Перевозка пассажиров россии железнодорожным транспортом

Предлагаем статью на тему: "Перевозка пассажиров россии железнодорожным транспортом" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

23. Законодательство в сфере железнодорожных перевозок

Законодательство РФ о железнодорожных перевозках основывается на КонституцииРоссийской Федерации и ГражданскомкодексеРФ и состоит из Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральногозакона«Устав железнодорожного транспорта РФ» и других законов.

Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента РФ, актами Правительства РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложены соответствующие функции.

В России действуют Правилаоказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иПравилаперевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.

Если международным договором РФ в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

24. Договоры, используемые в сфере железнодорожных перевозок

В сфере железнодорожных перевозок используются следующие договоры:

– договоры перевозки груза;

– договоры перевозки пассажира, багажа, грузобагажа;

– долгосрочные договоры об организации перевозок;

– договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

– договоры на эксплуатацию путей необщего пользования;

– договоры на подачу и уборку вагонов.

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:

– между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;

– между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;

– между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:

– между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;

– между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;

– между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.

Перевозка пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте

В отличие от законодательства, регулирующего перевозки грузов, законодательное регулирование перевозок пассажиров менее разра­ботано и более дифференцированно. В то же время пассажирские перевозки и грузовые перевозки имеют определенное сходство. В обо­их случаях цель перевозки заключается в доставке.

В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обя­зуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязу­ется уплатить перевозчику провозную плату.

Согласно статье 786 Гражданского кодекса РФ: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу».

Из определения договора перевозки пассажира следует, что он носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Последний признак сохраняется и при перевозке гражданина, пользующегося правом бесплатного проезда, поскольку в этом случае расходы перевозчика возмещаются из средств соответствующего бюджета.

Положение ГК носит общий характер и не исчерпывает всего разнообразия способов заключения данного договора. На пригородном железнодорожном транспорте оплата проезда может производиться уже после посадки пассажира в транспортное средство, а иногда — в момент прибытия последнего в пункт назначения. В указанных случаях договор перевозки заключается посредством совершения конклюдентных действий, которые со стороны пассажира выражаются в посадке в транспортное средство. Такой договор перевозки можно с определенной долей условности квалифицировать как реальный.

Предмет рассматриваемого договора — оказываемая перевозчиком услуга по доставке пассажира в пункт назначения.

Основной объем пассажирских перевозок осуществляется транспортом общего пользования, что позволяет квалифицировать договор перевозки пассажира (и багажа) как преимущественно публичный. По той же причине данный договор по способу заключения чаще всего является договором присоединения.

Поскольку в качестве пассажира всегда выступает гражданин-потребитель, к отношениям сторон договора перевозки пассажира (соглашения о перевозке багажа) в части, не противоречащей ГК, а также транспортным уставам и кодексам, применяются нормы Закона о защите прав потребителей. Это, в частности, означает, что пассажир вправе предъявить перевозчику требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий рассматриваемого договора (ст.15 Закона).

Билет и багажная квитанция одновременно служат доказательством исполнения пассажиром обязанности по оплате проезда и провоза багажа. Формы билетов и багажных квитанций на отдельных видах транспорта устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти и фиксируются в правилах перевозки (ст.82 УЖТ). В целях безопасности железнодорожные билеты (на поезда дальнего и местного следования) являются именными, в остальных случаях — предъявительскими.

Читайте так же:  Особенности дарения дома с земельным участком между близкими родственниками

Билет выдается на определенный маршрут и с определенным сроком действия. В поездах дальнего следования пассажиру разрешается сделать одну остановку с предельным сроком на 10 суток, кроме того, можно один раз изменить маршрут, указанный в билете, но не меняя станцию назначения. При этом плацкарта теряет свою действительность и стоимость ее пассажиру не возвращается. Доплата за «скорость», «купейность» и «мягкость» сохраняет свое действие наравне с билетом. Вместе с тем следует отметить, что есть еше одно важное условие, которое следовало бы включить в опреде­ление понятия договора перевозки пассажира. Это срок доставки пассажира к месту назначения.

Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна и в связи с этим претензии подобного рода к перевозчику были бы неуместны, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой, сроки доставки пассажиров должны соблюдаться. И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.

