Правила обгона трамвая

Предлагаем статью на тему: "Правила обгона трамвая" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Можно ли ездить по трамвайным путям встречного и попутного направления

ПДД разрешают выезжать на трамвайные пути лишь в отдельных ситуациях, однако у некоторых автомобилистов возникает заблуждение, что так можно делать, даже когда трамвайные пути отделены сплошной линией от прочих элементов проезжей части. Как автомобилистам правильно взаимодействовать с трамвайными линиями, и когда разрешена езда по трамвайным путям?

Правила выезда на трамвайную колею

Рельсы трамвая имеют важное отличие от проезжей части – к ней они не принадлежат, считаясь отдельным элементом структуры дороги. Отечественные ПДД действительно разрешают колесному транспорту выезжать на трамвайные рельсы и перемещаться по таковым, но для этого требуется соблюсти некоторые условия:

  • можно ехать по колее трамвая в попутном направлении, когда на трассе все полосы заняты, и возможность передвигаться по ним отсутствует;
  • движение колесного ТС не мешает перемещению трамвая;
  • полотно дороги находится на едином уровне с укладкой рельсов;
  • колея проложена по ходу движения, слева;
  • отсутствует сплошная линия вдоль трамвайных путей, нет знаков направления.

Также разрешены действия:

  • поворот налево с линии трамвайных рельсов;
  • разворот.

Их предписывается производить, если над дорогой не установлены знаки определения направления движения по одной или нескольким полосам трассы (знаки 5.15.1 и 5.15.2):

В подобной ситуации (когда их нет) поворачивать и разворачиваться следует с попутной колеи. Если же знаки есть, выезд на нее запрещается.

Допустимая траектория поворота со знаками:

Правилами категорически запрещен выезд на трамвайные пути попутного направления через сплошную. Такое действие квалифицируется как нарушение административного характера и подлежит наказанию в виде штрафа, хотя инспектор ГИБДД вправе вынести и предупреждение. Штраф за пересечение сплошной составляет 500-1500 р.

Выезд на встречную колею также запрещен, допускается лишь ее пересечение для поворота или совершения разворота. Но из правил есть исключения, когда можно ехать, игнорируя сплошную, или по встречной колее:

  • если на дорожном полотне ведутся ремонтные работы, и сотрудники ГИБДД направляют поток транспортных средств в объезд, в том числе и по трамвайной «встречке»;
  • при ДТП, когда полиция также направляет автомобили в объезд;
  • если водитель везет в больницу человека для оказания экстренной помощи, и нет других способов проезда.

В последнем случае необходимость нарушения правил придется доказывать в судебном порядке, хотя даже при положительном решении оплатить штраф все же придется.

Движение по колее трамвая справа запрещается всегда, кроме ее пересечения (с соблюдением норм ПДД) и для поворота.

Разворот через трамвайные пути

Ранее говорилось, что Правила предписывают делать разворот транспортного средства с трамвайных путей при отсутствии над полосами трассы установленных знаков направлений движения, рельсы не отделены сплошной разметкой, соблюдены прочие требования безопасного разворота. При отсутствии знаков автомобилист, желающий развернуться, обязан съехать на крайнюю левую полосу, каковой и будут попутные рельсы. Несоблюдение этого требования ведет к наложению штрафных санкций.

Езда по рельсам запрещена, можно лишь перестроиться на попутные, затем пересечь «встречную» колею и завершить маневр.

Обгон уличного поезда

На городских дорогах с активным трамвайным движением можно наблюдать ситуацию, когда машина движется по рельсам, догоняя в некоторый момент трамвай. Естественное желание водителя – обогнать препятствие. Но для этого придется выезжать на встречную колею, что ПДД категорически запрещено. Обгон трамвая по встречным путям – правонарушение административное, штраф за обгон составит 5000 р. , альтернативное наказание – лишение водительских прав.

