Содержание
Сигналы светофора и регулировщика
В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. |
![]() |
- ЗЕЛЕНЫЙ сигнал разрешает движение;
- ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
- ЖЕЛТЫЙ сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
- ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
- КРАСНЫЙ сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
- Сочетание КРАСНОГО и ЖЕЛТОГО сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
![]() |
Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. |
![]() |
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. |
![]() |
Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. |
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
![]() |
![]() |
![]() |
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
![]() |
![]() |
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
![]() |



На любом виде железнодорожного переезда запрещается:
- обгон;
- движение задним ходом;
- остановка и стоянка;
- разворот;
- выезд при образовании затора;
- выезд на запрещающие сигналы светофора, при закрытом (закрывающемся) шлагбауме, при соответствующих ограничениях, введенных дежурным, при приближающемся поезде.
Если на переезде произошла вынужденная остановка, то водитель обязан:
- немедленно высадить пассажиров, имеющихся в транспортном средстве;
- принять все возможные меры для освобождения железнодорожных путей;
- при необходимости подавать сигналы тревоги;
- по возможности выслать двух человек в разных направлениях для подачи сигналов об остановке локомотива. Если двух человек не найдено, то высылается один человек в сторону с наименьшей видимостью переезда;
- сообщить дежурному или в службу спасения (звонок с мобильного телефона осуществляется по номеру 112).
Сигналом тревоги в данной ситуации является попеременная подача одного длинного и трех коротких гудков звуковой сигнализацией автотранспортного средства.
Если для предупреждения машиниста поезда об опасности высланы люди, то они должны подавать сигналы круговыми движениями руки.
Для увеличения зоны видимости в руках должны находиться:
- красная тряпка или любое иное яркое устройство (в светлое время суток);
- фонарь или факел (в темное время суток).
Кроме этого водителям транспортных средств запрещается:
- осуществлять переезд через ж/д пути в не обустроенном месте;
- провозить через переезд строительную, дорожную и так далее технику, не зафиксированную на транспортном средстве надлежащим образом;
- пересекать пути без разрешения дежурного, если по техническим или иным причинам транспорт не может развить скорость более 8 км/ч.
Регулируемого
Итак, регулируемые перекрестки оснащаются светофорами, шлагбаумами, дежурными и иными средствами защиты.
При проезде регулируемого переезда водитель обязан:
- четко руководствоваться сигналами светофоров;
- остановиться, если переезд закрыт или закрывается шлагбаумом;
- не продолжать движение, если сигнал о запрете показывается дежурным (руки подняты вверх или разведены в разные стороны).
При наличии запрета на дальнейшее движение водитель обязан остановиться:
- у светофора или стоп линии;
- не ближе 5 м от шлагбаума.
Нерегулируемого
Проезд нерегулируемого переезда, осуществляется в соответствии со следующим правилами:
- при подъезде к опасной зоне (к предупреждающим знакам) водитель обязан снизить скорость;
- перед пересечением путей водитель автотранспорта должен самостоятельно удостовериться в отсутствии приближающегося железнодорожного состава;
- нельзя выезжать на пути, если на них образовался затор из нескольких автотранспортных средств.
Если на переезде отсутствует стоп линия или соответствующий знак, то при приближении состава водитель обязан остановиться на расстоянии не менее 10 м от ближайшего рельса.
Про пересечение железнодорожного переезда со шлагбаумом читайте здесь.
По сигналам светофора
На переездах могут быть установлены светофоры двух видов:
- с двумя сигналами, расположенными на одной линии. Запрещающим движение сигналом в данной ситуации будет являться попеременное мигание красных огней, а разрешающим — выключенный светофор;


Если светофором запрещено дальнейшее движение, то водитель должен остановиться:
- перед светофором;
- перед стоп линией (при ее наличии на проезжей части).
Со шлагбаумом и без
Если железнодорожный переезд оснащен шлагбаумом, то водитель обязан:
- остановиться не ближе 5 м, если устройство закрывается или уже закрыто;
- не продолжать движение до полного открытия шлагбаума.
