава, расстояния между АТП, их производствен­ной базы, возможностей централизации производственных процессов и ряда других факторов.

Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 1880 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Задачи железнодорожного транспорта по организации пассажирских перевозок. Классификация пассажирских перевозок

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

Задачи железнодорожного транспорта по организации пассажирских перевозок. Классификация пассажирских перевозок.

Пассажирские перевозки – это перемещение людей, багажа и грузобагажа средствами транспорта.

Транспорт бывает железнодорожный, автомобильный, гужевой, авиа, морской, речной, трубопроводный, самоходный.

Главной целью железнодорожных перевозок является максимальное удовлетворение потребностей населения страны в перевозках и сокращение их убыточности за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости пассажирских перевозок при условии повышения качества обслуживания пассажиров, улучшения организации и функционирования всех подразделений железных дорог и увеличения доходов.

Основные задачи железнодорожных перевозок:

1. Увеличение скоростей движения, сокращение стоянок поездов для технических целей, погрузки и выгрузки багажа и почты, посадки и высадки пассажиров, расширение беспересадочных сообщений и как результат – сокращение времени проезда.

2. Улучшение обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах (минимальное затраты времени на приобретение проездных документов, обеспечение постельным бельем, печатной продукцией и культинвентарем).

3. Наилучшее использование подвижного состава (локомотивов и вагонов), станционных и вокзальных устройств, сокращение стоянок поездов в пути следования.

4. Правильность сочетания пассажирского и грузового движения.

5. Организация пассажирских перевозок на специализированных высокоскоростных магистралях.

6. Координация всех видов транспорта для наибольшей согласованности в их работе.

Железнодорожный транспорт бывает двух видов:

общего пользования – самостоятельная транспортная подотрасль, осуществляющая коммерческие перевозки грузов и пассажиров, обслуживающая все отрасли экономики, все социальные слои населения;

не общего пользования (промышленный транспорт) – выполняет технологическое перемещение грузов и перевозки работников на территориях предприятий. Промышленный транспорт имеет собственные железнодорожные подъездные пути и собственный подвижной состав.

прямое сообщение – поезд перемещается в пределах двух и более железных дорог;

Видео (кликните для воспроизведения).

местное сообщение – перемещение поезда в пределах одной железной дороги;

пригородное сообщение – перемещение поезда в пределах одного участка одной железной дороги (в пределах пригородных зон, примыкающих к крупному областному центру).

Виды пассажирских перевозок. Источники правового регулирования. Понятие и характеристика договоров, опосредующих пассажирские перевозки.

Существует несколько оснований для классификации пассажирских перевозок.

Так, в зависимости от вида транспорта, различают железнодорожные, морские, речные, автомобильные и воздушные перевозки.

На автомобильном транспорте перевозки различают по видам сообщения на перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Также на автомобильном транспорте перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

На железнодорожном транспорте различают перевозку

— скоростными, скорыми и пассажирскими поездами в зависимости от скорости их движения;

— дальние и пригородные перевозки в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

На внутреннем водном транспорте различают:

— перевозки пассажиров на скоростных судах (перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более)

Читайте так же:  Можно ли сэкономить на транспортном налоге

В зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды перевозок пассажиров (от видов маршрутов):

— транспортные — транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

— туристские — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

— экскурсионно-прогулочные — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

На воздушном транспорте различают:

— Внутреннюю воздушную перевозку — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

— Международную воздушную перевозку — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

соответственно на территориях двух государств;

на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Вид перевозки влияет на договор, которым регулируются отношения сторон, его оформление и содержание, соответственно, на права и обязанности сторон, ответственность.

К источникам правового регулирования пассажирских перевозок относится ГК (гл. 40), а также транспортное законодательство, которое довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта и городском электрическом транспорте — глава III.

Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте.

Отдельные вопросы, в основном, связанные с организацией пассажирских перевозок, регламентируются региональными и муниципальными актами.

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров.

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Также перевозка пассажиров может осуществляться на основании договора фрахтования (чартера).

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа.

Например на автомобильном транспорте:

Регулярные перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Виды пассажирских автомобильных перевозок (ПАП) и п.с. Показатели использования а/м.

Лекция 1.

Система пассажирского автотранспорта и его роль в обслуживании населения.