Статья 795 ГК РФ устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном со­ответствующим транспортным уставом или кодексом. Следует подчеркнуть, что статья подобного содержания включена в Гражданский кодекс впервые. Все транспортные организации, отношения которых еще регулируются законодательством Союза ССР (это автомобильный транспорт), обязаны выполнять положения ст. 795 Гражданского кодекса.

Устав железнодорожного транспорта в ст. 110 уже конкретизировал положения ст. 795 Гражданского кодекса, установив, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.

Перевозчики несут ответственность за несвоевременную достав­ку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Только эти условия могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку пасса­жира. Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки, которые возникают из-за опоздания пассажира, например, на важные переговоры, у транзитных пассажиров и т.д

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в случаях:

1) утраты, недостачи или повреждения багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности;

2) утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа либо в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает отправителю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте утвержденные Приказом МПС Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30 (с изменениями на 19 мая 2003 года)

В заключение целесообразно упомянуть национально-правовые акты России в области железнодорожного транспорта, регулирующие не только перевозочную, но и эксплуатационную деятельность. К их числу относятся:

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (с изменениями на 7 июля 2003 года);

Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации (с изменениями на 7 июля 2003 года);

постановление Правительства РФ от 5 июня 2002 года N 383 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте» в редакции от 3 октября 2002 года. (СЗ РФ. — 2002. — N 23. — Ст.2183; N 41. — Ст.3983);

постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 года N 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта»;

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС России от 26 июля 2002 года N 30.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правила перевозок железнодорожным транспортом РФ

За долгое время своего существования железнодорожный транспорт снискал себе славу наиболее безопасного транспорта, следствием чего стала неистовая популярность передвижения пассажиров на поездах и электричках.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько нормативных актов, регулирующих на государственном уровне правила железнодорожных перевозок как внутри территории России, так и перевозок межгосударственных масштабов. В частности, документами, которые в той или иной мере затрагивают железнодорожные правила, являются:

  1. Приказ, Министерства транспорта РФ № 473 от 19.12.2013 (в ред. от 28.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» № 111 от 02.03.2005 г.
  3. Некоторые положения Федерального Закона «О защите прав потребителей»
  4. Правила, АО «Федеральная пассажирская компания» от 19.09.2018 «Особые условия перевозок в поездах международного сообщения формирования АО «ФПК» по глобальным ценам (с 1 октября 2018 г.)».

Основные нормы законодательства РФ, регулирующие проезд пассажиров ЖД транспортом

Следует отметить, что основные правила перевозок железнодорожным транспортом в той или иной мере дублируются в положениях вышеперечисленных нормативно-правовых актов. Среди этих правил необходимо выделить следующие:

Данные выдержки из законодательства в полной мере характеризуют основные пассажирские правила перевозок РЖД на территории РФ. Для более глубокого ознакомления с правилами необходимо обратиться к законодательству либо к уполномоченному лицу для соответствующих разъяснений.

Читайте так же:  Что нужно для оформления завещания на квартиру у нотариуса

Основные нормы ЖД перевозки багажа и грузобагажа

В случае превышения указанных выше размеров багажа, в силу вступают специальные железнодорожные правила, а точнее их положения, которые определяют порядок и способ транспортировки крупногабаритного груза. Основными среди этих положений являются:

  1. Багаж принимается от пассажира в случае предъявления им документа, свидетельствующего о его оплате с одновременным предъявлением билета. Грузобагаж принимается от отправителя с предъявлением последним лишь квитанции об оплате без билета.
  2. Упаковка багажа и грузобагажа не вскрывается. Исключение составляют случаи, установленные профильным законодательством.
  3. В качестве багажа и грузобагажа строго запрещена перевозка денег, ценных бумаг, драгоценностей, хрупких предметов, а также предметов, гражданский оборот которых (без специального разрешения) запрещен законодательством России.
  4. Время прибытия багажа и грузобагажа определяется маршрутом следования соответствующего поезда.
  5. По прибытию дальнейшее хранение багажа и грузобагажа осуществляется бесплатно до окончания следующих суток после дня прибытия. Тарифы хранения свыше данного срока определяются нормативными актами ОАО «РЖД».
  6. Багаж, доставленный до станции конечного прибытия и не востребованный в течение месяца, подлежит государственной реализации в порядке, регулируемом Законом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что российские железнодорожные правила в полной мере регулируют порядок перевоза багажа. Однако следует отметить, что совершенствование нормативной базы в той или иной сфере администрирования является неотъемлемой динамикой развития, присущей большинству государств мира. Именно с этой целью, нормативные акты, регулирующие правила жд перевозок имеют раздел, в котором изложены сроки и порядок реализации прав граждан, в частности путем предъявления претензий перевозчику либо иному уполномоченному лицу в данной сфере, а также путем обжалования их действий.

