Перевозка опасных радиоактивных грузов

Предлагаем статью на тему: "Перевозка опасных радиоактивных грузов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Перевозка опасных радиоактивных грузов

Вопросы размещены на официальном сайте АГЕНТСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Министерства транспорта РФ

Условные обозначения:

ПДД – Правила дорожного движения Российской Федерации.
ДОПОГ – Приложения А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.
ПБТРМ– Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП- 053-04.
СанПиН — СанПиН 2.6.1.1281-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
ГОСТ 8.417-2002 – ГОСТ 8.417-2002 Единицы величин.
СИ – Система измерений

Спецавтомобиль для перевозки твёрдых радиоактивных источников «Панцирь-3,5» ГАЗ

Автомобиль сопровождения «Панцирь-СЛ»

Спецавтомобиль для перевозки твёрдых радиоактивных источников «Панцирь-3,5» Ford

Спецавтомобиль ОТ-20 для транспортирования радиоактивных отходов

Спецавтомобиль для перевозки радиоактивных веществ в таре

Специализированный автомобиль малой грузоподъемности предназначен для транспортировки грузовых контейнеров с радиоактивными источниками (РИ). Представляет собой специализированный автомобиль с цельнометаллическим фургоном и комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с РИ, биологическую защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

Автомобиль имеет разрешение для перевозки опасных грузов категории АТ (класс 7 – радиоактивные материалы) и может быть использован в качестве автолаборатории предприятиями, имеющими право на обращение с радиоактивными отходами (РАО) и источниками радионуклидных излучений.

Базовым автомобилем может быть цельнометаллический фургон ГАЗ, Ford, Volkswagen, Mercedes-Benz, Fiat или аналогичный другого производителя.

Перечень доработок базового фургона:

Спецализированный автомобиль для транспортирования твердых радиоактивных источников полностью соответствует всем требованиям, правилам и соглашениям о перевозке опасных грузов и радиоактивных веществ.

Спецавтомобиль может комплектоваться различным дополнительным оборудованием по желанию Заказчика.

Дополнительные услуги

ООО «ИНРУСКОМ» отвечает за приобретение и установку всех составляющих будущего спецавтомобиля, а также занимается проектированием и оформлением в органах ГИБДД изменения типа транспортного средства. Наша организация является официальным автопроизводителем и имеет все необходимые лицензии и сертификаты, что дает нам право осуществлять все перечисленные манипуляции с базовым шасси.

Производство спецавтомобилей осуществляется ООО «ИНРУСКОМ» в Санкт-Петербурге. Заказчик может получить готовое изделие по месту изготовления или по месту своего фактического нахождения. В случае доставки автомобиля Заказчику по месту нахождения, она будет осуществляться своим ходом. Стоимость доставки автомобиля оговаривается отдельно.

Пример компоновочной схемы спецавтомобиля на базе ГАЗ-2705

  1. Базовый автомобиль
  2. Каркас погрузочно-разгрузочного механизма
  3. Выдвижная консоль
  4. Таль ручная, шестеренчатая, на подвижной кошке
  5. Защитный экран (нержавеющая сталь 20 мм)
  6. Стеллаж для инструментов и принадлежностей
  7. Места размещения контейнеров с РИ
  8. Точки крепления грузовых ремней для фиксации контейнеров
  9. Дозиметр-радиометр
  10. Внешний детектор дозиметра-радиометра
  11. Основной блок охранной сигнализации
  12. Датчик охранной сигнализации на задней двери
  13. Датчик охранной сигнализации на боковой двери
  14. Блок системы Телематика на основе ГЛОНАС

Запрос технического задания

Поля, помеченные » * » обязательны для заполнения

Лаборатория ADR

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Класс 7. Радиоактивные материалы

Радиоактивный материал—это любой материал, содержащий радионуклиды, в котором концентрация активности, а также полная активность груза превышают установленные нормами и правилами ядерной и радиационной безопасности значения.