Большинство шлагбаумов работают в автоматическом режиме, и закрываются, когда поезд находится приблизительно в 1 км от переезда. Так же встречаются ручные и полуавтоматически шлагбаумы, которые приводятся в действие дежурным.
Водителю строго запрещается самостоятельно открывать ограничивающее движение устройство, даже после прохождения поезда.
Со знаком СТОП
Если переезд оборудован знаком «СТОП», то это означает, что движение автомобильного транспорта без предварительной остановки около знака запрещено.

![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Знак выставляется на перекрестках с недостаточной видимостью приближения поезда на расстоянии 50 м от рельс.
Нарушение правил пересечения
Любое нарушение установленных правил наказывается в соответствии с Административным Кодексом.
В настоящее время за нарушения предусмотрены следующие санкции:
Все правонарушения могут фиксироваться:
- сотрудником ГИБДД;
- средствами автоматической фиксации, установленными на дороге.
В любой ситуации должен быть составлен протокол, в котором отражается следующая информация:
- данные автомобиля, нарушившего правила движения на железнодорожном переезде (марка, модель, государственный номерной знак, цвет и так далее);
- данные собственника автомобиля, если фиксация нарушения производится в автоматическом режиме или данные водителя, если нарушение правил зафиксировано сотрудником автоинспекции;
- описание правонарушения;
- статья КоАП, по которой предусмотрено наказание за совершенное нарушение.
Если протокол составляется в присутствии водителя (автовладельца), то он должен иметь подписи составителя документа и водителя (при необходимости понятых).
Водитель имеет право обжаловать протокол в течение 10 суток после его составления, если он не согласен с какими-либо аспектами, указанными в документе.
На оплату штрафа правонарушителю отводится 40 дней. В течение первых 20 дней оплату можно произвести со скидкой в 50%.
Для оплаты административного штрафа можно воспользоваться любыми удобными способами:
- через банк;
- через банкомат;
- онлайн в личном кабинете обслуживающего банка;
- через терминалы быстрой оплаты и так далее.
Подтверждением оплаты служит квитанция, которую необходимо хранить в течение 3 лет.
За несвоевременную оплату штрафа водитель может быть наказан:
- дополнительными штрафными санкциями;
- наложением ареста на личное имущество;
- ограничением выезда за пределы РФ.
В целях максимальной безопасности при пересечении железнодорожного переезда рекомендуется четко соблюдать установленные правила.
Введение штрафных санкций в случае нарушения ПДД необходимо для сохранения жизни и здоровья водителей, пассажиров и иных лиц.
Про железнодорожный переезд без шлагбаума со светофором смотрите на странице.
Как работает светофор на ЖД переезде, узнайте из этой информации.
Видео: Движение через железнодорожные пути
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Особенности светофора на ж/д переезде (железнодорожном) в 2018 году
Движение автомобилей по дорогам общего пользования подчинено Правилам дорожного движения, в которых не только оговаривается, каким образом может быть организовано безопасное движение.
Отдельным пунктом является железнодорожный переезд, который является точкой повышенной опасности, поскольку остановить поезд в случае чрезвычайной ситуации достаточно сложно.
Для того, чтобы избежать экстренных ситуаций, применяются шлагбаумы, сигналы дежурного и конечно светофоры, которые сигнализируют о возможности проезжать или запрете на такой маневр.
Поэтому особенности светофора на Ж/Д переезде (железнодорожном) в 2018 году следует изучить и применять на практике.
Общие сведения
Для организации безопасного движения и для того, чтобы избежать пробок, применяются светофоры, которые могут разрешать движение, запрещать его или одновременно позволять двигаться в одном направлении, запрещая это делать в других.
Такие устройства установлены не только на дорогах для автомобилей, но и для пешеходов и даже для поездов, поскольку именно они позволяют наиболее точно контролировать движение транспортных средств и предотвращать аварийные ситуации.
