Речные перевозки пассажиров

Предлагаем статью на тему: "Речные перевозки пассажиров" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Речные перевозки пассажиров

Перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются на территории 60 субъектов Российской Федерации. Практически в каждом регионе они имеют свои особенности, связанные с расположением региона, его транспортной сетью, наличием связи с морскими бассейнами и др.

Для таких регионов, как Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Астраханская, Архангельская, Ростовская, Ленинградская области особенно значимым является неразрывная связь речных и морских бассейнов. Для Хабаровского края, Калининградской, Амурской областей в числе прочих актуальны вопросы, касающиеся перевозок на пограничных реках, содержания пограничных внутренних водных путей.

Основная миссия внутреннего водного транспорта – обеспечение экономичной, безопасной, энергоэффективной и экологичной перевозки массовых и тяжеловесных грузов на большие расстояния.

Основной стратегической задачей в области перевозок грузов является переориентация перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов с автомобильного на внутренний водный транспорт, а также расширение географии перевозок грузов и пассажиров, что позволит создать сбалансированное функционирование транспортной системы России.

Сведения о перевозках грузов и пассажиров на внутреннем водном транспорте

за январь — июнь 2019 года (по данным формы № 1-река)

«Мосгортранс» займется речными перевозками

Поделиться в социальных сетях:

«Мосгортранс» займется пассажирскими и грузовыми перевозками по столичным рекам. В устав ГУП были внесены соответствующие изменения, рассказал M24.ru источник в транспортном комплексе. К началу 2015 года будут подготовлены предложения, как улучшить взаимодействие речной навигации с общественным транспортом в городе. По словам экспертов, речные перевозки помогут решить локальные проблемы пробок, но для этого причалы должны размещаться недалеко от станций метро и остановок. Власти также могут обязать строителей вывозить грунт и мусор c объектов в прибрежной зоне исключительно по реке, равно как и завозить песок в Москву. Пилотный проект может быть реализован на территории ЗИЛа.

«В устав ГУП «Мосгортранс» внесены изменения, закрепляющие за ним право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом. В связи с тем, что указанный вид уставной деятельности является новым для «Мосгортранс», требуется соответствующее исследование, по итогам которого будет возможно сформировать комплекс мероприятий по внедрению речного пассажирского транспорта», — рассказал собеседник M24.ru.

К началу следующего года планируется разработать изменения в систему как речных пассажирских перевозок, так и других видов общественного городского транспорта в городе Москве, чтобы улучшить их взаимодействие. Кроме того, будут подготовлены предложения по созданию пунктов быстрой погрузки и выгрузки на Москве-реке и выбраны места для одного-двух пилотных проектов. Предполагается рассмотреть вопрос о том, чтобы обязать строителей вывозить грунт и мусор c объектов в прибрежной зоне исключительно по реке, равно как и завозить песок в Москву. Пилотный проект может быть реализован на территории ЗИЛа.

«Запланирована подготовка предложений по взаимодействию внутреннего водного транспорта со смежными видами общественного городского пассажирского транспорта в городе», — отметили в транспортном комплексе.

Кроме того, будут проанализированы объем и динамика рынка речных перевозок в Москве, количество, габариты и собственники причалов, конкурентоспособность речных перевозок по отношению к другим видам транспорта. На оценку текущей ситуации и разработку двух альтернативных моделей рынка речных перевозок в Москве может быть потрачено почти 62 млн рублей.

Напомним, столица разрабатывает проект благоустройства набережных Москвы-реки, которые должны стать единым общественным пространством. На освоение водной артерии, создание пристаней и облагораживание берегов может быть потрачено до 100 млрд рублей. И.о. директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина пояснила M24.ru, что при развитии Москвы-реки будет учитываться и транспортный вопрос.

«Если будут развиваться пассажирские перевозки по воде, то они должны быть скоординированы с городским транспортом, чтобы пересадки были удобными. Аналогичным образом развиваются ТПУ, которые позволяют пассажиру было комфортно пересесть с автобуса на метрополитен», — сказала Нигматулина.

