Выполнение опасного обгона

Предлагаем статью на тему: "Выполнение опасного обгона" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Выполнение опасного обгона

Безопасное выполнение обгона

Особенности маневра обгона

Как известно, наиболее сложным и опасным маневром в дорожном движении является обгон. Характерные его особенности – опережение, выезд из занимаемого ряда (часто на полосу встречного движения) и затем, как правило, возвращение в ранее занимаемый ряд – требуют от водителя кроме точности расчета и достаточно высокого мастерства управления автомобилем еще и умения правильно оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие, именно этим умением будет определяться правильность выбора скорости, дистанции, интервала движения при обгоне, а следовательно, безопасное выполнение маневра. Малейшая ошибка при выезде из ряда и при возвращении в ряд, при опережении по полосе встречного движения может привести к тяжелым последствиям.

Статистика показывает, что на обгон приходится до 10 % ДТП, происходящих на всех видах перевозок, а в такси – до 15 %, что объясняется высокой частотой выполнения обгона при таксомоторных перевозках (за смену водитель такси совершает от 50 до 100 обгонов, причем как в городе, так и на загородных дорогах, часто в сложных условиях движения, к чему водителя понуждает сама специфика этих перевозок).

Учитывая частоту, сложность и опасность совершения обгона, рассмотрим наиболее характерные ситуации, возникавшие при его выполнении, проанализируем типичные ошибки водителей и дадим советы, которые помогут их избежать.

Если водитель пришел к выводу, что он может обгонять, не нарушая правила дорожного движения, правильно оценил ситуацию и составил верный прогноз ее развития, заблаговременно подал сигнал о намерении совершить обгон, убедился в том, что его намерения поняты другим участником движения, выбрал оптимальную траекторию и скорость обгона, технически правильно и своевременно выполнил действия по управлению автомобилем, то обгон получатся по исполнении быстрым и безопасным. Невыполнение какого-либо из перечисленных условий может привести к аварийной ситуации.

Чтобы совершить обгон, водитель выполняет действия в определенной последовательности, которую можно представить в виде этапов обгона (рис. 46). Рассмотрим содержание этих этапов.

Рис. 46. Этапы обгона

1. В какой-то момент движения у водителя, который исходит из какой-либо цели (например, из желания быстрее доставить пассажира), возникает намерение совершить обгон. При этом он сопоставляет скорости своего и двигающегося впереди автомобиля с тем, чтобы при опережении не превысить предельно допустимую скорость. Если сопоставление приводит к благоприятному выводу, у него формируется предварительное решение об обгоне.

2. Когда такое решение сформировалось, водитель оценивает возможность совершения обгона без опасности для себя и для других участников движения. Для этого он оценивает ситуацию в данный момент, перед обгоном и прогнозирует ее изменение в дальнейшем, в процессе обгона и после него.

3. Оценив ситуацию и составив прогноз ее развития, водитель решает: совершать обгон или не совершать. Если он убедился, что обгон можно выполнить безопасно, то принимает решение о его выполнении. Итак, только после полной оценки всех возможных последствий своего решения водитель переходит к началу выполнения обгона, не переставая на каждом последующем этапе маневра оценивать развитие ситуации и сравнивать ее со своим прогнозом.

4. Выбрав безопасную дистанцию и увеличивая скорость, водитель плавно выводит автомобиль на полосу обгона слева или справа (если водитель обгоняемого автомобиля подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению), заранее включив соответствующий указатель поворота.

5. Соблюдая безопасный интервал, водитель, двигаясь параллельно с обгоняемым автомобилем, совершает его опережение, выключив при этом указатель правого либо левого поворота, в зависимости от того, в какой ряд он будет встраиваться.

6. Убедившись (через зеркала заднего вида), что он опередил обгоняемый автомобиль на расстояние, достаточное для безопасного завершения маневра, водитель плавно встраивается в ранее занимаемый ряд.

Разберем более подробно этапы обгона и покажем, какие ошибки водителей для них характерны.

Удачно разошлись

Встречный разъезд с обгоняющим автомобилем в момент выполнения опасного обгона. Разбор дорожной ситуации.

Обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения, и опасен тем, что в любой момент на этой полосе может появиться встречный участник дорожного движения. Подобные ситуации нередки, и один случай мы сейчас рассмотрим.

