Выполнение обгона на повороте

Предлагаем статью на тему: "Выполнение обгона на повороте" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Поворот налево и обгон = ДТП. Кто виноват?

Анна Мазухина ,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Представим себе ситуацию: вы начали обгон, а в это время кто-то на впереди движущемся автомобиле поворачивает налево (ну, или наоборот – вы поворачиваете налево, а вам в бок влетает тот, кто в это время вас обгонял). Опустим неизбежные подробности того, что за этим следует, и перейдем к главному вопросу – кто же во всем этом виноват?

У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители ПДД. Почему? Обратимся к ПДД.

С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).

Как правило, установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение Правил на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение Правил дорожного движения обоими участниками (п.п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, «кто виноват и что делать» водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.

Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о «гражданском» иске того водителя или собственника, который считает себя «более правым», к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что «административная» вина в нарушении ПДД и «гражданско-правовая» вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с ГК РФ, и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения «гражданско-правового» вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:

  • при отсутствии вины обоих никто из них друг другу вред не возмещает;
  • вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
  • при наличии вины лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
  • при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого (ст. 1064 ГК РФ, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение ПДД привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы Правил не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.

В другом случае суд установил, что у обгоняющего «не было технической возможности предотвратить столкновение», поэтому возложил всю ответственность на поворачивающего (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу № 33-28/2013).

В некоторых случаях суды при вынесении решения руководствуются выводами эксперта-автотехника о том, действия какого именно участника-нарушителя явились непосредственной причиной приведшей к возникновению ДТП (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33-7978), и возлагают всю ответственность на него.

Установив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не углубляясь в детали, счесть степень ответственности каждого из них равной и взыскать в пользу каждого участника половину от заявленных им требований (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. № 03АП-5670/12, решение Дедовичского районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268). В то же время существуют и более оригинальные способы определения степени вины каждого из водителей.

Так, например, в решении Октябрьского районного суда г. Омска от 15 июня 2009 г. по делу № 2-000/2009 указано, что «поскольку ПДД отдают приоритет транспортным средствам, движущимся прямолинейно», вина должна распределяться так: обгоняющий виновен на 30%, а поворачивающий – на 70%. Бородинский городской суд Красноярского края в своем решении от 1 декабря 2010 г. по делу № 2-420/2010 указал, что хотя нарушение ПДД допустили оба, но поскольку один из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения, то степень его вины должна быть определена в размере 90%. В другой ситуации суд счел, что именно нарушение правил обгоняющим и его неправомерные действия (повышенная скорость движения) способствовали созданию аварийной ситуации, поэтому установил его вину в размере 80% (кассационное определение Пермского краевого суда от 20 июня 2011 г. по делу № 33-6092).

Читайте так же:  Как вернуть солнцезащитные очки в магазин и получить обратно деньги

А вот Уссурийский районный суд Приморского края при вынесении приговора по делу № 1-11-2011 взыскал с оставшегося в живых водителя затребованный потерпевшими размер материального вреда полностью, несмотря на установление обоюдной вины водителей, а размер морального вреда — уменьшил в несколько раз (к сожалению, сведений об обращении данного водителя к наследникам с иском о возмещении причиненного ему материального вреда и результатах такого обращения обнаружить не удалось).

Таким образом, в каждой конкретной ситуации решение судьбы обоих водителей будет зависеть от обстоятельств ДТП и позиции, занятой судом — единого рецепта поведения в этом случае не существует. Можно лишь посоветовать быть внимательнее при совершении каждого маневра, не забывать смотреть в зеркало заднего вида, и быть готовым к любым неожиданностям на дороге.

Завершение обгона через сплошную. Теория.

Всем известная ситуация при движении по узкой дороге за транспортным средством с более медленной скоростью. Выбор момента для начала совершения обгона очень не простой, а если дорога еще и извилистая, то найти участок на котором разрешен обгон еще сложнее.

