Требование уступить дорогу по пдд

Предлагаем статью на тему: "Требование уступить дорогу по пдд" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Уступить дорогу

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Понятие «уступить дорогу» — это обратная сторона понятия «преимущество». Оба этих термина являются ключевыми понятиями системы дорожной безопасности.

В спорных случаях (например, при невозможности определить главную дорогу на перекрестке) водитель исходя из соображений безопасности должен считать себя «уступающим дорогу» по отношению к иным транспортным средствам.

Невыполнение требования «уступить дорогу» вовсе не означает, что водитель в обязанности которого входило выполнение этого требования, обязательно создает ситуацию, заканчивающуюся столкновением транспортных средств или иным видом дорожно-транспортного происшествия. Несоблюдение этого требования по смыслу термина будет констатироваться и в том случае, когда другой участник движения во избежание столкновения вынужден экстренно изменить направление своего движения или скорость. Поэтому в качестве нарушения предписания «уступить дорогу» должен рассматриваться сам факт создания помех для движения.

Иными словами, требование «уступить дорогу» следует рассматривать как указание «не создавать помех».

В какой последовательности проедут транспортные средства?

1 – легковой автомобиль, трамвай, грузовик одновременно с автобусом
2 – трамвай, легковой автомобиль, грузовик одновременно с автобусом
3 – трамвай, легковой автомобиль, грузовик, автобус

Решение :: Хотя легковой автомобиль, грузовик и трамвай находятся на равнозначных дорогах, преимущество последнего закреплено в пункте 13.11 Правил. Разворачиваясь, водитель грузовика должен уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся навстречу (пункт 13.12). Поскольку траектории движения грузовика и автобуса не пересекаются, они могут выполнять маневры одновременно (см. определение термина «уступить дорогу»).

Согласно части 2 статьи 12.13 КоАП РФ, невыполнение требования уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, наказывается штрафом в размере 1000 рублей.

Термин ПДД «Уступить дорогу»

Дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»

Если Вы едете по главной дороге, то можете не беспокоиться о том, кого и когда надо пропускать: преимущества полностью на Вашей стороне. Но если Ваша дорога является второстепенной или же Вы не знаете, какой именно по приоритету является дорога, по которой Вы едете, то подъезжая к перекрёстку, Вам очень важно разобраться в ситуации и понять, имеете ли Вы право на преимущество или же, напротив, должны уступить дорогу.

Принять правильное решение Вам поможет дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу», относящийся к группе знаков приоритета.

Этот знак имеет форму треугольника белого цвета с красной окантовкой, вершина которого направлена вниз. На знаке не имеется каких либо изображений.

Знак 2.4 означает, что водитель не имеет права продолжать, начинать или возобновлять движение или какой либо манёвр, если это может принудить других участников движения, на чьей стороне находится приоритет, изменять скорость или направление движения. Говоря другими словами, знак предписывает пропустить водителей. Которые двигаются в поперечном направлении. Вместе с тем, этот знак не предполагает обязательной остановки: если перекрёсток хорошо просматривается, и водитель видит, что в поперечном направлении автомобилей нет, он имеет полное право продолжать движение.

Знак 2.4 «Уступи дорогу» обычно устанавливается непосредственно перед перекрёстком, на котором нужно уступить дорогу. В некоторых случаях знак может дублироваться и на некотором расстоянии от перекрёстка, чтобы предупредить водителя о необходимости пропустить других участников движения заранее.

Знак «Уступи дорогу» может устанавливаться вместе с другими дорожными знаками, а именно:

  • Со знаком 2.2 «Окончание главной дороги».
  • С табличкой 8.13, которая указывает траекторию движения по главной дороге. При наличии этой таблички водитель обязан предоставить преимущество автомобилям, двигающимся по главной дороге..
  • С табличкой 8.1.1, указывающей расстояние до объекта. В случае. Если знак 2.4 устанавливается с табличкой 8.1.1, он является дублирующим, и на перекрёстке, на котором нужно уступать дорогу, будет установлен аналогичный знак.
  • С табличкой 8.1.2, которая указывает на расстояние до знака «STOP» — «Движение без остановки запрещено». Такое сочетание означает, что через указанное в табличке расстояние водителю встретится знак 2.5 и ему придётся в обязательном порядке остановиться у стоп-линии или у края проезжей части.

– Дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»

– Дорожный знак 2.6 «Преимущество встречного движения»

– Дорожный знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением»

Знаки дорожного движения РФ 2018

Уступите дорогу

Знак 2.4 «Уступите дорогу»

Вид знаков: приоритета

На дорожном знаке 2.4 изображен в красной рамке белый равносторонний треугольник, расположенный основанием сверху и вершиной вниз. Дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» предупреждает водителя о том, что он приближается к нерегулируемому перекрестку, где водитель должен будет уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.

Знак устанавливается непосредственно перед перекрестком.

Дорожный знак 2.4 не обязывает водителя остановиться, если не установлен совместно со знаком 2.5.

«Движение без остановки запрещено». Поэтому, если перекресток хорошо просматривается и вы понимаете, что уступать дорогу некому, то можно смело ехать без остановки в нужном Вам направлении.

Если на перекрестке работает светофор, то светофор отменяет знаки приоритета и знак «Уступите дорогу» будет регулировать приоритет движения на перекрестке только если светофор перестанет работать.

Пункт 1.2 ПДД говорит нам:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Знак 2.4 устанавливается совместно со знаками:

2.2 — «Конец главной дороги». Предупреждает, что главная на следующем перекрестке заканчивается главная дорога и надо уступить дорогу другим транспортным средствам.

8.13 — «Направление главной дороги». Указывает направление главной дороги на перекрестке. Главная дорога на табличке обозначена жирной черной полосой.

8.1.1 — «Расстояние до объекта». Знак 2.4 в сочетании с табличкой 8.1.1 является дублирующим, после которого будет установлен еще один знак «Уступите дорогу» непосредственно перед перекрестком, но уже без таблички 8.1.1.
Читайте так же:  Как молодой семье получить льготную ипотеку

8.1.2 — «Расстояние до объекта». Указывает расстояние от знака 2.4 до перекрестка в случае, если непосредственно перед перекрестком установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». В этому случае необходима обязательная остановка у края проезжей части, либо у «Стоп линии» при ее наличии.

Знаки приоритета

Пройти онлайн экзамен по данной теме.

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Это самая малочисленная группа знаков, и запомнить их легко. Изучив знаки приоритета, у вас никогда не возникнет вопросов кто первым должен проезжать перекресток или узкую часть дороги, а кто должен уступить дорогу.

2.1 «Главная дорога«. Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. Как правило, данный знак применяется в населенных пунктах, в случае его установки вне населенного пункта, на проезжей части такой дороги запрещена стоянка.

2.2 «Конец главной дороги«. Данный знак устанавливается в конце дороги, которая несколько перекрестков подряд до этого была главной. Знак 2.2 сам по себе не обязывает водителя уступать дорогу.

2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой«.

2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги«. Примыкание справа — 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, слева — 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7.

Знаки 2.3.1-2.3.7 обычно устанавливаются вне населенных пунктов и только на главной дороге (об этом сигнализирует жирная линия на самом знаке). Данные знаки похожи на предупреждающие знаки и могут устанавливаться за 150-300 м до перекрестка. Увидев такой знак, водитель должен понимать, что он находится на главной дороге. Знаки 2.3.2-2.3.3 устанавливаются в том случае, если угол между осями главной и второстепенной дороги составляет 60-90°; если угол менее 60° — устанавливаются знаки 2.3.4-2.3.7.

2.4 «Уступите дорогу«. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной. Водитель может проезжать данный знак без остановки, если он не создает помех другим участникам дорожного движения. Данный знак обычно устанавливается непосредственно перед перекрестком, но, в некоторых случаях вне населенного пункта знак может устанавливаться с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта», информируя водителя, что впереди перекресток, на котором установлен знак 2.5.

2.5 «Движение без остановки запрещено«. Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет — перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 «Направление главной дороги» — по главной дороге.

Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии — перед знаком.

В отличие от знака 2.4 «Уступите дорогу», знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» требует от водителя обязательной остановки транспортного средства в любом случае, даже если он не создает никому помех. Знаки 2,4 и 2.5 не действуют на регулируемом перекрестке, если им управляет регулировщик, либо светофор в режиме зеленый-желтый-красный.

2.6 «Преимущество встречного движения«. Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.

2.7 «Преимущество перед встречным движением«. Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам.

Знаки 2.6 и 2.7 устанавливаются в паре — один из знаков с одной стороны узкого участка дороги, другой — с другого.

