Виды и типы тахографов

Предлагаем статью на тему: "Виды и типы тахографов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Виды и типы тахографов

ТАХОГРАФ– техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, а также о режиме труда и отдыха водителя грузовика.

С какой целью устанавливается тахограф? В первую очередь установка этого прибора необходима для осуществления контроля скоростного режима транспортного средства и контроля режима труда и отдыха его водителя, что, в свою очередь, влияет на безопасность дорожного движения. В дополнение к этому современные цифровые модели тахографов позволяют собственнику коммерческого транспорта отслеживать все его передвижения, дальность пробега и местоположение в реальном времени.

Например, в соответствии со ст. 7 этого соглашения, после управления в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут, если не наступает период отдыха. При этом, во время перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы.

Помимо этого, установка тахографа способствует созданию условий равной конкуренции в сфере автоперевозок – водители уже не будут круглосуточно гнать, а время, затраченное на один и тот же маршрут, у разных перевозчиков будет одинаковое.

На сегодняшний день выделяют два вида тахографов – цифровые и аналоговые. Аналоговые тахографы устарели и постепенно выходят из обихода. Запись данных в них производится на круговую диаграмму (с изначально заполненными данными водителя), согласно получаемым сигналам с аналоговых датчиков. Надежность и точность таких устройств серьезно уступает современным технологиям.

Цифровые тахографы, соответствующие приказу минтранса №36 от 13.02.2013, содержат криптографический модуль для повышения сохранности информации и систему глобального позиционирования. Именно тахографы такого типа используются в настоящий момент.

Устройство тахографа и принцип действия

Принцип работы цифровых тахографов базируется на обработке импульсов, поступающих в прибор с датчика скорости на КПП. Также фиксируется время, на протяжении которого передвигалось транспортное средство.

Автомобильный прибор имеет встроенную память, где сохраняется вся собранная им информация. Хранятся зафиксированные данные в устройстве до 1 года. Одновременно информация резервируется на специальной карте водителя, которая вставляется в картоприемник (слот) цифрового тахографа. В большинстве устройств имеется два слота, предусмотренных для двух водительских карт. Кроме слотов, тахограф оснащен информационным ЖК дисплеем. Для ввода информации в начале и конце пути водитель использует навигационные кнопки.

Собранную прибором информацию можно распечатать при помощи специального термопринтера, предустановленного в тахографе. Для работы принтера должна быть установлена специальная бумага, аналогичная кассовой ленте, которая вставляется в специальный слот. Несмотря на то, что все манипуляции с тахографом разрешены только мастерам специализированных центров, заменить бумагу для принтера водители могут сами, не прибегая к услуге специалистов. Каждый самописец имеет встроенный резервный аккумулятор и несколько разъемов для передачи данных, калибровки, диагностики и пр.

Что такое СКЗИ для тахографов

Все цифровые тахографы отечественного образца оснащены модулем СКЗИ. СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство предназначено для защиты сохраненных данных от постороннего вмешательства. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ.

СКЗИ необходим для:

— Защиты записанной информации от корректировки;

— Работы с цифровой подписью;

— Согласования сохраненных данных с временным штампом, что исключает возможность корректировки времени записи.

Для обеспечения идентификации работника, использующего прибор учета, используются специальные чиповые карты доступа. В чипе установлен криптографический микропроцессор, сводящий практически к нулю возможность подделки карты.

Виды карт для тахографа:

1.Карта водителя используется для идентификации водителя транспортного средства.Водитель имеет право использовать только свою карту!

2.Карта контролеранеобходима для снятия текущих показателей сотрудниками ответственных органов (ГИБДД и т.д.);

3.Карта предприятия позволяет получить расширенные данные с устройства;

4.Карта мастера применяется для настройки и установки прибора учёта;

Порядок получения карт

Для получения карты нужно обратиться в ближайшую к вам мастерскую, осуществляющую выдачу:

— заполнить заявление на выдачу карты разборчивым почерком и подписать его;

— сделать фотографию водителя или мастера согласно требованиям (если это карточка водителя или мастера) и собрать документы;

— оплатить стоимость изготовления чип-карты.

— отдать пакет документов;

Тема ремонта тахографа широко обсуждаема, так как высказываются различные мнения по поводу возможности стороннего вмешательства в устройство. Разберемся в этом вопросе.

В случае с аналоговыми устройствами, которые состоят из множества технических деталей, замена или починка этих элементов требуется регулярно, по мере их износа. А быстро изнашиваются, в основном, те детали, на которые в процессе эксплуатации тахографа приходится наибольшее механическое воздействие.