Все ж/д перевозчики России и стран СНГ

На первый взгляд, на железной дороге, в отличие от авиаперевозок, монополия принадлежит ОАО «РЖД». Но это не совсем так. По России курсируют поезда разных перевозчиков и у каждого свой набор услуг. Как не купить билет вслепую, а за одно узнать смысл сокращений вроде «АЗ», поможет эта статья.

У ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) есть несколько дочерних подразделений. Среди них пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются «ДОСС» и АО «ФПК». «Дирекция скоростного сообщения» («ДОСС») отвечает за сверхсовременные высокоскоростные поезда («Сапсан», «Ласточка» и другие). У АО «ФПК» («Федеральная пассажирская компания») в фирменных поездах уровень обслуживания стабильно высокий, но в нефирменных до сих пор используют старые вагоны.

Фирменный поезд ОАО «РЖД» «Москва — Ярославль»

Помимо государственных перевозчиков есть несколько частных: АО «ТКС», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской Экспресс». У них только новые вагоны и качество услуг, по мнению многих пассажиров, выше, чем у АО «ФПК».

Гранд Экспресс

ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» была образована в 2002 году и стала первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Перевозчиком он позиционируется как «отель на колесах».

«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У них нет собственных составов, по договору с ОАО «РЖД» они добавляют вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». АО «ТКС» использует современные вагоны производства Тверского завода. Сегодня более ста сорока вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. АО «ТКС» предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.

Тверской экспресс

Частной пассажирской компании «Тверской экспресс» принадлежит поезд «Мегаполис». По уровню комфорта он соответствует фирменным поездам ОАО «РЖД» с новыми вагонами. Он курсирует на самом популярном в России направлении Москва — Санкт-Петербург.

Зарубежные перевозчики

Многие поезда, которые идут из России в другие страны принадлежат не отечественным, а зарубежным перевозчикам. Например, за состав Москва — Баку отвечает ЗАО «Азербайджанские железные дороги». При покупке билета на странице «Выбор мест» эта компания обозначена как «АЗ».

Список зарубежных перевозчиков (ссылки на отдельные статьи):

Приказ Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации входит разработка и утверждение правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов.

В целях реализации положений вышеуказанных федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации разработан и утвержден приказ Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее-Приказ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Внесение изменений в иные нормативные правовые акты в связи с утверждением приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473 не требуется.

Приказ зарегистрирован Минюстом России от 24 июля 2014 года № 33244.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О Порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» приказ Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473 вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Глава 19 сервис для пассажиров на российском железнодорожном транспорте

Особенность российских железнодорожных маршрутов их существенная продолжительность. На некоторых направлениях поездка на поезде может длиться более недели. В связи с этим задачей перевозчиков является создание комфортных условий для путешествия, чтобы оно не казалось пассажиру слишком утомительным. Конечно, во многом обслуживание на железнодорожном транспорте Российской Федерации уступает сервису западноевропейских железнодорожных компаний, однако в последнее время в этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, повышаются требования к обслуживающему персоналу; идет процесс модернизации подвижного состава; расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам; внедряются новые технологии в обеспечении бронирования и приобретении билетов, а также в области предоставления информации; происходит обновление вокзалов.

Читайте так же:  Порядок составления ответа на досудебную претензию

19.1. Требования к персоналу, обслуживающему пассажирские вагоны

Как известно, «хозяином» вагона пассажирского поезда дальнего следования является проводник. В целях безопасности и создания комфортных условий проезда в каждом вагоне предусмотрено два таких работника. Обязанности проводника как представителя железнодорожного перевозчика, непосредственно контактирующего со своими клиентами во время путешествия, изложены в «Инструкции проводнику пассажирского вагона», утвержденной МПС 05.11.1998 г. В этом документе приведены основные обязанности и права проводников при обслуживании пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом. На работу проводником пассажирского поезда принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров в поездах по установленной программе. Для обслуживания фирменных пассажирских поездов, пассажиров спальных вагонов (СВ), хвостовых вагонов и пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха назначаются проводники со стажем работы не менее 1 года, а вагонов скоростных поездов не менее 2 лет.

