Особенности социальной адаптации детей с овз в россии

Предлагаем статью на тему: "Особенности социальной адаптации детей с овз в россии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

Согласно современным представлениям дополнительное образование, как специфический вид образования, направленное на реализацию образовательных потребностей человека в совершенствовании интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и (или) профессиональных качеств, не предполагает повышение уровня образования. В процессе дополнительного образования происходит развитие творческих способностей детей и взрослых, потребностей в формировании культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья, а также организация их свободного времени. Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р, содержание дополнительных образовательных программ направлено на: а) создание условий, необходимых для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения; б) удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном, физическом, исследовательском развитии; в) формирование и совершенствование творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; г) обеспечение духовно-нравственного, правового, патриотического, трудового воспитания; д) формирование культуры здорового образа жизни, безопасности, укрепление здоровья; е) подготовку спортсменов, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

Согласно Порядку организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учетом добровольности, интересов обучающихся, по индивидуальным учебным планам и в объединениях дополнительного образования, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), одноуровневой или разно-уровневой подготовки в форме клубов, секций, кружков, лабораторий, студий, оркестров, творческих коллективов, ансамблей, театров. Занятия в объединениях проводятся в массовых, групповых, подгрупповых и индивидуальных формах технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Длительность занятий определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья.

Содержанием процесса социальной адаптации детей с ОВЗ являются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный (потребности, мотивы, интересы к социальному самосовершенствованию, социальные ценности); когнитивный (система социальных представлений и понятий о явлениях и событиях общественной жизни, элементах нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию); эмоционально-волевой (эмоциональные переживания сущности социальной действительности; волевые проявления, как готовность личности с ОВЗ противостоять возникающим затруднениям при реализации социально-значимых целей); деятельностный (адекватная оценка и самокритичность; соблюдение норм и принятых в обществе правил поведения; осмысленное решениевозникающих проблем; умения и навыки добровольной и осознаваемой социальной деятельности) [11; 12].

Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является цель: достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности. Модель предусматривает реализацию следующих задач: формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом. Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает реализацию общедидактических и специфических принципов: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, социального партнерства, коллективизма, единства диагностики и коррекции, раннего начала психокоррекционных мероприятий, индивидуализации и дифференциации, учета коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда.

Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная -психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.

Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:

· Психическая адаптациявыражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

· Социально-психологическая адаптация это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

· Социальная адаптация это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья — трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.

Читайте так же:  Как эвакуируют грузовые автомобили

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.

Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу «Инклюжен» для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.

По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми — это:

· Познавательное общениепроявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему — как к товарищу.

· Личностная форма общенияхарактеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.

Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Итак, в начальной системе отношений «взрослый — ребенок» зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении. По выражению Л.И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.

В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов — один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка — в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.

Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.

В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.

Читайте так же:  Пдд при учебной езде на автомобиле

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 547 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

— создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

— обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

— формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

— снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

— формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Читайте так же:  Какой самый большой транспортный налог в россии

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи:

— развитие и коррекция основных видов движений;

— развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

— развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

— творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

— комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

— релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
статья по психологии по теме

В статье рассматриваются теоретические основы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы, описано содержание адаптационного занятия в инклюзивном классе на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, содержание проведения адаптационного занятия.

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Krivoshapka Lyudmila Alexandrovna, Platokhina Natalia Alekseevna

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

The article examines the theoretical basis for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general education school, describes the content of an adaptation class in an inclusive class at the initial stage of education.

Key words: inclusive education, a child with disabilities, adaptation, content of an adaptation lesson.

За последние десятилетия в России произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни страны, которые повлекли за собой кардинальные перемены в различных сферах, в том числе и в образовании. Министерство образования и науки РФ стало уделять большое вниманию обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию инклюзивного образовательного пространства.

Вложение Размер
krivoshapka_statya_adaptatsiya_ovz_doc.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

14.29.09 Методика преподавания и воспитания в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кривошапка Людмила Александровна, Платохина Наталья Алексеевна

Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

В статье рассматриваются теоретические основы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы, описано содержание адаптационного занятия в инклюзивном классе на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, содержание проведения адаптационного занятия.

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Krivoshapka Lyudmila Alexandrovna, Platokhina Natalia Alekseevna

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

The article examines the theoretical basis for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general education school, describes the content of an adaptation class in an inclusive class at the initial stage of education.

Читайте так же:  Перевозка грузов жд вагонами

Key words: inclusive education, a child with disabilities, adaptation, content of an adaptation lesson.

За последние десятилетия в России произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни страны, которые повлекли за собой кардинальные перемены в различных сферах, в том числе и в образовании. Министерство образования и науки РФ стало уделять большое вниманию обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию инклюзивного образовательного пространства.