Водитель, увидев знак 2.6 «Преимущество встречного движения», должен уступить дорогу встречному транспорту только в том случае, если разъезд затруднен. В случае, если встречный разъезд не вызывает трудностей, можно двигаться без остановки.

Запомнить у кого преимущество достаточно просто по красной стрелке на знаке, символизирующей запрет.

Если красная стрелка на знаке направлена от вас (снизу-вверх), преимущество у встречного транспорта; если красная стрелка направлена к вам (сверху-вниз) — преимущество у вас.

Пройти онлайн экзамен по данной теме.

В начало страницы

Уступить дорогу и пропустить, в чем разница?

Интересной историей поделился один из подписчиков, Сергей. Он выезжал из двора, автомобиль на главной дороге снизил скорость и почти остановился, дав понять, что его пропускает. Когда Сергей стал выезжать на дорогу, второй автомобиль ускорился и произошло ДТП.

Приехавший на место сотрудник ГИБДД составил схему и для него ситуация очевидна, а у Сергея впереди непростая история.

Схема ДТП. Пример

Примерно такая схема была составлена, оспаривать которую не имеет смысла, и в статике естественно вина Сергея. Нарушение пункта 8.3 Правил.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Ситуации, когда водители пропускают, имея преимущество в движении случаются часто. Выезд из двора, перестроение в пробке, пересечение второстепенной дороги в плотном потоке и прочее. Без взаимовежливости иногда просто невозможно продолжить движение. Как же такая вежливость отражена со стороны Правил дорожного движения?

Понятия «пропустить» в Правилах дорожного движения нет, но требование уступить дорогу четко определено в термине.

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Проецируя на нашу ситуацию, Сергей должен был вынудить водителя второго автомобиля изменить скорость. Второй водитель снизил скорость по собственному решению и при выезде из двора Сергей помеху ему уже не мог создать, так как при фактических скоростях их траектории не пересекались.

Когда уже Сергей стал выезжать водитель второго автомобиля ускорился и спровоцировал ДТП. Ускорение опять же это не вынужденное, а фактически таран, осознанное действие. В теории вина в ДТП второго водителя очевидна, что же на практике?

На практике в материалах дела есть только статическая схема. К счастью для Сергея участок, где произошло ДТП попадал в зону камер наблюдения одного из магазинов. Много трудов стоило получить эту видеозапись, но сложилось все удачно и на разборе с этой записью у инспектора вопросов не осталось, а лицо второго водителя подставщика нужно было видеть.

Читайте так же:  Можно ли вернуть технически сложный товар

Такое оптимистичное заключение получилось только благодаря камерам видеофиксации, поэтому будьте внимательны, когда вас пропускают. Это действие не регулируется правилами и основано только на взаимопонимании водителей.

ПДД глава 13

Проезд перекрестков

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрёстки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одно временно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16 ), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрёстки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5 , водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Как уступить дорогу пешеходу по ПДД

Добрый день, уважаемый читатель. У автолюбителей нередко возникает вопрос о том, в каких случаях нужно пропускать пешеходов на дороге.

Многие водители считают, что автомобиль на дороге имеет абсолютный приоритет и пропускать пешеходов не следует ни при каких обстоятельствах. Другие же настолько любят пропускать, что пропускают даже тогда, когда пешеходов на дороге нет. Последние, кстати, очень часто создают пробки.

В данной статье я предлагаю не вдаваться в крайности. Давайте рассмотрим, когда нужно пропускать пешеходов, а когда нет. Это будет интересно и полезно всем водителям транспортных средств.

Что значит уступить дорогу пешеходу?

Начнем эту статью с определения понятия уступить дорогу:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Хочу сразу же обратить Ваше внимание, что в действующих ПДД есть понятие «уступить дорогу пешеходу», приведенное в пункт 14.1:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Т.е. водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.

Рассмотрим, каким образом нужно пропустить пешехода. Если при приближении к пешеходному переходу Вы видите, что на него вышел или собирается выйти пешеход, то снизьте скорость и остановитесь. После того, как пешеход прошел мимо Вашего автомобиля, обязанность можно считать выполненной и можно следовать дальше. Естественно, следует убедиться в том, что на переходе не появились другие пешеходы.