Проводник обязан пройти курс оказания первой медицинской помощи, о чем должна быть пометка в соответствующем документе. Проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, установок принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации, кипятильников и других устройств пассажирских вагонов. Кроме того, проводники должны знать все виды проездных документов и квитанций доплат; документы, дающие право ревизии и комиссионной проверки пассажирского поезда, а также расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении. Проводник должен требовать от пассажиров соблюдения правил проезда, быть вежливым и внимательным, не допускать возникновения конфликтных ситуаций с пассажирами.

Перед отправкой в рейс проводник обязан проверить готовность вагона к рейсу, в частности: обеспечить пассажирский вагон водой, проверить исправность технического оборудования, наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также санитарных носилок в штабном вагоне; проверить наличие комплектов постельных принадлежностей, мыла, моющих и дезинфицирующих веществ, туалетной бумаги; наличие уборочного инвентаря. Если есть недостатки, он должен их устранить или принять меры для их устранения сообщить начальнику поезда. После приемки пассажирского вагона проводник должен получить предметы чайной торговли.

Проводник, обслуживающий поезда международного сообщения, имеет ряд дополнительных обязанностей. В частности, помимо общих нормативных документов он обязан еще знать основные положения «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС) и служебную инструкцию к нему, а также правила ведения дорожной документации. Если по групповому билету СМПС поездку совершает меньшее количество пассажиров, чем указано в этом билете, проводник обязан сделать соответствующую пометку на билете-купоне. Проводник международного вагона должен знать:

— железнодорожные правила, действующие на дорогах следования; — общие таможенные правила, действующие в странах, через которые следует поезд или вагон; — расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении; — иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками железных дорог по маршруту следования; — принимать заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т.д., если в поезде имеется вагон-ресторан, и информировать пассажиров о возможности приобретения там продуктов питания и напитков; — порядок перестановки пассажирского вагона на пограничной станции с одной колеи на другую (следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагонов). Проводник, обслуживающий прицепные вагоны за рубежом, обязан знать телефон и адреса представительств перевозчиков России за рубежом, а в случае возникновения непредвиденных ситуаций немедленно сообщить об этом в их представительства.

Проводник обязан контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности; не допускать использования пассажирами открытого пламени, курения в не отведенных для этого местах; подключения электроприборов (кроме электробритв); в нештатных ситуациях действовать в соответствии с имеющимися у него инструкциями. Все перечисленные правила поведения самих пассажиров и правила, обеспечивающие их безопасность в пути, должны неукоснительно соблюдаться. Поскольку поездка на железнодорожном транспорте приравнивается к нахождению в зоне повышенной опасности, знание прав и обязанностей проводников людей, призванных обслуживать пассажиров в пути, является необходимым и обязательным для сопровождающих туристские группы.

Перевозка пассажиров России железнодорожным транспортом

Железнодорожные пассажирские перевозки по России имеют огромную, столетнюю историю. На сегодняшний день это развитое направление, отличающееся комфортностью, выгодой, особенно, при поездках на дальние расстояния.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Поездки по РЖД имеют свои особенности, некоторые из них изменены благодаря нововведениям. Рассмотрим основное на 2019 год.

Виды и задачи

Развитая инфраструктура пассажирских перевозок позволяет любому клиенту выбрать услугу в соответствии со своими требованиями. Это позволяет удовлетворить требования, сделав поездку не только комфортной, но и приятной.

Перевозчики предлагают:

  • перевозку внутри страны;
  • международные поездки;
  • доставку багажа поездами дальнего следования;
  • дополнительное сервисное обслуживание (вагоны с детской кухней, багажные, индивидуальные арендованные);
  • ремонт и техобслуживание состава.

Виды пассажирских перевозок классифицируются таким образом:

  1. Пригородные.
  2. Междугородные по территории страны.
  3. Международные.

С целью привлечения большего числа клиентов современное состояние пассажирских перевозок контролируют не только государственные компании, но и частные, предлагающие и мультимодальные рейсы.