Вопросами воспитания и образования детей с ОВЗ занимались многие ученые такие как С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Т.В. Егорова и др. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию и обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но при этом обеспечивающая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями [1; 2; 5].

Начало обучения в школе- это важный и напряженный момент для маленького ученика. Ведь это новые условия жизни, новая деятельность, контакты, новые отношения и обязанности. Школа ставит перед ребенком целый ряд задач, и особенно остро эта проблема стоит перед особыми детьми. По причине существующих особенностей в развитии у них затруднено взаимодействие с социумом, способность адекватно реагировать на происходящие изменения и усложняющиеся требования снижена.Эти обучающиеся испытывают серьезные трудности в достижении своих целей. Часто одноклассники акцентируют внимание на внешнем виде и особенностях поведения такого ученика. Данные моменты предопределяют возможные трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ в общении со своими сверстниками [3;4].

В данной статье описан вариант проведения адаптационного занятия с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Занятие может проводить как педагог-психолог образовательного учреждения, так и классный руководитель. В случае, если ведущим выступает психолог, классному руководителю целесообразно присутствовать и принимать активное участие в работе.

Цель занятия: создание условий для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

1.Формирование у детей представлений о понятиях «дружба», «друзья», «взаимопомощь».

2.Развитие сотрудничества, толерантного отношения обучающихся первого класса друг к другу.

5. Расширение поведенческого репертуара у детей первого класса с ОВЗ в условиях незнакомой ситуации.

6. Создание условий для снятия эмоционального напряжения, сплочения детского коллектива.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Методы и приемы работы с детьми первого класса: игры, дискуссии, сказкотерапия, арт-терапия.

Оборудование: клубок ниток, карандаши для аквагримма, пиктограммы для обсуждения правил поведения на занятии, зеркало, влажные салфетки, музыкальный центр.

I. Приветствие. Знакомство. Вступительное слово ведущего. Обучающимся разъясняются цели занятия особенности его проведения. Вводятся элементарные правила поведения в группе.

1. Упражнение «Коврик». Цель: знакомство участников друг с другом, снятие эмоционального напряжения. Дети садятся в круг, кидают поочередно друг другу клубок ниток называя свое имя и удерживая часть нити у себя. В конце упражнения получается «именной ковер». В случае возникающих трудностей у детей с ОВЗ с передачей клубка, им может помочь тьютор (или любой другой взрослый).

2. Упражнение «Поднимите руку те, кто. ». Цель: настрой детей на рабочий лад, знакомство детей с друг другом.

Ведущий предлагает участникам: поднимите руку те, кто любит мороженное, пиццу, конфеты, суп, кашу и т.п.); дотроньтесь до щеки те, у кого есть кошка (собака, попугайчик и т.п.); дотроньтесь до уха те, кто любит танцевать (рисовать, петь, заниматься спортом, играть в компьютерные игры и т.п.); хлопните в ладоши те, у кого есть братья, сестры; дотроньтесь до носа те, кто учится в школе; положите руки на колени те, у кого есть друзья; помашите руками те, кто хочет завести себе новых друзей.

В конце упражнения ведущий подводит ребят к пониманию того, что все мы разные, но у нас есть много общего, что позволяет нам интересно общаться и помогать друг другу. Обращает внимание детей на то, что многие участники игры хотят найти новых друзей.

II. Основная часть. «Сказка про маленькую, но храбрую лодочку». Детям слушают сказку, после чего происходит ее обсуждение.

Жила-была маленькая Лодочка. Она стояла в одной маленькой бухточке на берегу соленого теплого моря. Нос Лодочки касался воды, но вся ее корма была на берегу. Высоко в небе парили чайки, в воде плавали разноцветные рыбки, а Лодочка так и стояла на берегу день ото дня. Она никогда-никогда не выходила в плаванье в море, а все потому, что она просто боялась. Рыбки спрашивали ее:

— Лодочка, а почему ты никогда не плаваешь?

— Как боишься? Ты ведь лодочка?

— Я боюсь, а вдруг начнется сильный ветер и унесет меня далеко, так что я не смогу вернуться. А еще я боюсь, вдруг на море поднимутся волны и перевернут меня и бросят на скалы.

— Ты хоть раз в жизни плавала? – спрашивали ее рыбки.

— Нет, ведь я боюсь, — отвечала Лодочка.

Скоро рыбки стали смеяться над маленькой трусливой Лодочкой, ей же от этого становилось еще грустней. Ведь на самом деле Лодочка мечтала о том, чтобы плавать, просто она боялась. Как-то утром к берегу, на котором стояла Лодочка, подплыл Дельфин. Увидев, что она стоит одна на берегу, он спросил:

— Лодочка, почему ты стоишь одна и грустишь? Сегодня такой замечательный день, море такое спокойное и прозрачное. Пойдем, поплаваем вместе!

— Я не могу, — честно ответила Лодочка, — я боюсь.

— Чего же ты боишься?