Большинство сервисных мастерских всегда имеют в наличии комплект запчастей для быстрого ремонта аналогового устройства, или, как говорят в простонародье – «шайбы». Однако, как мы знаем, неправомерные действия «автомобильных хакеров» привели к замене обычных «шайб» на цифровые устройства – сначала европейского (ЕСТР), а затем и отечественного образца (СКЗИ) для внутрироссийских перевозок.

Что касается цифровых тахографов, то на сегодняшний день большинство сервисных центров утверждают о невозможности ремонта цифрового тахографа. На самом деле ремонт возможен, но затруднен рядом обстоятельств:

— все официальные сервисные центры и мастерские должны быть занесены в списки ФБУ «Росавтотранс»;

— все работы по активации и ремонту тахографов СКЗИ требуют лицензирования ФСБ РФ;

— для работы с блоком СКЗИ требуется дополнительное оборудование, программное обеспечение, специализированное оборудование и обученный персонал.

Ремонт тахографа «своими руками»: скрытые угрозы

Среди владельцев обычной устаревшей ныне «шайбы», или аналогового тахографа, нередки попытки самостоятельного ремонта, или даже «подкрутки» данных. Действительно, разобрать аналоговый прибор не трудно, равно как и повредить при этом мелкие детали, стоимость которых может в 5-10 раз превышать затраты на изначальный ремонт в мастерской. В большинстве случаев «домашняя» починка заканчивается крупными расходами на ликвидацию последствий самостоятельного ремонта.

Главное отличие цифрового тахографа от аналогового заключается в том, что защита информации обеспечивается невозможностью вскрытия устройства и «наматывания» нужных показателей скорости/пробега и т.д.

Самостоятельный ремонт в любом случае опасен, так как влечет за собой административную ответственность владельца авто. Факт вмешательства определить нетрудно – останутся вскрытыми контрольные пломбы.

Читайте так же:  Дтп на территории предприятия

Как показывает практика, цифровые тахографы не подлежат ремонту только потому, что вообще в нём не нуждаются. При правильной установке, активации и проверке цифровой тахограф просто так не выйдет из строя и прослужит полный срок его эксплуатации.

Установка и техническое обслуживание тахографа

В чём действительно нуждается цифровое контрольное устройство — так это в регулярном техническом обслуживании: первичной и периодической калибровке.

Проверка-калибровка – основная и обязательная процедура технического обслуживания цифровых тахографов. Калибровка необходима для того, чтобы исключить расхождения между сохраненными и фактическими данными. Она проводится во всех мастерских, имеющих соответствующие разрешения на работы. По окончании проверки владелец автомобиля получает пакет необходимой документации.

Калибровка тахографа проводится:

— при первоначальной установке прибора;

— при отклонении встроенных часов более чем на 20 минут;

— после проведения ремонта устройства;

— при нарушении пломбировки прибора;

— при изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;

— в случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения;

— после двух лет эксплуатации с момента последней калибровки для цифрового и через год эксплуатации для аналогового тахографа.

Производители тахографического оборудования обращают внимание на то, что при установки приборов мастерскими допускаются грубые нарушения – тахографы встраиваются в среду транспортного средства некорректно, что, в свою очередь, сводит на нет эффективность контроля соблюдения режима труда и отдыха.

Таким образом, к выбору мастерской стоит подходить с особой ответственностью и не доверять ремонт тахографа компаниям с сомнительной репутацией. Станция технического обслуживания «Коммерческий транспорт» зарекомендовала себя как сервис, оснащенный современным оборудованием и программным обеспечением. Сотрудники СТО имеют квалификацию необходимую для калибровки тахографов ЕСТР. Специалисты выполнят ремонт аналоговых тахографов и дадут подробную техническую консультацию по всем интересующим вас вопросам.

1 апреля 2014 года за управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, а также за нарушение водителем режима труда и отдыха введен штраф. Соответствующие изменения затронули ст. 11.23 КоАП РФ. До 1 апреля действие этой статьи распространялось только на международные автомобильные перевозки.

Размер штрафа за отсутствие тахографа, а также за его нерабочее состояние, или нарушение правил его эксплуатации для граждан составляет от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.(ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

Согласно Приказам Министерства транспорта РФ№ 273 от 21.08.2013 г. и № 470 от 17.12.2013 г. были утверждены следующие сроки оснащения тахографами с блоками СКЗИ автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов:

для автобусов категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров — до 1 апреля 2014г.;

для транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов — до 1 апреля 2014г;

для транспортных средств категории N3, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 12 тонн — до 1 сентября 2014г.;

для транспортных средств категории N2, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн — до 1 апреля 2015г.

Для международных перевозок на транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенные организациями — изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящие международные автомобильные перевозки (ЕСТР1, Женева, 1 июля 1970 г.) — до 1 января 2018 г.

