Страхование грузов при осуществлении международных перевозок

Предлагаем статью на тему: "Страхование грузов при осуществлении международных перевозок" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Страхование ответственности экспедитора

Вы можете надежно застраховать свою ответственность при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Это позволит в будущем избежать серьезных финансовых потерь и минимизирует риски вашей компании.

Услугой «Страхование ответственности экспедитора» компании «Росгосстрах» могут воспользоваться:

  • транспортно-экспедиторские компании;
  • лица, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • логистические компании и терминалы;
  • другие компании, оказывающие транспортно-логистические услуги.

Страхование ответственности экспедитора включает следующие риски:

  • организация перевозок грузов всеми видами транспорта;
  • перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов (тралами, модулями, понтонными переправами и т. д.);
  • погрузо-разгрузочные работы, перевалка товара;
  • хранение, складские операции, внутрипортовое экспедирование;
  • оформление транспортных, таможенных, грузовых документов;
  • предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • морское агентирование;
  • экспресс-доставка, доставка почтовых отправлений;
  • другие транспортно-экспедиторские услуги.

Риски, которые могут быть застрахованы при осуществлении застрахованной деятельности:

  1. Ответственность за утрату, гибель, повреждение (порчу) груза — основной риск.
  2. Ответственность страхователя за финансовые убытки:
    • нарушение срока доставки груза;
    • неправильная засылка отправления;
    • ошибки при оформлении транспортных и грузовых документов.
  3. Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
  4. Ответственность за внесение таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры (таможенного транзита, временного ввоза и другие).
  5. Ответственность страхователя утрату,. повреждение контейнера или средства ж.-д. транспорта.
  6. Ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
  7. Дополнительные расходы (по утилизации, подъему/спасению транспортных средств, очистке территории, другие затраты исходя из потребности страхователя).

Без начисления дополнительной страховой премии в страховое покрытие включаются расходы страхователя по предотвращению или уменьшению размера ущерба, а также расходы других лиц, если в соответствии с законодательством или договором они должны быть компенсированы страхователем, а также согласованные со страховщиком юридические расходы и судебные издержки.

Страхованием покрывается ответственность страхователя по любой причине, в том числе (но не ограничиваясь) в результате ошибок, упущений служащих страхователя и других лиц, которых страхователь привлек для оказания экспедиторских услуг.

В договоре страхования ответственности логистической компании указывается исчерпывающий перечень случаев, не подпадающих под страховое покрытие, убытки по которым не возмещаются страховщиком.

Страховое покрытие при утрате, гибели, повреждении (порче) груза

При полной гибели, утрате груза страховое возмещение выплачивается в размере:

  • транспортных расходов, таможенных платежей и иных расходов, связанных с перевозкой, возмещение которых возложено на Страхователя в соответствии с законодательством или договором;
  • стоимости груза, указанной в счете продавца или в документах, сопровождающих отправление.

При повреждении груза размер страхового возмещения определяется на основании экспертной оценки или суммы расходов по восстановлению имущества.

Рассмотрение претензий

Решение о выплате страхового возмещения принимается в течение 10 дней со дня представления всех документов, необходимых для рассмотрения претензии.

Договором страхования гражданской ответственности транспортно-экспедиторской деятельности может быть предусмотрен закрытый перечень претензионных документов исходя из специфики деятельности Страхователя.

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается исходя из сведений, указанных в заявлении на страхование (риски, лимиты, стоимость перевозимых грузов, объемы деятельности, сведения о привлекаемых субконтракторах) и определяется на годовой основе без заявления страховщику сведений о конкретных перевозках.

Консультация специалиста

Управление страхования транспортных операторов

Страхование груза при перевозке автомобильным транспортом

В большинстве случаев, при транспортировке ценных грузов, перевозчикам приходится преодолевать сотни километров по бездорожью. В пути товары подвергаются большой опасности, так как они могут быть похищены или повреждены.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Не каждый владелец груза имеет достаточное количество денежных средств, чтобы нанять вооружённую охрану, которая будут сопровождать автоколонну до места назначения. Единственной возможностью сохранить своё имущество при автомобильных перевозках является процедура страхования груза.

Особенности и цели

В связи с тем, что перевозка грузов автомобильным транспортом считается наиболее рискованной, на законодательном уровне был разработан порядок страхования таких операций.

Главной целью такого вида страхования является:

  • обеспечение защиты грузам;
  • защита интересов грузообладателей;
  • контроль и фиксация каждого страхового случая;
  • возмещение потерь владельцам грузов, в случаях, описанных в соответствующем договоре и т. д.

Действующее Федеральное законодательство РФ не принуждает владельцев грузов в обязательном порядке оформлять страховые полисы, так как на сегодняшний день участие в таком страховании является добровольной процедурой.