С целью улучшения уровня предоставляемых услуг РЖД изменяет правила перевозок, вводит новые пункты:

  1. Возможность получения электронного билета, дистанционного его оформления. Его можно распечатать или предъявить, показав во время посадки на гаджете, а оплачивать электронными переводами.
  2. Теперь багаж может перевозиться не только в специальных багажных вагонах, но и внутри обычных, для которых применяется соответствующая технология, заимствованная из опыта европейских стран. Заключается она в использовании специально выделенного купе. Такое нововведение позволило обходиться без дополнительных оформлений на перевозимый багаж, который обычно сдавался в багажный вагон. Ставится поклажа во время посадки пассажира, а оплачивается при покупке билета.
  3. Новое сегодня и в подвижных составах удаленного, пригородного направления, их классификации, оборудовании. Все направлено на улучшение уровня сервиса. Ориентируясь на требования, установленные в других странах, появился прогресс и в российском железнодорожном транспорте.
Читайте так же:  Как получить целевой кредит под материнский капитал

Нормативные документы

Деятельность РЖД основана на ФЗ-18 ст. 3 от 10.01.2003 г. Другой документ, который также основополагающий в перевозке пассажиров, багажа – Приказ Минтранса РФ № 473 от 19.12.2013 г. с ред. от 30.11.2016 г.

Согласно указанному приказу установлены правила для:

  • проезда людей разных категорий (льготников, детей);
  • животных;
  • багажа;
  • оплаты, возврата денег;
  • действий при утрате багажа;
  • действия при нарушениях.

Объем доставок

Для оценки деятельности железнодорожного транспорта существуют различные показатели статистики. Они характеризуют возможности ТС, позволяют определить наиболее подходящие средство передвижения в зависимости от целей, решить комплекс задач логистики перевозок.

На объемы пассажиропотока обращают внимание в первую очередь при планировании расписания, графика движения.

В учет берутся:

  1. Качественные показатели:
    • число проданных билетов;
    • пассажирооборот – количество билетов и расстояние;
    • поездокилометры;
    • количество используемых составов.
  2. Количественны показатели:
    • скорость по участкам;
    • скорость по маршруту;
    • населенность вагонов;
    • средняя дальность поездки;
    • среднесуточный пробег.
  3. Экономические показатели:
    • себестоимость провоза;
    • доходная ставка;
    • доход от пассажирских перевозок;
    • рентабельность;
    • производительность труда.

Объемы пассажирских перевозок можно оценить по таблице:

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Кроме нововведений в части улучшения услуг перевозки людей по ОАО «РЖД», изменились и правила перевозки. Они касаются разных направлений.

Рассмотрим некоторые:

  1. Для приобретения билета человек должен предъявить один из вариантов удостоверения личности:
    • паспорт;
    • военный билет;
    • водительское удостоверение;
    • свидетельство о рождении (для детей).
  2. После покупки билета следует проверять правильность заполненных данных, отсутствие ошибок, так как при их обнаружении в поездке или посадке документ может быть определен, как не действительный.
  3. При наличии льгот важно иметь при себе документ, подтверждающий их.

Пассажир, едущий поездом дальнего или ближнего следования, имеет право:

Про вертолетные перевозки на АК Ямал читайте здесь.

Услуги на особых условиях

С целью обеспечения комфорта в организации пассажирских перевозок, РЖД предлагает различные услуги, имеющих статус «особых». К таким относятся:

Лежачие больные

Легче перенести дальнюю дорогу важно для больных людей.

С этой целью они могут воспользоваться железнодорожным транспортом, что более актуально, чем перевозка лежачих больных автотранспортом (учитывается тряска по дорогам):

  1. Важным условием является выкуп всех мест в купе, что приводит к удорожанию поездки для одного человека. Такой способ является удобным, так как с ним может ехать сопровождающее лицо (медработник или родственник, что зависит от состояния), а посторонние не будут мешать.
  2. Возможно использование и отдельных санитарных вагонов на условиях аренды, но в таком случае оплата происходит на общих основаниях.
  3. Дополнительные затраты нужны будут только на доставку на жд вокзал, занос в купе, а соответственно на встречу и вынос. Цена на данную услугу в среднем около 5000 руб. в одну сторону.

Важно! За 5 дней до отправки лежачего больного поездом частное лицо или представитель больницы должны подать заявку для выделения отдельного купе. В документе указываются условия перевозки, что может повысить эффективность услуги.

Документы свидетельствующие о заключении договора

Использование услуг железной дороги имеет юридическую силу только тогда, когда оформлен договор. В зависимости от цели, статуса заказчика он имеет определенную форму и требования к оформлению.