Светофор для переездов имеет непривычный для автомобилистов формат, поскольку его форма, расположение секций и прочие нюансы заметно отличаются.
Фото: светофор на железнодорожном переезде
Обычно у него два цвета, один из которых отвечает за индикацию запрета движения, а второй является разрешающим.
Если водитель нарушит предписания светофора, то ему грозит приличный штраф и даже лишение прав, в худшем же случае водитель вполне может погибнуть, как и его пассажиры, так как торможение поезда, даже экстренное, занимает достаточно долго времени.
Основные моменты
Автомобильные дороги не всегда существуют отдельно, и иногда пересекаются с железнодорожными путями, а учитывая, что остановиться поезд не может, поскольку это проблематично, как и его разгон.
Поэтому на таких переездах ограничивается проезд автомобилей, когда движется поезд, но некоторые водители могут не слышать сигнала или не обратить внимания на знаки дежурного, поэтому были приняты наиболее понятные способы отображения запрета и разрешения, привычные для водителей.
О том, что на переезде присутствует светофор, может оповещать специальный дорожный знак, на котором изображена такая техника.
Но если его нет, то следует обращать внимание на дополнительную информацию, где может быть указано, что переезд оборудован или не оборудован шлагбаумом, сколько в нем путей и сколько метров осталось до самого перекрестка.
Фото: дорожные знаки приближенные к железнодорожному переезду
Как называется
Светофор, который работает на железнодорожном переезде, часто называют семафором, что в корне неверно.
Ведь семафором является устройство, которое использует как металлические плашки, так и световые сигналы для ночного времени, а применяется оно только для самих поездов.
Так машинисты могут понимать, когда им разрешен проезд, когда запрещен, и в каком именно режиме им следует двигаться по рельсам.
Кроме того, семафор имеет больший спектр цветов, чем автомобильный светофор, и позволяет передавать руководителям составов большее количество команд.
Устройство, которое сигнализирует непосредственно водителям автомобилей на железнодорожных переездах, называется светофором, и в ПДД указывается соответственно.
Поэтому водителям следует понимать, что это не семафор и такой прибор был создан для индикации только транспортным средствам, которые передвигаются по автомобильным дорогам.
Правовая база
Все нормы, касающиеся трактовки сигналов светофоров, содержатся в Правилах дорожного движения, а конкретно в их разделе 6.
Именно там говорится, что нужно предпринимать водителю при том или ином сигнале, какие могут быть нюансы поведения на дороге, и когда именно следует начинать движение, если речь идет о выжидании после запрещенного сигнала.
Таким образом, в ПДД четко оговариваются правила поведения водителей на светофорах, и за их нарушение полагается соответствующее наказание.
Нарушение, которое происходит на железнодорожном переезде, регламентируется, как и все прочие подобные проступки, согласно Кодексу об административных правонарушениях, и его статье 12.10.
В ней говорится, что если водитель допустил проезд при прямом запрете на это, совершил остановку или стоянку на полотне, а также иным образом нарушил правила движения, то ему полагается штраф или даже лишение прав, в зависимости от частоты нарушений и последствий последнего из них.
Светофор на железнодорожном переезде
Чтобы как-то регламентировать движение и предотвратить экстренные ситуации на переездах, ответственные организации устанавливают необходимое оборудование для них, которое предупреждает об опасности движения и блокирует нарушителей, не позволяя им выехать на пути, когда приближается поезд.
Менее радикальным методом является светофор, который просто сигнализирует о запрете на движение, но за несоблюдение его сигналов полагается наказание.
На каких переправах устанавливают
Светофоры устанавливают на тех переездах, которые не обладают достаточной видимостью в обе стороны, при этом движение как поездов, так и машин довольно интенсивное, а сами поезда движутся с очень высокой скоростью.
В большинстве случаев светофоры ставятся на переездах, где действует автоматическая система контроля, которая не предусматривает наличия дежурного.