Не смотря на это, многие автоперевозчики не заключают договора со своими клиентами, если они не оформили страховой полис на груз. Таким образом, они пытаются снять с себя ответственность за все неприятности, которые могут случиться с транспортируемым грузом в пути.

В каждом населённом пункте Российской Федерации существует большое количество частных и государственных компаний, которые специализируются на предоставлении страховых услуг в области автоперевозок.

Владельцы грузов по своему усмотрению выбирают страховщика, с которым будет заключён договор.

Многие автоперевозчики тесно сотрудничают со страховыми компаниями, представители которых оказывают весь спектр услуг непосредственно у них в офисе.

В этом случае клиенты перевозчиков экономят большое количество времени, так как вся процедура оформления страхового полиса у них отлажена до мелочей.

Как описывается в договоре

При оформлении автоперевозки, между страховщиком и владельцем груза должен заключаться договор. Его срок действия определяется индивидуально, в зависимости ситуации, и обычно не превышает 12-ти месяцев.

Действие данного документа распространяется на территорию, по которой проложен предстоящий маршрут (все эти нюансы в обязательном порядке описываются в страховом полисе).

Во время составления страхового договора в этот документ вносятся обязательные реквизиты и контактные данные сторон. В отдельных пунктах прописываются их права и обязанности, а также возможные страховые случаи, с которыми груз может столкнуться в пути.

В каждом страховом договоре сразу указывается сумма страхового тарифа, которую должен внести грузоотправитель на расчётный счёт страховой компании.

Читайте так же:  Как правильно вернуть билеты авиакомпании s7

Если груз будет транспортироваться не только по территории Российской Федерации, а ещё и за её пределами, в договор включаются таможенные риски. С ними сталкиваются все, без исключения автотранспортные предприятия, выполняющие международные перевозки.

В настоящее время в России действует международная директива, регламентирующая порядок страхования таможенной ответственности всех перевозчиков, специализирующихся на трансграничных рейсах.

Каждый водитель получает книжку МДП, которая должна присутствовать с ним во время грузоперевозки. Этот документ будет служить для таможенных органов в качестве гарантии возмещения страховщиками всех расходов, связанных с неправильным оформлением грузов.

После подписания сторонами страхового договора, должны в точности выполняться все пункты данного документа. В том случае, когда без согласования со страховщиком водитель изменяет маршрут, действие договора может быть прекращено в одностороннем порядке.

Своевременно заключённый договор со страховой компанией обеспечит надёжную защиту денежных средств грузоотправителя, которые при наступлении страхового случая будут полностью компенсированы.

Про принципы социального страхования рассказывается здесь.

Страховые случаи

При транспортировке грузов автомобильным транспортом в пути могут случиться различные неприятности, которые российское законодательство определяет как страховые случаи:

  • природные явления (молния, град, буря, вихрь, ураган и т. д.), по факту которых был составлен соответствующий акт;
  • стихийные бедствия (пожар, извержение вулкана, землетрясение, наводнение и т. д.), подтверждённые документально;
  • дорожные происшествия (столкновение автотранспортных средств, попадание авто в дорожную яму, обвалы на горных серпантинах и т. д.);
  • кража, умышленная порча, разбойное нападение на автомобиль и т. д.

К страховым случаям также относятся поломки автотранспортных средств в пути, которые стали причиной повреждения грузов. При заключении стразового договора между владельцем груза и страхователем все возможные проблемы, с которыми может столкнуться грузоперевозчик, прописываются в отдельном пункте.

При любых проблемах в пути (которые описаны в заключённом страховом договоре) владелец груза должен в течение 3-х дней обратиться к своему страховщику и сообщить о проблемах при автоперевозке.

Представитель страховой компании обязан выехать на место происшествия и зафиксировать факт наступления страхового случая.

Составленный по всем правилам акт (при этом должны присутствовать: представитель владельца груза, страховщика и автоперевозчика) будет являться главным документом, на основании которого будут возмещаться денежные средства.

Если в пути груз был похищен, то для фиксирования страхового случая необходимо вызвать на место сотрудников правоохранительных органов, которые зафиксируют происшествие.

Выданный полицией документ, свидетельствующий о возбуждении уголовного дела, будет являться основанием для страховой компании выполнить финансовые обязательства перед своим клиентом.

Не подлежат возмещению потери владельца груза в случае:

  • осуществления грузоперевозки на неисправном автотранспортном средстве;
  • управления автомобилем лицом, находящимся в нетрезвом состоянии;
  • нарушения ПДД;
  • несвоевременного обращения в страховую компанию и т. д.

Действующим на территории Российской Федерации законодательством определён порядок формирования страховых тарифов, применяемых автоперевозчиками при транспортировке грузов.