Заместитель генерального директора «Столичной судоходной компании» по связям с общественностью Юлия Ефремова отметила, что компания готова помочь «Мосгортрансу» с обслуживанием маршрутов на Москве-реке. «Город должен участвовать в проекте по использованию русла Москвы-реки для улучшения транспортной ситуации. Возле причалов надо строить перехватывающие парковки. Мы же готовы строить новые теплоходы в лизинг, модернизировать старый флот и работать на маршрутах, но пока предложений от «Мосгортранса» не получали», — пояснила Ефремова.

Главный специалист по эксплуатации флота компании «Речфлот» Сергей Мамонов пояснил, что подержанный теплоход стоит в пределах 30-50 млн рублей, судно типа «Москва» можно купить менее, чем за 10 млн. Стоимость же нового теплохода может достигать 200 млн рублей.

Что касается взаимодействия водного и городского транспорта, то проблема здесь в том, что пассажирам трудно пересаживаться «с воды» на метро. «Причалы, которые сейчас действуют на Москве-реке, находятся далеко от станций метро. Например, от причала «Крымский мост» до «Парка Культуры» надо идти около 15 минут, от «Устьинского моста» до «Китай-города» — 20 минут. На станцию «Воробьевы горы» попасть с причала практически невозможно», — пояснил Мамонов.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин говорит, что развитие речных перевозок как части пассажирского транспорта в Москве – непростая задача. «Москва — северный город, судоходство возможно не круглый год. Можно разработать сквозную логистику: чтобы пассажир смог пересесть с речного судна на автобус, который идет по набережной, — но это сложно. Во всем мире доля речных перевозок составляет считанные проценты от городского пассажиропотока, однако помогают решать локальные вопросы. Например, паромная переправа на Манхэттене позволила снизить трафик на нью-йоркских мостах», — пояснил Блинкин.

Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству Андрей Клычков считает, что речной транспорт в Москве — как пассажирский, так и грузовой, имеет большие перспективы. «Например, возможности грузопотока по Москве-реке снимают вопросы о разрешении на въезд грузовых машин в центральные части города», — отметил депутат.

Напомним также, что столица уже не первый год озвучивает планы по запуску водного метро. В 2011 году планировалось, что оно пойдет от Печатников до Китай-города и будет частично финансироваться инвесторами. Первые катера должны были выйти на маршрут в апреле 2012 года, однако проект свернули из-за нехватки средств и подвижного состава. Год назад главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявлял, что водное метро может соединить Китай-город с Зарядьем и Кремлем.

Читайте так же:  Как платят транспортный налог инвалиды

Российский опыт внедрения городского речного общественного транспорта нельзя назвать удачным

Предложения возобновить регулярные пассажирские перевозки по Москве-реке звучат давно, с каждым днем эта тема поднимается все чаще, но перспективы создания речного пассажирского транспорта в городе вызывают ряд вопросов. С одной стороны, Москва-река пересекает город по диагонали, а это порядка 210 км судоходного пути. Эти характеристики можно успешно использовать для переноса транспортной нагрузки с некоторых маршрутов наземных перевозок. С другой — для реализации такого масштабного проекта требуется глубокое исследование экономической эффективности и потенциальных рисков. Первоочередная задача – создание комплекса объектов водного транспорта, привязка станций-портов посадки и высадки пассажиров речного транспорта к основным пересадочным узлам на иные виды городского транспорта. Система речного городского пассажирского транспорта должна быть всецело интегрирована в единую транспортную городскую сеть Москвы, что должно обуславливаться, в частности, наличием единых билетов на все виды городского транспорта.