  • радиоактивное излучение в форме альфа-, бета-, гамма- или нейтронного излучения;
  • выделение значительного количества тепла при перевозке радиоактивных материалов с высокой активностью;
  • опасность возникновения неконтролируемой цепной реакции деления и ядерного взрыва во время перевозки делящихся радиоактивных материалов.

Необходимо учитывать, что в случае аварийной разгерметизации упаковок транспортные средства и другие грузы могут подвергнуться радиоактивному загрязнению и стать опасными для людей. При этом, как правило, сами грузы и транспортные средства не повреждаются.

Знаки опасности, указывающие на опасные свойства грузов класса 7, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Знаки опасности для опасных грузов класса 7

Безопасность перевозок радиоактивных материалов обеспечивается в первую очередь за счет применения надлежащих средств удержания грузов и ограничения перевозимых количеств. Применение соответствующей упаковки является гарантией того, что радиоактивные вещества не могут в опасном количестве проникать в окружающую среду и благодаря радиационной защите упаковок, интенсивность ионизирующего излучения от груза уменьшается до такой величины, которая уже не оказывает вредного воздействия на здоровье. Радиоактивное содержимое цистерны или грузового отправления должно ограничиваться настолько, чтобы в случае «высвобождения» (например, в случае аварии) практически ничего бы не произошло или должны применяться средства удержания груза, способные выдержать различные воздействия, возникающее при аварии (удары, высокие температуры и пр.).

Все радиоактивные грузы при условии правильной упаковки и соблюдения установленных требований не могут неблагоприятно воздействовать на: персонал, занятый в перевозке; другие грузы, пассажиров и окружающую среду. В случае грубого нарушения установленных правил, отдельные лица могут подвергнуться внешнему и (или) внутреннему облучению в повышенной дозе.

Читайте так же:  Куда жаловаться на компанию ростелеком

К опасным грузам класса 7 относятся, например:

№ ООН 2909 Изделия, изготовленные из природного урана;

№ ООН 2913 Объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением;

Перевозка радиоактивных материалов

Транспортные средства

предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности путем буксировки полуприцепа-контейнеровоза массой до 25 тонн.

представляет собой транспортное средство с комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность груза, защиту персонала и контроль маршрута движения транспортного средства.

предназначен для перевозки твердых радиоактивных отходов низкой удельной активности путем буксировки полуприцепа-контейнеровоза или тентованного полуприцепа.

предназначен для использования со спецавтомобилем «Панцирь-25» и представляет собой открытую бортовую платформу для перевозки специализированных контейнеров с радиоактивными отходами или другими опасными грузами.

Переоборудованный среднетоннажный грузовик предназначен для перевозки опасных грузов 7 класса опасности на открытой бортовой платформе в специализированных контейнерах.

предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности, в специальном кузове-контейнере.

для транспортировки опасных грузов, относящихся к седьмому классу опасности, в т. ч. радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности, в специальном кузове-контейнере.

представляет собой транспортное средство с установленным специальным кузовом-контейнером обеспечивающим сохранность груза и оборудованием для защиты персонала.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных отходов (РАО) низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

предназначается для оснащения организаций атомной промышленности с целью организации безопасной перевозки РАО и РМ в радиационных упаковках I-III транспортных категорий, спецодежды и СИЗ.

Представляет собой специализированный автомобиль с оборудованным изотермическим кузовом-фургоном, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с РАО и РМ и биологическую защиту персонала.

представляет собой спецавтомобиль с цельнометаллическим фургоном и комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с радиоактивными источниками, биологическую защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

представляет собой спецавтомобиль с цельнометаллическим фургоном и комплектом специального оборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров с радиоактивными источниками, биологическую защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

разработан ООО «ИНРУСКОМ» совместно с изготовителем дозиметров-радиометров ООО «Экорад» (Санкт-Петербург) специально для Сбербанка РФ.