Когда во время обгона неожиданно появляется встречная машина, то вариантов у обгоняющего всего два: прекратить маневр и вернуться на свою полосу, или попытаться успеть завершить обгон до разъезда со встречным автомобилем. Во внимание берем только варианты с благополучным исходом.

Первый вариант (вернуться) возможен, когда на «своей» половине проезжей части для этого есть место, т.е., обгоняющий может безопасно уйти со встречной полосы. Второй вариант (успеть завершить обгон) выполним в случае, если до встречного автомобиля еще есть достаточное расстояние, чтобы успеть безопасно завершить обгон, пусть даже с превышением скорости. Достаточное расстояние – величина, в данном случае, относительная. Хватит ли его или не хватит для безопасного разъезда, зависит от скорости машин, которые едут навстречу друг другу.

Но может случиться и так, когда оба эти варианта невыполнимы. Обгоняющему остается только уповать на действия водителей обгоняемого и встречного транспорта.

Посмотрите короткий видеоролик. Разъезд «видеорегистратора» с обгоняющим автомобилем завершился благополучно благодаря достаточной ширине дороги в месте разъезда, и определенным действиям водителя автомобиля, с которого велась съемка. Под достаточной шириной дороги в месте разъезда следует понимать пространство, на котором смогли разместиться три автомобиля. В момент разъезда звук на ролике убавлен до нуля, чтобы читатель не слышал слова «благодарности» автора видеоролика.

На первый взгляд, ничего необычного не произошло. И в действиях владельца регистратора не было никаких неординарных действий. Он не сигналил, не тормозил «в пол», вел автомобиль ровно, без напряжения, ну и скорость до разъезда с встречным обгоняющим, нужно отметить, была не маленькая.

Благодаря тому, что водитель машины, с которой велась съемка, своевременно заметил обгоняющий автомобиль, сбавил свою скорость и принял как можно правее на дороге, разъезд завершился благополучно. Ключевое слово – своевременно. По-другому – вовремя увидел опасность и вовремя начал снижать скорость, одновременно плавно смещаясь правее. Уйти от встречного транспорта еще правее не было возможности, поскольку, справа располагался отбойник.

Но и небольшого плавного смещения, к счастью, оказалось достаточно, чтобы избежать столкновения. В этой ситуации категорически нельзя было дергать руль, даже коротко, потому что резкий поворот передних колес на угол чуть больше необходимого, мог бы увести автомобиль с курса, но справа был отбойник, а впереди слева – «автор ситуации». Владелец видеорегистратора сделал все правильно.

Читайте так же:  Договор перевозки грузов жд транспортом

Обгоняемый грузовик также сбавил скорость, и сместился вправо на своей полосе, предоставив возможность обгоняющему легковому автомобилю скорее завершить свой маневр. Эта ситуация, как нельзя, кстати, подходит к случаю, рассмотренному в статье Что такое безопасная скорость.

Участок дороги представлял собой длинный или затяжной поворот, и Правилами в данном месте обгон не был запрещен. Ошибка водителя обгоняющего автомобиля в данной ситуации была в том, что он пошел на обгон, не имея представления, что делается на дороге далеко впереди него, т.е. в ситуации ограниченного обзора. Обзор для него закрывал изгиб дороги вправо и две фуры, едущие впереди. И как следствие – неожиданное появление встречного автомобиля на изгибе дороги в тот момент, когда оба варианта благополучного исхода, о которых говорилось в начале статьи, невыполнимы. В рамках сложившихся обстоятельств маневр обгоняющего автомобиля можно трактовать как опасный обгон.

Вот таким образом действия соседних водителей на дороге помогли избежать ДТП.

В большинстве опасных дорожных ситуаций, которые благополучно разрешились, подобно этой, на первый взгляд может показаться, что аварии не произошло благодаря каким-то супер умениям зачинщика или каким-то особым характеристикам автомобиля, которые каким-то образом помогли совершиться чуду. На самом деле это не так, и все гораздо проще.