Пассажирские перевозки начали осуществляться в конце 19 в частниками. 1922 – первые гос-ные предприятия. 1929-1940 – увеличение объема перевозок. 1947-1965 – быстрый рост и развитие пассажирских перевозок.

Перспективы развития транспорта: повышение качества обслуживания (регулярность, увеличение скорости доставки…)

Что касается легкового пассажирского транспорта, то уменьшение парка, появляются частные фирмы. Общественные автотранспорт: США – 87% от общего объема; Япония – 49,9%; Великобритания – 86%.

Виды пассажирских автомобильных перевозок (ПАП) и п.с. Показатели использования а/м.

Виды ПАП: перевозки выполняемые ведомственным транспортом, общественным, частным автотранспортом.

ПАП классифицируется по виду, назначению и форме операций. По виду: 1) городские; 2)пригородные; 3) внутрирайонные (сельские); 4) междугородние; 5) межреспубликанские; 6) международные.

Городские – перевозки, осуществляющиеся в пределах границ города (населенного пункта).

Пригородные – перевозки, проходящие за пределами городской черты на расстоянии до 50 км.

Междугородние – расстояние от города больше 50 км.

Городские нумеруются от 1-99, пригородные от 100-499, междугородние от 500 и >.

Межреспубликанские – перевозки по территории 2х или нескольких республик.

По назначению: 1) экскурсионные; 2) туристические; 3) служебные; 4) школьные; 5) вахтовые.

По форме организации: 1) маршрутные; 2) заказные; 3) прямые смешанные (перевозки выполняемые несколькими видами транспорта по единому проездному документу).

Маршрут – установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.

Наибольший удельный вес (69%) – городские перевозки. Это связано с увеличением городского населения и увеличения транспортной подвижности населения, т.е. количества поездок, совершаемых 1м жителем за год. Для обеспечения перевозок населения городов на маршрутах в основном работают автобусы большой и особо большой вместимости. Городские перевозки характеризуются резкими колебаниями объемов по часам суток и дням недели. Продолжительность работы автобусов составляет 2-3 смены. Городские ПАП осуществляются по постоянным маршрутам и расстоянию. Также сравнительно малая длина маршрута, малая средняя дальность поездки, значительное количество остановочных пунктов (ОП). Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенного на плане города называется транспортной сетью города. Насыщенность города (района) средствами перевозок пассажиров характеризуется маршрутным коэффициентом, который определяется как отношение суммы длины маршрутов к сумме длине улиц, по которым проходит хотя бы 1 из маршрутов: hМ=SLМ/SLУЛ. Плотность маршрутной сети: r=SLМ/F. (F – площадь города км/км 2 ).

Пригородные перевозки в основном выполняются автобусами по маршрутам, проходящим по дорогам областного и республиканского значения. Характеризуются наличием значительных колебаний объемов по дням недели и месяцам года.

Внутрирайонные (сельские) – перевозки для связи районных центров в течении всего года. Часто используется ведомственный транспорт. В сельской местности развиты школьные перевозки. Здесь сильно выделяются колебания объемов по часам суток.

Междугородние. Сейчас в междугороднем сообщении 71% объема приходится на маршруты до 100 км; 23% — 100-200 км; 6% — >200 км. Для них характерно наличие сезонной неравномерности. Они осуществляются строго по расписанию постоянным или временным маршрутам.

Читайте так же:  Договор купли продажи авто по доверенности

Туристические, экскурсионные перевозки выполняются по установленным маршрутам.

Вахтовые – выполняются строго по расписанию и по установленным маршрутам для доставки рабочих. По объему перевозок: 70% — городские; 25% — пригородные; 5% — междугородние. По пассажирообороту: 42% — городские; 36% — пригородные; 22% — междугородние.

Подвижной состав ПАТ: Автобус – АТС предназначенное для перевозки >8 пассажиров. ПС ПАТ классифицируется: по назначению, по размерам, вместимости, по типу кузова, типу ДВС…

По назначению: 1) городские (внутригородские и пригородные); 2) дальнего следования (местного сообщения, междугородние, туристические); 4) экскурсионные.