Слепые пешеходы

Первым делом предлагаю рассмотреть правила, относящиеся к слепым пешеходам. Именно они самые простые:

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Хочу отметить, что на практике мне ни разу не доводилось пропускать на дороге слепого пешехода. Судя по всему, огромное количество автомобилей просто не дает им возможности спокойно перемещаться по населенным пунктам. Однако если вдруг перед Вашим автомобилем появился слепой пешеход, обязательно его пропустите.

На практике существует одна достаточно интересная нестандартная ситуация — ДТП с участием «слепого» пешехода. Должно быть Вы обратили внимание, что слово слепой взято в кавычки. Это не случайно. На практике никто не запрещает любому человеку взять белую трость, надеть черные очки и начать прогуливаться по проезжей части. Этим нередко пользуются мошенники, которые и оказываются в роли «слепого» пешехода.

Читайте так же:  Льготы по налогу на землю для пенсионеров

Так что будьте внимательны. Если произошло ДТП со «слепым» пешеходом, то первым делом нужно убедиться на самом ли деле пострадавший слеп. Во время движения автомобиля данный вопрос решить невозможно. Подобную информацию можно получить только по результатам обследования врача.

А что же делать, если ДТП произошло с по-настоящему слепым пешеходом? В этом случае нужно убедиться что у этого человека была трость, что эта трость белая и что он подавал этой тростью некий сигнал. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в ДТП виноват пешеход, разгуливающий по проезжей части с нарушением правил дорожного движения.

Когда нужно пропускать пешехода при движении прямо?

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Смысл данного пункта заключается в том, что пешеходу, который вышел на проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе, должны уступить дорогу автомобили, движущиеся по всем полосам. При этом автомобили должны снизить скорость или остановится, чтобы пешеход не изменил направление движения или скорость.

В идеальной ситуации пешеход должен без остановок переходить дорогу по нерегулируемому переходу, однако на практике такое бывает только на пустых дорогах.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

В случае регулируемого перехода ситуация немного иная, поскольку светофор принуждает водителя остановиться. И даже в этом случае зеленый сигнал не означает, что нужно до упора давить на педаль газа. На регулируемых переходах даже самые нерасторопные пешеходы должны иметь возможность дойти хотя бы до середины дороги, где и будут благополучно дожидаться очередного разрешающего сигнала.

На практике я рекомендую при включении автомобильного зеленого сигнала светофора дать возможность пешеходам закончить переход. Бывают случаи, когда автомобиль в первом ряду пропускает пешехода, а во втором — нет. Пешеход оказывается между полосами, по которым движется плотный поток автомобилей. Такая ситуация очень опасна.

В следующей статье серии «Пешеход глазами водителя» будет рассмотрено еще несколько ситуаций, в которых нужно пропускать пешеходов.

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть веселое видео про то, как пешеходы пытаются перейти дорогу:

Пункт 11.7 ПДД РФ

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Наказания и штрафы по пункту 11.7

Нарушение правил встречного разъезда (ст. 12.15, ч.1 КоАП) влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Комментарии по пункту 11.7

Если разъезд осуществляется в местах, где установлены знаки:

1.13 «Крутой спуск»
1.14 «Крутой подъем»
преимущество в движении имеет транспортное средство, движущееся на подъем.

Приоритет движущегося на подъем транспортного средства установлен в связи с тем, что остановка на подъеме и последующее трогание с места более сложны, чем при спуске (из-за возможного скатывания автомобиля вниз). Получается, что значительно проще уступить дорогу тому водителю, чей автомобиль движется на спуск.

Обратите внимание, что требование комментируемого пункта распространяется на случаи, когда на дороге перед местами, где затруднен встречный разъезд, отсутствуют знаки:

2.6 «Преимущество встречного движения»,
2.7 «Преимущество перед встречным движением».

При наличии этих знаков водители обязаны руководствоваться ими.

Примечание: под препятствием подразумевается любая физическая преграда, затрудняющая дальнейшее движение по данной полосе проезжей части (стоящее неисправное транспортное средство, ограждение места работ и т.п.).

Задача по пункту 11.7

На дороге произошла авария, и транспортные средства вынуждены объезжать это место по встречной полосе. Кто пользуется преимуществом?

1 – грузовой автомобиль
2 – легковой автомобиль

Решение :: Согласно пункту 11.7 Правил дорогу должен уступить тот водитель, на чьей полосе имеется препятствие. Если бы такая ситуация возникла на уклоне дороги, то преимущество получил бы водитель, движущийся на подъем. Однако в показанной ситуации перед местом аварии установлен предупреждающий знак — следовательно, крутой спуск начнется только через 150-300 метров.