Многих происшествий удается избежать благодаря тому, что дорожные участники вовремя замечают ошибки оппонентов и своевременно принимают какие-то компенсирующие действия, например, снижение скорости, как в разобранном случае. А для того, чтобы действия были своевременными, а не запоздалые, требуется постоянно следить за изменением дорожной ситуации, и стараться прогнозировать ее, т.е., с учетом действия водителей соседних машин смотреть на развитие событий чуть-чуть вперед.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей >»>Прерванный обгон >>

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 11.08.2019

GANGSTA › Блог › Обгон — ошибки, правила, безопасность, техника.

Обгон парадоксален. С одной стороны, это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария. С другой, на риск обгона мы идем добровольно. Ведь никто не тянет за уши обходить вереницу грузовиков, мчащихся под дождем со скоростью 90 км/ч, ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пяток минут раньше? Мы к тому клоним, что перед каждым обгоном следует трезво задавать себе вопрос: ?А мне это нужно? Теперь разберем последовательность грамотных действий, если прозвучал ответ: ?Да?

?Обгон — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы? Так гласят Правила дорожного движения. Иными словами вы совершаете обгоны даже на многополосных магистралях, когда время от времени выбираетесь в крайний левый ряд. Однако сейчас разговор пойдет о самой сложной разновидности обгона ? на узкой дороге, с выездом на встречную полосу. Такой маневр можно условно разбить на три фазы.

Фаза первая
Распространенная ошибка: подкравшись под задний борт какого-нибудь ЗИЛа, горе-водитель начинает оттуда высовываться, пытаясь заглянуть вперед. Он не учитывает, что грузовик может внезапно тормознуть, и тем более не задумывается, что по встречной может мчаться ну о-очень широкий туристический автобус? Словом, готовиться к обгону надо издалека. Чем больше автомобиль, который собираетесь оставить позади, тем дальше следует от него ехать. От закрывающих небо трейлеров вообще лучше держаться в метрах тридцати-сорока. Вы должны видеть все, что творится на встречной полосе?

Обращайте внимание на автомобили, которые готовы выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон, будете для них полной неожиданностью? В ожидании ?просвета? в цепочке встречных машин заранее включите более низкую передачу. В автомобилях с автоматической коробкой лучше отключить овердрайв или перейти в режим ?sport? или ?power? Таким образом стрелка тахометра удерживается в зоне 3000-5000 об/мин ? мотор готов к максимальному ускорению. Набирать ход лучше заранее, еще на своей полосе, за несколько мгновений до того, как мимо просвистит последний встречный автомобиль и откроется свободная встречная полоса.

Фаза вторая
Формула безопасности проста: чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон. Тот редкий случай, когда за рулем ?запорожца? получаешь больше адреналина, чем в кокпите Ferrari. Первый станет обгонять какой-нибудь трейлер долго и нудно ? так вырывает зуб неумелый дантист. Водитель будет мучительно всматриваться вперед, ожидая увидеть несущуюся в лоб иномарку. Итальянский суперкар оставит грузовик позади мгновенно. У его водителя пульс даже на йоту не участится?

Поэтому на обгоне используйте весь потенциал мотора: утопите педаль акселератора, на следующую ступень переключайтесь лишь тогда, когда стрелка тахометра вплотную подступит к красной зоне. В общем, чем мощнее двигатель, чем скорее вы вернетесь на свою полосу ? тем безопаснее обгон. Отсюда мораль: не покупайте любимым дамам ?слабые? автомобили, мотивируя свой поступок тем, что зачем, мол, женщине нужен мощный мотор? Нужен! Хотя бы для безопасных и комфортных обгонов.

Вы можете неправильно оценить скорость, казалось, далекого встречного автомобиля. Особенно если он мчится под 200 км/ч. Поэтому пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должна работать левая ?мигалка? Даже тогда, когда обгоняемый остался позади. Включайте правую лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет точно знать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.

Фаза третья
Грамотный возврат на свою полосу. Демонстрирует не сколько мастерство, сколько хорошие манеры. Не перестраивайтесь обратно сразу, грозя снести передний бампер только что обогнанного автомобиля. Выдержите, как говорят актеры, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правую ?мигалку? Правда иногда такая пауза невозможна.