Аналогичным образом карается и попытка объезда препятствия по «встречке» трамвая. Не запрещается, однако, совершить опережение ТС, группы (автопоезда) по колее в попутном направлении, без создания помех составам.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-27-86

СПб, Ленинградская обл. +7 (812) 407-29-43

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Проезд перекрестка

В присутствии на дороге знаков направлений 5.15.1/5.15.2 и движение машин прямо, левые повороты с маневрами разворота на перекрестках осуществляются только с полос для перемещения безрельсового транспорта. В прочих ситуациях правила проезда перекрестков с трамвайными путями предусматривают при маневрах поворота налево/разворота перестроение на рельсы и продолжение маневра с них. Правые повороты – исключение, их всегда совершают с крайней правой полосы, но не с рельсов.

При этом следует убедиться в безопасности движения, а также помнить о преимуществе трамвая: сначала пропускают его, потом совершают маневр. Исключением являются случаи, когда трамвай едет на дополнительную зеленую стрелку, а колесное ТС – на основной зеленый свет. На практике, однако, водитель авто редко может увидеть, горела ли для трамвая дополнительная стрелка, поэтому желательно всегда пропускать состав. Есть еще исключения:

  • нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог – если трамвай едет по второстепенной, а безрельсовый автомобиль по главной, трамвай уступает;
  • делает он это, выезжая из депо.

Двигаться прямо по рельсам на перекрестке разрешается при отсутствии знаков направления движения и занятости других полос, не делая помех трамваям. Допускается и пересекать трамвайную линию, двигаясь прямо на перекрестке.

Штрафы за нарушение правил пересечения трамвайных путей

Законодательством для водителей предусмотрена система штрафных санкций за нарушение правил взаимодействия с трамвайными путями.

Нарушение Штраф
Штраф за езду по трамвайным путям, ограниченным сплошной линией. От 500 до 1500 р., возможно предупреждение.
Выезд на попутную колею под запрещающие знаки направления. 500 р. в Санкт-Петербурге, Москве – 3000 р.
Выезд на трамвайные пути встречного направления. Штраф 5000 р., альтернатива за движение по встречным трамвайным путям – лишение гражданина прав до полугода.
Выезд на встречные рельсы в связи с необходимостью объехать возникшую преграду. Штраф за выезд на встречку в пределах 1000-1500 р. При этом дорожная пробка как препятствие не квалифицируется.
Остановка ТС на путях. Грубое нарушение ПДД, по нему положен штраф 1500 р., а в городах федерального уровня – 3000 р.
Разрешенное движение на попутной колее, создающее помеху составам. Штраф 500 р.

При этом выезд авто на встречные рельсы расценивается как движение по полосе для встречных машин, а не именно как по трамвайной линии, и применяются соответствующие меры наказания.

Совершенное повторно нарушение карается лишением удостоверения водителя на один год. Если его зафиксировала автоматическая камера, выписывается штраф в размере 5000 р.

Читайте так же:  Как отремонтировать своими руками блок розжига ксенона

ДТП с трамваем

Если проезд по трамвайным путям привел к ДТП с участием трамвая, виновным, как правило, становится водитель, не уступивший дорогу рельсовому ТС, создавший ему помеху и нарушивший правила. Вины его не будет в случаях:

  • когда состав не уступил, покидая депо;
  • если трамвай двигался с нарушением ПДД.

Виновник ДТП несет ответственность не только за саму аварию, но и возникший из-за нее простой подвижного состава, за что депо вправе взыскать неустойку . Поэтому если авария все же случилась, желательно скорее освободить линию, предварительно зафиксировав схему произошедшего ДТП, собрав показания очевидцев, заверив схему подписями и сфотографировав детали места аварии. Эти сведения потом передаются в ГИБДД на составление документов о ДТП.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

9.6 Движение по попутным трамвайным путям

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

    • все другие полосы движения заняты;
    • при объезде;
    • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

    Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

    Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

    Один уровень или нет?

    В контексте Правил дорожного движения и термина «Перекресток» под движением в разных уровнях подразумевается перекрестное движение транспортных средств через эстакады или тоннели. В пункте 9.6. понятие уровня стоит воспринимать буквально, когда на трамвайные пути выезд не ограничен и покрытие на трамвайных путях совпадает с покрытием проезжей части либо незначительно отличается.

    Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

    Движение по путям и не создавать помех трамваю

    В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

    64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

  • 64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

    Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

    Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

    Трамвай в заторе

    На встречные рельсы запрещено

    Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

    Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

    Движение по полосам

    Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 запрещают движение через перекресток по трамвайным путям. Водитель должен занять полосу на проезжей части до выезда на перекресток для выполнения требований знаков.