Рассмотрим возможные варианты:

  1. При провозе багажа, который оплачен и едет вместе с пассажиром требуется билет на багаж. Он подтверждает заключение договора на его провоз и оплату услуги. Для него требуется удостоверение личности пассажира.
  2. Билет на поезд для пассажира. Он содержит информацию о пассажире, его месте в вагоне, пункт отправления, станцию высадки, время отправления, оплату. Для заключения также требуется документ – паспорт.
  3. Единый групповой билет на перевозку организованной группы детей. Его оформляют организаторы поездки заранее, в соответствии с правилами железной дороги.

Нормы транспортировки ручной клади

Багажом «ручная кладь» называют те вещи, которые пассажиру разрешено взять с собой и которые могут разместиться в специально отведенных для них местах.

Они рассчитаны на каждого пассажира, а оплата входит в стоимость билета. Важно понимать, что в железнодорожном вагоне едет продолжительное время большое количество людей.

Ограниченное пространство требует соблюдения правил, среди которых:

  1. Ограничение по размерам сумки: в сумме высоты, ширины, длины максимальное значение 180 см.
  2. Предел по массе:
    • для плацкарта 36 кг;
    • для купе 50 кг. Если выкупаются все места, вес поклажи не должен превышать 150 кг.

Если вес сумки больше указанных ограничений, тогда за превышение следует платить (кроме детских инвалидных колясок). Эта услуга называется «багаж на руках».

При поездках на дальние направление разрешается брать с собой байдарки, детские коляски и велосипеды, но их размеры также не должны быть больше 180 см в сумме. Другие вещи должны размещаться в багажном вагоне.

Про правила авиаперевозки пассажиров и багажа в 2019 году читайте здесь.

Информация про договор перевозки пассажиров воздушным транспортом в этой публикации.

Важно! Поклажа не должна создавать неудобств при перемещении по вагону. Следует проследить за ее чистотой, отсутствием неприятных запахов.

Пользуясь железнодорожным транспортом, не забывайте об обязательных для исполнения правилах не только для пассажиров, но и для их багажа. Несоблюдение может привести к высадке из вагона, оформлению административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Видео: РЖД: бизнес-блок «Пассажирские перевозки».

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Правила перевозки пассажиров

Правила перевозки пассажиров регламентируются «Уставом», посмотреть или скачать который можно по ссылке. Посмотреть дополнительные правила пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, актуальные на 2018 год, можно на сайте «РЖД-документы».

Читайте так же:  Каско от хищения

Наличие проездного документа

Правила, определяющие пассажирские перевозки транспортом РЖД, обязывают иметь посадочный талон или другую бумагу, разрешающую проезд в жд-транспорте. Билет должен сохраняться до момента окончания поездки. Безбилетный проезд строго запрещен. Льготами может пользоваться только лицо, имеющее на них право.

Права пассажира

Люди в момент посадки на подвижной транспорт имеют не только обязанности, но также права. Далее правила перемещения пассажиров по РЖД.

Место для проезда и провоза багажа

  • на транспортировку ручкой клади каждый имеет право, если она не превышает вес в 36 килограмм. Если куплено место в СВ, то размер груза может достигать 50 килограмм;
  • при условии превышения лимита разница должна быть компенсирована строго в соответствии с действующими тарифами;
  • кондуктор вправе отказать в размещении багажа, если тот мешает другим людям в вагоне;
  • нельзя перевозить в подвижном составе скоропортящиеся продукты;
  • если ручная поклажа не положена в специальный контейнер, за ее сохранность отвечает хозяин;
  • при наличии квитанции об оплате можно перевозить домашних питомцев;
  • сотрудники ЖД не обязаны кормить животных во время пути.

Проверка документов перед посадкой пассажиров в вагон поезда

Дополнительная информация! Садиться можно в любой вагон, проводник не вправе запрещать данную процедуру. Но потом нужно пройти на свое место.

Возможность бесплатного проезда детей

При путешествии РЖД согласно правилам перевозки пассажиров, каждый ребенок, не достигший возраста 5 лет, может путешествовать в сопровождении взрослых бесплатно.