— Я боюсь, а вдруг начнется сильный ветер и унесет меня далеко, так что я не смогу вернуться. А еще я боюсь, вдруг на море поднимутся волны и перевернут меня и бросят на скалы.

Читайте так же:  Возврат товара ненадлежащего качества в магазин

— Ты хоть раз в своей жизни плавала?

— Нет, я ведь боюсь.

— А ты бы хотела попробовать?

—Да, я просто мечтаю об этом.

— Послушай, — сказал Дельфин, — твоя мечта может исполниться. Все в твоих руках. Ты никогда не узнаешь, как замечательно плавать, если не переборешь свой страх и не попробуешь.

— Ну,… я не знаю, — все еще сомневалась Лодочка.

— Я помогу тебе, – сказал Дельфин, — ведь всегда легче сделать первый шаг, если у тебя есть верный друг готовый помочь. Давай, я поплыву прямо перед тобой и буду указывать путь. Лодочка все никак не могла решиться, но в это время с неба спустилась Чайка и села на большой камень у воды.

— Здравствуйте, — представилась она. — Я – Чайка. Я уже давно смотрю на Лодочку сверху и удивляюсь, почему она не плавает. Сейчас я услышала ваш разговор и захотела помочь. Я могу лететь далеко впереди и предупреждать об опасности или о волнах, поднимающихся на море.

— Не бойся, Лодочка, — вдруг услышали они громкий голос откуда-то сверху. Они подняли глаза и увидели, что с ними говорил сам господин Ветер.

— Не бойся, — повторил он, — я позабочусь о том, чтобы во время твоего плаванья на море не было волн.

Тогда лодочка поняла, что у нее появилась возможность побороть свой страх и осуществить свою мечту. Тем более, что теперь у нее были друзья, готовые ей помочь.

Все вместе они отправились в путь: Дельфин, Чайка и маленькая Лодочка. Ах, какая прекрасная прогулка это была! Вода была такая прозрачная, что через нее можно было разглядеть дно и увидеть разноцветных рыбок, морских коньков и маленьких веселых черепашек. Господин Ветер сдержал свое обещание и не дул, так что море было спокойным. Всей компании было очень хорошо, и Лодочка думала о том, какой глупой трусишкой она была и как прекрасно, что у нее появились друзья готовые ей помочь.

Вдруг они услышали: «Помогите! Помогите!», а потом увидели, что это кричит маленький мальчик. Его надувная лодка напоролась на рифы, лопнула, и теперь он оказался в воде без помощи. Прежде чем друзья успели хоть что-то сообразить, Лодочка была уже на пути к Мальчику. Она даже не слышала, как они окликали ее, предупреждая об опасности и подводных рифах. Ловко лавируя, Лодочка подплыла к Мальчику, и он забрался к ней на борт.

— Спасибо, Лодочка, — сказал он. — Ты такая храбрая! Ты спасла мне жизнь!

— Как ты смогла сделать это? Как ты не испугалась? – спросили ее друзья.

Я просто увидела, что Мальчику нужна помощь, и мне некогда было думать об опасности или страхе.

Все были счастливы, а маленькая Лодочка спросила Мальчика:

— Хочешь, я буду твоей лодкой, а ты будешь моим капитаном?

— Да, да, я очень хочу, — обрадовался Мальчик.

С тех пор у маленькой Лодочки появился капитан. Теперь они каждый день отправлялись в новые морские путешествия вместе со своими друзьями, Чайкой и Дельфином. А господин Ветер смотрел на них сверху и улыбался. Он даже на время переставал дуть, так нравились ему храбрая Лодочка и ее маленький капитан.

Вопросы для обсуждения: «Понравилась ли вам сказка? Кто из героев произвел на вас самое большое впечатление? Как лодочке удалось исполнить свою мечту? Что такое дружба? Если у вас друзья? Что вы любите делать вместе?»

2. Упражнение «Волшебники». Цель: создание условий для снятия у детей с ОВЗ барьеров в общении. Выполняется в парах. Ведущий просит участников разбиться по парам. Каждый из них превращает другого с помощью карандашей для аквагримма в героя сказки. Посмотрев на себя в зеркало, они должны угадать свой образ.

III. Рефлексия. Ведущий интересуется у ребят понравилось ли им занятие? Что запомнилось? Получилось ли кому-нибудь найти сегодня новых друзей? В конце занятия педагог организует совместное чаепитие.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что адаптация ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении имеет свои особенности. Для успешного протекания данного процесса необходимы помощь и контроль со стороны взрослого, а также проведение мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и развитие толерантности у обучающихся.

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. М., 1999.-с.45.

2.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.

3.Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – с. 28–39.

4.Платохина Н.А., Абашина Н.Н., Игнатович В.Г. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 67-72.

Видео (кликните для воспроизведения).

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 .-720 с.

Особенности социальной адаптации детей с овз в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here