Андрей Лебедев,

генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры»

Речные перевозки пассажиров

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Речной транспорт» в других словарях:

Речной транспорт — (внутренний водный транспорт) транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к… … Википедия

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — вид водного транспорта. По грузообороту внутренних водных путей (рек, озер, каналов) выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Китай. Здесь находится большинство судоходных каналов (Береговой канал в США, Великий канал в Китае). Главный р… … Географическая энциклопедия

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… … Большой Энциклопедический словарь

речной транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN river transport Transportation of goods or persons by means of ships travelling on rivers. (Source: CEDa) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… … Справочник технического переводчика

речной транспорт — Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по внутренним водным путям – судоходным рекам и каналам … Словарь по географии

Речной транспорт — РЕЧНÓЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны на долю Р. т. приходилось св. 7% общего грузооборота транспорта СССравни Р. т. обеспечивал осн. перевозки в р нах со слабо развитыми другими путями сообщения. В годы довоен. пятилеток (1929–1940) были построены … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

речной транспорт — осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным (реки, озёра) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… … Энциклопедический словарь

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов в осн. по внутр. водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Длина внутр. водных судоходных путей сообщения Р. т … Большой энциклопедический политехнический словарь

речной транспорт — Прогулочный пароход на реке Москве. 1930 е гг. Москва. речной транспорт В Москве обеспечивает работу мощного речного транспортного узла, располагающего тремя портами — Северным, Западным и Южным, оснащёнными современными техническими… … Москва (энциклопедия)

Речной транспорт Тольятти — Здание речного вокзала Комсомольский район Речной транспо … Википедия

Глава 28. Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются «Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются «Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в феврале 2001 г. Положения Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения (каналы, шлюзы); порты, расположенные на внутренних путях РФ; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ.
В Кодексе даны определения основным понятиям, используемым в документе (внутренний водный транспорт, внутренние водные пути РФ, судоходство, судно, перевозчик, пассажир, речной порт и др.); определены области государственного регулирования внутреннего водного транспорта; установлены требования, предъявляемые к членам экипажа судна, а также права и обязанности капитана судна; рассмотрены правила аренды судов, права и обязанности перевозчиков и пассажиров; приведена классификация маршрутов водных перевозок.
Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные.

Транспортные маршруты

обеспечивают транспортные связи между отдельными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованным расписаниям. Суда, эксплуатируемые на них, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные (между городом и тяготеющими к нему пунктами) и внутригородские (работающие в черте города) перевозки пассажиров. К транспортным маршрутам относятся также переправные линии, действующие между пунктами противоположных берегов. Суда, работающие на переправах, обычно называют паромами они могут быть пассажирскими, грузопассажирскими, грузовыми.

Туристские перевозки

могут организовываться по общепринятым и специальным маршрутам и длятся более 24 ч. Таким образом, туристские маршруты предполагают ночевку пассажиров, что отражается на требованиях, предъявляемых к оборудованию туристских судов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1.3.2. Тарифы водного транспорта

Перевозки грузов водным транспортом, в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.

Цены на перевозки, работы и услуги морского и речного транспорта относятся к разным видам: национальным и интернациональным, федеральным и местным, регулируемым и свободным, оптовым и розничным.

Цены на перевозки между морскими (перевозки в каботаже) и речными портами страны – национальные (внутренние) цены, на перевозки грузов иностранных фрахтователей – интернациональные, на перевозки экспортных и импортных грузов и пассажиров в загранплавании – приближены к интернациональным. Основой цен перевозок в каботаже является их себестоимость, в загранплавании – среднемировые цены. Многообразие видов продукции, работ и услуг, производимых на водном транспорте, определяет многообразие цен: за перевозку грузов и пассажиров, погрузку и выгрузку грузов, обслуживание судов, постройку и ремонт судов, снабжение, дноуглубление.

Читайте так же:  Образец заявления на полис осаго

Цены на перевозку грузов выступают в форме тарифа и фрахта. Тариф – фиксированная на длительное время цена, обязательная для всех перевозчиков и клиентов. Сведения о таких ценах являются общедоступными. Фрахт – плата за перевозку груза, которая устанавливается между перевозчиком и фрахтователем в конкретном договоре фрахтования (чартере).

Тарифы применяются при оплате перевозок в каботаже и на внутренних линиях, перевозок экспортных и импортных грузов отечественных грузовладельцев на отечественных судах, перевозок на совместных линиях. По фрахтовым ставкам перевозятся грузы на отечественных судах при их отфрахтовании на рейс, несколько рейсов, на установленное время, при заключении генерального контракта. Тарифные ставки при перевозке грузов в каботаже и на внутренних линиях устанавливаются в рублях, на перевозки грузов в загранплавании – преимущественно в долларах.