предназначен для транспортировки опасных грузов, относящихся к седьмому классу опасности. Изготавливается на базе автомобиля LADA Largus или аналогичного другой марки.

представляет собой спецавтомобиль со сдвижным тентом и комплектом спецоборудования, обеспечивающим сохранность грузовых контейнеров, защиту персонала, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и проведение слесарных работ в полевых условиях.

Судно обеспечивает высокий уровень безопасности и минимальное воздействие на окружающую среду.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных веществ низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

Специально переоборудованный среднетоннажный грузовой автомобиль предназначен для перевозки радиоактивных веществ низкой удельной активности в специальном кузове-контейнере.

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

Средства обеспечения

представляет из себя погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством. Предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки различных типов сменных кузовов.

Специальный автомобиль прикрытия (сопровождения) предназначен для сопровождения организованных автоколонн, перевозящих опасные и негабаритные грузы.

Видео (кликните для воспроизведения).

В условиях мощного радиационного излучения, когда присутствие человека на месте проведения работ опасно для его здоровья, на помощь приходят роботы. Сортировка радиоактивных материалов, демонтаж атомных реакторов, очистка загрязненных поверхностей – эти и многие другие задачи успешно решаются с помощью дистанционно-управляемой техники Brokk.

предназначен для обеспечения санитарно-пропускного режима при организации и функционировании зоны строгого режима на территории объекта использования атомной энергии или другого опасного производственного объекта.

Передвижная мастерская обеспечения робототехнических комплексов.

Комплекс предназначен для обслуживания повреждённых систем охлаждения реакторов атомных электростанций.

предназначен для оснащения аварийно-спасательных формирований предприятий атомной отрасли с целью оперативного реагирования и ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах

Контейнеры

предназначен для сбора и транспортировки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) от места их образования до места их хранения или переработки в защитном контейнере с цистерной.

предназначен для транспортирования и хранения низко-активных и средне-активных твёрдых радиоактивных отходов.

предназначен для транспортирования и хранения отвержденных жидких радиоактивных отходов. Удельная активность (по бета- и гамма-активности) состава ЖРО-2,85х10 4 Ки/кг.

Конструкция упаковочного комплекта ЖБУ обеспечивает герметичность и защитные свойства снижением уровня ионизирующих излучений. Осуществляется снижение уровня до величин, обеспечивающих безопасность персонала при проведении операций по загрузке и хранению, в соответствие требованиям норм радиационной безопасност.

обеспечивает необходимые условия хранения гамма-дефектоскопов по уровню радиационной безопасности, защищённости от взлома и хищения радиоактивных материалов

для размещения, транспортирования, длительного хранения и захоронения твердых и отвержденных радиоактивных отходов.

Перевозка радиоактивных материалов

Компания ИНРУСКОМ уже не первый год поставляет на Российские дороги автомобили для перевозки опасных грузов. К опасным грузам причисляются все вещества и материалы, которые в силу своих особенностей ставят под угрозу жизнь и здоровье человека, могут нанести непоправимый вред окружающей среде или привести к уничтожению материальных ценностей. В связи с этим руководство компании очень тщательно подходит к своему делу и на всех этапах работы осуществляется постоянный мониторинг производственного процесса специалистами.

Читайте так же:  Какие льготы положены детям войны 1941–1945 гг. в россии

Наша компания производит спецавтомобили, способные выполнить перевозку практически любого опасного груза в разных весовых категориях, например:

  • Грузовой седельный тягач Scania. Предназначен для перевозки твердых РАО в полуприцепе-контейнере.
  • Цельнометаллический фургон ГАЗ. Используется при перевозке твердых РИ и источников ионизирующего излучения.

Оба автомобиля оснащены самым современным оборудованием, защищающим не только опасный груз от внешних и внутренних повреждений, но и обеспечивающим надежную противорадиационную защиту сотрудников, сопровождающих груз на пути следования. Для этих целей организуется специальная система защиты внутри кабины.