Нужно ли уступать дорогу нарушающему ПДД?

Кто виноват, если тот, кто должен уступить дорогу, не пропустил нарушающего правила (ПДД)? Нарушители Правил дорожного движения порой доставляют немало проблем своими действиями, ведь в случае ДТП виноваты формально будут они, однако, обивать пороги страховой компании, собирая необходимые документы, придётся тому, кто от их действий пострадал. Ещё неприятнее выглядит ситуация, когда нарушитель оказывается невиновным в ДТП, после того, как выяснится, что виновны окажутся оба участника дорожного движения. Примеров таких ситуаций может быть превеликое множество, давайте рассмотрим самые распространённые из них:

    Поворачивающий налево синий автомобиль (см. рис. ниже) и едущий прямо, обгоняя через сплошную линию разметки, красный автомобиль.

На самом деле таких ситуаций может быть превеликое множество, но суть одна: на первый взгляд оба автомобиля нарушают, так как поворачивающие должны уступать дорогу едущим прямо, убеждаться в безопасности маневра. Так нужно ли уступающим дорогу автомобилям пропускать тех, кто явно движется с нарушением правил дорожного движения? Ключевым моментом здесь стоит считать термин «Уступать дорогу», так как зачастую те, кто выносит решение о виновности водителей, признают виновным именно поворачивающего, так как тот, якобы, не убедился в безопасности манёвра и должен был уступить дорогу всем водителям. И, хотя тот, кто двигался прямо, также нарушал правила, у сотрудников ГИБДД и судей есть такое понятие как «нарушение, которое непосредственно привело к ДТП», и здесь данным нарушением выступает определённо неуступление дорогим участникам дорожного движения. Однако, истина здесь не совсем рядом и даже довольно далека.

На самом деле решение такой спорной ситуации проще простого во многих случаях, хотя порой вину можно считать обоюдной. Для более детального изучения данного вопроса следует углубиться всего лишь в два термина ПДД: «Уступить дорогу» и «Преимущество»:

  1. Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
    Из этого следует, что толкование термина как «Уступить дорогу всем» неверно, уступать нужно только тем автомобилям, которые имеют по отношению к уступающему преимущество. Теперь заглянем в определение последнего термина.
  2. Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
    Здесь логика немного сложнее, но её суть заключается в том, что преимущество имеет именно тот, кто как минимум имеет право на движение в намеченном направлении. В приведённых выше примерах ни один красный автомобиль не имеет права на движение в намеченном направлении. А, значит, у синих автомобилей нет никакой обязанности уступать красным дорогу.
Читайте так же:  Как заключить договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

В то же время, есть два момента, которые могут смутить правоохранительные органы и судей в том, что вина полностью лежит именно на красных автомобилях, а именно:

  1. То, что поворачивающий должен убедиться в безопасности манёвра. Исходя из этого, водители синих автомобилей всё же должны были посмотреть в зеркала заднего вида и в обе стороны от себя.
  2. В примере с выезжающим на дорогу с односторонним движением водитель синего авто в любом случае также должен был посмотреть вправо (в сторону, куда едут автомобили), так как на месте транспортного средства, движущегося против движения на данной дороге, мог двигаться другой автомобиль задним ходом, а это правилами не запрещено.

1.2 Термин ПДД «Уступить дорогу»

Определение в ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Определение в Конвенции о дорожном движении:

аа) предписание для водителя «уступить дорогу» другим транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.

Требование «уступить дорогу» основано на взаимодействии транспортного средства у которого по Правилам дорожного движения отсутствует преимущество по отношению к транспортным средствам имеющим преимущество. Действия уступающего водителя не должны вынуждать другие транспортные средства изменять скорость или направление.

Стоит обратить внимание на вынуженность таких действий. Например, если в плотном потоке при выезде с прилегающей территории или с второстепенной дороги водитель, который движется по главной дороге останавливается, чтобы выпустить транспортное средство с второстепенной дороги, то требование уступить дорогу будет выполнено, так как водитель изменил скорость добровольно, а не вынужденно.

Нарушить требование «уступить дорогу» возможно только в динамике. Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости.