И вот наконец виднеется знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», мы начинаем искать «пробел» во встречном потоке, находим, и начинаем обгон. И все бы хорошо, но во время обгона перед нами прерывистая линия «удлиняется» и в конце концов превращается в сплошную. В итоге для завершения обгона нам приходится пересекать сплошную линию разметки.

С 12 июля 2017 года в связи с изменениями ПДД движение слева от сплошной линии разметки по встречной полосе прямо запрещено новым пунктом 9.1.1 Правил дорожного движения. Продолжать обгон при появлении сплошной запрещено.

Организация дорожного движения

Рассмотрим организацию дорожного движения на проезжей части данного участка:

  1. Дорожная разметка 1.5
  2. Дорожная разметка 1.6
  3. Дорожная разметка 1.1

1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линии 1.2.2, 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Таким образом прямого запрета совершать обгон на данном участке нет, есть только запрет пересечения сплошной линии разметки, а пересечение не обязательно связанно с обгоном (это может быть объезд препятствия, поворот, разворот, то есть маневры никак не связанные с обгоном). И функция сплошной линии в данном случае никак не запрет обгона, а разделение транспортных потоков противоположных направлений.

Совершение обгона

Теперь детально разберем маневр, совершаемый на данном участке.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Из определения мы видим, что маневр обгон состоит из трех этапов:

  1. Выезд из занимаемой полосы на встречную полосу (Начало обгона)
  2. Опережение (Фактический обгон)
  3. Возврат в полосу попутного направления (Завершение обгона)

Маневр на иллюстрации полностью подходит под определение «Обгон»

Проверим наш маневр на соответствие требованиям Правил дорожного движения, мы выяснили, что обгон на данном участке не запрещен

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Нарушения данных требований нет.

То есть в нашей ситуации правила обгона не нарушены, однако для завершения обгона мы вынуждены пересечь сплошную линию, так как в противном случае придется двигаться по встречной полосе до окончания сплошной линии разметки. Это опасно и не разумно.

Вот так выглядит теоретическая часть данного маневра — обгон разрешен, но завершение обгона происходит вынуждено через сплошную линию с нарушением Правил дорожного движения.

Еще раз хочу обратить внимание, что требования разметки однозначны — сплошную линию 1.1 пересекать запрещается, прерывистые линии 1.5 и 1.6 пересекать разрешается.

Сплошная линия 1.1 в данном случае разделяет транспортные потоки, она не запрещает обгон, она прямо не запрещает движение по встречной полосе, нет требования, чтобы транспортное средство находилось справа от нее, но водитель знает, что выезд на встречную полосу на этом участке дороге запрещен.

Прерывистая линия 1.6 предупреждает о приближении к сплошной линии, никаких прямых требований к водителю разметкой 1.6 не предъявляется.

Важно! Данный материал отражает только теоретическую часть и указывает на недоработку Правил дорожного движения. На практике завершение обгона через сплошную линию запрещено равно, как и движение по встречной полосе на участке дороги со сплошной линией разметки, расположенной по середине проезжей части.

Никогда не продолжайте обгон, и тем более не начинайте, если началась разметка 1.6, а примите все меры, чтобы вернуться в свою полосу до начала участка со сплошной линией 1.1. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по части 4 статьи 12.15 в виде лишения права управления.

Выполнение обгона на повороте

Имеется три основных принципа, на которых должен строиться маневр обгона

  • Обгонять транспортное средство следует с левой стороны.
  • При обгоне необходимо соблюдать безопасную боковую дистанцию с обгоняемым транспортным средством.
  • Вся предстоящая траектория обгона долна быть хорошо видня и свободна от препятствий и встречных транспортных средств.