Городские автобусы должны обеспечивать возможность проезда пассажира сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на ОП, удобство посадки и высадки, планировка салона должна облегчать проход и создавать возможность сосредоточения пассажиров на накопительных площадках (с этой целью применяется комбинированное 3х-рядное расположение сидений. При этом 25-30% общей вместимости – сидячие места). Динамические качества автобуса должны обеспечивать хороший разгон и короткий тормозной путь. Они имеют 2 (средний), 3(большой), 4 (особо большой вместимости) двери. Ширина дверных проемов – 1200 мм. Место водителя должно быть изолированно.

Пригородные: 4х-рядное расположение сидений ширина дверных проемов не

Транспортные условия: дальность перевозок, режим работы (среднесуточный пробег, …), вид маршрутов, условия хранения.

Дорожные: разрешенная нагрузка на ось, мах допустимая масса, рельеф местности, элементы плана и профиля дорог, интенсивность, плотность движ., стабильность состояния проезжей части дорог.

Природно-климатические: потребности климатических зон.

1.5. Классификация пассажирских автомобильных перевозок

Все выполняемые пассажирские автомобильные перевозки принято подразделять и классифицировать по целому ряду признаков.

По виду подвижного составапассажирские автомо­бильные перевозки подразделяются на автобусные и перевозки легковыми автомобилями.

По принадлежности подвижного составапере­возки подразделяются на перевозки транспортом общего пользова­ния (принадлежащим Министерству транспорта РФ или муниципа­литетам), ведомственными автомобилями (принадлежащими другим министерствам, ведомствам, предприятиям), легковыми автомоби­лями индивидуальных владельцев (личного пользования) и легко­выми автомобилями на условиях проката.

В настоящее время легковыми автомобилями индивидуальных владельцев перевозится в 7-8 раз больше пассажиров, чем легко­выми автомобилями-такси при значительно меньшей интенсивно­сти эксплуатации. Это говорит о значительном их числе и необхо­димости учета при планировании использования различных видов транспорта.

Такая форма обслуживания населения, как прокат легковых ав­томобилей (без водителя), находящихся в автотранспортных пред­приятиях общего пользования, получила определенное развитие в 1961-1965 гг. Парк автомобилей был доведен почти до 10 тыс. единиц. Сейчас в развитии проката имеются трудности, связанные с определением сфер их деятельности. Очевидно, эти трудности носят временный характер и в дальнейшем будут устранены при серьезной реорганизации самой системы проката.

По виду сообщенийперевозки могут быть городскими, пригородными, местными (сельскими или внутрирайонными), ме­ждугородными, международными.

Городские перевозкиосуществляются автобусами и легковыми автомобилями-такси, причем основная часть автобусов и значи­тельное количество такси работают на конкретных маршрутах. Определенная часть таксомоторного парка используется в поряд­ке свободного найма и по предварительным заказам. Городские перевозки характеризуются большими пассажиропотоками, как правило, плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим, частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями.

Города и рабочие поселки с населением до 250 тыс. жителей преимущественно обслуживаются автомобильным транспортом, а в городах с населением более 250 тыс. жителей его удельный вес составляет 30-45 %.

Пригородные перевозкиобеспечивают регулярную связь насе­ления пригородных районов с городами и городского населения с пригородами. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, существенным увеличением их числа в ве­сенне-летний период, значительно большими расстояниями поез­док, менее частыми остановками для посадки-высадки, увеличен­ными интервалами движения. Они имеют также сравнительно не­плохие дорожные условия. Для осуществления пригородных перевозок организуются автобусные, а в некоторых случаях и так­сомоторные маршруты регулярных сообщений. Для этих целей, особенно в последнее время, население зачастую использует лич­ные автомобили, а иногда автомобили-такси с городских стоянок или по предварительным заказам.

Местные (сельские) перевозкипассажиров связаны с обслужи­ванием сельского населения и выполняются преимущественно ав­тобусами, хотя некоторые маршруты могут обслуживаться грузо­пассажирскими автомобилями-такси. Сельские автобусные мар­шруты соединяют районные центры и другие населенные пункты не только между собой, но и с областными центрами, железнодо­рожными станциями, речными портами и пристанями. Автобусное сообщение организовано и в ряде крупных сельских населенных пунктов. Местные перевозки характеризуются большим разнообра­зием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, нали­чием у пассажиров ручной клади или багажа, значительными коле­баниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года.