При написании статьи использовались следующие источники:

Какие есть типы тахографов

Тахографы – бортовые самописцы, эксплуатация которых строго регламентируется законом. Согласно установленных норм, тахографами в обязательном порядке оборудуется обозначенная группа транспортных средств. Все существующие сегодня контрольные устройства (КУ) делятся на две большие группы: механические и цифровые

Аналоговые тахографы

Первыми на борт автомобилей были монтированы аналоговые тахографы. Чаще всего они производились в круглом исполнении, напоминая спидометр. Также встречаются прямоугольные самописцы, устанавливаемые в гнездо для магнитолы. Лицевая часть прибора содержит часы и спидометр. Главным рабочим элементом механического тахографа является диаграммный диск, именуемый тахошайбой. Такой диск вставляется водителем в начале новой смены и извлекается по ее окончанию. Устройство фиксирует время управления автомобилем, скорость и пройденный километраж.
На сегодняшний день механические тахографы уже не устанавливаются. А те, которые были монтированы ранее, должны быть заменены на цифровые приборы до 2018 года.

Цифровые тахографы

Цифровые тахографы – это современные электронные контрольные устройства. Главными их преимуществами является энергонезависимая внутренняя память и термопринтер, позволяющий моментально делать распечатку собранной информации. Вместо бумажной шайбы цифровой прибор использует специальные смарт-карты, главной из которых является водительская карта. Именно с нее начинается рабочая смена водителя. В зависимости от производителя, цифровые КУ делятся на две группы: тахографы европейского образца и российского производства.

Тахографы еврообразца (ЕСТР)

Евротахограф (ЕСТР) обладает международным сертификатом соответствия. Данные приборы необходимы даже на российских машинах, если они выходят на международный маршрут. Большинство автомобилей и автобусов, произведенных за рубежом, уже оснащены самописцами.
Если тахограф ЕСТР был установлен до апреля 2014 года, то их эксплуатация разрешена вплоть до окончания 2017 года. В дальнейшем придется получать разрешение на международные перевозки, либо же устанавливать прибор с модулем криптозащиты.
Самые популярные модели ЕСТР: Siemens, STONERIDGE и EFAS.

Российские тахографы без блока СКЗИ

Все тахографы без специального модуля криптографической защиты информации на данный момент не устанавливаются. Их использование считается противозаконным. Исключением считаются автомобили, на которых такие самописцы были установлены еще до апреля 2014 года. В этом случае устройство придется заменить на самописец с СКЗИ до 2018 года.

Российские тахографы с блоком СКЗИ

Тахографы СКЗИ неукоснительно эксплуатируются на транспортных средствах, осуществляющих грузо- и пассажироперевозки по внутренним маршрутам. Преимуществом такого прибора является специальная защита, благодаря которой невозможно изменить или удалить сохраненную в приборе информацию.
Наиболее популярные модели: ШТРИХ TaxoRUS, Меркурий ТЦА-02.

Читайте так же:  Какие льготы по транспортному налогу положены пенсионерам

Различия тахографов. СКЗИ или ЕСТР: какой выбрать

Обязательность требования установки тахографов на транспортные средства уже несколько лет является серьезной проблемой, особенно, для транспортных компаний. Когда речь идет об оснащении телематическими устройствами десятков, сотен автомобилей, вопрос выбора между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. Экономия может измеряться миллионами рублей.

Технические различия

  1. ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран, в 1978 году (Россия присоединилась к соглашению позднее). Таким блоком оснащены тахографы европейского производства.
  2. Блок СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка. Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.

Достоинства и недостатки тахографов разных типов оцениваются по нескольким параметрам. Причем водительские карты евро-образца нельзя использовать для тахографа СКЗИ. И наоборот: карты водителя СКЗИ не пригодны для установки в ЕСТР.

Транспортным компаниям желательно использовать тахографы одного типа на всех автомобилях. Иначе на каждого водителя придется делать по две карты. А это двойные затраты.

Стоимость установки и эксплуатации

Еще пять лет назад тахографы ЕСТР считались более экономичными, чем оборудование с блоком СКЗИ. К 2016 году цены в магазинах подравнялись. Средняя стоимость первой разновидности – 25-30 тысяч рублей, второй – 27-35 тысяч.

Причем для европейского стандарта обязательно требование установки датчика скорости. Обходится он в 5-7 тысяч рублей. Для российских приборов с блоком криптозащиты эти затраты обязательными не являются. Расчет скорости выполняется по спутниковым данным ГЛОНАСС.