На величину тарифа оказывают непосредственное влияние следующие факторы:

  • тип груза;
  • тип автомобильного транспорта (год выпуска, модификация, год выпуска и т. д.);
  • техническое состояние автотранспортного средства на момент осуществления грузоперевозки;
  • опыт и стаж водителя, который будет управлять автомобилем во время транспортировки груза;
  • сложность и расстояние маршрута;
  • качество упаковки;
  • наличие сопровождающих и т. д.

На территории Российской Федерации страховой платёж устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае, и он может колебаться в диапазоне от 1,5% до 15% от суммы, на которую был оценен груз.

По желанию грузоотправителя транспортируемые товары могут быть застрахованы на их реальную стоимость, которая должна быть подтверждена соответствующей документацией.

При определении страховых платежей необходимо учитывать ограничения, которые регламентируются Федеральным законодательством РФ.

Они касаются формирования тарифов, применяемых при страховании грузов на их полную стоимость. В этой ситуации страховая сумма не может превышать фактической стоимости автомобильного транспорта (с учётом амортизации), участвующего в грузоперевозке.

При автомобильных перевозках грузы могут подвергаться различному воздействию, которое негативно скажется на их товарном виде. Их владельцы испытывают чувство тревоги на протяжении всего маршрута, по которому будет передвигаться автотранспортное средство.

Естественным желанием каждого грузоотправителя является обеспечение надёжной защиты своим товарам. Своевременное страхование позволит защитить транспортируемые товары от возможных рисков и тем самым уберечь их владельцев от финансовых потерь.

Что входит в систему социального страхования, читайте здесь.

Страхование грузов в международной торговле

Страхование грузов в международной торговле – это международные экономические отношения, направленные на защиту имущественных интересов в случае наступления страхового случая за счет средств, формирующихся на основе страховых взносов.

Какие существуют особенности страхования грузов в международной торговле

Практически все без исключения международные поставки товаров страхуются от повреждений и гибели груза в пути. В зависимости от выбранного термина Инкотермс и любых прямых положений, касающихся страхования, в договоре купли-продажи, основную обязанность по страхованию может нести или экспортёр, или импортёр. В некоторых случаях обе стороны должны застраховать груз в разной степени. Разнообразие и сложность возможных комбинаций такова, что ни одному экспортёру или импортёру не следует обходиться без консультаций со страховым агентом или брокером.

Для многих мелких торговцев покрытие обеспечивает экспедитор. В качестве альтернативы, торговец может договориться со страховой компанией о предоставлении ему долгосрочного «открытого» или «генерального» покрытия, которое будет распространяться на ряд поставок в течение определённого периода времени. В других случаях коммерсант может непосредственно застраховать конкретную поставку, получив полис морского, авиационного или наземного страхования. Несмотря на их названия, такие полисы, как правило, не ограничиваются страхованием только морского, воздушного или наземного сегмента транспортировки, и могут быть расширены для того, чтобы обеспечить покрытие «от склада до склада».

Обязанность и необходимость страхования грузов: в чем разница

Необходимо изначально провести различие между предусмотренной договором обязанностью обеспечить страхование и коммерческой потребностью в страховании. Так, в соответствии с терминами CIF и CIP Инкотермс, экспортёр имеет предусмотренную договором обязанность перед импортёром обеспечить минимальный уровень страхования товара в ходе международной перевозки. В соответствии со всеми другими Инкотермс, не предусматривается договорной обязанности какой-либо из сторон обеспечить страхование (хотя стороны в своем договоре купли-продажи свободны указать любые дополнительные требования к страхованию).

Читайте так же:  Как работает страховка каско

Однако, в большинстве случаев отсутствие предусмотренной договором обязанности получить страховку не исключает очевидной практической необходимости в страховании. Как правило, стороны получают покрытие для того, чтобы защитить себя, и это является вопросом обычной коммерческой предусмотрительности. Как минимум, они захотят быть застрахованными в течение той части пути, когда они несут риск. Каждый термин Инкотермс фиксирует пункт перехода риска от продавца на покупателя; до этого пункта риск несёт продавец, и он захочет быть застрахованным от него; после такого пункта риск лежит на покупателе, и он также захочет быть застрахованным от риска.

Как покупатель и продавец могут поделить страхование грузов в международной торговле

Зачастую стороны хотят оплачивать покрытие только той части пути, в течение которой они подвергаются риску. Если взять пример поставки на условиях FOB, то риск переходит на борт судна. Поскольку до этого момента риск несёт продавец, он может захотеть застраховать груз до того момента, пока тот не окажется в трюме судна, но не далее. При этом в договоре нет ни строчки о такой обязанности продавца, но, как правило, он страхует товар сам, т.к. это в его интересах. Аналогично, покупатель может пожелать, чтобы его страховка начинала действовать только тогда, когда товар окажется в трюме судна, и не ранее этого момента.