Переоборудование транспорта под опасные грузы

Помимо непосредственной продажи таких транспортных средств, компания осуществляет переоборудование под опасные грузы вашей машины. При заказе данной услуги осуществляются значительные изменения в конструкции автомобиля.

Также нельзя не сказать об оборудовании для перевозки опасных грузов. Оно позволяет осуществлять контроль при перевозке и помогает оперативно пресекать возникновение ЧС:

  1. Машина оборудуется 1 обычным огнетушителем, 1 углекислотным огнетушителем и ящиком с песком;
  2. Так же оборудуется системой вентиляции и теплоизоляции, для контроля температурного режима в кузове;
  3. Устанавливается расширенная система сигнализации. Все датчики размещаются на приборной панели. Помимо датчиков открытия дверей, давления, температуры, возможна установка и спутниковой навигации.
  4. На кузов наносятся знаки, информирующие других водителей о потенциальной опасности.

Все эти работы компания ИНРУСКОМ осуществляет на специализированном оборудовании с применением новейших технологий и качественных запчастей, поставляемых непосредственным производителем. Так что ваш автомобиль для опасных грузов будет соответствовать всем нормам и европейским стандартам. Также именно сотрудники компании решат все юридические вопросы по смене спецификации автомобиля в ГИБДД.

Перевозка грузов 7 класса опасности

Помимо Европейского соглашения регулирование транзита опасных грузов в России осуществляется правилами Международного агентства по атомной энергии. Это касается доставки радиоактивного груза 7 класса опасности.

7 класс риска включает в себя радиоактивные материалы, содержащие радионуклиды повышенной степени активности и оказывающие губительное излучение на живые организмы и ткани. Такие материалы делятся на подкатегории в зависимости от степени излучения, упаковки, формы содержимого тары и специальных условий для перевозок.

В группу седьмого класса опасности входят некоторые лекарства, радиоактивные металлы и газы (криптон, уран, торий, кобальт, калифорний), а также упаковка после перевозки такого опасного груза.

Как перевозить?

Перевозка грузов класса 7 опасности должна производиться при строгом соблюдении требований и принципов радиационной безопасности МАГАТЭ и правил Дорожной Перевозки Опасных Грузов. При транспортировании радиационное вещество необходимо надежно закрепить в статическом положении во избежание падения или движения груза. В противном случае возникает опасность начала распада радионуклидов и возникновения радиационного загрязнения.

Радиоактивный материал грузят и разгружают на автомобиль только в специальной защищающей одежде в закрытых помещениях. Транспорт усиленно запирают и устанавливают пломбировку. На таре и грузовом автотранспорте устанавливаются соответствующие классу маркировочные отметки и знаки опасности.

Перевозка взрывоопасных грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов класса 1 включает перемещения материалов в различных агрегатных состояниях, кроме газообразного, которые выделяют газы высокой температуры и давления, приводя к разрушениям различной степени.

Пиротехнические предметы или смеси веществ, служащие для создания визуальных эффектов в виде света и звука, протекающих в отсутствии детонации.

Перевозка взрывоопасных грузов автомобильным транспортом состоит из доставки продукта, имеющего в своем составе от одного до нескольких взрывчатых или пиротехнических ингредиентов.

Перевозка опасных грузов класса 1 подразделяется на:

Знак Описание 1.1 Материалы, взрыв которых мгновенно поглощает весь груз. 1.2 Материалы, при взрыве которых происходит разбрасывание осколков. 1.3 Вещества и изделия, имеющие значительную пожарную опасность. 1.4 Вещества и изделия, которые характеризуются опасными процессами только внутри упаковки. 1.5 Вещества имеющие чрезвычайно низкую чувствительность к различным воздействиям и взрыв которых молниеносно распространяется на весь груз. 1.6 Изделия необычайно малой чувствительности, с маловероятной возможностью взрыва.