    Штраф за движение по трамвайным путям встречного направления в 2019 году

    Далеко не везде в России развито трамвайное движение. Поэтому водители быстро забывают заученные в автошколе правила, в рамках которых осуществляется езда по трамвайным путям. Однако данное обстоятельство не дает иммунитет от штрафов, поэтому даже второстепенные (с первого взгляда) нормы ПДД следует периодически повторять.

    Выезд на трамвайную колею

    ПДД разрешают автомобилям передвигаться через нее. В некоторых случаях даже можно двигаться прямо по путям. В 2019 году требования позволяют подобные маневры в следующих случаях:

    1. если основная проезжая часть перекрыта пробкой, автовладелец вправе ехать по рельсам попутного направления, но, не мешая трамваю;
    2. колея должна быть на уровне проезжей части;
    3. разрешено выезжать на трамвайную линию, если она по левую сторону движения (в противном случае придется пересекать встречную колею).

    Нередко водители, попадая в область действия связанных с трамвайным движением требований ПДД, забывают о правилах знаков и разметки. Например, выезд на трамвайные пути попутного направления через сплошную запрещен требованием дорожной разметки. Кроме того, ряд ограничений устанавливают другие знаки, разметка и специфические «трамвайные» правила.

    1. Ездить по колее водителю не дает не только сплошная линия вдоль трамвайных путей, но и обозначения выделенной транспортной полосы.
    2. Запрещается выезжать на линию, если она проложена справа от асфальтированного участка автомобильной дороги, ведь тогда водитель пересечет встречную рельсовую проезжую часть.
    3. Автомобилисты не могут въезжать на пути, когда они находятся на другом уровне, чем остальная дорога. Нередко колею прокладывают на небольшой возвышенности или, наоборот, в низине. Если туда попадет машина, есть риск, что она не выберется обратно на дорогу или не сможет быстро сманеврировать, уходя от столкновения с трамваем.
    4. Трамвайные пути – не место для автомобилей, если имеются свободные полосы, а выезд на рельсы не требуется для совершения поворотов, разворота или проезда прямо.

    При нарушении правил наказание определяется с учетом всех обстоятельств. Например, если водитель при запрещающей разметке заедет на пути перед трамваем, на него будет наложен штраф за пересечение сплошной и воспрепятствование движению общественного транспорта.

    Читайте так же:  Страхование жизни и здоровья при автокредите

    Правила разворота через трамвайные пути

    В зоне трамвайной линии разворот и поворот налево осуществляются по общим правилам.

    1. Водитель должен убедиться, что условия местности, разметка и знаки позволяют ему маневр.
    2. Далее необходимо выехать на линию попутного движения, убедившись в отсутствии приближающегося трамвая.
    3. Езда по рельсам допускается только в случае затора на дороге, поэтому сворачивать следует в той зоне, где будет осуществлен поворот (разворот).
    4. Убедившись в отсутствии трамваев по обе стороны, находящийся за рулем должен пересечь встречную линию под углом 90 о .

    Если не заезжать на встречные пути строго перпендикулярно, инспекторы ГИБДД вправе выписать штраф за перемещение по встречной колее. Не стоит маневрировать и на тех участках, где трамвайные пути отделены сплошной линией только со стороны встречного движения. В этом случае выезд на дорогу после разворота или поворота будет являться неправомерным действием.

    Проезд по трамвайным путям – сборник спорных ситуаций: Видео

    Разрешен ли обгон по трамвайным полосам

    Обгон трамвая по встречным путям запрещен, однако, разрешается опережение транспортного средства. Разница в понятиях обусловлена необходимостью выезда на встречную линию рельс. Штраф за обгон, таким образом, устанавливается не за само опережение трамвая. Поэтому он будет исчисляться на основании санкций за выезд на встречную колею (5 тысяч и лишение до 6 месяцев).

    Правила проезд перекрестка

    Чаще всего водителями забываются правила проезда перекрестков с трамвайными путями, если в зоне пересечения проезжих частей нет светофора. В таком случае маневр разрешается, если:

    1. водителю нужно повернуть через находящиеся справа пути, которые ведут прямо;
    2. необходимо свернуть налево через сворачивающие туда же трамвайные пути;
    3. линия путей, которые были с правой стороны, уходит в левый поворот, а водитель продолжает движение прямо.