Междугородные перевозкипассажиров организуются на авто­мобильных магистралях на расстояния более 50 км от городской черты для связи городов внутри области (внутриобластные), между областями (межобластные) и между автономными республиками (межреспубликанские). Они характеризуются большими расстоя­ниями, достигающими 1000 км и более, хорошими дорожными ус­ловиями. Для этих перевозок используют комфортабельные и ско­ростные автобусы, оборудованные местами хранения багажа и руч­ной клади, гардеробами, буфетами, туалетом.

Международные автомобильные перевозкивыполняются с пе­ресечением государственных границ двух и более государств. Они могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные автобус­ные перевозки в отличие от нерегулярных осуществляются по рас­писанию и строго определенному маршруту, а плату за проезд взи­мают по заранее объявленным тарифам.

По назначениюавтомобильные пассажирские перевозки могут быть экскурсионными, туристскими, служебными, школь­ными, вахтовыми и специальными.

Экскурсионныеперевозки связаны с обслуживанием экскурсий и выполняются главным образом автобусами с экскурсоводом в го­родах по постоянным, заранее разработанным маршрутам согласно тематике экскурсий. Такие перевозки могут осуществляться по предварительным заказам.

Туристскиеперевозки выполняются как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населен­ных пунктов по заранее разработанным маршрутам и по заказам организаций. Для таких перевозок предоставляются автобусы со­гласно предварительным заказам с оплатой как по действующим тарифам, так и на договорных началах.

При достаточных объемах экскурсионных и туристских перево­зок могут выделяться специальные автопредприятия или автоко­лонны, специализирующиеся на таких перевозках.

Служебныеперевозки пассажиров связаны с доставкой рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок в тече­ние рабочего дня. Для них используется как транспорт общего пользования, так и ведомственный.

Читайте так же:  Как написать жалобу в прокуратуру

Школьныеперевозки организуются, как правило, в сельской местности, где или отсутствует регулярное автобусное сообщение, или оно имеется, но движение осуществляется с большими интер­валами и не соответствует времени начала и конца занятий в шко­ле. Для перевозки школьников разрабатывают специальные мар­шруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответ­ствующей вместимости.

Вахтовыеперевозки предназначены для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т. д. Часто такие перевозки носят односторонний характер, что связано с началом и окончани­ем рабочих смен. Движение автобусов происходит по установлен­ным маршрутам строго по расписанию как автобусами общего пользования, так и ведомственными.

Специальныепассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями. Они связаны главным об­разом с обслуживанием организаций, учреждений и предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей.

По форме организациипассажирские автомобильные перевозки могут быть маршрутными, заказными и прямыми сме­шанными.

Маршрутныеперевозки организуются на утвержденных маршру­тах, строго по расписанию с посадкой-высадкой пассажиров на зара­нее оговоренных промежуточных и конечных остановках маршрута.

Заказныеперевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций и населения. Они не являются маршрутными, хотя путь следования всегда оговаривается.

Прямые смешанныеперевозки автобусный транспорт выполня­ет совместно с другими видами пассажирского транспорта. При та­ких перевозках пассажиру выдается единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального до конечного пункта передвижения. Большое значение в данном случае имеет точное соблюдение расписания.

Автобусные перевозки пассажиров получили большое распро­странение в городах и все шире применяются в пригородном, меж­дугородном и международном сообщениях. В сельской местности они, как правило, являются единственным видом сообщения. В по­давляющем большинстве малых городов и поселках городского ти­па автобус является основным видом массового пассажирского транспорта.

Городские и пригородные автобусные маршруты ряда городов и населенных пунктов имеют регулярные транспортные связи с аэ­ропортами, железнодорожными и речными вокзалами, морскими портами. Внутриобластные и сельские перевозки пассажиров авто­бусами обеспечивают связи глубинных населенных пунктов с ма­гистральными видами транспорта дальних сообщений.

Автомобильный транспорт обслуживает самостоятельно и даль­ние перевозки пассажиров в районах, не имеющих развитых желез­нодорожных, воздушных и речных связей. Он успешно использу­ется в малонаселенных и осваиваемых районах, а также дополняет работу железнодорожного и воздушного транспорта. Распределе­ние автобусных перевозок по видам сообщений примерно следую­щее: городские — 67 %, пригородные — 28 %, междугородные — 5 %.