Тем не менее, поскольку страховка чаще всего выдаётся на условиях «от склада до склада», дробление покрытия в пункте перехода риска не является общераспространённой практикой. Дробление покрытия, когда каждая сторона пытается застраховать только свой интерес на своём отрезке транспортировки, имеет несколько недостатков. Во-первых, существует риск, что не произойдёт точной состыковки двух покрытий и какая-то часть транспортной цепочки останется не охваченной страховкой. Во-вторых, если гибель или повреждение товара будет обнаружено только по прибытии, может быть сложно доказать, где именно произошли повреждения или гибель (и, следовательно, в рамках какого полиса), а в результате, возможно, обеим страховым компаниям удастся избежать выплаты. И, наконец, получение двух отдельных частичных страховых покрытий, как правило, обходится дороже, чем единое покрытие на условиях «от склада до склада» на всю перевозку.

Пример. Продавец отгружает товар на базе FOB или CFR; поставка по открытому счёту с оплатой после получения товара покупателем. Для такого продавца было бы глупо застраховать только отрезок перевозки до пункта перехода риска (на борту поименованного судна в порту отгрузки). В случае гибели или повреждения товара после пункта перехода риска покупатель может отказаться проводить оплату, оставив продавца ни с чем. Продавцу в таком случае пришлось бы подавать иск, вместо того чтобы предъявить более простое требование о выплате страховки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этой связи предпочтительным вариантом представляется получение одной из сторон сплошного покрытия на всю перевозку «от склада до склада» в одной страховой компании. Однако, это не всегда возможно. В силу закона во многих странах требуется, чтобы импортёры и экспортёры страховали транспортные риски в национальных страховых компаниях. Также многие коммерсанты уже пользуются долгосрочным страхованием морских грузов по генеральным полисам или открытым полисам с неоговорённой страховой суммой (обсуждение смотри ниже). Более того, многие коммерсанты могут быть достаточно опрометчивы и решить вовсе не страховать свой отрезок транспортировки.

Даже в тех случаях, когда одна из сторон получила полис на условиях «от склада до склада», покрытие может быть на недостаточную сумму или может исключать часть вероятных рисков. Тогда торговый партнёр может на своё усмотрение получить дополнительное страхование, «покрывающее пробелы в базовом полисе» (gap insurance), или «страхование рисков, не охваченных базовым полисом» (difference in conditions insurance), или «страхование от непредвиденных обстоятельств» (contingency insurance).

Поэтому коммерсанты должны внимательно изучить вопрос о том, какое страховое покрытие и на какую часть перевозки им требуется. Они должны также изучить вопрос о том, является ли покрытие, предоставленное в соответствии с минимальными стандартными условиями, такими как Оговорки Института лондонских страховщиков, достаточным для их целей, и, если нет, рассмотреть возможность увеличения или расширения такого покрытия. В случае оформления страховки другой стороной, также следует рассмотреть вопрос о том, является ли покрытие достаточным и не стоит ли его дополнить страхованием от непредвиденных обстоятельств.

Коммерсантам нелишне изучить со своим страховым агентом или брокером, а также своими торговыми партнёрами различные варианты получения такого покрытия. И, наконец, следует точно прописать в договоре купли-продажи как желаемый уровень страховки, так и то, какая из сторон должна оплатить премию страховщику.

Что такое страховой интерес

Независимо от того, кто получает полис, сторона-страхователь может претендовать на возмещение по требованию только если она имела «страховой интерес» в товаре на момент повреждения или гибели товара. Грубо говоря, это означает, что сторона должна иметь право собственности на товар или любой иной интерес в нём (включая риск) для того, чтобы иметь право предъявить требование в рамках полиса. Вообще говоря, продавец обычно имеет страховой интерес в товаре до момента перехода рисков, а покупатель – после этого момента. Тем не менее, из этого правила существуют исключения, и в некоторых случаях одна из сторон может переуступить свои права по страховому полису другой стороне.

Какие различают виды страхования грузов в международной торговле

«Открытый» полис и «генеральный» полис предназначены для покрытия целого ряда поставок в течение определённого времени и, следовательно, содержат только общие условия договора страхования. В каждом случае застрахованная сторона уведомляет страховщика о конкретных рейсах, которые должны покрываться таким полисом. Открытый полис также могут получать экспедиторы или перевозчики, которые затем используют его для страхового покрытия конкретных партий товара для своих клиентов.

В соответствии с генеральным полисом, стоимость риска, страхуемого в рамках каждого рейса, вычитается из общей стоимости покрытия, предусмотренного договором. В соответствии с открытым полисом, страховой лимит автоматически возобновляется после каждого рейса.