Тахограф ЕСТР несколько более выгоден в обслуживании. Блок СКЗИ раз в три года подвергается замене. Стоимость операции: 13-15 тыс. рублей + 2,5 тыс. рублей за калибровку. Обслуживание евро-тахографа обходится только калибровкой. Правда, выполнять ее следует один раз в два года, а не в три, как СКЗИ. Незначительная, на первый взгляд, разница на выходе дает увеличение затрат на 50% и «выпадение» каждой машины на один лишний рабочий день в течение двух лет. С учетом прибыли, которую приносит компании каждое ТС, разница в стоимости ТО уже не выглядит существенной.

Водительские карты

У водительских карт для тахографов также есть различия:

  • визуальные отличия карт водителя (шрифты, водяные знаки разных видов);
  • для карт тахографов с СКЗИ в качестве дополнительной меры защиты предусмотрен PIN-код, у карт ЕСТР его нет;
  • карты СКЗИ и ЕСТР различаются информацией на микрочипах, именно поэтому использование карт одного типа для тахографов другого невозможно.

В порядке оформления водительских карт также существуют различия.

Во-первых, карты СКЗИ дешевле. «Ключ» к тахографу российского стандарта обходится приблизительно в 2,5 тыс. рублей. «Евро» — 3,5 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, срок изготовления карты ЕСТР вдвое дольше. Отечественный вариант компании придется ждать не более 10-12 рабочих дней (обычно, меньше) до возможности вывода вновь принятого водителя на рейс. Производство карт евро-стандарта длится 21 рабочий день. То есть между приемом водителя на работу (и необходимостью платить ему зарплату) и фактическим ее началом проходит месяц.

Степень защиты

Более защищенным от внесения изменений в показания считается тахограф стандарта ЕСТР. Шифрующим устройством у него является датчик скорости. Он кодирует информацию и отправляет на хранение в память устройства «в готовом виде». Установка подмоток и прочих устройств обмана системы вразрез сигнала от датчика скорости может быть обнаружена при проверке (нестабильные показания, наличие ошибок). А это чревато штрафом.

Устройство тахографов с блоком СКЗИ таково, что шифрование сигнала происходит в самом блоке криптозащиты. Имеющаяся там информация хорошо защищена от взлома, но вот исказить поступающую в него информацию значительно проще. Именно на этом принципе основана работа подмоток для тахографа. Поэтому их эффективность значительно выше.

Какая из разновидностей будет пользоваться преимуществом – решать пользователю. С одной стороны, можно «сэкономить» на штрафах за превышение скорости и нарушении режимов работы водителей, с другой – выше риск обмана со стороны сотрудников – накрутки пробега, слива топлива, выполнения «калымов» за счет основной работы.

Юридические аспекты

Выбор как таковой между стандартами СКЗИ и ЕСТР был актуален для компаний до 2014 года. В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России. В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. Европейский стандарт применяется только для ТС, выезжающих за рубеж.

Блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ, поэтому его перемещение в сопредельное государство приравнивается к разглашению государственной тайны и преследуется в соответствие с УК РФ.

С 2014 года право на использование тахографов ЕСТР сохраняется только для компаний, в документах которых есть пометка о праве на международные перевозки. Если компания меняет профиль (уходит с международного транспортного рынка), тахографы всех ее ТС подлежат замене.

Замена тахографа предстоит компании и в том случае, если приобретается ТС зарубежного производства, на которые заводом установлены тахографы, тип которых не соответствует требованиям приказа №36 Минтранса.

Независимо от типа установленного тахографа, главное – его назначение: минимизация нарушений ПДД, ненормированных графиков труда водителей и повышение общей безопасности междугородных перевозок. Строгое соблюдение требований законодательства РФ – гарантия успешной работы на рынке транспортных услуг.

Виды карт водителя для тахографов и их отличия

Карта для тахографа — это «смарт-ключ», выполненный на пластиковой карте со встроенным микрочипом. По внешнему виду карта напоминает водительские права с личными данными владельца и фотографией. Карта тахографа с применением шифровальных средств обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя применяется для идентификации водителя, передачи данных о графике его работы и иной персональной информации, считываемой тахографом.

Читайте так же:  Дорожный знак железнодорожный переезд со шлагбаумом

Принцип работы смарт-карты сравним с устройством чипованных банковских карт – заменить или скопировать чужую карту невозможно.
Считанные тахографом данные на карточке хранятся в течение 28 дней, после чего выполняется обновление цикла перезаписи.

Время действия электронного ключа-карты составляет 3 года, после чего водитель выполняет переоформление с возвратом старой карты производителю.