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Однако небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования. Речным транспортом перевозятся главным образом массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом № 14-01, который введен в действие с 1.01.1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок — судовых, контейнерных, сборных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается за один контейнер в целом, независимо от его фактической загрузки и рода груза. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера. Прейскурант № 14-01 используется грузоперевозчиками для построения системы ставок, а ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.

С 1 января 1990 г. введен в действие прейскурант № 11-01 «Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании». В последующие годы вследствие инфляционных процессов в стране тарифы неоднократно повышались. Все изменения и дополнения прейскурантов и отдельных тарифов отражаются в «Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта», которые переиздаются по мере необходимости.

Тарифы в каботаже классифицируются по видам перевозок, морским бассейнам, родам грузов, сфере применения и внутреннему строению.

По видам перевозок тарифы установлены: для сухогрузов и наливных грузов в таре (бочках, цистернах и др.); для жидких грузов, перевозимых наливом в судах; при буксировке плотов, судов, доков и других плавучих объектов.

По морским бассейнам тарифы делятся вследствие различий в условиях плавания и уровнях себестоимости перевозок грузов. Выделяют пять бассейнов: Балтийский, Северный, Дальневосточный, Черноморско-Азовский и Каспийский.

По сфере применения и внутреннему строению тарифы делятся так же, как и на железнодорожном транспорте.

При дифференциации тарифов по родам грузов все грузы по своим свойствам разделены на классы и группы. Тарифная номенклатура грузов едина для морского, речного и железнодорожного транспорта. В соответствии с ней все грузы делятся на 11 разделов, 69 групп и некоторое число позиций, характерное для каждого вида транспорта (227 – для железнодорожного, 253 – для морского). Раздел включает продукцию отдельной крупной отрасли (топливно-энергетической промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и др.). В каждую группу объединяются грузы, имеющие одинаковое назначение в производстве или потреблении (сельское хозяйство – зерно, семена, овощи и др.). Внутри группы грузы подразделяются на позиции (зерно – пшеница, овес, кукуруза в початках и др.). Каждая позиция включает грузы, для перевозки которых требуются примерно одинаковые условия и трудоемкость. Группу и позицию перевозимого груза определяют по «Алфавиту к номенклатуре сухогрузов», приведенному в прейскуранте. Наименование груза в транспортных документах должно соответствовать наименованию алфавитного перечня.

Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду.

Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена климатическими различиями условий работы, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения — на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест. В соответствии с принципом построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных — для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы. На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенностью и площадью каюты, ярусностьд коек, наличием тех или иных бытовых удобств и др. Тарифы при проезде на обычных водоизмещающих судах дальних линий установлены для спальных и сидячих мест. С учетом местных условий разрабатываются тарифы при проезде в судах пригородных и внутригородских линий. Тарифы на туристические перевозки определяются в зависимости от формы реализации путевок. При реализации их туристическими фирмами применяются договорные тарифы. Если туристические путевки реализуются непосредственно судовладельцем, то тариф рассчитывается исходя из себестоимости содержания судна и получения необходимой рентабельности.

При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.

Необходимым элементом производственной структуры водного транспорта являются кроме флота морские и речные порты, водные пути, гидротехнические сооружения, судоремонтные и судостроительные предприятия.

Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий — морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов с грузовладельцев (грузовой сбор) и судовладельцев (корабельный, маячный, канальный, лоцманский и др.) поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузоразгрузочные работы и работы, связанные с обслуживанием грузов и судовладельцев.

Читайте так же:  Выплаты по каско при полной гибели тс

Ставки сборов дифференцируемы по портам, принадлежности судов, они бывают обыкновенными и льготными. По заранее установленным ставкам отечественные и иностранные суда оплачивают оказываемые им в портах услуги: открытие и закрытие люков, отпуск электроэнергии, снабжение водой и пр.