Читайте так же:  Как купить квартиру на материнский капитал порядок действий пошагово

В некоторых случаях, например, связанных с оплатой по аккредитиву, от грузоотправителя может потребоваться, чтобы страховой документ был включён в комплект отгрузочных документов. В рамках открытого полиса таким документом будет «страховой сертификат/свидетельство», который выдаётся страховщиком по распоряжению застрахованной стороны. Коммерсанты должны быть осторожны, поскольку аккредитив, который прямо предусматривает представление страхового полиса, не позволяет представить в качестве замены полиса страховой сертификат.

Какова стоимость страхования грузов в международной торговле

Страховые премии очень различаются в зависимости от способа транспортировки и характера товаров. Премии для авиаперевозок, как правило, являются самыми низкими, в районе 0,3% от стоимости товара, тогда как самые высокие премии характерны для длинных участков автомобильной или железнодорожной перевозки (особенно, в развивающихся странах), которые в исключительных случаях могут достигать 2%. Премии для морских перевозок колеблются в пределах 0,6% — 0,7%.

Страхование грузов по Инкотермс-2010

Только два термина Инкотермс – CIF и CIP – специально предусматривают обязанность страхования. В соответствии с данными терминами, продавец обязан получить страховой полис для покупателя. Минимальный объём покрытия установлен на уровне 110% от цены товара, а условиями, предусмотренными таким покрытием, являются условия Оговорок Института лондонских страховщиков. Институт лондонских страховщиков – это профессиональная ассоциация страховых компаний; он разработал три стандартные оговорки, известные как Институтские оговорки А, В и С. Данные оговорки определяют риски, охватываемые полисом, и были предназначены для замены и усовершенствования существовавших до этого общих оговорок, известных как «от всех рисков» (against all risks), «с ответственностью за аварию» (With Average — WA) и «свободно от частной аварии» (Free of Particular Average — FPA).

Оговорка А Института лондонских страховщиков предусматривает самое широкое покрытие; следовательно, иногда она рассматривается как обеспечивающая покрытие ото «всех рисков». Однако такая терминология обманчива, поскольку Оговорка А не охватывает несколько важных рисков, включая риски забастовок или войн, а также повреждения товара вследствие неудовлетворительной упаковки, риски задержки, обычного износа транспорта или неплатёжеспособности перевозчика. Оговорки В и С являются еще более ограничительными и покрывают только риски, конкретно упомянутые в них.

В соответствии с «Инкотермс», продавец может выбрать Оговорку С, которая предусматривает самое минимальное покрытие. Поэтому импортёров хотелось бы заранее предупредить о том, что в случаях, когда такого минимума не достаточно, им придётся уточнить в своём договоре с экспортёром уровень дополнительного страхования, который им нужен. Например, если импортёр планирует получить большую прибыль от товаров, покрытие в размере 110% от стоимости товаров может являться недостаточным; здесь можно рекомендовать получение страхового покрытия в размере 120 % или 130% (хотя очевидно, что это увеличит расходы на страховую премию).

Одно из решений – это предусмотреть в договоре купли-продажи специальное условие о сфере действия, объёме и сроке страхового покрытия и, в частности, о том, распространяется ли покрытие на такие риски, как забастовки, беспорядки и гражданские волнения (такое покрытие называется покрытием “SRCC” (strikes, riots and civil commotions); пример такого условия изложен в Главе 3, посвященной «Инкотермс».

Страхование ответственности транспортно-экспедиционных предприятий

  • Оформление онлайн
  • Счет и полис на e-mail
  • Стоимость от 4 000 рублей

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ИЛИ ЭКСПЕДИТОРА.

Страхование гражданской ответственности перевозчика или экспедитора предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, работающие в области предоставления услуг по перевозке или экспедированию грузов.

Страховая защита

AO «АльфаСтрахование» разработало страховую программу по защите интересов перевозчиков/экспедиторов от правомерных претензий, заявленных Страхователю на основании:

  • Устава автомобильного транспорта РФ;
  • положений международных правовых договоров и Конвенций в области перевозок грузов и оказания экспедиторских услуг CMR/КДПГ, FIATA;
  • требований национального законодательства в области перевозок грузов, оказания экспедиторских услуг государства, на территории которого оказываются данные услуги или юрисдикция которого применяется при урегулировании претензий, предъявляемых Страхователю в связи с наступлением страхового случая;
  • условий любого другого договора, предварительно одобренного Страховщиком.