В России применяются несколько водительских карт, различаемых по типу тахографа, установленного на автомобиле:

  • Для тахографа ЕСТР — чип карта водителя-международника (при наличии допуска к международным перевозкам).
  • Для прибора с блоком СКЗИ (для работы на территории РФ).
  • Для устройства без СКЗИ (ранее установленные тахографы без блока СКЗИ согласно техническому регламенту №720 ПП РФ, служащие для работы на территории РФ).

Срок действия карты ЕСТР водителя и карты СКЗИ не отличаются, и составляют 3 года.

Несмотря на отличия, пластиковая карточка с блоком СКЗИ, как и карта ЕСТР, предназначена для совместной работы с тахографом – контрольным устройством, устанавливаемым по законодательству на транспорт, занятый перевозкой грузов или пассажиров. Встроенные в карты микрочипы записывают информацию с разными типами шифрования, поэтому конкретный вид смарт-карты может применяться только с определенными типами тахографов – это одно из основных различий карт водителей СКЗИ и ЕСТР.

Чтобы определиться, какая именно карта вам необходима, следует учитывать модель и тип установленного на борту тахографа, а также принять во внимание специфику рейсов.

Если ваша работа связана с международными перевозками и у Вас установлен тахограф ЕСТР, то Вам необходимо оформлять карту ЕСТР.

Чем отличаются карты водителя СКЗИ от ЕСТР?

Так для тахографов, оборудованных блоком криптозащиты СКЗИ, которые применяют на транспорте для внутрироссийских автоперевозок нужно оформлять карты с СКЗИ.

Для цифровых устройств выпущенных согласно стандарту ЕСТР и установленных в транспорт для перевозок в Европе и странах СНГ необходимо оформлять карты ЕСТР.

Для окончательного понимания различий между карточками следует определить их отличительные особенности:

Внешнее оформление.
Надписи на картах выполнены разными шрифтами, документы защищены различными типами водяных знаков.

На карту СКЗИ текстовая информация нанесена только на русском языке, а вот на картах ЕСТР данные нанесены на английском и русском языке.

Чтобы карточка с СКЗИ начала работать, от водителя требуется ввести пин-код. Карты ЕСТР начинают работу без ввода пин-кода. Водительская карта для рейсов внутри страны по виду похожа на обычную банковскую карточку, либо международные водительские права.

Тахограф: что это такое в автомобиле

Тахограф – это измерительное устройство, которое устанавливается в автомобиле и ведет контроль маршрута, скорости передвижения, режима работы водителя, соблюдения ПДД. Все эти показатели регистрируются и записываются.

Вначале тахограф помогал только контролировать соблюдение правил охраны труда водителем. В первую очередь это касалось режима отдыха, поскольку усталость часто является причиной ДТП. Со временем функциональность тахографа расширилась. С его помощью не допускают чрезмерную усталость водителя, нарушения скоростного режима и решают другие задачи учета состояний транспортного средства в определенные временные интервалы.

Как устроен тахограф

Тахограф – малогабаритный прибор, для его установки не требуется много места. В состав тахографа входит несколько основных узлов:

  • Считыватель карт, предназначенный для идентификации членов экипажа транспортного средства.
  • Устройство для шифрования с ГЛОНАСС.
  • Дисплей и кнопки управления.
  • Особый регулятор движения, в котором предусмотрена функция шифрования данных.
  • GPRS устройство, выполняющее передачу информации на сервер.
  • Блок печати, дающий возможность распечатать данные на бумажном носителе.

Тахограф после установки подключается к электросети автомобиля любым из стандартных способов.

Виды тахографов

Существует два основных исполнения корпуса – круглой формы (внешне поход на спидометр) и прямоугольной (похож на автомагнитолу). По методу фиксации информации тахографы бывают двух типов:

  1. Аналоговые приборы, бывшие в широком употреблении ранее, а в настоящее время уже запрещены к установке на законодательном уровне и практически полностью вышли из употребления. Они фиксируют данные на таходиск, причем данные о водителе были заполнены изначально. Основной недостаток: их достаточно легко обмануть.
  2. Цифровые устройства с криптомодулем фиксируют информацию на электронную карту, а также способны поддерживать систему глобального позиционирования. Обмануть их практически невозможно.

По правовому подчинению цифровые тахографы подразделяются на три основных группы:

  • ЕСТР (аналоговые и цифровые),
  • без средств криптографической защиты информации (720 приказ),
  • с блоком навигационно-криптографического модуля (СКЗИ).

ЕСТР – это Европейское соглашение, наводящее порядок в регулировании работы водителей автомобилей, выполняющих международные автомобильные перевозки. В основу тахографов европейского стандарта положены европейские правовые нормы, базирующиеся на положениях ISO. Россия подписала и ратифицировала международный договор на использование таких тахографов. Он касается любых транспортных средств, зарегистрированных в странах, участниках ЕСТР, или перемещающихся по дорогам стран-участниц соглашения.