Поэтому, если к примеру, переезд устроен в месте, где полотно не просматривается на достаточное расстояние, стоит на изгибе дороги, а также на нем большая интенсивность движения, то в такой зоне должен быть установлен индикационный прибор.
О чем сообщает сигнал
Водители должны разобраться, что означают сигналы, которые установлены на переездах, чтобы адекватно оценивать обстановку и принимать необходимые меры по избежанию аварии.
Есть разница в работе автомобильного и переездного светофоров, поскольку отличается режим работы, количество цветов, используемых в устройстве и прочие нюансы.
Поэтому понимая, какую информацию несет в себе светофор, можно разобраться, когда двигаться можно, а когда это категорически запрещено и может привести к аварии.
Бело-лунный
Бело-лунный сигнал светофора трактуется по-разному и водители часто спрашивают, что означает бело-лунный светофор на жд переезде, в то же время в Правилах дорожного движения принято единое понимание этого цвета.
Дело в том, что бело-лунный сигнал устанавливается не всегда, а только там, где это целесообразно, и информирует водителей о том, что движение разрешено.
Если такая индикация предусмотрена, а устанавливается она между двух красных огней запрета, то только ее работа позволяет двигаться через переезд.
Но присутствует она не всегда, и нужно учитывать, что при ее отсутствии нужно ориентироваться только на другие сигналы.
Бело-лунный свет часто воспринимается водителями как отображение работоспособности светофора, вот только эта информация не должна волновать автомобилистов, поскольку правильная настройка и действие светофора — забота соответствующих служб.
Фото: синий цвет запрещает проводить маневровые работы
Несмотря на то, что на автодорогах применяется мигающий сигнал, который информирует о том, что вскоре состоится переключение действующего цвета на другой, в переездных светофорах такого не предусмотрено.
Что делать при аварии на ж/д переездах в России, читайте здесь.
Дело в том, что и запрещающий и разрешающий сигналы работают миганием, таким образом привлекая больше внимания водителей, и никакой дополнительной информации мерцание не несет, кроме того, что светофор работает в штатном режиме.
Красный свет
Красный сигнал, как и в большинстве других случаев, является запретным и обозначает, что водителю не разрешено передвигаться через переезд.
Включается такой сигнал заранее, и обычно сопровождается звуковыми эффектами, которые дополнительно информируют о невозможности передвижения.
Увидев красный сигнал, водитель должен либо закончить маневр, либо остановиться перед стоп линией, если таковая предусмотрена, если же ее нет, то следует визуально определить расстояние на уровне 10 метров от полотна.
Когда поезд проехал, не стоит торопиться ехать, если светофор все еще работает, ведь может проехать еще один поезд, что часто встречается на загруженных направлениях.
Другие цвета
Других цветов в светофорах, которые обслуживают железнодорожные переезды и информируют водителей — не предусмотрено, но в семафорах, которые служат машинистам, есть также зеленый, оранжевый и синий цвета, которые говорят о возможности совершать маневры, допустимой при этом скорости и других нюансов.
Ориентироваться необходимо исключительно на прибор для автомобилистов, выполняя все его указания.
Фото: другие световые сигналы
Как работает семафор
Светофор на переезде через жд пути может быть полностью автоматическим, при нем исключается вариант с управлением дежурным по переезду при помощи кнопки.
В таком случае поезд пересекает определенную отметку, к примеру стрелку, которая посылает электрический импульс в систему оповещения, закрывающую шлагбаум и активирующую светофор.
При полном проезде стрелка снова срабатывает и проезд открывается. Есть и ручные переезды, где шлагбаум, светофор и звуковая индикация активируются при помощи кнопки, а сам работник узнает о приближении поезда по внутренней связи, расписанию и непосредственно при видимости самого состава.
Правила проезда
Чтобы не допустить нарушения при перемещении по железнодорожному переезду, нужно ознакомиться с некоторыми правилами поведения на нем, связанными с наличием или отсутствием специальных устройств.