Варианты продления срока годности билета

  • согласно «Правилам перевозки», турист имеет право выйти на любой понравившейся станции и продлить своей билет на 10 суток без взимания дополнительной платы;
  • при условии наличия уважительной причины (к примеру, болезни и наличия медицинского ее подтверждения), посадочный талон может быть продлен на любой срок («Правила перевозки» Пункт №13 ж).

Сидячий вагон поезда дальнего следования

Переоформление билета

Клиент вправе переоформить билет на другой вагон или поменять место до отхода состава. Также можно сделать переоформление ранее отходящего состава при условии, что до отправления осталось более суток. Запрещено менять маршрут поездки. При процедуре взимается комиссия.

Переход в вагон выше оплачиваемой категории

Пассажир, имеющий проездкой документ, согласно «Правилам перевозки» может воспользоваться правом перехода в вагон более высокого класса, но на условиях правил по перевозке пассажиров и грузового багажа.

Дополнительная информация! Каждый пассажир плацкартного вагона может доплатить разницу в стоимости посадочного талона и перейти в СВ если есть свободные места. Проводник не имеет права отказать.

Право сдать билет обратно в кассу

На основании 25 пункта «Правил перевозки», каждый пассажир может вернуть в кассу свой неиспользованный проездной билет:

  • Получить всю сумму за купленный посадочный талон можно только за 8 часов до отправки от станции, указанной в билете.
  • При условии возвращения за несколько часов до отбытия возвращено будет 50% от полной стоимости.
  • Если возврат проводится незадолго до отправления, сумма за место не компенсируется, поэтому она может быть минимальной.

Компенсация при несчастном случае

Пассажир, получивший увечье при путешествии железной дорогой, может рассчитывать на:

  • Возмещение морального ущерба и ежемесячные выплаты, если была утрачена возможность работать и поставлена группа инвалидности;
  • Российская железная дорога берет на себя все затраты на лечение;
  • За счет компании проводится покупка инвалидной коляски и переквалификация пострадавшего лица.

Родственники пассажира, погибшего на жд-дороге, также получают выплаты за моральный ущерб и пособие в связи с потерей кормильца. Транспортная компания берет на себя издержки по организации похорон.

Детям старше 10 лет РЖД разрешает ехать в поезде без взрослых

Что делать, если пассажир

Опоздал на поезд

Уехать на поезде, идущем в данном направлении, после того, на который был куплен билет, при условии опоздания не более чем на двенадцать часов. Для этого проводится перерасчет стоимости билета, разница доплачивается либо возвращается пассажиру. Если опоздание было по уважительной причине, время продления увеличивается до пяти суток. При опоздании на пересадку можно требовать возмещения полной стоимости билета.

Проехал свою станцию назначения

Пассажир, проехавший свою станцию, согласно «Правилам перевозки пассажиров» может бесплатно добраться до места назначения на другом поезде бесплатно.

Обязанности пассажира и права перевозчика

Обязанность соблюдать общественный порядок

Статья 67 «О железнодорожном транспорте» обязывает пассажира строго соблюдать правила, установленные на вокзале, в поезде, беречь имущество компании, соблюдать нормы пользования специализированными контейнерами при грузоперевозках и так далее.

Случаи, при которых перевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке или удалить из поезда

  • Пассажира могут удалить из поезда при нарушении правил, установленных на железной дороге, и сознательном нарушении общественного порядка. Стоимость посадочного талона не возмещается.
  • Если лицо, следующее по маршруту, представляет угрозу здоровью окружающих ввиду заразной болезни, оно снимается с поезда или не допускается к поездке при установлении диагноза до отправления со станции. Затраты на билет компенсируются или его действие продляется до выздоровления.
  • Пассажир без билета не допускается в вагон, проникновение в поезд без отсутствия посадочного талона карается штрафом, а пассажир снимается с поезда.
  • Другие причины высадки из пригородных поездов и транспорта дальнего следования регулируются «Правилами перевозки», пункт 36.

Курение в поезде и др. распространенные вопросы

В вагонах городского жд-транспорта и поездах дальнего следования курить строго запрещено. Согласно закону об охране здоровья, принятому в 2014 году, данное нарушение карается штрафом. Информацию касательно других часто задаваемых вопросов можно получить, перейдя по ссылке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде чем ехать на железнодорожном транспорте, пассажиру рекомендуется ознакомиться со всеми правилами поведения, его правами и обязанностями перевозчика.

Перевозка пассажиров россии железнодорожным транспортом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here