При перевозке опасных грузов класса 1 на знаках опасности, указанной на таре и самом продукте, кроме подкласса также отражаются группы совместимости А,B,C,D,E,F,G,H,J,K,L,N,S к которым относится только единичное вещество, имеющее упаковку в отдельной таре. Перевозка 1 класса опасности автомобильным транспортом состоит из доставки в зрывчатых веществ и изделий, которые определены под номерами ООН от 0001-0999 и более подробно рассмотрены на стр. 127 ДОПОГ .

Перевозка взрывчатых веществ

Перевозка взрывчатых веществ сопряжена с высокой степенью опасности для всех участников процесса и окружающих. Наша транспортная компания предоставит вам специализированный транспорт, необходимую охрану и качественный сервис, наработанный годами.

Читайте так же:  Как пользоваться тахографом в россии

Для перевозки взрывчатых веществ требуется автомобильный транспорт категорий ЕХ2, ЕХ3.

Перевозка 1 класса опасности автомобильным транспортом является наиболее ответственной и опасной перевозкой

, требующей неукоснительного соблюдения правил перевозки опасных грузов . Логистическая компания » Опасный груз » имеет в своем штате высококвалифицированных специалистов и водителей профессионалов, которые самым тщательным образом контролируют весь процесс перевозки опасных грузов класса 1. Мы гарантируем безопасную доставку взрывчатых веществ по самым конкурентным ставкам и надеемся увидеть вас в числе наших постоянных заказчиков.

Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов

Массовые перевозки радиоактивных материалов (РМ) в нашей стране осуществляются уже более 50 лет. Для обеспечения безопасности персонала грузоотправителей и грузополучателей, работников транспорта, населения и окружающей среды при транспортировании РМ действует система государственных гарантий.

Радиоактивные материалы относятся к седьмому классу опасных грузов (ОГ). Число их перевозок во всем мире составляет от 1% до 10% объема транспортирования других ОГ различными видами транспорта.

Перечень перевозимых РМ включает все виды радиоактивных материалов ЯТЦ (от руды, физических и химических концентратов, гексафторида урана до свежего и отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), а также многочисленные типы РМ и содержащих их изделий, широко применяемые в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, медицине, науке и т.д.

Согласно данным МАГАТЭ, во всем мире в основном перевозятся РМ, использующиеся в медицине (67%). Объем транспортируемых РМ, применяемых в промышленности, составляет 20%, используемых в атомной энергетике — около 13%.

Большинство упаковок с материалами ЯТЦ (урановые концентраты, свежее топливо и т.д.) содержит активность в тысячи раз меньше, чем с РМ, используемыми в медицине для стерилизации, в промышленности — для радиографического контроля, в навигации — для питания маяков (РИТЭГ). Контейнеры для высокоактивного ОЯТ (упаковки типа В) рассчитаны на самые тяжелые транспортные аварии.

Весогабаритные характеристики упаковок РМ варьируются в широком диапазоне: от сотен граммов до 150 т и более, от менее 10 см до 6 м в длину и 2,5 м в диаметре. В последнее время в качестве упаковок начали широко использоваться стандартные 20- и 40-футовые грузовые контейнеры, соответственно, 6 м и 12 м в длину.

В России перевозки РМ осуществляются всеми видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным. Воздушный транспорт в последние годы достаточно широко применяется не только для перевозок РМ, используемых в медицине, в первую очередь, радиопрепаратов с коротким периодом полураспада, но и для материалов ЯТЦ. В частности, выполнено несколько международных перевозок ОЯТ зарубежных исследовательских реакторов.