Завершающая стадия обгона сложна, когда по вашей полосе едет плотный поток машин и при обратном перестроении нужно ?втиснуться? в малое пространство между автомобилями. Распространенная ошибка ? торможение и обратное перестроение одновременно ? обычно приводит к тому, что вы либо подрезаете обогнанный автомобиль, либо рискуете вплотную познакомиться с бампером впереди идущего. В таких случаях необходимо разложить третью фазу на две части. Первая ? после обгона вы интенсивно тормозите еще на встречной полосе, уравнивая свою скорость со скоростью машин на своей полосе. Вторая ? аккуратно ?задвигаете? автомобиль в попутный поток.

Напоследок напомним, что обгоны в плотном потоке не только наиопаснейшие, но и бесполезнейшие. Выигрыш во времени будет исчисляться минутами, а проигрыш может обернуться тысячами долларов на ремонт и лечение. Не говоря уже про?

Читайте так же:  Что такое рефрижераторные перевозки

Советы водителю

Техника обгона: как правильно обгонять автомобиль

Вы никогда не сталкивались с ситуацией при обгоне впереди едущей машины, когда водитель обгоняемого автомобиля, увидев вас, прибавляет ходу и препятствует обгону? Если нет, значит, ваш водительский опыт еще маловат, или вы очень медленно ездите, или вам просто до сих пор очень везло. В любом случае, рано или поздно вы столкнетесь с подобной ситуацией — дебилов на наших дорогах хватает. Да, да, именно дебилов, кретинов, идиотов — других характеристик для таких водителей я не нахожу. По моему мнению, за подобные действия надо лишать водительских прав хотя бы на полгода, чтобы до горе-водителя дошло какой опасности он подвергает людей, находящихся в обгоняющем автомобиле, себя и своих пассажиров. Обгон — один из самых опасных маневров вообще, а, учитывая наши дорожные условия и культуру наших водителей, обгон превращается в экстремальное действие, требующее от водителя незаурядной выдержки и профессионализма.

Каким должен быть правильный и безопасный обгон? Речь будем вести о езде за городом по шоссе, где скорости в несколько раз больше городских. Именно здесь случаются наиболее тяжелые аварии со смертельным исходом, как раз по причине высоких скоростей. Заметьте, что техника езды по городу и по загородному шоссе в корне отличается. Если вы ас на городских улицах, а шоссейного опыта у вас нет, то вполне возможно, что поначалу вы окажетесь полным «чайником» за городом.

Выехав на шоссе, не стоит сразу давить педальку газа в пол — ваш организм должен адаптироваться к высокой скорости. Это произойдет само собой в течение нескольких десятков минут. Нога, как бы сама потихоньку будет прибавлять газу, и вы с удивлением через 10-20 минут обнаружите, что стрелка спидометра перевалила за сотню, а вы этого не очень-то и ощутили.

Постоянно периодически бросайте свой взгляд в зеркало заднего вида. Это, конечно же, надо делать и в городских условиях. Но, если в городе это, как правило, делается во время маневра (коих достаточно много), то на шоссе поглядывать в зеркала заднего вида надо и при движении по прямой. Дело в том, что скорости на шоссе велики, и не просто скорости, а разница в скорости различных транспортных средств. Отсюда, ситуация меняется на порядок быстрее, чем в городе. Вы с удивлением можете обнаружить, что 10 секунд назад, глядя в зеркала заднего вида, на горизонте не было ни одного автомобиля, а сейчас мимо вас пролетел какой-то лихач на спортивном Порше. А все потому, что разница в скоростях достигает 100 км/ч и более. Напомним из курса физики, что 36 км/ч — это 10 м/с. Значит, при разнице в 108 км/ч между двумя автомобилями расстояние между ними изменяется в секунду на 30 метров! 10 секунд — 300 метров!

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль? Прежде всего, не препятствуйте обгону. Помните, что вы находитесь в не меньшей опасности, чем ваш коллега по обгону. Если у него возникнут проблемы во время обгона, то эти проблемы коснутся и вас — будьте уверены! А они (проблемы) вам нужны? Думаю, что не нужны. Вот и правильно, поэтому, если увидели, что сзади идущий автомобиль пошел на обгон — примите, насколько это возможно, вправо — дайте ему больше дороги. Ни в коем случае, не повышайте скорость своего движения. Если есть впереди идущий автомобиль, даже снимите ногу с педали газа, чтобы обгон прошел как можно скорее. Водители-профессионалы в случае опасного обгона (когда навстречу едущий автомобиль находится близко) включают левую мигалку, при этом, опять же, не препятствуя обгону. Если сзади такой же водитель, он все поймет и не будет производить обгон. Думаете, вы сделали услугу ему? Может быть, но, в первую очередь — себе, обезопасив себя от аварийно-опасной ситуации с непредсказуемым исходом.