    Во всех случаях автомобиль пропускает трамвай, предоставляя ему преимущество движения.

    Штрафы за нарушение правил

    Читайте также:

    Налагаемый штраф за езду по трамвайным путям зависит от обстоятельств и может быть как небольшим, так и максимально серьезным, предусматривающим арест водительского удостоверения.

    1. Воспрепятствование передвижению трамвая или пересечение сплошной карается постановлением на 500 рублей. Однако впервые попавшегося автолюбителя инспекторы могут простить и ограничиться предупреждением.
    2. Остановка на рельсах предполагает наказание в сумме 3 тысяч для Москвы и Северной столицы и 1.5 тысячи – в регионах.
    3. Выезд на трамвайные пути встречного направления наказывается денежным взысканием в 5 тысяч или полугодовым лишением. Изъятие водительского происходит только в порядке судебной процедуры. Если же правонарушение зафиксирует камера, автолюбителю будет грозить только штраф.
    4. Движение по встречным трамвайным путям с целью преодоления препятствия карается квитанцией на 1.5 тысячи.

    Многие водители в качестве такового препятствия рассматривают пробку, однако с ними согласятся не все инспекторы ГИБДД. Если преодоление пробки будет квалифицировано как выезд на встречную не по причине объезда препятствия, автолюбитель сможет избежать лишения в суде. Такие процессы заканчиваются арестом прав где-то с вероятностью 50/50.

    По некоторым статьям наказание ужесточается за повторные правонарушения. Таким образом карается наиболее опасный маневр. Штраф за выезд на встречку останется тем же, однако права у водителя могут изъять уже на целый год.

    ДТП с трамваем

    Аварии с участием трамваев опасны, прежде всего, для автолюбителей:

    1. в подобных происшествиях водители машин практически в каждом случае определяются виновниками (есть только два исключения: трамвай ехал на красный или выезжал из депо, не предоставив преимущества автотранспорту);
    2. многотонный трамвай даже на малой скорости сможет расплющить легковушку, включая водителя с пассажирами;
    3. решившись на проезд по трамвайным путям, автолюбитель не сможет быстро сманеврировать и уклониться от аварии;
    4. при ДТП на автовладельца практически всегда налагается выплата компенсации упущенной выгоды трамвайной компании, ведь при ДТП останавливается вся линия, и перевозчик лишается доходов за перевозку пассажиров.

    Из-за последнего обстоятельства, при попадании в аварию с трамваем, автомобилисту зачастую не стоит дожидаться ГАИ. Его задача максимально быстро оформить ДТП по европейскому протоколу и убрать покореженный транспорт с путей. Конечно, если это возможно: ДТП произошло без пострадавших, на это согласен машинист трамвая.

    Можно ли совершить обгон трамвая без нарушения ПДД?

    ВНИМАНИЕ МАТЕРИАЛ НЕ АКТУАЛЕН. ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД П. 9.1(1)

    Обгон, пожалуй, самый опасный маневр, осуществляемый в дорожном движении, но сегодня мы пойдем дальше и посмотрим как Правилами дорожного движения регламентирован обгон трамвая. Сразу сделаем акцент на теоретической части материала и ни в коем случае не применять его на практике.

    Определение «обгон» не разделяет транспортные средства на рельсовые и безрельсовые, следовательно все правила распространяются как на рельсовые, так и на безрельсовые транспортные средства. Начнем с определения обгона:

    «Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

    Отсюда следует, что обгон это совокупность трех маневров:

    1. Перестроение на встречную полосу,
    2. Опережение,
    3. Перестроение на ранее занимаемую полосу.

    Трамвайные пути не имеют определения, расположение транспортных средств на трамвайных путях регламентировано в п.9.6 ПДД

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении.

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    Здесь выделим запрет выезда на встречные трамвайные пути, а также разрешение маневрирования и возможность пересечения встречных путей, то есть, что пересечение не является выездом, иначе этот пункт противоречил бы сам себе, так как повернуть налево или развернуться, не пересекая встречные трамвайные пути невозможно.