При транспортировании РМ в обычных условиях реальное радиационное воздействие на персонал, работников транспорта и население намного ниже уровней, допустимых нормами радиационной безопасности. За все время перевозок таких материалов в нашей стране отмечены лишь единицы аварий и инцидентов, при этом не было зафиксировано недопустимых радиологических последствий. Такой уровень безопасности перевозок достигнут благодаря системе управления в этой области, которая может быть представлена в виде двух составляющих:

  • системы законодательных и других нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности;
  • системы государственных органов и организаций, уполномоченных обеспечивать реализацию и контроль выполнения таких требований.

Нормативные требования

Требования безопасности при перевозках РМ в России предъявляются:

  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения ядерной и радиационной безопасности;
  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения обеспечения физической защиты или сохранности груза;
  • к организации и обеспечению безопасности движения;
  • к обеспечению аварийной готовности и реагированию в случае аварии.

На рисунке 1 показаны действующие в России правила безопасности и другие нормативно-правовые акты, а также соответствующие им международные документы, сгруппированные по указанным направлениям обеспечения безопасности. Как видим, в целом национальная нормативно-правовая база достаточно полно соответствует международным документам.

Прослеживается также значительное соответствие по конкретному содержанию национальных и международных документов. В первую очередь, это касается требований по ядерной и радиационной безопасности. Так, федеральные

Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04 практически полностью соответствуют рекомендациям МАГАТЭ (Правилам безопасной перевозки радиоактивных материалов), требованиям правил, инструкций и других документов по перевозке опасных грузов международных организаций (Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации), европейским соглашениям.

Российские правила по физической защите при перевозках РМ содержат более жесткие требования, чем соответствующие международные документы, хотя и те, и другие основаны на одних и тех же системах категоризации ядерных материалов и радиоактивных веществ по потенциальной опасности применения в террористических целях. Кроме того, фактически все транспортные операции с материалами ЯТЦ и некоторыми радиационными источниками, используемыми в промышленности и медицине, осуществляются в режиме так называемых специальных перевозок, что определяет применение дополнительных мер по физической защите.

Конкретных планов смягчения этих требований пока нет, но в то же время необходима их гармонизация с нормами ядерной и радиационной безопасности, системами документации и процедурами обеспечения физической защиты. В настоящее время такая работа ведется в рамках подготовки новой редакции правил физзащиты.

Читайте так же:  Перевозка опасных грузов авиатранспортом

В области обеспечения безопасности движения в основном применяются стандартные требования к транспортному персоналу, режимам движения и другим условиям, действующим при перевозках других опасных грузов. Указанный выше режим «специальных перевозок» предусматривает дополнительные меры и в области обеспечения безопасности движения.

Нормативные требования по организации готовности и реагирования на аварии при перевозках РМ определяются целым рядом федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, аварийного реагирования на транспорте.

Система аварийного реагирования при перевозках РМ является частью общей отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК «Росатом», входящей в качестве функциональной системы в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и процедуры выполнения работ и обеспечения безопасности регламентируются с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Органы государственного управления

Для обеспечения и контроля безопасности при перевозках РМ в России действует комплексная система государственных органов и соответствующих инструментов управления.

Функции надзора и контроля за обеспечением безопасности при перевозках РМ выполняют госкорпорация «Росатом», МПР России (в состав которого входит Ростехнадзор), Минздравсоцразвития России (в его состав входят ФМБА России и Роспотребнадзор), МЧС России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России (в области перевозок РМ в оборонных целях), ФТС России.

Роль государственного компетентного органа (ГКО) по обеспечению безопасности, в том числе при международных перевозках, с самого начала выполняли Минсредмаш и его правопреемники (в настоящее время — ГК «Росатом»).

Инструменты управления (регулирования), применяемые в этой области, включают:

России (при перевозках в оборонных целях));

  • государственный контроль системы аварийного реагирования (МЧС России, ГК «Росатом»);
  • государственный контроль при международных перевозках (ФТС России).