Если в двух словах, то на таран идти нельзя, даже находясь на главной дороге. Однако грань между невыполнением требования «уступить дорогу» и требования принять меры по снижению скорости и остановки очень расплывчата. И доказать второе может быть очень непросто, так как схема, составляемая при ДТП, статична, а для объективной оценки необходимо восстановить картину ДТП в динамике.

Экзаменационный билет ПДД № 29 с ответами и пояснениями.

Вопрос 1.

Видео (кликните для воспроизведения).


Что означает требование уступить дорогу?

1. Вы должны обязательно остановиться, чтобы пропустить других участников движения.

2. Вы не должны возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к Вам преимущество, изменить направление движения или скорость.

3. Вы должны остановиться только при наличии дорожного знака «Уступите дорогу».

Комментарий: Термин «Уступить дорогу» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. (пункт правил 1.2)

Вопрос 2.


Какие знаки предоставляют Вам преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков?

2. А и В.

Комментарий: Преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков предоставляют знаки, обозначающие главную дорогу: знаки 2.1 «Главная дорога» «А» и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» «В»

Вопрос 3.


Разрешен ли Вам обгон?

1. Разрешен.

2. Запрещен, если скорость мотоцикла более 30 км/ч.

Комментарий: Знак 3.20 «Обгон запрещен» допускает в зоне своего действия обгон двухколесных мотоциклов без коляски, а также мопедов, гужевых повозок и тихоходных транспортных средств. Это изменение вступило в силу с 20 ноября 2010 года.

Вопрос 4.


Разрешено ли водителю поставить грузовой автомобиль на стоянку в этом месте указанным способом?

2. Да, если разрешенная максимальная масса автомобиля менее 3,5 т.

3. Нет.

Комментарий: Знак 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.6.2 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» и пункт 12.2 Правил запрещают любым грузовым автомобилям использовать для стоянки край тротуара.

Вопрос 5.


Такой вертикальной разметкой обозначают:

1. Только нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.

2. Только въезд в неосвещенные тоннели.

3. Любые элементы дорожных сооружений, представляющие опасность.

Комментарий: Разметкой 2.2 обозначают нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов при расстоянии от него до покрытия дороги менее 5 метров.

Вопрос 6.


В каком месте Вам следует остановиться?

1. Перед светофором.

2. Перед стоп-линией.

Комментарий: При запрещающем сигнале светофора и наличии стоп-линий на проезжей части Вы должны остановиться непосредственно перед стоп-линией (пункт 6.13 правил).

Вопрос 7.


Должны ли Вы подавать сигналы указателями поворота при маневрировании на территории автостоянки или АЗС?

1. Да.

3. Да, но только при наличии в непосредственной близости других транспортных средств.

Читайте так же:  Свидетели на месте дтп

Комментарий: Любое маневрирование, в том числе и на территориях автостоянок, АЗС и т.п., должно быть понятно и безопасно для других участников движения. Поэтому вы обязаны подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления и в этих случаях (пункт 8.1 правил).

Вопрос 8.


Кто нарушает правила поворота на перекрестке?

1. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

2. Только водитель автомобиля.

3. Оба нарушают.

4. Никто не нарушает.

Комментарий: Водитель мотоцикла, поворачивающий налево, должен был занять на проезжей части данного направления не только левую полосу, но и крайнее левое положение на ней (пункт 8.5 правил). Водитель легкового автомобиля при повороте направо должен был двигаться ближе к правому краю проезжей части, т.е. повернуть на крайнюю правую полосу (пункт 8.6 правил). Следовательно, оба водителя нарушают Правила.

Вопрос 9.


Разрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения?

1. Разрешено, но только до пешеходного перехода.

Комментарий: Движение задним ходом на дорогах, обозначенных знаком 5.5 «Дорога с односторонним движением», не запрещается. Но поскольку на пути движения расположен пешеходный переход, на котором движение задним ходом запрещено (пункт 8.12 правил), водителю можно двигаться задним ходом на данном участке дороги только до пешеходного перехода.

Вопрос 10.


Можете ли Вы выехать на крайнюю левую полосу для обгона в данной ситуации?

2. Нет.

3. Да, если гужевая повозка движется со скоростью менее 30 км/ч.

Комментарий: Низкая скорость движения гужевой повозки, прерывистая линия разметки и отсутствие встречных транспортных средств не дают вам права выполнить такой маневр, так как крайняя левая полоса на трехполосной дороге предназначена только для встречного движения (пункт 9.3 правил).