Тарифы на погрузочно-разгрузочные называются аккордными ставками и делятся на общие и специальные (при использовании специальных установок и технологий перегрузки). Аккордные ставки дифференцируемы на группы в зависимости от трудоемкости и себестоимости перегрузки 1 т груза, а также от категории работ, в которой учитывается состав операций при поступлении груза в начальный и конечный порт и при его перевозке. Перечень работ, оплата которых включена в аккордную ставку, различен по видам сообщений и обязательно оговаривается. На работы и операции, не предусмотренные ставкой, установлены особые тарифы: за взвешивание и хранение, проверку состояния грузов, проведение санитарных мер и др.

Судоремонтные предприятия выполняют различные виды плановых и неплановых ремонтов, изготавливают судовые машины, механизмы и узлы для собственных нужд и нужд предприятий отрасли. Формирование цен на судоремонтные работы имеет некоторые отличия от определения цен на машиностроительную продукцию, но подчиняется общему порядку определения цен на промышленную продукцию. В основе определения цен на продукцию судоремонтных предприятий лежат уровни расхода и стоимости материалов и труда, использования основных фондов, участвующих в производственном процессе, другие расходы и планируемая величина прибыли. Кроме того, цены на судоремонтные работы так же, как и цены на дноуглубительные, спасательные и другие работы и услуги отражают их специфику, различия в условиях проведения, принадлежность судовладельцев и влияние иных факторов.

ПАССАЖИРСКИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В РФ. РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Борисова М.А.,Жук Л.С.,Корешкова О.А.

Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

водная транспортная инфраструктура, пассажирские перевозки водным транспортом, обновление флота, внутренние водные пути, water transport infrastructure, passenger transport by water transport, fleet renewal, inland waterways

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Видео (кликните для воспроизведения).

В статье исследуется современное состояние пассажирского водного транспорта РФ, отечественного судостроения. Выявлены проблемы отрасли, предложены мероприятия по развитию пассажирских перевозок водным транспортом в России.

Текст научной статьи

Речной транспорт.

Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что порядок установления тарифов на перевозки пассажиров и их багажа, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за перевозки пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров устанавливается перевозчиками но согласованию с субъектами Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления в случаях предоставления ими дотаций на осуществление перевозок пассажиров и их багажа по указанным маршрутам за счет средств соответствующих бюджетов. Правила и другие нормативные правовые акты по плате за перевозки, а также внесенные в них в установленном порядке изменения и дополнения публикуются в издаваемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

Пассажирские тарифы речного транспорта дифференцированы но пароходствам, видам сообщения (дальности поездки), целям поездки, типам судов с учетом скоростей их хода, условиям и комфортности проезда, сферам применения, принципам построения и внешним видам. В стоимость билетов включается страховой сбор.

По пароходствам тарифы дифференцируются вследствие различных условий работы (продолжительность навигации, путевые и климатические особенности и др.).

По видам сообщения тарифы установлены для дальних, пригородных и внутригородских линий, а также переправ.

В зависимости от цели поездки тарифы установлены для водо- измещающих и скоростных судов. Скоростные суда имеют скорость движения 30 км/ч и более. По условиям и комфортабельности проезда тарифы делятся для обычных водоизмещающих судов для пассажирских мест различных категорий и для водоизмещающих судов повышенной комфортабельности для различных групп каютных мест.

По сферам применения тарифы бывают общие, местные и исключительные. Общие тарифы применяются на основных водных путях. Местные действуют в пределах крупных узлов и на малых реках. Исключительные тарифы устанавливают для определенного периода времени, направления поездки и т.д. Они могут быть повышенными и льготными.

По принципам построения различают тарифы зонные и поясные. В зонных тарифах ставки устанавливаются для всей зоны в целом, в поясных — за половину протяженности пояса.

По внешнему виду тарифы подразделяются на табличные и поясные. В табличных указываются пункты отправления, расстояние и стоимость проезда между пунктами. В поясных пункты не указываются, плата приводится для поясов дальности поездки пассажиров.

Речной транспорт

Речной транспорт играет заметную роль во внутрирайонных и межрайонных перевозках страны. Преимущества речного транспорта заключаются в естественных путях, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на строительство железных дорог. Стоимость перевозок грузов по рекам ниже, чем по железным дорогам, а производительность труда на 35% выше.