Если учесть, что в рамках каждого из указанных инструментов управления контролируются несколько аспектов безопасности (в том числе системы качества работ, программы радиационной защиты при перевозках, подготовка персонала, аттестация программных средств и т.д.), можно утверждать, что все важные вопросы безопасности находятся под государственным контролем.

Российская система государственного управления в области перевозок РМ, в том числе система контроля и надзора за безопасностью в этой области, дает достаточные гарантии выполнения норм безопасности на практике. Тем не менее, необходимо ее совершенствование — гармонизация деятельности органов и оптимизация инструментов управления в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и мировой практикой. Так, необходимо избавиться от дублирования (и даже тройного контроля) одних и тех же вопросов безопасности, выработать единый нормативный документ, определяющий очередность получения тех или иных разрешений со стороны государства или инспекций. Целесообразно в полной мере использовать рекомендуемый МАГАТЭ «ступенчатый подход», предусматривающий учет различий перевозимых РМ по степени реальной опасности при осуществлении государственного контроля. Следует также развивать и применять на практике инструменты самодекларирования, самосертификации и других подтверждений (гарантий) безопасности со стороны производителей работ, связанных с транспортированием РМ.

Бучельников Александр Евгеньевич

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Ершов Владимир Николаевич

ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России»

Агапов Александр Михайлович

Институт глобальной ядерной безопасности НИЯУ «МИФИ»

Логистика радиоактивных материалов: оптимизация нормативно-правовой базы

Российская разрешительная система в области логистики радиоактивных материалов (РМ) не отвечает потребностям их применения в медицине, науке и промышленности. Для исправления ситуации, в первую очередь, необходим пересмотр системы лицензирования.

Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 865), лицензии должны иметь не только эксплуатирующие организации, но и компании, выполняющие для них работы и предоставляющие услуги. Это противоречит статье 37 ФЗ «Об использовании атомной энергии», международной практике и документам МАГАТЭ, согласно которым всю полноту ответственности за безопасность несут эксплуатирующие организации. Это не только ограничивает выбор поставщиков, но и требует неоправданных затрат на контроль качества их деятельности из средств федерального бюджета. Кроме того, процедура лицензирования целиком дублирует процесс получения санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности.

В требованиях отечественных норм и правил отсутствует дифференцированный подход к транспортированию различных РМ. К перевозкам всех опасных грузов (ОГ) класса 7 (ядерных материалов, ОЯТ, мощных источников, радиофармпрепаратов (РФП), активность которых может различаться на 10 порядков) устанавливаются единые требования.

ГОСТ 19433-88 («Грузы опасные. Классификация и маркировка»), разработанный НИИ автотранспорта в 1988 году, относит все РМ к особо ОГ без учета их особенностей, конструкций упаковок и т.д. – в том числе радиофармпрепараты, предназначенные для внутреннего приема пациентами. Это приводит к неоправданно жестким требованиям к перевозке РМ всеми видами транспорта.

Кроме того, в стране отсутствует компетентный орган по перевозкам ОГ, как это предусмотрено Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), кроме ГК «Росатом», которая отвечает за транспортирование ОГ класса 7. Между тем, на такой орган ссылается ФЗ «Об автомобильных перевозках и автодорожной деятельности».

Читайте так же:  Стоимость полиса зеленая карта в польшу

Перевозки ИИИ автотранспортом

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Минтрас, 1995 год) разработаны 13 лет назад и не соответствуют как международным, так и российским требованиям. Разделы правил, посвященные опасным грузам класса 7, основаны на ГОСТ 19433-88 и не учитывают рекомендаций и стандартов МАГАТЭ. Кроме того, ФЗ «Об автомобильных дорогах и автодорожной деятельности» предусматривает согласование маршрута перевозки с владельцем автодороги.

В результате диагностические наборы для радиоиммунологического анализа более 120 болезней, разрешенные за рубежом к почтовым отправкам, необходимо перевозить при наличии лицензии Ростехнадзора на их транспортирование как ОГ на специально оборудованном спецтранспорте. При этом Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных веществ (материалов) устанавливают требования оборудовать грузоподъемными механизмами любую спецавтомашину, в том числе легковую.