Последовательность действий при совершении обгона

  1. Примите немного левее, оставаясь в своей полосе движения и оцените дорожную обстановку. Если вы считаете, что маневр обгона в данной ситуации допустим, то
  2. Убедитесь, что вас никто не обгоняет и не собирается обогнать. Проверьте последовательно:
    1. Внутрисалонное зеркало заднего вида
    2. Боковое левое зеркало заднего вида
    3. Поверните голову налево и проверьте слепую зону
  3. Включите левый указатель поворота.
  4. Увеличивая скорость, перемещайте автомобиль влево, в полосу движения, по которой вы будете совершать обгон.
  5. После того как вы обогнали транспортное средство, вам необходимо быстрее вернуться в свою полосу движения. Сделать это следует, как только этот маневр будет безопасен. Как правило, для этого вы должны полностью видеть транспортное средство, которое обогнали, в правом зеркале заднего вида.
Читайте так же:  Проверка водительского удостоверения на лишение по фамилии

Обгон запрещен

  • В зоне действия знака Обгон запрещен
  • Там, где обгонять опасно
  • Если другое транспортное средство обгоняет или собирается обогнать вас.
  • В пробке или в условиях плотного медленного движения
  • Если транспортное средство, которое вы хотите обогнать, показывает сигнал поворота налево.
  • При наличии встречных транспортных средств, если вы пересекаете линию, разделяющую встречные потоки движения.
  • В условиях недостаточной видимости, если вы пересекаете линию, разделяющую встречные потоки движения.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах или пересечениях с велодорожками, за исключением случаев, когда движение происходит на малой скорости, есть более одной полосы движения в попутном направлении и выполнено одно из трех условий:
    • Полосы движения ведут в разных направлениях
    • Во всех полосах наблюдается плотное медленное движение
    • Это происходит в сочетании с проездом перекрестка
  • С правой стороны, за исключением следующих случаев:
    • Если полосы движения ведут в разных направлениях.
    • Если во всех полосах наблюдается плотное медленное движение.
    • Если транспортные средства выезжают на перекресток по разным полосам движения.
    • Если установлено ограничение максимальной скорости не более 70км/час и есть две или более полосы движения в этом направлении.
    • Допускается обогнать справа автомобиль, поворачивающий налево.
    • Если вы обгоняете трамвай. Трамваи следует обгонять только справа.
  • На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог (за исключением обгона двухколесных транспортных средств).
  • На железнодорожных переездах, не оборудованных барьерами или светофорами (за исключением обгона двухколесных транспортных средств).

Что делать, когда вас обгоняют

  • Держитесь как можно правее. Если на дороге есть обочина и ее допустимо использовать, вы можете выехать на обочину для облегчения маневра.
  • Не увеличивайте скорость
  • Вы обязаны облегчить совершение обгона другим водителем, даже если он выполняется не по правилам и опасен.

Обгон: другие особенности маневра

Для человека очень трудно верно оценить расстояние и скорость встречного автомобиля, особенно на прямой дороге, когда он движется на вас.

Если вы обгоняете дорожную технику, занятую ремонтом или обслуживанием дорог, вы можете выбирать ту сторону обгона, которая в конкретной ситуации удобнее.

Экономия времени

Обгон является достаточно опасным маневром. Скорости движения при обгоне достаточно высоки и в случае аварии велик риск получить серьезные травмы или погибнуть. Вы должны адекватно понимать ради чего идете на риск на дороге.

Допустим, перед вами на трассе движется автомобиль со скоростью 100 км/час. Ваша скорость движения — 110 км/час. Вам нужно проехать по трассе еще 10 км. Вы можете обогнать впереди идущий автомобиль или снизить свою скорость и отказаться от обгона. Сколько времени вы выиграете в случае обгона?

Во время экзаменов на получение водительского удостоверения часто попадаются задачи просто на умение считать. Пользоваться мобильным телефоном или калькулятором во время экзаменов, как правило, запрещено, поэтому такие вычисления придется делать в уме.