Главные недостатки речного транспорта — сезонный характер, ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Кроме того, крупные реки в нашей стране текут с юга на север и с севера на юг, а главные потоки массовых грузов имеют широтное направление.

Со строительством каскада гидроузлов в глубоководные магистрали превратились Волга и Кама. Межбассейновые соединения Беломоро-Балтийское, Московско-Волжское, Волжское, Волго-Донское, Волго-Балтийское составляют Единую глубоководную систему (ЕГС) общей протяженностью 6,3 тыс. км.

При росте внутренних водных перевозок на востоке страны по-прежнему ведущие позиции удерживает Волго-Камский бассейн, на реки которого приходится более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта. Первое место по объему перевозок в этом бассейне заняли строительные материалы (60%). Их транспортировка идет в обоих направлениях и носит в основном внутрирайонный характер.

Основная масса леса транспортируется сверху вниз в плотах и на судах. С Камы на Волгу идет уральский и сибирский лес, а через Волго-Балтийский путь — лес Карелии, Архангельской и Вологодской областей для районов Поволжья, Северного Кавказа. По каналу имени Москвы лес направляется в Москву и Подмосковье. Через порты Камы и Волги в бассейн поступает кузнецкий уголь и развозится по водным путям к электростанциям.

Видное место занимает перевозка соли — с Баскунчакских соляных промыслов вверх по Волге на базы Поволжья, Центра, Урала, на предприятия рыбной промышленности Северо-Запада и на экспорт. Вверх по Волге направляются также бахчевые культуры из Астраханской и Волгоградской областей, рыба из Каспийского моря, химические продукты, поступающие с Урала и Поволжья. В обоих направлениях доставляются нефть и нефтепродукты, хлебные грузы.

Читайте так же:  Таблица алкоголя для автомобилистов в промилле

Кама с притоками Белой и Вяткой имеет важное значение в транспортных связях Урала с Поволжьем, Центром, Северо-Западом. По Каме вниз перевозятся в основном лес, нефть, зерно, минеральные строительные материалы, химические грузы. В обратном направлении — лес, цемент, уголь. Вверх по Каме грузопоток значительно меньше.

Волго-Донской канал увеличил перевозки массовых грузов по Волге. Из районов, прилегающих к Дону, по Волге везут уголь, зерно, бахчевые, минеральные строительные материалы, промышленную продукцию, а из Волго-Камского бассейна на Дон — лес, цемент, руду, химическую продукцию.

Большое значение в развитии перевозок имеют воднотранспортные связи с Северо-Западным районом и зарубежными странами Балтийского моря через Волго-Балтийский водный путь. По Волго-Балту в южном направлении отправляют лес, руду, апатитовый концентрат, строительные материалы, а на север — нефтепродукты, зерно, уголь, химические грузы.

В Волго-Камском бассейне сконцентрированы и основные пассажирские потоки. Здесь действует много транзитных, местных, пригородных и внутригородских линий. Речные пассажирские суда широко используются для организации отдыха и туризма. Наиболее протяженные транзитные линии: Москва — Ростов, Москва — Астрахань, Москва — Пермь, Москва — Уфа.

В Волго-Вятском бассейне находятся крупные речные порты: Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Ярославль, Пермь, Астрахань, Казань и др.

Реки издавна служили важными транспортными коммуникациями Северного и Северо-Западного экономических районов. На европейском Севере по перевозкам грузов выделяются Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, Мезень, Печора, а на Северо-Западе — Беломоро-Балтийский канал, Свирь, Нева.

По северным рекам идет мощный поток леса, нефтяных и минеральных строительных грузов, а также уголь и зерно. Главные порты: Архангельск, Котлас, Нарьян-Мар, Мезень, Печора.

Северо-Западный речной бассейн обеспечивает транспортировку в южном направлении апатитового концентрата с Кольского полуострова, железной руды и леса из Карелии, а в обратном направлении — нефтепродуктов, зерна, соли и промышленных товаров. Перевалочными пунктами для грузов служат Санкт-Петербург, Волхов, Петрозаводск.

Из Санкт-Петербурга в Москву и на верхнюю Волгу организованы регулярные пассажирские линии. Большое развитие получили местные линии, особенно с увеличением числа скоростных судов.

