Содержание
- 1 Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
- 2 Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- 3 Литература 1.
- 4 2. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядниц кая Н. А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология, 2007. № 6.
- 5 3. Ранняя диагностика и технологии ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Л. Л. Редько, А. Ф. Золотухиной. — Ставрополь, 2010. 100 с.
- 6 Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
- 7 Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.
В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.
Какое образование считается инклюзивным
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.
Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.
Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.
Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.
Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.
Как формируются классы
Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:
- педагогов-психологов;
- дефектологов;
- тьюторов;
- работников социальной сферы;
- педиатров;
- логопедов;
- ассистентов педагога.
Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Правовые и законодательные нормы
- статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
- статья № 43 Конституции РФ;
- Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
- статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.
Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:
Основные принципы и методики
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.
Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
- организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
- создаются доверительные отношения внутри коллектива.
Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:
- все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
- личность каждого человека бесценна;
- каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
- в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
- люди испытывают потребность в общении;
- получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
- внешние различия развивают в человеке личность.
Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.
Преимущества и недостатки
- дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
- смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
- стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
Проблемы российских школ
Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.
Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.
Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.
Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов. Кроме того, в ближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с ОВЗ . О существовании такого содействия в конкретном регионе необходимо узнавать в местных подразделениях Минобразования.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Как это происходит в мировой практике
- мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
- интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
- инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.
Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.
В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.
Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Сущность инклюзивного образования, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация диагностической и коррекционной работы с детьми на максимально раннем возрастном этапе.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.07.2018 |
Размер файла | 18,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Слюсарева Е.С., Ставрополь,
Ставропольский государственный педагогический институт
В настоящее время в системе образования прочно утвердился подход, обеспечивающий равенство возможностей всех субъектов образовательного взаимодействия. Он базируется на идее инклюзивного образования, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям и создающая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями [1]. Включение ребенка в образовательное пространство возможно только при учете его индивидуальных и специфических особенностей, что предполагает организацию диагностической и коррекционной работы с детьми на максимально раннем возрастном этапе.
С этой целью в Ставропольском крае создана и развивается дифференцированная сеть учреждений, осуществляющих диагностику и коррекцию нарушений развития у детей в системе образования, здравоохранения, социальной защиты.
Задача создания системы — разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям. Модель системы ранней помощи в крае основана на результатах многолетней исследовательской и практической деятельности специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования [2; 4].
Проективная модель включает в себя четыре основных блока.
Первый — скрининговое обследование всех детей первого года жизни — предполагает выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии без точной его квалификации, без указания на глубину и характер отклонения.
На сегодня в нашей стране успешно реализуются аудиологический и ряд других скринингов новорожденных. Заполненные в роддоме карты факторов риска с отметкой о наличии фактора риска в выписке передаются в поликлинику по месту жительства, где проводятся систематические наблюдения за развитием ребенка и все необходимые обследования. При подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии тех или иных функций специалисты поликлиники направляют ребенка на комплексное медикопсихолого-педагогическое обследование. Так, в начале 2007 года правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2011 годы. В ее подпрограмме «Здоровое поколение» разработаны мероприятия по пункту «Внедрение новых методик аудиологического скрининга в РФ». Были определены 4 пилотных субъекта РФ, в которых внедрена эта программа: Астраханская, Томская, Московская области и Ставропольский край. Работа начата совместно с ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» Росздрава и ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» Росздрава.
Скрининг — это универсальное исследование с профилактической целью, предназначенное для выявления из всех осмотренных тех индивидуумов, кто с высокой степенью вероятности имеет нарушения, являющиеся предметом скрининга. Цель аудиологического скрининга — диагностика тяжелых нарушений слуха на 1-м году жизни с последующей реабилитацией, в том числе — проведение высокотехнологичного метода кохлеарной имплантации. Итогом этой работы является создание национального сурдологического автоматизированного регистра, который позволит получить объективную базу данных глухих и слабослышащих детей на всей территории РФ, определить потребность пациентов в слуховых аппаратах и кохлеарных имплантах, улучшить персональную социальную защищенность людей.
Аудиологический скрининг по приказу МЗ СК № 01-05/182 от 29.05.08 г. стал регистрироваться с 01.08.08 г. В работу включено 5 родильных домов и 5 детских поликлиник в городах Ставрополь, Буденновск, Георгиевск, Пятигорск Ставропольского края и 2 специализированных сурдологических учреждения — ГУЗ КДКБ-КДСК и ГУЗ ЦСВМП — краевой сурдофоноцентр в г. Ставрополь [3].
Аудиологический скрининг предусматривает проведение двух этапов. Первый проводится в родильных домах и детских поликлиниках специально обученным персоналом (медицинские сестры педиатрического профиля и врачи-педиатры). Цель проведения на этом этапе — выявить те или иные отклонения от нормы слуха.
Второй этап проводится на базе краевого детского сурдологического кабинета ГУЗ КДКБ. Его цель — выявить этиологию поражения слуха и тяжесть потери слуха.