Двигаясь со скоростью 100 км/час вы потратите на преодоление пути в 10 км одну десятую часа или 6 минут. 6 минут это 360 секунд. Увеличив скорость на 10% вы примерно на столько же сократите и время, требуемое для преодоления пути. Таким образом, выигрыш от обгона в ситуации, приведенной в задаче, составит примерно 36 секунд. Чуть более половины минуты. Стоит ли этого времени риск опасного маневра? Скорее всего нет, но это решать вам.

Для расчетов также пригодится вспомнить, что км/час это тысячи метров за 3600 секунд. Таким образом если км/час разделить на 3.6, то получатся м/с. Если м/с умножить на 3.6, то получатся км/час.
Пример: Переведем 25 м/с в км/час. 25 умножим на 4, получим 100. Теперь из 100 вычитаем 10%, получаем 90. 25 м/с = 90 км/час.

Правила обгона: наказание, ловушки, сигналы дальнобойщиков

Ловушка при обгоне. Не попадите на лишение

Лобовой удар – это страшная авария. Машины отправляются на свалку, а люди погибают или получают тяжелые травмы. Поэтому выезжать на встречную полосу можно только когда это действительно необходимо и безопасно. Если на некоторые правила иногда можно посмотреть сквозь пальцы, то правила обгона нужно соблюдать строго.

При обгоне есть два основных правила:

  1. Первое — не обгонять там, где это запрещено. Таких мест много, но в большинстве случаев они обозначены сплошной линией разметки или знаком «Обгон запрещен». Поэтому можно ориентироваться по ним. Второе — обгон запрещают не просто так, в этих местах может быть опасность, которую не видно с первого взгляда. На этой записи дорога поворачивает направо, поэтому при обгоне встречная полоса не просматривается. На дорогу нанесли сплошную, но водитель Daewoo забил на это и не увидел фуру, которая появилась из-за поворота. 45-летний водитель и его 47-летний пассажир погибли на месте. А на этом видео водитель движется на подъем, встречную полосу не видно за пригорком, поэтому обгон здесь запрещен, но встречная машина нарушила это правило и чуть не столкнулась с автором видео.
  2. Второе правило: даже если обгон разрешён, должна быть уверенность, что на встречной нет машин. Если из-за дождя или тумана плохо видно дорогу, выезжать на встречку нельзя.

Как наказывают за обгон в неположенном месте?

За нарушение при обгоне лишают прав, но нужно помнить, что по правилам дорожного движения обгон – это только когда есть выезд на встречку. Такой маневр называется «опережение» и обгоном не считается. Зеленая машина просто перестраивается в соседний ряд своего направления и опережает синюю машину. Выезда на встречную полосу тут нет, поэтому за такой манёвр не могут лишить прав, даже если в этом месте есть знак «Обгон запрещен».

А вот это обгон. Узкая дорога, в каждую сторону по одной полосе и чтобы обогнать фуру, легковой машине придется выехать на встречку. С этими понятиями можно запутаться, но главное запомнить, что за такой маневр без выезда на встречку не могут лишить прав. А путают эти понятия, потому что раньше они образовались «обгоном».

Разделения появилась только в 2010 году. В том же году из правил убрали запрет на обгон справа. Теперь такой маневр разрешен и называется «опережением справа».

Так же прав не могут лишить за поворот или разворот через сплошную. Так делать запрещено, но выезда на встречную полосу тут нет, поэтому за это положен только штраф от 1 до 1,5 тысяч. А вот за нарушение при выезде на встречку прав лишают.

Читайте так же:  Какую страховую компанию выбрать для осаго

Хотя бы чуть-чуть заехали за сплошную и вас поймали – лишение. Начали обгон на прерывистой, но закончили на сплошной – лишение. Вынудили встречную машину тормозить или уворачиваться – тоже лишение. Теоретически, вместо этого могут дать штраф 5 000 рублей, но я бы на это не рассчитывал. Суды обычно просто штампуют стандартные решения, и отделаться штрафом будет не просто, так что лучше вообще не попадать в такую ситуацию.