Такие навыки прививаются в автошколах, но поскольку зачастую времени таким знаниям уделяется крайне мало, водитель не готов к преодолению переездов.
Но все предельно просто, и нужно соблюдать хотя бы общие рекомендации, которые гласят, что при наличии ограничивающих или сигнальных устройств, нужно опираться на их состояние, а речь идет о нерегулируемом участке, то следует руководствоваться правилами осторожности.
Со светофором
Поскольку светофор используется на самых оживленных переездах, то и его значение крайне велико, ведь попеременно мигающие сигналы привлекают внимание водителей, а значит и эффективно их информируют о приближающемся поезде.
Подъезжая к переезду, водитель должен отметить для себя, в каком состоянии находится светофор, если горит бело-лунный свет, то проезд возможен, а если такового нет, но красные огни не активированы, то опять-таки, проезжать можно.
При включении красных фонарей, водители, которые находятся на переезде, должны очистить его, а автомобилисты, находящиеся в безопасной зоне перед ним, должны остановиться окончательно и ожидать проезда поезда.
Только после этого, когда светофор отключится, можно будет продолжать движение, не забыв оценить обстановку в обоих направлениях.
Табличка Стоп
При наличии таблички Стоп необходимо двигаться так, как это позволяет обстановка. То есть, нужно остановиться непосредственно перед этим знаком или специальной ограничивающей полосой, после чего просмотреть, движется ли поезд по обоим направлениям.
Если признаков движения нет, то передвижение возможно, но когда присутствуют дополнительные средства ограничения, к примеру шлагбаум или дежурный, то в первую очередь нужно ориентироваться на их команды, а знак стоп применяется тогда, когда других вариантов попросту нет.
Как поступить водителю, если не работает семафор
Если светофор на переезде не функционирует, то для организации безопасности движения должны прислать как минимум дежурного или поставить знак Стоп.
Но если он только вышел из строя, то следует руководствоваться правилами безопасности, а именно следует просмотреть оба направления и принимать решение, исходя из движения поезда и дальности обзора.
Только таким образом можно будет соблюсти все правила проезда железнодорожных путей, не нарушив при этом правила и соответственно, не получив штрафных санкций, зная, какие светофоры на жд переездах применяются.
Какое полагается наказание за проезд на запрещающий сигнал
Если водитель проехал переезд на запрещающий сигнал, то есть при мигающих красных огнях, и это заметил инспектор ГИБДД, то такому автомобилисту будет назначен штраф в 1000 рублей, но возможны и более строгие санкции.
К примеру, можно лишиться прав на срок от трех месяцев до полугода, но когда имеет место повторное нарушение, то водитель может получить запрет на вождение на целый год.
Есть также и другие нарушения, к примеру обгон или объезд в 100-метровой зоне от переезда, водитель, который допустил такой проступок, может либо уплатить штраф до 1500 рублей, а также лишиться прав на срок до полугода, если история правонарушений водителя достаточно велика.
Интересует вопрос, как составляется заявление в ГИБДД о смене собственника по договору купли-продажи, читайте здесь.
Куда следует обращаться при заключении акта приема-передачи автомобиля, смотрите здесь.
Железнодорожные переезды являются зоной повышенного риска для всех участников движения, и в особенности водителей.
Ведь поезд не может остановиться достаточно быстро, и при этом имеет больший запас прочности, чем автомобиль, и повреждения для второго будут более значительными.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но состав может сойти с рельс, а это также может не только испортить груз, но и привести к жертвам среди пассажиров.
Поэтому на переездах устанавливают шлагбаумы и светофоры, которые контролируют движение и помогают избежать столкновения разных транспортных средств.

Здравствуйте, меня зовут Владимир и я работаю в сфере автомобильных юридических консультаций 11 лет. За данный промежуток времени, мне удалось собрать большую базу знаний, чем и хочу поделиться с вами. Рад Вас видеть на данном ресурсе.