Заполненные в роддоме карты факторов риска с отметкой о наличии фактора риска в выписке передаются в поликлинику по месту жительства, где проводятся систематические наблюдения за развитием ребенка и все необходимые обследования. При подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии тех или иных функций специалисты поликлиники направляют ребенка на комплексное медико-психологопедагогическое обследование.
В 2009 году в Ставропольском крае родились 32 838 детей. Из них аудиологический скрининг в роддоме проведен 12 093 детям (1-й этап, 1-й осмотр), в детской поликлинике — 3814 детям (1-й этап, 2-й осмотр). Выявлено 507 детей, у которых аудиологический скрининг не прошел. Эти дети были направлены на 2-й этап в краевой детский сурдологический кабинет. У 80 детей выявлено стойкое нарушение слуха, причем у 23 детей (30 %) — нарушения слуха с одной стороны [3]. Эти дети навтором-третьем годах жизни не отстают в психоневрологическим развитии от своих сверстников. В дальнейшем требуют повышенного внимания со стороны родителей, учителей.
Отсюда вторым блоком в системе ранней помощи выступает дифференциальная диагностика. которая осуществляется в детских поликлиниках, больницах, центрах сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). При диагностике уточняется структура нарушения, определяются возможности медицинского воздействия и психологопедагогической коррекции выявленных нарушений. Огромное значение приобретает отлаженное взаимодействие в работе учреждений здравоохранения и образования, задействованных в выявлении детей с отклонениями в развитии.
Ведущая цель дифференциальной диагностики — выявление уровня умственного развития ребенка для определения первичных и вторичных нарушений в сложной структуре нарушенного развития, соотнесение его с уровнем возрастного развития. На основе определения уровня умственного развития ребенка определяется его оптимальный педагогический маршрут: вид образовательного учреждения, тип образовательной программы и т. д.
В основе всей деятельности ПМПК лежит работа с родителями. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенное развитие ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Следует констатировать, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травматизация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность. Это и объясняет потребность создания государственной системы психологического сопровождения таких семей.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Процедура консультирования родителей в условиях ПМПК имеет свою специфику, поскольку не выделяется в самостоятельную задачу, а включается непосредственно в единый взаимосвязанный и взаимообусловленный диагностико-консультативный процесс.
Ранняя медико-психолого-педагогическая коррекция детей с нарушениями ЦНС, речевыми проблемами, сенсорными нарушениями, нарушениями опорнодвигательного аппарата, сложной структурой дефекта организуется как в детских поликлиниках по месту жительства, так и учреждениях социальной защиты населения и в учреждениях образования.
Анализ опыта Ставропольского края показывает, что на сегодняшний день в крае создана и развивается сеть дифференцированных образовательных учреждений: 12 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 13 государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и целый ряд групп компенсирующей направленности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида [3]. В настоящее время внедряются и расширяются такие формы коррекционного воздействия, как надомное обучение и группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях.
Однако следует отметить, что несмотря на достигнутые результаты, в большинстве случаев начало ранней коррекционной помощи по-прежнему приходится на двухлетний возраст.
Таким образом, признавая инклюзию одной из форм интегрированного образования на современном этапе, следует учитывать, что первым и самым главным принципом интеграции является интеграция через раннюю коррекцию.
Как реализация права каждого ребенка на наследование культурного, социального опыта человечества осуществляется в сфере и средствами образования, так и преодоление ограничений в этом праве, устранение, предупреждение вторичных отклонений в развитии осуществляется в сфере и средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного [2].
диагностический коррекционный инклюзивное образование
Литература
1.
Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3.
2. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядниц кая Н. А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология, 2007. № 6.
3. Ранняя диагностика и технологии ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Л. Л. Редько, А. Ф. Золотухиной. — Ставрополь, 2010. 100 с.
Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Неслучайно, введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми. Одновременно практика производства в культуре образа Другого и стигматизации на основании отличий стала предметом тщательного исследования [11, 12, 13, 14].
Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими. Понятие «инклюзия» стало часто употребляемым в системе образования, но, к сожалению, содержательные аспекты данного понятия не раскрыты. В ряде случаев понятия «инклюзия» и «интеграция» считаются синонимами, что с нашей точки зрения недопустимо.
Инклюзивное образование
Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. 24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.
В России сегодня зафиксировано порядка 2 миллионов детей, которые нуждаются в особом педагогическом подходе, и с каждым годом их количество увеличивается на 4%.
На самом деле инклюзивное образование – это целая мировая проблема, которой озабочены миллионы людей в разных уголках нашей планеты.
Политика инклюзии декларирует необходимость изменения общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению любого другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, людей с ОВЗ). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Как уже говорилось, интеграция как политика сформировалась на основе иного подхода – концепции «нормализации».
Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи. Сегодня ведутся обсуждения относительно устранения всех недостатков ИО. Каждый гражданин имеет право на образование и реализацию во взрослой жизни.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
В основу законодательства об ИО в России входит право всех граждан РФ получить образование. Данное право описано в статье 43 Конституции РФ и в 28 статье Конвенции ООН о правах ребенка.