Ловушка на повороте при обгоне

При обгоне все боятся столкнуться со встречкой, но иногда угроза исходит не от встречной машины, а от попутной. Если одновременно разрешен и обгон, и поворот налево, то возникает ловушка.

Обгоняющий не ожидает, что попутная машина повернет, а попутная машина, что ее обгонят.

Чтобы избежать такой аварии, есть специальные правила, которые должны выполнять оба водителя.

Как поворачивать если обгоняют?

Перед тем, как повернуть налево, нужно посмотреть в левое зеркало. Если вас обгоняет другая машина, нужно ее пропустить и только потом поворачивать. По этой же логике нужно смотреть в зеркало и при обгоне, иначе можно подрезать машину сзади. Аварию можно легко избежать, если посмотреть назад перед поворотом, но проблема в том, что забыть посмотреть в зеркало очень просто.

На перекрестках со светофором, на многополосных дорогах, на дорогах со сплошной обгон запрещен, а такие объекты составляют основу типичного маршрута в городских условиях.

Получается, в большинстве случаев при повороте налево, водителя и никто не будет обгонять, и он привыкает не смотреть в зеркало. Из-за этой привычки он забывает посмотреть назад, когда это действительно необходимо. Поэтому лучше смотреть в зеркало при любых поворотах налево, а не только в местах, где разрешен обгон.

  1. Во-первых, так появится хорошая привычка, и вы не забудете посмотреть, когда это будет нужно.
  2. Во-вторых, вы обезопасите себя от нарушителя, такого как на этом видео, где встречная полоса хорошо просматривается и есть соблазн выехать на встречку, несмотря на сплошную.

Похожая проблема возникает при выезде с прилегающей территории. На этой записи водителю с регистратором нужно выехать на право. Он подъезжает к дороге, проверяет, что слева нет машин, и выезжает.

Обычно этого достаточно, но водитель не учел, что в этом месте разрешен обгон.

При выезде на главную водитель должен уступить всем, в том числе обгоняющим. Поэтому в местах, где разрешён обгон, выезжающий должен смотреть в обе стороны. А лучше смотреть в обе стороны всегда, чтобы выработать полезную привычку и защититься от нарушителей, таких как автор этого видео, который пошел на обгон через сплошную.

Как обгонять?

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы всё было по правилам, перед обгоном нужно много всего проверить. Первым делом водитель должен посмотреть, разрешен ли тут обгон. Сплошной, знака, или какого-то другого запрещающего признака нет, значит, обгон разрешен. Теперь он проверяет встречную полосу. На ней никого нет, значит, опасности для встречных машин он не создаст.

Но это еще не все. Теперь нужно посмотреть в левое зеркало и проверить, что его самого никто не обгоняет, а также, что у машин спереди не включен поворотник.

Если поворотник включён, значит машина собирается повернуть налево или пойти на обгон. Обгонять ее самому в этот момент опасно, поэтому правила запрещают это делать. Но в ситуации на видео поворотников нет, и самого автора никто не обгоняет, поэтому он начинает свой маневр.

Водитель с регистратором сделал все по правилам, а виновата Газель.

В этом месте можно поворачивать налево, но Газель должна была заранее включить поворотник и убедиться, что ее не обгоняют. А вот если бы поворотник был включён заранее, то виноват бы был уже водитель с регистратором. Преимущества у того, кто первым начал свой маневр. Нельзя начинать обгон, если машина впереди включила поворотник и нельзя поворачивать, если тебя обгоняют.

Легко ли доказать свою правоту при обгоне?

Если есть видеозапись или один из водителей признал вину, то разобраться с таким ДТП просто. Кто первый начал маневр, тот и прав. Но на практике обычно записи нет, а оба водителя говорят, что действовали по правилам. Поворачивающий говорит, что заранее включил поворотник, а обгоняющий, что никакого поворотника не было. В этом случае сотрудники полиции обычно пишут в протоколе, что вина обоюдная.