Разрешение на перевозку ОГ должно быть согласовано в МВД, однако милицейский контроль транспортирования ОГ не проводится и не отражен в нормативных документах.

Транспортирование должно осуществляться по маршрутам, согласованным с ГИБДД. Такое согласование является длительной и трудоемкой процедурой и вынуждает использовать машину сопровождения ГИБДД ($2 за 1 км), что значительно повышает стоимость доставки и в результате делает продукцию недоступной для многих медицинских учреждений. Местные органы исполнительной власти нередко увязывают выдачу разрешений на перевозку ОГ и утверждение маршрутов в ГИБДД со своими проблемами (ремонтом школ, детских садов, дорог и т.д.). В российской столице, кроме того, в соответствии с постановлением Мэра Москвы от 19.10.2000 №1106-рм маршрут перевозки ОГ должен утверждаться в ГУ ГОЧС города.

Правила не разрешают перевозку ОГ автомобильным транспортом в ночное время. В Московской области такая перевозка запрещена также в праздничные и выходные дни в соответствии с постановлением губернатора и ГИБДД. А Правительство Москвы, со своей стороны, не разрешает перевозку опасных грузов по Садовому кольцу и внутри него с 7.00 до 22.00 часов.

В таких условиях весьма проблематично вовремя доставить радиофармпрепараты, которые выпускаются из производства в субботу и направляются из города Обнинска в клиники Москвы, а также на аэродромы и вокзалы для переправки в другие регионы.

Правила не только запрещают проезд мимо мест скопления людей (больниц, школ и т.д.), но также въезд спецавтотранспорта с грузом ОГ на АЗС общего пользования, что создает сложности с заправкой спецмашин во время длительных поездок. Более того, правила разрешают ночлег только в специально оборудованных для автомобилей с ОГ местах, которых нет ни в одном субъекте РФ; между тем, экипаж спецавтомашины должен постоянно наблюдать за грузом в соответствии с Правилами физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06).

Авиа- и железнодорожное транспортирование

Законодательная и нормативная база авиаперевозок базируется на правилах Международной организация гражданской авиации (ICAO), основанных на Стандарте безопасности МАГАТЭ ST-1 (Правила транспортирования радиоактивных материалов).
Для перевозки опасных грузов авиакомпании должны получить лицензию Федеральной службы воздушного транспорта, в которой разрешается перевозка любых ОГ, кроме делящихся материалов. Ростехнадзор требует от компаний, которые уже имеют лицензии на перевозку ОГ, также оформления лицензий на транспортирование всех РМ без учета их активности (между тем, санитарные правила разрешают даже почтовые отправки ряда РМ с активностью, в десятки раз превышающую минимально значимую активность). Не принимается во внимание и тот факт, что все работы по обращению с РМ производит персонал терминалов (аэропортов), а не авиакомпаний.

Аэропортам также нужна лицензия Ростехнадзора на обращение с РМ при их хранении, независимо от вида радиоактивных материалов. Формально к складам транзитного хранения грузов предъявляются точно такие же требования, как и к пунктам хранения РВ и РАО. Многие аэропорты отказываются от лицензирования, так как затраты на получение и поддержание лицензии экономически не оправдываются, а срок ее получения достигает шести месяцев.

В труднодоступные районы страны (Якутия, Сахалин) в настоящее время радиофармпрепараты вообще не поставляются. 37 субьектов Российской Федерации принципиально не могут получать радиофармпрепараты из-за отсутствия лицензий Ростехнадзора у 20-ти аэропортов, а поставка РФП из Москвы в Абакан производится через Владивосток.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень городов и медицинских учреждений, лишенных возможности получать радиофармпрепараты по авиаперевозкам

Перевозка опасных радиоактивных грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here