Под понятием инклюзивное образование подразумевается, что дети с различными физическими и психологическими расстройствами вовлечены в школьную жизнь.
То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Хотя политика инклюзии получила распространение как результат осознания недопустимости нарушения прав людей на основе их особенностей (к числу которых относится с этой позиции и инвалидность), у нее есть противники, которые также аргументируют свои взгляды стремлением защитить людей с инвалидностью от дискриминации и стигматизации.
Прежде всего, отметим, что словосочетание «инклюзивное образование» является не вполне корректным, поскольку Законом РФ 27 «Об образовании» такой вид не определен (глава 2). И в дальнейшем более корректно будет использовать понятие «инклюзивная форма обучения и воспитания». Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому, следует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами.
Эти международные правовые акты утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
Как это происходит в мировой практике
Введение инклюзивной формы обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.
Пересмотр концепции нормализации произошел одновременно с признанием в качестве нормальной ситуации множественности культур.
Для нашей страны термин «инклюзивное образование» достаточно новый. Мало кто понимает, что на самом деле он означает, и какие тайны хранит под собой.
Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав.
Инклюзивное образование в России
Под термином «инклюзивное образование» подразумевается практика общего образования, которая основывается на том, что люди с ограниченными физическими возможностями могут, а самое главное – должны принимать непосредственное участие в развитии социума.
В свою очередь ИО в России опирается на закон «Об образовании» и статью 19 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Программа образовательного процесса для детей, нуждающихся в особом педагогическом подходе, разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, инклюзия скорее является социокультурной технологией, а интеграция – это образовательная технология. Соответственно, при инклюзивном обучении и воспитании ребенок с ОВЗ овладевает ИОП, учитывающей особенности его развития и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Важно понимание того, что ИОП не предполагает полного овладения основными Федеральными государственными образовательными стандартами и могут быть установлены специальные Федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции.
Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (далее – ИОП).
Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – это актуальная проблема и тема для нашей страны и для нашего общества.
Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов.
Само слово «инклюзивный» происходит из латинского слова «inclusio», что означает «включение, заключение». Инклюзивное образование, соответственно, отличается тем, что включает в процесс обучения как здоровых детей, так и ребят с ОВЗ. Инклюзия предполагает разработку специальных программ для таких смешанных коллективов, которые бы отвечали потребностям и соответствовали возможностям каждого ученика.
В России существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, перешедшие на образование по инклюзивному стандарту.
- Больший процент школ осуществил только формальный переход на данную систему.
- По причине внедрения системы в школах, во многих регионах начали активно закрывать специализированные и коррекционные учреждения.
- Родители стали переводить детей с оборудованных спец учреждений в совсем не приспособленные школы.
- Во многих школах не проводится надлежащим образом психологическая работа с учащимися и с их родителями, которые, как показала практика, вовсе не готовы к тесному учебному сотрудничеству с детьми-инвалидами.
- Недостаток материально-технической школьной базы. Некоторые категории учеников с инвалидностью чувствуют ряд неудобств, посещая стандартные школы.
- Недостаток компетентных педагогов с необходимыми уровнями знаний и навыков (медицинских работников, тьюторов, психологов и педагогов-воспитателей) привел к тому, что между детьми образовывается социальная пропасть, и учащиеся с умственными и физиологическими недостатками становятся изгоями. Как результат – переведение их на дистанционное обучение, более их изолируя от социума.
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Наталья Золотова
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Л. С. Выгоцкий обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать воспитателю, если у него в группе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к организации предметно – развивающей среды.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Особое внимание следует обратить на условия создания предметно – развивающей среды. В первую очередь это безопасность. Далее комфортность, вариативность, информативность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития и интересам детей. Для развития детей с ОВЗ обязательно нужно создавать условия для взаимодействия с детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Организация педагогами игровой, исследовательской, проектной деятельности в микрогруппах, так же способствует взаимодействию детей. Для этого можно использовать дополнительные программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития, театральный кружок и т. д. В микрогруппах, решая общие задачи. Дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий.
Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:
— Создание ребенку с ОВЗ условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
— обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
— коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
— стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
— профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. — 2011.- № 1. — С. 83-92.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития: [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. — 2011. — № 5. — С. 93-105.
«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.
Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.
Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.
Классный час по воспитанию толерантности «Мы разные, но мы вместе» в рамках недели инклюзивного образования Классный час: «Мы разные, но мы вместе»» Цели: 1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности; 2) научить детей выделять.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования Консультация для педагогов: «Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования. » Виды музыкальной.
Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. (Из опыта работы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский.
Консультация для педагогов «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.
Здравствуйте, меня зовут Владимир и я работаю в сфере автомобильных юридических консультаций 11 лет. За данный промежуток времени, мне удалось собрать большую базу знаний, чем и хочу поделиться с вами. Рад Вас видеть на данном ресурсе.