Оба водителя нарушили правила и чтобы получить компенсацию по ОСАГО придется идти в суд.

По таким делам нет единой судебной практики. Предсказать какое будет решение нельзя и водитель может остаться без компенсации, даже если не виноват в ДТП. Вдобавок к этому, в случае признания вины обгоняющего, скорее всего, лишат прав на 4 месяца, потому что он нарушил правила при выезде на встречку. Для поворачивающего наказания гораздо мягче – штраф 500 рублей. Так что в подобных ситуациях рекомендую думать не только за себя, но и за других водителей.

В случае аварии вы устанете доказывать, что ничего не нарушали, поэтому делайте все возможное, чтобы вообще в нее не попасть.

Можно ли обгонять «паровозиком»?

Правила запрещают идти на обгон вслед за другими машинами. Они загораживают встречную полосу, и вы можете заметить опасность слишком поздно. На этом видео водитель Лады пошел на обгон вслед за белой Киа.

Тут и так нельзя обгонять, потому что встречу не видно за пригорком, так теперь еще Киа полностью загородила обзор. Водитель Лады не увидел Land Cruiser и столкнулся с ним в лоб.

Нельзя обгонять «паровозиком». Во-первых, это опасно. А во-вторых, как и за другие нарушения при выезде на встречку, за это лишают прав. Поэтому, если машина впереди пошла на обгон, нужно подождать пока она закончит и только после этого обгонять самому.

Фура мигает поворотником, что это значит?

Иногда самостоятельно обогнать грузовик сложно, поэтому его водитель может помочь, так как он сидит высоко и ему лучше видно дорогу.

Сигнал левым поворотником означает, что встречка занята и выезжать на нее нельзя, а правым, что теперь там свободно и можно обгонять.

На этом видео водитель ночью пошел на обгон на участке с ограниченной видимостью. Водители попутных грузовиков пытались его спасти, мигая левым поворотником, но видимо он не знал про эти сигналы и поэтому не обратил на них внимания. В этой аварии погибло два человека, еще трое попали в больницу с различными травмами. Так что иногда помощь от дальнобойщиков полезна, но помните, что водитель грузовика может ошибиться и понять неправильно. Поэтому относиться к такой помощи нужно с осторожностью. Этих сигналов нет ни в каких правилах и за ваш обгон ответственность несете только вы сами.

Читайте так же:  Заочное лишение водительского удостоверения

Неожиданно появилась встречка, что делать?

Если предотвратить опасную ситуацию не получилось, по правилам нужно тормозить в своей полосе до полной остановки. Конечно, иногда разумнее повернуть руль и попробовать увернуться, но этим вы можете создать себе проблемы. Если касания с виновником не будет, а вы улетите в отбойник или спровоцируете другую аварию, отвечать, скорее всего, придется вам самим.

Судебная практика по ДТП без касания неоднозначна и добиться правды будет непросто, поэтому крутите рулем, только если уверены, что другого выхода нет.

Выводы

Выезжать на встречку можно только там, где это разрешено и только если нет встречных машин. Перед поворотом налево нужно заранее включить поворотник и смотреть в левое зеркало. Нельзя обгонять, если машина впереди включил левый поворотник. Также не нужно идти на обгон, если машины впереди замедляются, наверняка они делают это не просто так. А лучше вообще никого не обгонять, особенно если движение плотное. Вы обгоните одну фуру и сразу же встанете за другой. Выигрыш времени минимальный, поэтому нет смысла рисковать.

Поворот налево и обгон. Пересечение траекторий

В предыдущем материале «Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП?» мы разобрали типовые ситуации случаев обгона и поворота налево и выяснили какие требования предъявляют Правила к каждому из участников. Но остался один вариант развития событий, когда обгон начат, транспортное средство покинуло полосу, выехало на свободную полосу встречного движения и только после этого транспортное средство впереди на попутной полосе подает сигнал поворота налево.