Застрахованные риски

  • Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза / необеспечение надлежащей сохранности груза, в случае столкновения средств транспорта с препятствиями и между собой, пожаров, опрокидываний транспортных средств, провала мостов, огня или взрыва, кражи или разбойного нападения, нарушения температурного режима.
  • Ответственность за финансовые убытки, наступившие в результате просрочки в доставке груза, неправильной засылки груза, возмещения провозных платежей.
  • Возмещение таможенных сборов и пошлин.
  • Ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный грузом имуществу и здоровью третьих лиц.
  • Расходы по расследованию обстоятельств страхового случая.
  • Расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.

Тарифы по страхованию гражданской ответственности перевозчика или экспедитора

  • 0,5…2,5% от брутто-фрахта.
  • От 100 до 1 500 долларов США за один грузовой автомобиль (с любым типом прицепа).

В каждом конкретном случае размеры тарифных ставок могут быть скорректированы в зависимости от номенклатуры перевозимого груза, маршрутов перевозок, количества транспортных средств, объемов перевозок, условий страхования и лимитов ответственности.

СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

Страхование профессиональной ответственности таможенного перевозчика предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, занимающиеся перевозкой грузов под таможенным контролем. Срок действия — от 3 месяцев до 3 лет.

В рамках договора можно застраховать профессиональную ответственность таможенного перевозчика. Помимо обычной ответственности за груз перед грузовладельцем, страхование может покрывать ответственность за доставку груза в таможенный орган назначения перед таможенными органами, определенную Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Тариф по страхованию профессиональной ответственности таможенного перевозчика составляет 0,5…2% от лимита ответственности.
В каждом конкретном случае размеры тарифных ставок могут быть скорректированы в зависимости от вида транспорта, количества транспортных средств, рода перевозимых грузов, маршрутов перевозок.

При безубыточном страховании предусмотрены скидки.

Страхование грузов при внутрироссийских и международных перевозках: сходства и различия
30.01.2015   | Вернуться в список

Как известно, страхование перевозок грузов на значительные расстояния необходимо для того, чтобы в случае их повреждения или потери можно было компенсировать свои убытки. При этом страхователь, как правило, делает относительно небольшой взнос, получая взамен серьезные гарантии, ради которых и имеет смысл застраховать груз, если ему предстоит достаточно далекий путь, причем вне зависимости от того, каким именно видом транспорта его предстоит перемещать в пространстве.

Читайте так же:  Полис осаго в альфастрахование

Страхование перевозки по России и за ее рубежи

Как показывает практика, страхование внутрироссийских перевозок пока осуществляется в гораздо меньших масштабах, чем перевозок международных. Главным нормативным документом, на основании которого производится страховка, до сих пор является постановление Министерства финансов СССР № 140 от 24 декабря 1990 года «Правила страхования грузов». С тех пор как оно было принято, не только прошло немало времени, но и исчезла страна, для использования в которой этот документ предназначался. Многие его положения безнадежно устарели и совсем не соответствуют нынешним реалиям, но, тем не менее, по сей день имеют юридическую силу.

Страхование перевозки товара за рубежи Российской Федерации – процедура намного более распространенная хотя бы по той простой причине, что она, согласно международным транспортным конвенциям, в которых участвует наша страна, является обязательным. То есть сложилась такая ситуация, что международные перевозки товаров у нас страхуются гораздо чаще, чем перевозки внутрироcсийские.

Почему страхование груза при отправках по России производится нечасто?

Помимо того, что нормативно-правовая база, регулирующая страхование грузов при их перевозках внутри страны, нуждается в серьезных изменениях, существуют и другие причины, почему пока отправители пользуются ею весьма нечасто. Одна из причин состоит в том, что при внутрироссийских перевозках стоимость страхования грузов оказывается достаточно высока, и поэтому оно, как считают многие, существенно удорожает транспортировку. Поскольку транспортные тарифы и так постоянно растут (причем, кстати говоря, по вполне объективным причинам), то становится понятно, что именно на страховании многие стараются сэкономить. Следует заметить, что это весьма недальновидно, поскольку лишает собственников грузов возможности компенсировать свои потери, связанные с различными форс-мажорными обстоятельствами, которые нередко складываются в дороге.

Страхование международных перевозок как необходимость

Как уже было сказано выше, правила международных перевозок предполагают обязательное страхование грузов. Положения об этом содержатся, в частности, в таком документе, как «Конвенция о международной дорожной перевозке грузов» и в соответствующих документах, регламентирующих международные перевозки грузов всеми другими видами транспорта (морским, железнодорожным, авиационным). Интересно, что во многих случаях, в отличие от правил внутрироссийского страхования перевозок грузов, установлен четкий лимит ответственности перевозчиков.