Что такое СКЗИ в тахографе?

СКЗИ (средства криптографической защиты информации) – это стандарт, разработанный российскими специалистами. Оснащенные такими блоками тахографы третьей группы нельзя вывозить за пределы Российской Федерации, их используют только на территории страны.

Несмотря на то, что приборы с СКЗИ стоят немного дороже, чем с ЕСТР, их установка и использование имеет несколько весомых плюсов. В частности, российский стандарт, в отличие от общеевропейского, не требует обязательного монтажа регулятора скорости. А это удешевляет установку прибора не менее чем на 6-7 тысяч рублей. Расчет скорости в устройствах с СКЗИ выполняется через систему ГЛОНАСС.

Читайте также: Что такое ЭРА ГЛОНАСС и для чего она нужна.

Что такое карта тахографа

Для цифрового тахографа используется личная карта водителя, выдаваемая строго индивидуально и оснащенная микрочипом. Срок действия карты – 3 года со дня выдачи, после чего ее переоформляют. Личная карта для тахографа представляет собой универсальный инструмент контроля и учета всех действий водителя, совершаемых ими на пути следования.

Приступив к работе, водитель должен вставить свою личную карту чипом кверху в специальный слот тахографа. После считывания информации происходит идентификация — данные водителя появляются на экране (если карта вставлена правильно). Если тахограф не читает карту, следует обратиться в мастерскую, где прибор обслуживается, чтобы восстановить его работоспособность. Если тахограф принят карту, после вывода данных на экран водитель имеет право приступать к работе.

Читайте так же:  Получение лицензии на установку тахографов

Режим движения транспортного средства в пути автоматически регистрируется прибором. Остановив машину, водителю следует проверить, какой режим регистрирует тахограф. Если зажигание будет выключено, прибор автоматически переключится на режим отдыха. Когда рабочий день окончен, водитель должен вытащить свою карту из слота тахографа (для ее извлечения предусмотрена соответствующая кнопка).

Карта цифрового тахографа.

Нужно отметить, что использование личной карты тахографа другого водителя недопустимо. Также запрещено без личной карты садиться за руль транспортного средства, если на нем установлен цифровой тахограф.

Карты для цифровых тахографов, как и сами эти устройства, бывают трех видов:

  • карты для тахографов ЕСТР
  • карты для тахографов без блока СКЗИ 720 приказ
  • карты для тахографов с блоком НКМ (СКЗИ)

Каждый из водителей имеет право получить по одной карте каждого из вышеперечисленных типов. На любой из них нанесены водяные знаки, логотипы и уникальная информация, делающие их использование в тахографах другого вида невозможным.

Отличительной особенностью карт для тахографов с СКЗИ является добавочный уровень защиты в виде PIN-кода, которого нет у карты ЕСТР.

Читайте также: Что такое одометр и как он работает.

На какие транспортные средства ставится тахограф

В обязательном порядке тахографы ставятся на транспортные средства, используемые в коммерческих целях:

  • автобусы, в которых установлено свыше 8 пассажирских мест;
  • грузовые транспортные средства для перевозки опасных грузов;
  • грузовые автомобили, грузоподъемностью 3,5 — 15 тонн.

Монтаж тахографов и эксплуатация в дальнейшем предусматривается только в тех случаях, когда машина применяется в коммерческой деятельности. Наладить действенный учет и контроль пробега и времени каждого из транспортных средств без них просто не представляется возможным.

Для грузового или грузопассажирского транспорта, принадлежащего частным лицам, тахографический контроль не является обязательным. Если такие приборы ставят, то предусматривают для них специальный режим АУТ.

Читайте также: Как работает система Платон и что это такое.

Тахографы на грузовые автомобили

Процесс оснащения российского коммерческого автопарка контрольными устройствами имеет множество подводных камней, открытых проблем и нерешённых споров. В нашей статье Вы найдёте ответы на наиболее актуальные вопросы в области порядка установки тахографов на грузовые автомобили, а также их активации и калибровки в сервисных мастерских.

Закон о тахографах, в своё время, вызвал целую волну недовольств среди владельцев коммерческих автотранспортных средств. И если сначала «русский характер» водителей взбунтовал против тотального контроля за их профессиональной деятельностью, то в последствии оказалось, что сама транспортная отрасль России попросту не готова к таким реформам. Непредвиденные затраты на новые приборы, соответствующие требованиям, потрясли не только дальнобойщиков-частников, но и крупные транспортные компании. Что и говорить о непригодности российской дорожной инфраструктуры (как, например, отсутствие мотелей и стоянок) для обеспечения простой возможности соблюдать те самые нормы труда и отдыха, что были утверждены на законодательном уровне?

