Новые напасти российского атомного «грузовика» у Африки: Евросоюз следит
«Севморпуть» идет в Россию под пристальным вниманием Европы. Морские власти Испании и Еврокомиссия отслеживают возвращение единственного в мире атомного контейнеровоза, которому пришлось снова остановиться. У Канарских островов с борта судна эвакуировали капитана с подозрением на менингит. До этого «Севморпуть» около месяца маневрировал у берегов Анголы после поломки и вынужден был прекратить путь в Антарктиду.
По данным навигационного портала Marinetraffic, атомный контейнеровоз продолжает путь в Санкт-Петербург, куда планирует прибыть 31 декабря. Сейчас судно проходит мимо берегов Португалии.
Как сообщало EADaily , в начале октября с грузом для станции «Прогресс» и полярниками «Севморпуть» отправился из Санкт-Петербурга в Антарктиду. Однако 18 октября, проходя мимо Африки, единственный в мире атомный контейнеровоз потерял одну из четырех лопастей ходового винта и был вынужден остановиться в заливе Луанды.
«На судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса. В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза было принято решение ее демонтировать. Для этих целей на борт судна прибыла группа водолазов», — говорилось в ответе генерального директора «Атомфлота» Мустафы Кашки на запрос EADaily . Он подчеркнул, что судно обладает всеми мореходными качествами, а ядерная энергетическая установка атомного контейнеровоза работает в штатном режиме.
«Вероятность подобного развития событий изначально оценивалась как околонулевая. Маршрут нельзя сказать, чтобы сложный. Но, главное, в декабре 2019-го — феврале 2020-го лихтеровоз проходил доковый ремонт на „Канонерском СРЗ“, в ходе которого был произведен и демонтаж винта с выполнением магнитной дефектоскопии лопастей. Все должно было быть в порядке. Однако, как известно, в жизни бывает всякое», — пишет телеграм-канал «Капитан Арктика». Он уточняет, что на заводе судно ждут 7 января.
Как сообщает Polar Journal, власти Анголы и ЮАР категорически отказались допустить судно в свои порты для ремонта из-за наличия ядерной установки. 150 кг обогащенного урана в КЛТ-40 сделали «Севморпуть» нежеланным гостем в портах, отмечает издание.
3 декабря атомный контейнеровоз отправился в обратный путь. Однако на прошлой неделе, 16 декабря, был вынужден остановиться у Канарских островов, чем взволновал береговую охрану Испании и власти Марокко, сообщает Polar Journal.
«Вчера с 20.28 до 20.41 вертолет Морского спасательного агентства кружил над судном. Эвакуировали командира „Севморпути“ с симптомами менингита в Лас-Пальмас. На борту остался экипаж и технические сотрудники в составе 98 человек. После эвакуации „Севморпуть“ возобновил прямое движение к европейскому континенту. В дополнение к техническим проблемам теперь появились еще и проблемы здоровья людей», — сообщила французская неправительственная экологическая организация Robin des Bois («Робин Гуд»).
В Еврокомиссии сообщили ее представителям, что обеспокоены ситуацией и внимательно следят за судном с помощью систем Европейского агентства морской безопасности (EMSA).
«Робин Гуд» призывает организовать специальный конвой, чтобы проводить судно до Санкт-Петербурга» и исключить любые случайности на пути, который проходит у европейских берегов и в самое неподходящее время штормов в Атлантическом океане.
Главное управление торгового флота Испании объявило о том, что внимательно наблюдает за судном во время его транзита мимо Канарских островов и Пиренейского полуострова, сообщает Mer et Marine.
Единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» спустили на воду на керченском заводе «Залив» в 1986 году. После этого он большую часть времени простоял у причала, и его едва не порезали на металл. Но в 2014 году он прошел доковый ремонт в Росляково, и лихтеровоз снова ввели в строй в 2015 году.
Атомный контейнеровоз должен стать одним из судов, которые обеспечивают развитие Северного морского пути. 25 сентября «Севморпуть» доставил из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург экспериментальным рейсом 206 рефрижераторных контейнеров с белой, красной рыбой и кальмаром.
«Рейс выполнен в рамках исполнения поручения президента России от 7 июня 2020 года о проработке вопроса снижения стоимости рыбной продукции путем уменьшения затрат на ее доставку из регионов Дальнего Востока в европейскую часть России, используя Северный морской путь», — сообщали в «Атомфлоте».
Заместитель гендиректора по экономике и финансам предприятия Андраник Кочарян заявлял на Х Международной конференции «Логистика в Арктике» в октябре, что лихтеровоз имеет неограниченный район эксплуатации и в силу технических характеристик способен завозить в Арктическую зону гораздо больше грузов, чем конкуренты. Срок выработки ядерного топлива «Севморпути» истекает в 2023 году, замечал представитель «Атомфлота»: «Решение об эксплуатации будет принято в ближайший год, я практически уверен, что судно будет эксплуатироваться и дальше».
В телеграм-канале «Капитан Арктика» отмечали, что в отрасли уже давно идет дискуссия по поводу будущего ядерных контейнеровозов. Сторонники указывают на автономность судов, что важно для Северного морского пути, их экологичность и повышенную грузоподъемность. Противники считают, что строительство атомных «грузовиков» — это долго, дорого и должны быть планы их конкретной загрузки в оба конца, чтобы суда окупились. Кроме того, европейские страны отказываются от атомной энергетики и вряд ли примут у себя такие контейнеровозы. Ангольская история при этом не прибавила очков сторонникам атомных контейнеровозов.