То, что груз, подлежащий международной перевозке, застрахован, подтверждается в товарно-транспортной накладной, однако она при этом не играет роль страхового полиса, который должен оформляться отдельно. Следует также иметь в виду, что на сегодня надзор за страхованием ответственности перевозчиков находится в компетенции контрольных органов стран-участниц соглашений. На международное транспортное страхование грузов тариф в каждом отдельном случае (как, впрочем, и при страховании внутрироссийском) определяется в индивидуальном порядке и складывается под воздействием множества факторов.

Страхование перевозок грузов в международном транспортном сообщении: особенности и виды

В настоящее время в международном транспортном сообщении практикуются два способа страхования ответственности перевозчика грузов. Можно застраховать перевозку по генеральному полису, который распространяется практически на все объекты, принимаемые к транспортировке. Правда, в тех случаях, когда перевозятся грузы, перемещение которых может осуществляться только при наличии специальных разрешений и лицензий (например, взрывоопасных и радиоактивных материалов, драгоценностей, денежных средств и т. п.), генеральный полис не действует, и страхование необходимо производить отдельно, причем на каждую конкретную перевозку. При этом в обязательном порядке должны учитываться специфические характеристики грузов.

Страхование перевозок и объем рисков

Очень важным моментом является то, какие именно риски страхуются. Как показывает международная практика (кстати, в отличие от российской), большинство владельцев старается застраховать перевозку на условиях с ответственностью за все риски, причем таким образом, чтобы действие полиса распространялось на все время транспортировки. Лишь в отдельных случаях страхование грузов онлайн или традиционным способом осуществляется от противоправных действий третьих лиц или хищений, а также, скажем, до некоего промежуточного, а не конечного пункта. Так происходит тогда, когда страхователь стремится сократить свои расходы.

Кроме того, в практике международного страхования перевозок грузов (в отличие, опять же, от практики внутрироссийской) достаточно широко применяется франшиза. Она представляет собой некую определенную сумму, в рамках которой часть рисков повреждения и гибели товара готов взять на себя его владелец. При этом различают условную и безусловную франшизы: первая вступает в силу только при наступлении определенных обстоятельств.

Таким образом, можно уверенно констатировать тот факт, что вопросы страхования при международных перевозках грузов проработаны гораздо подробнее, чем при внутрироссийских.

Для объективного анализа ваших рисков вы можете обратиться к специалистам Страхового агентства «GALAXY страхование» и мы с радостью подготовим для вас оптимальные условия по тарифу и поможем составить качественный договор страхования.

Страхование груза

Кражи и хищения дорогостоящих и ликвидных грузов в последнее время участились. Минимизировать возможные риски и избежать финансовых конфликтов позволяет страхование груза.

Гарантия от возможных убытков

Страхование грузов широко применяется при осуществлении международных перевозок и относится к добровольному виду. Основная цель – гарантия для грузоотправителя компенсации возможных убытков, упрощение процедуры возмещения средств, ибо в противном случае может потребоваться немало времени и значительные судебные издержки.

При транспортировке даже погодные условия, например, сильный град, гроза, порывистый ветер, могут привести к повреждению товара. И почти невозможно заблаговременно знать, потребуется ли дополнительная защита. Возможна утеря или повреждение груза при отсутствии вины перевозчика, а также допустимы другие случаи, при которых полис страхования груза позволит избежать потерь.

Вот наглядные примеры.

Доставлялась партия ноутбуков общей стоимостью 900 тыс. долларов США. Владелец отказался от страхования груза. В пути была похищена полная паллета с товаром общей стоимостью 90 тыс. долларов США. Грузовладелец получил возмещение от перевозчика в соответствии с КДПГ (8,33 SDR за 1 кг веса брутто) в размере 32,5 тыс. долларов США (вес одного ноутбука 2,5 кг), при том, что его прямой убыток был 57,5 тыс. долларов США. Стоимость полиса страхования груза составила бы 2,3 тыс. долларов США.

Читайте так же:  Какие могут быть смягчающие обстоятельства при лишении водительских прав

В другом случае доставлялись новые легковые машины общей стоимостью 160 тыс. долларов США. Груз также не был застрахован. Во время отдыха водителя на стоянке в автовоз врезался грузовик, в результате чего пять из восьми автомобилей были повреждены. Вины перевозчика нет (автовоз находился в состоянии покоя), поэтому возмещение с его стороны не предусмотрено. Упущенная выгода от поврежденных машин составила 100 тыс. долларов США. При этом полис страхования груза обошелся бы в 570 долларов США.

Таким образом, груз следует страховать, если:

– он дорогой и (или) легкий, в связи с чем установленные международными конвенциями лимиты ответственности перевозчика за сохранность груза значительно меньше его стоимости;

– страхование требуется в соответствии с указанным в контракте купли-продажи термином Инкотермс (CIP или CIF);

– требуется дополнительная имущественная защита, в т.ч. на случай, если товар будет поврежден не по вине перевозчика (ДТП и др.).