На востоке страны первое место по объему перевозок занимает Западная Сибирь с ее основным Обь-Иртышским бассейном. Рост речных перевозок бассейна вызван освоением нефтяных и газовых ресурсов, а также новых лесных массивов. Из перевалочных транспортных узлов (Омск, Тобольск, Новосибирск) по Оби и Иртышу поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь, промышленные и продовольственные товары в районы нефтегазовых промыслов Тюменской области. В глубинные районы Сибири доставляют грузы по Северному морскому пути с перевалкой в устьях Оби, Пура, Таза на речные суда.

Свыше половины перевозок в бассейне приходится на лес, поступающий в плотах в порт Асино. Отсюда и из некоторых других пунктов лес уже на судах перевозят в Томск, Новосибирск, Омск. Более четверти водных перевозок по Оби и Иртышу занимают строительные материалы, поступающие с юга района на север, в центры нефтегазовой промышленности. Меньшую, хотя и заметную роль играет водный транспорт в доставке хлебных грузов, нефтепродуктов, угля и соли.

На Оби наряду со старыми портами, Новосибирском и Барнаулом, большое значение имеют порты, возникшие в связи с образованием промышленных центров, таких, как Сургут, Салехард, Обь, Лабытнанги.

Енисей связывает южные районы Восточной Сибири с Заполярьем. Лесные перевозки достигают 2/3 грузооборота Енисея. По реке транспортируются также зерно, каменный уголь, нефтепродукты и минеральные строительные материалы. На верхнем Енисее, от Минусинска до Красноярска, преобладает грузовой поток вниз, и главное место в нем занимают хлебные грузы.

Устье Ангары, откуда поступает большое количество леса, разделяет направление грузовых потоков на Енисее: большая часть грузов идет вверх, а от устья Ангары до Диксона преобладает грузовой поток вниз по реке. По Ангаре и озеру Байкал перевозится главным образом лес. На Ангаре существенны также перевозки минеральных строительных материалов и угля.

Главные порты: Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка, а на Ангаре — Иркутск, Макарьево, Братск, Усть-Илимск.

На Лене регулярное судоходство осуществляется от порта Осетрово до дельты реки. По Лене кроме внутренних грузов перевозятся грузы, поступающие с железной дороги от Осетрово и из бухты Тикси, куда они завозятся по Северному морскому пути. В структуре грузоперевозок Ленского бассейна 2/3 составляют сухогрузы (минеральные строительные материалы и уголь), остальное — нефть и лес. Основная масса грузов следует по Лене сверху вниз. Для судоходства используется ряд притоков Лены — Витим, Алдан, Олекма и Вилюй. Грузовые операции проходят в портах Якутск, Витим, Киренск, Осетрово.

На Дальнем Востоке транспортное значение имеют Амур и его притоки Зея и Бурея. Основные грузы, перевозимые по Амуру: зерно, соль, рыба, лес, нефть, металл, уголь. Направление — восточное, вниз по реке. Наиболее крупные порты: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.

В восточных районах в условиях недостаточной обеспеченности сухопутными коммуникациями речной транспорт играет важную роль и в перевозке пассажиров. На крупных реках действуют местные, внутригородские, пригородные и туристические линии. Основные перевозки пассажиров осуществляются по реке Енисей и Братскому водохранилищу, относительно небольших размеров — по нижнему течению Ангары и озеру Байкал. В бассейне действуют транзитные маршруты Красноярск — Дудинка, Иркутск — Братск, порт Байкал — Нижне-Ангарск и туристические линии Красноярск — Диксон, озеро Байкал.

На Лене транзитные пассажирские маршруты пpoxoдят по направлениям Осетрово — Якутск, Якутск — Тикси. Растут и туристические перевозки, особенно популярны поездки к Ленским столбам.

Дальнейшее развитие речного транспорта связано с улучшением судоходных условий на внутренних водных путях; совершенствованием портового хозяйства; продлением навигации; увеличением пропускной способности водных путей; расширением смешанных железнодорожно-водных перевозок и перевозок типа «река — море».