Вопрос 11.


Разрешено ли Вам совершить такой маневр?

2. Запрещено.

Комментарий: Вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку равнозначных дорог. На нерегулируемых перекрестках обгон запрещен при движении по дороге, не являющейся главной (пункт 11.4 правил). Выполнение такого маневра запрещено.

Вопрос 12.


Кто из водителей нарушил правила остановки?

1. Только водитель автомобиля А.

2. Только водитель автомобиля Б.

3. Оба не нарушили.

Комментарий: Никто из водителей не нарушил Правила, так как остановка запрещена только непосредственно на железнодорожном переезде (пункт 12.4 правил).

Вопрос 13.


Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выполните маневр без остановки на перекрестке.

2. Выехав на перекресток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зеленого сигнала светофора на разделительной полосе, завершите маневр.

Комментарий: Зеленый сигнал светофора дает Вам право двигаться налево (пункт 6.2 правил). Но, поскольку на данном перекрестке перед светофором, установленным на разделительной полосе, имеется стоп-линия, Вы должны остановиться перед ней в ожидании зеленого сигнала (пункт 13.7 правил).

Вопрос 14.


Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.

2. Проедете перекресток первым.

Комментарий: Вы должны уступить дорогу трамваю, который на перекрестке равнозначных дорог имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами (пункт 13.11 правил).

Вопрос 15.


Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Следует ли уступить дорогу грузовому автомобилю, выезжающему с грунтовой дороги?

2. Нет.

Комментарий: На данном перекрестке, несмотря на то, что грузовой автомобиль находится справа, вы не обязаны уступать ему дорогу. Дело в том, что вы движетесь по дороге с твердым покрытием, а твердое покрытие являющейся главной по отношению к грунтовой дороге, на которой находится грузовой автомобиль (пункты правил 13.9 и 1.2 , термин «Главная дорога»).

Вопрос 16.


Разрешено ли Вам, управляя грузовым автомобилем, совершить опережение в данной ситуации?

1. Да, если разрешенная максимальная масса Вашего автомобиля менее 2,5 т.

2. Да, независимо от величины разрешенной максимальной массы Вашего автомобиля.

Комментарий: На всех дорогах, имеющих для движения в одном направлении три и более полосы, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т разрешается выезжать на крайнюю левую полосу только для поворота налево и разворота (пункт 9.4 правил). Вы можете выехать на крайнюю левую полосу для опережения только в случае, если разрешенная максимальная масса Вашего автомобиля менее 2.5 тонн.

Вопрос 17.


Какие внешние световые приборы должны быть включены на транспортном средстве при движении в светлое время суток?

1. Только дневные ходовые огни.

2. Только фары ближнего света.

3. Только противотуманные фары.

4. Любые из перечисленных.

Комментарий: Любые из перечисленных приборов обладают достаточным световым потоком для обозначения транспортного средства в дневное время и могут быть использованы водителем при движении в светлое время суток (пункты правил 19.4 и 19.5 ).

Вопрос 18.


При какой неисправности Вам запрещено дальнейшее движение на транспортном средстве во время дождя или снегопада?

1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

2. Не действует стеклоочиститель со стороны водителя.

3. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Комментарий: Во время дождя или снегопада вам запрещается дальнейшее движение на транспортном средстве, если не действует стеклоочиститель со стороны водителя (пункт 2.3.1 правил).

Вопрос 19.


Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду?

1. Продолжить движение, немного натянув рычаг ручного тормоза.

2. Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза.

3. Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания.

Комментарий: После проезда водной преграды необходимо просушить тормозные колодки. Многократное непродолжительное нажатие на педаль тормоза позволит быстро восстановить эффективность тормозов всех колес автомобиля.

Вопрос 20.


Как правильно применить бактерицидные салфетки?

1. Промыть рану, удалить инородные тела, наложить бактерицидную повязку.

2. Обработать рану раствором йода, наложить бактерицидную повязку.

3. Не обрабатывая раны, наложить бактерицидную повязку, зафиксировав ее пластырем или бинтом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий: Бактерицидные салфетки — это новое поколение перевязочных средств. Они обладают эффективным антимикробным и противовоспалительным действием и не требуют предварительной обработки раневой поверхности. Эти салфетки предназначены для первичного закрытия травмированных тканей (ран, ушибов, ожогов).

Требование уступить дорогу по пдд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here