Набор страхуемых рисков может быть достаточно широким, но чем он больше, тем дороже полис. Поэтому в интересах грузоотправителя – всегда внимательно ознакомиться с перечнем страхуемых рисков и выбрать из них только те, которые действительно необходимы. Однако здесь нельзя забывать, что дешевое – не всегда самое хорошее. Например, наименьший тариф в случае страхования «с ответственностью только от полной гибели». При частичном повреждении или утрате страховое возмещение выплачено не будет.

Каждый полис страхования имеет ряд исключений, ознакомиться с которыми очень важно. В основном это форс-мажорные обстоятельства, но могут быть и специальные оговорки. В случае необходимости следования груза через зоны военных действий можно получить специальное подтверждение страховой компании о расширении страхования на данный регион, однако стоимость страховки значительно повышается.

Подходить к вопросу выбора партнера в страховании грузов необходимо максимально внимательно и ответственно. В последнее время замечено стремление некоторых страховых компаний демпинговать на рынке данного вида услуг, завлекая страхователей критически низкими ставками. При этом многие страхователи не вникают в предлагаемые условия, объем страхового покрытия, покрываемые риски (условия страхования «от всех рисков» не означают, что безусловно все риски несохранности груза покрываются страховщиком). Впоследствии выясняется, что, предложив «бросовую» цену на страхование груза, страховщик исключил из покрытия такие важные риски, как противоправные действия третьих лиц, включая риск мошенничества, повреждение груза в процессе перегрузки, хищение в ночное время и пр., оставляя страхователя один на один с убытком в случае возникновения соответствующего события. Словом, покупая услугу, страхователь рискует получить «неполный» продукт.

Кроме того, при заключении договора страхования груза страхователь обязан сообщить все известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Если в момент подачи заявления он не обладает всеми вышеизложенными сведениями, то обязан сообщить их по мере поступления информации. В частности, когда в процессе доставки имели место перегрузка с одного транспортного средства на другое, изменение пункта доставки, стоимости товара и т.п., то о подобных обстоятельствах следует незамедлительно сообщать страховщику.

Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов, наличия перегрузок, стоимости товара, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов. Стандартные тарифы – от 0,25% до 0,35% стоимости груза, заявленной в инвойсе. Однако бывают и более высокие тарифы, например, при перевозке электроники. Большинство страховых компаний для того, чтобы точно рассчитать тариф на страхование грузов, предлагают направить в их адрес предварительный запрос.

При наступлении страхового случая

страховая сумма определяется на основании заявления страхователя, как правило, в размере действительной стоимости груза (согласно инвойсу). При этом страхователь должен предоставить страховщику полный комплект претензионных документов: оригинал страхового полиса, оригинал перевозочного документа (коносамент, CMR-накладная, железнодорожная накладная), инвойс, документы, подтверждающие наличие страхового случая (аварийный сертификат, акт-извещение, акт экспертизы), расчет убытка.

Некоторые транспортные организации и грузовладельцы разработали, на их взгляд, оптимальный вариант решения проблемы ограниченной ответственности перевозчика и страхуют груз на сумму превышения ответственности перевозчика. Например, если стоимость груза 100 тыс. долларов США, а максимальная ответственность перевозчика в соответствии с КДПГ – 30 тыс., то грузовладелец страхует груз на сумму в размере 70 тыс. долларов США. Стороны считают, что согласно КДПГ при потере всего груза перевозчик возместит 30 тыс. долларов США, а оставшуюся сумму оплатит страховая компания. Но это заблуждение.

Рассмотрим пример, когда в результате международной перевозки груз стоимостью 100 тыс. долларов США был полностью утрачен. Страховая сумма, которая указана в договоре страхования, меньше действительной его суммы. В таком случае максимальный компенсационный ущерб не превысит 70 тыс. долларов США (70% всей стоимости груза).

Однако при таких условиях страхования груза страхователь, получив возмещение от страховой компании, не имеет права требовать возмещения от перевозчика. Если же ущерб был изначально оплачен перевозчиком, то страховая компания возмещает разницу между суммой страхования и суммой, оплаченной перевозчиком (70 тыс. – 30 тыс. = 40 тыс. долларов США).

Таким образом, перед тем, как принять решение о страховании груза, необходимо определить требуется ли обеспечение дополнительной имущественной защиты на маршруте, по которому будет следовать груз. Необходимо учитывать все возможные варианты развития событий и сравнить стоимость килограмма груза с ограниченной ответственностью перевозчика за килограмм недостающего веса брутто (11,35 долларов США).

Дмитрий Курочкин

Видео (кликните для воспроизведения).

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Страхование грузов при осуществлении международных перевозок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here