Начинать обгон разрешено

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

Обгоняющий движется по встречной полосе, транспортное средство впереди по попутной. То есть продолжать обгон не запрещено. В тоже время у поворачивающего нет обязанности уступать дорогу обгоняющему.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Траектории пересекаются, очередность проезда не определена специальными нормами то есть руководствоваться нужно общими нормами.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Требования идентичны, на первый взгляд, следуя им оба транспортных средства должны остановится на неопределенное время. Давайте разберем эти требования по определениям.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Для выполнения этого требования оба участника не должны продолжать движение.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Вот и ответ на наш вопрос, при всех прочих равных обгоняющий не может создать опасность для поворачивающего, так как движется без изменения направления, а поворачивающий как раз встает на пути обгоняющего. То есть поворачивающий должен пропустить обгоняющего. Напомним, это единственный случай, когда при выполнении специальных норм Правил траектории транспортных средств пересекаются. Все другие случаи пересечения траекторий при повороте налево и обгоне являются следствием нарушений Правил одним или обоими участниками.

Также когда возникают вопросы по толкованию, можно обратится к первоисточнику Правил дорожного движения РФ — Конвенции о дорожном движении. Нормы ПДД РФ не могут противоречить нормам Конвенции. Вот так в оригинале выглядит требование ПДД РФ «не создавать опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения»

1. Водитель, который намерен выполнить какой-либо маневр, например выехать из ряда транспортных средств, находящихся на стоянке, или въехать в него, принять вправо или влево на проезжей части дороги, выполнить поворот налево или направо для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение, должен начинать этот маневр только после того, как он убедится, что может это сделать, не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения скорости

То есть, перед началом маневра должна быть обеспечена безопасность для всех участников движения, в том числе и позади, но при условии выполнения требований Правил всеми участниками.

«Обгоняющему штраф за пересечение сплошной, а поворачивающий налево виноват так как не убедился в безопасности маневра» — это заблуждение, так как пересечение сплошной и обгон имеет прямую связь с ДТП. Именно пересечение сплошной разметки и обгон в запрещенном месте является грубейшим нарушением и лишает любого права на движение.

  • Виноват нарушитель;
  • При обоюдных нарушениях, имеющих связь с ДТП вина обоюдная;
  • При нарушении, имеющем связь с ДТП — нарушитель не имеет преимущества;
  • При разборе ДТП ссылаться на общие нормы Правил возможно только при отсутствии специальных норм.

Обгон и опережение транспортного средства

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Читайте так же:  Автокредитование наличными на подержанный автомобиль

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.

Обгон ТС

Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.

Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Перестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

11. Обгон, опережение, встречный разъезд

Последнее обновление: 26.09.2019

ПДД определяют обгон как опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) для встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Следовательно, обгон всегда связан с перестроением, а также с опережением. Все эти термины приведены в пункте 1.2 Правил.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;

  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Обгон следует выполнять когда он не запрещен ПДД и безопасен. Завершая обгон, нельзя резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения (такие действия водители называют «подрезанием»). Начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив правый указатель поворота и опередив обгоняемого примерно на 20-30м.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Водитель обгоняемого автомобиля, заметив сигнал об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. От того, насколько быстро вас обгонят, зависит и ваша безопасность. Если ситуация неприемлема для обгона, а едущий сзади водитель не может распознать опасность, его следует предупредить жестом руки или кратковременным включением левого указателя поворота.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только при движении по главной дороге, и только, если отсутствуют другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу. Например, сплошная линия разметки 1.1 перед перекрестком и наличие пешеходного перехода на перекрестке запрещают выезд на встречную полосу, и соответственно, запрещают обгон. Эти дорожные условия подробно рассмотрены в статьях Обгон на пешеходном переходе и Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требование этого пункта действует не только дорогах, но и прилегающих к ним территориях, к которым относятся дворы и жилые массивы .

Выполнение обгона на повороте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here