    Также отметим, что трамвайные пути не являются разделительной полосой

    «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    Давайте перенесемся в кабину этого безумного водителя белого автомобиля и попробуем виртуально по правилам осуществим такой обгон. Правила обгона описаны в 11 главе Правил дорожного движения. Оценим попунктно действия водителя:

    11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

    11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

    • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
    • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
    • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
    • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
    • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
    • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
    • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
    • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
    Читайте так же:  Какой транспортный налог на 150 л. с

    Условия обгон не запрещают.

    Дополнительно никаких дорожных знаков и разметки не установлено.

    Таким образом, ничто нам не запрещает совершить перестроение на встречную полосу, совершить опережение, и, не создавая помех другим участникам движения вернуться на ранее занимаемую полосу. Нарушения Правил дорожного движения не будет.

    Этот пробел в правилах легко убрать, буквально заменив и добавив несколько слов, однако до сих пор не сделано. Не сделано, потому что на практике такие маневры не встречаются. На практике обгон трамвая происходит по встречным трамвайным путям, за что и предусмотрено справедливое наказание в виде лишения права управления. А этот пробел в правилах не привлекает к себе никакого внимания, так как все разумные водители и без поправок прекрасно понимают, что так обгонять крайне опасно.

    Движение и разворот через трамвайные пути

    С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:
    • Как правильно/неправильно производить разворот через трамвайные пути;
    • Про нюансы движения по трамвайным путям;
    • О штрафах, связанных с движением по трамвайным путям.

    Движение по трамвайным путям

    Перед тем как говорить о возможностях и запретах для водителей, связанных с трамвайными путями, хотим напомнить: манипуляции, производимые вами на трамвайных путях не должны создавать проблем другим участникам дорожного движения!

    Теперь рассмотрим, что конкретно нам разрешено правилами дорожного движения. Согласно пункту 9.6, допускается движение (если остальные полосы попутного направления заняты) и поворот налево с трамвайных путей попутного направления, если это не противоречит п. 8.5. ПДД. При этом они должны быть распложены слева от полосы движения автомобиля и находятся с проезжей частью на одном уровне. Опережение по попутным трамвайным путям (не путать с обгоном) также допускается.

    Движение по трамвайным путям запрещено

    С подобной ситуацией вы можете столкнуться, если:
    1. Трамвайные пути расположены по правую сторону относительно полосы движения, что ре редко встречается в городах, где трамвайное движение имеет место быть.
    2. Трамвайные пути расположены выше/ниже проезжей части. В этом случае они выступают в качестве разделительной полосы, выезд на которую строго запрещен.
    3. Трамвайные пути являются встречными для движения автомобиля. Выезд на встречные трамвайные пути может грозить лишением прав.
    4. Разворот запрещен дорожной разметкой (1.1, 1.2.1 и 1.3) или дорожными знаками (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4)
    5. Разворот запрещен п. 8.11 ПДД, в таких местах, как:
      • Железнодорожные переезды;
      • Места, видимость дороги в которых не превышает 100 м;
      • Места, предназначенные для остановки автобусов, трамваев и иных маршрутных транспортных средств;
      • Мосты, путепроводы, эстакады (в т.ч. и под ними);
      • Пешеходные переходы;
      • Тоннели.

    Поворот на путях

    Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.

    На перекрестке

    Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.

    Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6. ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18. Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.

    Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:

    В ситуации, когда сигналы светофора/регулировщика одновременно разрешают движение трамваю и другим безрельсовым транспортным средствам, трамвай всегда будет иметь преимущество, независимо, в каком направлении он осуществляет движение. Однако если движение осуществляется в направлении стрелки, которая была активирована в дополнительной секции единовременно с красным/желтым сигналом светофора, трамвай обязан уступить дорогу транспортным средствам, что движутся с других направлений.

    Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.

    Вне перекрестка

    Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:
    1. Убедитесь, что трамвайные пути расположены по левую руку от вас и не находятся выше проезжей части, описанные выше ограничения (разметка, запрещенные для разворота места и т. д) отсутствуют.
    2. Уступите дорогу попутным трамваям и перестройтесь на трамвайные пути попутного направления.
    3. Включите поворотник и, попутно следя за движением трамваев в обоих направлениях, осуществите разворот. Встречные трамваи также необходимо пропустить.

    Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:

    • Разворот производится с проезжей части, а не с трамвайных путей. Хотя за такой маневр законодательно ответственности не предусмотрено, вы значительно повышаете вероятность возникновения аварийной ситуации. В то время как вы начнете разворот, вы рискуете совершить столкновение с автомобилем, движущимся по трамвайным путям.
    • Разворот производится со встречных трамвайных путей. Здесь имеет место грубое нарушение п. 9.6. ПДД, а именно: «выезд и движение на трамвайные пути встречного направления».
    • При выезде на трамвайные пути встречного направления транспортное средство оказалось не перпендикулярно им (путям). В данном случае, маневр может быть представлен сотрудниками ГИБДД в качестве выезда на трамвайные пути встречного направления, и повлечь за собой штраф.
    • При развороте по левую сторону относительно движения припаркованы машины. В данном случае поворот стоит начинать, когда «носы» вашей машины и припаркованного автомобиля находятся на одной линии, подобная постановка, в условиях ограниченного пространства, позволит избежать столкновения с припаркованными транспортными средствами.
    Читайте так же:  Как получить автокредит в быстробанке

    Видео: Правильный и неправильный разворот с трамвайных путей

    Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути

    Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.

    Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:

    • За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. – в любом другом городе РФ.
    • Создание помех для трамвая, движущегося в попутном направлении, влечет штраф – 500 р.
    • За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
    • Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 – 6 месяцев), повторно – лишением прав на год.
    • Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.

    Помните, при развороте на трамвайных путях следует всегда предварительно пропускать трамвай, даже если движение того грубо нарушает ПДД. В противном случае последствия аварии для вашего автомобиля (да и для вас самих) могут оказаться куда более серьезными, чем для трамвая.

    Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа?

    До установленных законом изменений, принятых в ПДД до 2010 года, водителям неизвестно было такое характерное для правил движения понятия, как опережение.

    В 2019 году между такими понятиями, как обгон и опережение, установлена существенная разница.

    Незнание подобного разграничение понятий в состоянии губительно сказаться не только на водителе, но также его автомобиле и на иных участниках движения.

    По этой причине вопрос, с какой стороны разрешен обгон ТС, а также понятия об опережении, особенно с правой стороны авто, требуют более внимательного рассмотрения.

    Опережение или обгон

    Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.

    Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто.

    Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.

    Существует также такое распространенное понятие, как перестроение. Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.

    Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.

    Обгон справа по ПДД 2019 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.

    Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения. Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.

    Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

    Опережение справа – основные понятия

    Каждый современный водитель понимает, что обгон справа на формальном уровне запрещен в актуальных на данный момент ПДД. Это правило принимается во внимание по умолчанию, несмотря на то, что в ПДД не сказано об этом.

    По этой причине многие водители считают, что раз прямого запрета нет, он является разрешенным. Существует определенная норма по опережению транспортного средства с правой стороны.

    Опережение такого плана напрямую связано с перемещением на встречную полосу. По той причине, что в нашей стране установлено левостороннее движение, это означает о том, что по факту в ПДД полностью отсутствует понятие обгона с правой стороны.

    На деле это является свидетельством того, что российскими правилами не предусмотрены разрешенные и запрещенные ситуации справа.

    Основные виды обгона и опережения

    На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

    1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения. В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
    2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения. Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

    В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа. Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

    Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

    Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

    На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

    Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено. Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

    Правила и послабления при обгоне справа

    В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам. Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.
    Читайте так же:  Возврат товара леруа мерлен

    Подобная категоричность основана на том, что, осуществляя обгон с этой стороны автоматически приведет автомобиль в запрещенную ПДД зону.

    Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

    Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами.

    Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

    Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

    Особенности обычного обгона

    Как только в современных ПДД появились определенные правки, возникли многочисленные споры относительно того, что нужно считать обгоном справа, а также насколько подобный маневр правомерен при разнообразных обстоятельствах.

    Согласно классической формуле, обгон с левой стороны является одним из самых опасных, осуществляемых в процессе езды на авто маневров, он требует специальной подготовки.