Так стоят ли полученные результаты таких усилий? Кому действительно выгодно введение неотвратимого закона о тахографах? Приходится полагать, что прежде всего нашим гражданам, то есть нам самим — ведь статистика и европейский опыт уже доказали качественное улучшение дорожной ситуации, в результате использования контролеров и соблюдения оптимальных режимов труда водителей. Так, в Европе только за первые четыре года эксплуатации контрольных приборов смертность на дорогах вследствие ДТП снизилась в четыре раза. А ведь самые серьёзные происшествия на дорогах — это аварии с участием крупногабаритного автотранспорта: автобусов и грузовых авто. Они грозят тяжёлыми крушениями и влекут за собой наибольшее количество жертв.

Тахографы на грузовые автомобили необходимо устанавливать всем, кто занимается коммерческими междугородними грузоперевозками (за некоторыми исключениями). А главное в срок. Наши власти решили обрушить на водителей материальную ответственность в виде штрафа за отсутствие контрольных устройств начиная с 1 апреля 2014 года. Однако штрафовать будут не всех — после долгих дебатов правительству всё же пришлось смягчить условия и сроки обязательного оснащения автомобилей системами тахографической записи.

Для каких грузовиков обязательны тахографы?

Без конца сменяющие друг друга указы и положения всерьёз запутали российских водителей: «кому необходим тахограф?»; «когда начнут штрафовать и кого: водителей или владельца предприятия?»; «какую модель ставить: нашу или европейскую?».

Что ж, давайте разберёмся.

В России тахографами должны быть оснащены автобусы, с общим числом пассажирских мест более восьми штук и грузовые более 3,5 тонн, осуществляющие междугородные выезды. А точнее — автотранспортные средства категорий M2 и M3, N2 и N3, предназначенные для коммерческих перевозок. Подробнее об этих категориях:

Категория М—автобусы/троллейбусы, их шасси и все виды транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров. А именно:

  • М2:транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса— до 5 тонн
  • М3: транспортное средство для пассажирских перевозок; оборудовано более, чем посадочными местами (кроме водительского); максимальная технически допустимая масса — свыше 5 тонн

Категория N—грузовые авто и их шасси, используемые для транспортировки грузов. А именно:

  • N2:автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных);полная масса — от 3,5 до 12 тонн
  • N3:автотранспортное средство для перевозки всех типов грузов (в том числе опасных); полная масса — свыше 12 тонн

Таким образом, тахограф на грузовой автомобиль закон велит использовать всем владельцам коммерческого авто массой от 3,5 тонн и выше, задействованного в междугородных/международных перевозках. Если в Вашем автопарке есть, к примеру, автомобили «Газель» для транспортировки грузов, то оснащать их контрольными приборами не обязательно — так как по габаритам они не попадают под категории N2/3. Однако, если всё та же «Газель» будет использоваться для междугородных или международных перевозок пассажиров (свыше 8 человек) — то в таком случае установка тахографа уже необходима.

Что касается штрафов, то они распространяются как на гражданские, так и на должностные лица. Для граждан — от 1 до 3 тысяч рублей; для должностных лиц больше — от 5до 10тысяч. Штрафуют не только за отсутствие бортового контроллера, но и за его наличие (!), если он неисправен, либо не соответствует всем требованиям, предусмотренным законом о тахографах (но об этом чуть ниже).

Читайте так же:  Как получить автокредит

Однако, мало просто установить тахографы на грузовые автомобили — необходимо также соблюдать режимы труда, которые также чётко регламентированы и закреплены законодательно. К примеру: водитель-дальнобойщик обязан каждые 4 часа пути совершать остановку и отдыхать в течение 40 минут. За такие нарушения Вам грозит штраф в размере от одной до трёх тысяч рублей.

Порядок оснащения и сроки

2014 год стал поворотным в решении «вопроса о тахографах», главным образом за счёт Приказа № 273 (от 21.08.2013). Приказ вступил в силу и окончательно закрепил сроки оснащения, с индивидуальной отсрочкой для каждой категории авто:

  • до 1 апреля 2014 г. — грузовые автомобили обеих категорий (N2 и N3), осуществляющие транспортировку опасных грузов
  • до 1 июля 2014 г. — автобусы категорий М2 и М3 + грузовики категории N3массой более 15 тонн для междугородных маршрутов
  • до 1 сентября 2014 г. — все грузовики N3 с неопасными грузами
  • до 1 апреля 2015 г. — все грузовики N2 с неопасными грузами

Официально закреплён и тип прибора, обязательный к использованию — с блоком криптозащиты (СКЗИ).