Легковые автомобили благодаря комфортабельности, удобству поездки в них, высокой скорости передвижения, возможности пе­ревозок «от двери до двери» получают повсеместное распростране­ние. За последние 10 лет парк легковых автомобилей индивидуаль­ных владельцев увеличился в 3 раза.

Совершенно очевидно, что развитие автомобилизации как ем­кого рынка высококвалифицированного труда, товаров и услуг крайне необходимо нашей стране. Об этом говорит и опыт всех развитых государств. Автомобильная промышленность в системе Европейского Экономического Сообщества потребляет 20 % вы­пускаемой стали и продукции машиностроения, около 15 % каучу­ка, 5 % стекла. В США и Японии автомобилестроение дает 20 % национального дохода и обеспечивает работой пятую часть всех занятых в промышленности. Высокоразвитая страна не обходится без автомобиля и обширной инфраструктуры, связанной с его про­изводством и обслуживанием. Искусственно сдерживать этот про­цесс или игнорировать его сегодня просто невозможно.

Сейчас трудно выделить какую-либо страну как колыбель ав­томобиля. Его зарождение, дальнейшее развитие и распростране­ние интернационально. Самые первые модели, построенные нем­цами Готлибом Даймлером и Карлом Бенцем, французами Луи Па- каром и Эмилем Левассором, русскими Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, англичанами Фредериком Лачестером и Джоном Найтом, американцами Фрэнком Дюке и Генри Фордом, итальянцами Эн- рике Бернарди и Аристидом Фоччьолли, стали прототипами для многочисленных поздних конструкций во всех странах мира.

Отличительной особенностью России является то, что пасса­жиры в пределах городов, пригородов и в междугородном сообще­нии перемещаются в основном общественным транспортом. При­чем автомобильный транспорт играет существенную роль, если не сказать главную, в удовлетворении спроса на перевозки пасса­жиров в городах, населенных пунктах и в пригородах.

При отсутствии у большинства населения личных транс­портных средств проблема своевременного и качественного удов­летворения спроса на перевозки пассажиров перерастает из чисто транспортной в социальную.

Годы начала экономических реформ в России и перехода к рыночной экономике для пассажирского транспорта преврати­лись в годы борьбы за выживание коллективов и сохранения авто­транспортных предприятий, а рост транспортных тарифов привел к заметному уменьшению подвижности населения во внегородском сообщении.

Стратегической целью государственной транспортной поли­тики должно стать формирование транспортной системы, гаранти­рованно, качественно и эффективно удовлетворяющей потребность в перевозках пассажиров.

Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Различные виды транспорта, входящие в транспортную систему, должны функцио­нировать во взаимосвязи, обеспечивая единство всей транспортной системы в целом.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями. Для определения сфер целесообразно­го использования того или иного вида транспорта необходимо учи­тывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

Жизнедеятельность человека определяет его потребность в пе­редвижении. Интенсивность передвижений количественно опреде­ляют подвижностью, т. е. числом передвижений, совершаемых в транспорте или пешим ходом одним жителем в год. Пространст­венная характеристика передвижений зачастую определяет топо­графию маршрутной сети транспорта.

Все выполняемые пассажирские автомобильные перевозки принято подразделять и классифицировать по виду подвижного со­става и его принадлежности, по виду сообщений и назначению.

Вопросы для самоконтроля

Когда и кем были построены первые автомобили?

Как осуществлялась автомобилизация в России?

Охарактеризуйте нынешнее состояние системы пассажирско­го общественного транспорта.

Какие задачи стоят в области развития пассажирского транс­порта в России?

Какие изменения произошли в последние годы на рынке пас­сажирских транспортных услуг в странах Европейского Союза?

Перечислите виды пассажирского транспорта и назовите их особенности и сферы целесообразного использования.

Что такое подвижность населения и какая она может быть?

Какими могут быть передвижения жителей?

Какое соотношение между индивидуальным и общественным транспортом целесообразно иметь в России и почему?

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведите классификацию пассажирских автомобильных перевозок.

Основные разновидности пассажирских перевозок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here