    Водители с большим опытом вождения в подобных ситуациях действуют автоматически. Действия при подобном маневре желательно осуществлять следующие:

  • предварительно включается левый поворотник, который предупредит рядом едущих водителей о том, что водитель собирается изменить траекторию движений;
  • чтобы сохранить запас мощности во время обгона, стоит осуществлять запуск сниженной передачи;
  • задействуются центральные и боковые зеркала, а также автомобильные видеокамеры. Это делается для проверки того фактора, что данный маневр не помешает другим;
  • визуально оценивается дистанция с движущимися впереди автомобилями и его скоростью. Если нет каких-либо помех, водитель набирает скорость и одновременно выходит на встречную полосу.
  • Подобные манипуляции позволят избежать возможной опасности в виде автомобиля, который стоит или медленно едет по обочине. Кроме того, подобные маневры могут быть опасны в случае, если заканчивается подъем или отмечаются неблагоприятные погодные условия.

    При совершении обгона с правой стороны подобные манипуляции выполнить будет достаточно сложно. При данной форме опережения, водителю обгоняющему и тому, кто обгоняет, будет очень сложно безопасно совершить процесс обгона авто с правой стороны.

    Есть еще одна небольшая деталь, при обгоне справа. В черте города в данном случае с правой стороны находятся пути для передвижения трамвая.

    Согласно правилам ПДД, рельсовые пути по своему статусу могут быть отнесены к сплошным полосам разделения.

    Многие задаются вопросом, в каких случаях разрешен обгон справа. Здесь можно отметить, что совершать обгон с правой стороны, следуя по путям, можно только в двух исключительных случаях:

    1. С целью разгрузки дороги, если полосы сильно переполнены.
    2. Объезд или обгон.

    Иные причины к описываемой теме не могут быть отнесены, соответственно, они не заслуживают внимания. Возможный заезд на пути встречного движения рельсового транспорта очень строго карается. Здесь обгон справа запрещен еще более строго.

    Возможные штрафы

    Как такового, нарушения «обгон справа», не существует. Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.

    Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.

    Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.

    Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.

    Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.

    Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.

    Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.

    Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.

    К категории подобных ситуаций можно также отнести наличие впереди едущего крупногабаритного средства, например, фуры.

    Осторожность очень важна

    На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что при возникновении необходимости совершить объезд какого-либо препятствия или едущего автомобиля с правой стороны, не запрещается современными правилами движения.

    Если все же появилась необходимость осуществить опережение справа, желательно обратить внимание на такие факторы проявления осторожности. Вот самые основные из них:

  • Нужно удостовериться, что дорога с правой стороны полностью свободна от машин, что нет в этой части трассы нет припаркованных автомобилей;
  • Требуется обращать внимание на основную дорожную информацию – табло, знаки, информационные щиты. Это поможет убедиться в том, что полностью отсутствуют боковые выезды, пешеходные переходы, а также остановки;
  • Непосредственно перед осуществлением маневра, требуется убедиться, что в процессе его совершения не будет создана аварийная ситуация для едущих следом машин;
  • Обязательно нужно принимать во внимание погодные условия, а также общее состояние грунта у самого края полотна. Это очень важно по той причине, что авто, попадая колесами на мокрую почву или на наледь, может полностью потерять управление и слететь в кювет;
  • Очень важно соблюдать установленную ПДД дистанцию до автомобиля, которое едет впереди. Если нужно осуществить перестройку, стоит перед этим немного притормозить, чтобы перейти на пониженную передачу, а также оценить окружающую обстановку.
  • Необходимо знать, как лучше повести себя в случае, если осуществляется обгон справа иным участником дорожного движения. Не стоит совершать резких движений и звуков, лучше дать нарушающему закон водителю спокойно совершить обгон с правой стороны.

    Безопасность всегда должна быть в приоритете! Кроме того, водитель, который препятствует иным участникам движения совершать маневр, понесет определенную административную ответственность.

    Подводя итоги

    В процессе передвижения по трассе от водителя требуется предельная внимательность, четкое соблюдение правил дорожного движения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимо помнить, что все пункты ПДД созданы по большей части на основе реальных случаев тех водителей, которые попадали в сложные аварийные ситуации.

    Правила обгона трамвая
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here