Внутренний водный (речной) транспорт

Речной транспорт является важным звеном ЕТС страны. Он занимает одной из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов.

Россия имеет в мире самую широко развитую сеть внутренних водных путей. Протяженность внутренних водных путей составляет 101 тыс. км. Наибольшее значение имеют пути с гарантированными глубинами, что позволяет бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров.

Читайте так же:  Как оформить заявку на перевозку груза железнодорожным транспортом

Речной транспорт — один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте — 4 место в России.

Это обусловлено причинами:

1). Меридиональным направлением работы речного транспорта ( в то время как основные грузопотоки осуществляются в широтном направлении З-В; В-З, это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя, например, смешанные железнодорожно-водные перевозки).

2). Сезонным характером речных перевозок(которые ограничены погодными условиями, а иногда временем суток, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатируются в ночное время).

Продолжительность навигации на внутренних водных путях России колеблется от 145 суток (на Востоке и Северо-Востоке страны) до 240 суток (на Юге и Юго-Западе).

В межнавигационный период порты работают в кооперации с железнодорожным и автотранспортом, несмотря на то, что речной тихоходный транспорт уступает другим видам транспорта и в скорости движения, однако имеет свои преимущества.

Преимущества речного транспорта:

1. Низкая себестоимость перевозок

2. Требует меньше затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ.

Отсюда, доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет 65-90%, в целом по России этот показатель составляет 3,7%.

Роль речного транспорта в экономике страны определяется не столько мсштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполненных ими функций.

Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.

В настоящее время внутренние водные пути эксплуатируют 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности.

Протяженность внутренних водных путей – 101 тыс. км.

Основные виды грузов речного транспорта:

— зерно и другие с/х продукты.

По данным Минтранса РФ, общий объем грузовых перевозок внутреннего водного транспорта в навигацию 2007 г. составил 152,4 млн. т, что на 9,5 % больше уровня 2006 г. Рост этого объема произошел главным образом из-за увеличения срока навигации. На 12,5 % возросли перевозки сухогрузов (цемента, металла, лесных и строительных материалов). Вместе с тем объем перевозок нефти и нефтепродуктов сократился почти на треть. Более трети общего объема речных перевозок осуществляется в Приволжском федеральном округе. Речные порты страны обработали на 15 % больше грузов, чем в 2006г.

Капитальные инвестиции государства в 2007 г., предназначенные для развития инфраструктуры внутренних водных путей, составили почти 2,6 млрд. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 г. Это позволило реконструировать ряд шлюзовых объектов на Волго-Балтийском водном пути, Волго-Донском канале, в Камском бассейне, Самарском гидроузле.

В 2008 г. из госбюджета на капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений речного транспорта выделено 4 млрд. руб. Они направлены на реконструкцию 47 объектов.

В настоящее время разрабатывается проект подпрограммы «Внутренние водные пути», который должен стать частью Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг.». Общий объем финансирования по этой подпрограмме определен в сумме 235 млрд. руб. В результате ее реализации доля глубоководных участков в общей протяженности судоходных рек Европейской части нашей страны увеличится до 86 %. В речных портах будет построено почти 2,5 км новых причалов.

  1. Речные системы и порты.

Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. 96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 — госпредприятия, 17 — госучреждения, 14 — судоходные инспекции, 14 — инспекции Речною Регистра, 24 — учебные заведения.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным канала Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва – речным портом пяти морей.

Важнейшие транспортные реки севера европейской части России: Сухона, Северная Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают величайшие реки России – Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.

В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов.

  1. Техническое оснащение на речном транспорте.

Материально-техническую базу (МТБ) речного транспорта образуют:

— водный путь ( с соответствующими сооружениями и оборудованием);

— порты и пристани;

— судостроительные заводы (ССЗ и СРЗ);

Классификация подвижного состава приведена на рисунке.

Флот (аналогично морскому транспорту) – основа МТБ, главная часть технического вооружения речного транспорта состоит из судов разного типа:

— транспортного назначения (для перевозки грузов и пассажиров) общим тоннажем > 14 млн. т, из которых

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9880 —

| 7430 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Речные перевозки пассажиров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here