Отсрочка до 1 января 2018 г. даётся всем владельцам авто с приборами старых образцов. А именно:

  • с тахографами ЕСТР, встроенными на производстве до 1 апреля 2014 г.
  • с тахографами ЕСТР, установленными в сервисных центрах до 11 марта 2014 г. (в соответствии с постановлением)

Итак, государство сообщило о серьёзности своих намерений относительно введения тахографии в коммерческую отрасль автотранспортной системы страны. Однако предоставляет отсрочку на решение проблемы выбора типа устройства (СКЗИ или ЕСТР) до конца 2017 года.

Тахограф со СКЗИ или ЕСТР: какой ставить?

На сегодняшний день в тахографии доминируют три основных законодательных акта — это Постановление № 720, а также 36 и 273 Приказы:

  • Постановление Правительства РФ № 720 (от 10 сентября 2009 г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» — определило возможность оснащения коммерческого автотранспорта любым типом «цифровика», в том числе тахографом ЕСТР
  • Приказ Министерства транспорта № 36 (от 13 февраля 2013 г.) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства«объявил тахографы с блоком СКЗИ обязательными к эксплуатации

Постановление и Приказ вступили в противоречие и вызвали волну споров и рассуждений на предмет выбора правильного тахографического устройства. И 21 августа того же года вышел Приказ Минтранса России № 273, который окончательно утвердил тахограф с блоком криптозащиты (СКЗИ) как обязательный к установке. Приказ 273 вступил в силу в этом году и окончательно утвердил регламент, сроки его исполнения и санкции за нарушения для всех категорий автотранспорта.

Итак, в соответствии с последним утверждённым Приказом Минтранса России № 273, для осуществления междугородных коммерческих перевозок внутри страны необходимо использовать исключительно тахографы установленного образца. То есть с программно-аппаратным средством шифрования (блоком СКЗИ). Для перемещений по международным маршрутам используются только тахографы ЕСТР.

Казалось бы, не легче ли продолжить пользование старым образцом вплоть до 2018 года, а затем приобрести лицензию на международную деятельность, не выезжая при этом за границу РФ? Русский народ всегда пытается найти лазейку и сократить расходы в настоящем, но забывает о последствиях в обозримом будущем. Вероятнее всего, так будет и с махинациями по замене тахографов: новоиспечённый Указ или Постановление обязательно закроют любую брешь в действующем законодательстве, если она не была замечена ранее.

Поэтому вряд ли имеет смысл искать окольных путей в законах. И лучше честно приобрести тахограф со СКЗИ, пока государство даёт официальную отсрочку на штрафные санкции.

Установка тахографа на грузовые автомобили

Итак, как мы выяснили, тахограф на грузовой автомобиль закон обязует приобрести незамедлительно, с соблюдением утверждённого графика и только отечественного производства. А вот произвести его установку и подключение мы настоятельно рекомендуем в специализированных сервисных центрах с лицензией ФСБ.

Нелицензированные сервисные центры: скупой платит дважды

Все виды операций со средствами криптографического шифрования производятся только по лицензии ФСБ — и это не простая рекомендация, а техническая необходимость. Дело в том, что сам процесс активации тахографа с блоком СКЗИ требует запроса специального ключа. Происходит это так:

— после установки тахографа на грузовой автомобиль мастерская отправляет запрос в ФСБ на его активацию; а в подтверждение запроса мастерской высылается от них специальный ключ;

— второй этап: ключ активации копируется на карту мастерской, затем записывается в сам блок СКЗИ, после чего становится возможной активация и последующая калибровка.

Как же действуют сервисные центры без лицензии ФСБ? Они попросту заносят в блок неофициальные данные — неизвестно что — и в последствии Вы не получаете никаких гарантий на корректную работу прибора. Если устройство откажет уже через пару месяцев, Вы даже не сможете произвести ремонтные работы в лицензированном центре — они откажут в обслуживании такого тахографа. Результат — покупка нового оборудования.

Мастерские с лицензией ФСБ

Сервисные центры и мастерские, оказывающие услуги по установке тахографов на грузовые автомобили, обязаны работать только по лицензии ФСБ, в соответствии Федеральным законом № а также Положением о лицензировании Постановления РФ № 313 (от 16 апреля 2012 г.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, для каждого эксплуатируемого авто необходим уникальный блок СКЗИ, что обеспечивается индивидуальным ключом активации.

Конечно, официальных мастерских, работающих по лицензии, в стране на сегодняшний день не так много — велика вероятность простоя в долгих очередях на активацию и калибровку. Однако, временные потери в итоге обязательно окупятся, если Ваш автопарк или индивидуальное авто будет защищено бесперебойной работой «цифровика» установленного образца.

Виды и типы тахографов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here