Как самому правильно производить обгон? Повторимся в очередной раз: чем быстрее обгон, тем он безопаснее. А когда обгон будет быстрым? Правильно, когда разница скоростей двух автомобилей будет большой. Поэтому, если вы видите что едете на комфортной для себя скорости и потихоньку приближаетесь к впереди идущему авто, которое едет немного медленнее вас, то стоит задуматься нужно ли его обгонять вообще? В любом случае, на своей крейсерской скорости этого делать не стоит, т.к. в таком случае время обгона растянется на десятки секунд — а это опасно. При этом следует помнить тот факт, что скорости навстречу движущихся машин складываются.

  • Скорость вашего авто — 100 км/ч.
  • Скорость впереди идущей машины — 90 км/ч.

Разница скоростей 10 км/ч, примерно 3 м/с. Чтобы перестроиться на встречную полосу, произвести обгон, и стать обратно в свой ряд на такой скорости надо метров 30 (как если бы вы обгоняли стоящий на месте автомобиль со скоростью 10 км/ч). Т.е., обгон с такими характеристиками займет около 10 секунд. При этом на скорости 100 км/ч за 10 секунд (время обгона) вы проедете около 300 метров. Навстречу едущий вам автомобиль с такой же скоростью проедет те же 300 метров. Это значит, что при таких условиях обгона вы его можете производить, если встречный автомобиль находится на расстоянии не менее 600 метров! Вы уверены, что на таком расстоянии сможете увидеть едущий навстречу автомобиль и правильно оценить его скорость? Я, например, нет. Вывод прост — при обгоне, чем выше разница в скоростях обгоняемого и обгоняющего авто, тем обгон быстрее, а, значит, безопаснее. Конечно же, необходимо во внимание принимать и другие факторы: состояние дорожного полотна, время суток, возможность внезапного появления пешехода или зверя. Никто вас не назовет умным, если вы будете в гололед обгонять на скоростях за сотню. Обгон в этом случае будет очень быстрым, но закончиться он может плачевно.

Исходя из вышесказанного, правильный обгон на сухом шоссе в дневное время суток надо производить примерно так:

  • приближаясь к впереди идущей машине (метров за 50), выезжаете на встречную полосу (естественно, при отсутствии встречных авто) и оцениваете дорожную ситуацию впереди идущего авто;
  • если ситуация небезопасна для обгона — становитесь обратно в свой ряд и не приближаетесь к впереди идущему авто;
  • когда ситуация становится благоприятной для обгона — врубаете нижнюю передачу (если ехали на пятой — четвертую; на четвертой — третью), включаете левый поворот и даете газу. Динамика разгона возрастает, и вы быстро набираете разницу скоростей. Пролетаете за пару секунд обгоняемую машину, включаете правый поворотник и становитесь в свой ряд. Теперь можно включать повышенную передачу и двигаться дальше со своей крейсерской скоростью.
Читайте так же:  На какой срок можно оформить временную регистрацию гражданам рф

Если вы уверены, что за встречной машиной следующее авто движется на довольно безопасном расстоянии, то опытные водители, умеющие правильно оценить скорости всех авто, участвующих в обгоне, делают так. За несколько секунд до того момента, когда впереди идущая машина разминется со встречной, они начинают разгон и приближаются к цели обгона. В момент, когда встречные машины разъезжаются, опытный водитель находится уже в нескольких метрах и готов к обгону. Как только встречная полоса освободилась, начинается обгон, который происходит в течение нескольких секунд. Но, такой обгон не для новичков!

Еще более безопасным будет обгон, если вы помигаете фарами впереди идущему авто, известив водителя, что вы собираетесь его обгонять. И, еще более безопасным, если вы оцените надежность крепления груза впереди идущей машины!

Напоследок, еще несколько простых, но весьма эффективных, советов при движении по шоссе:

  • Не забывайте, что при длительном движении (особенно в жаркую погоду) шины сильно нагреваются, следовательно, давление в шинах повышается, следовательно, повышается опасность мгновенного разрыва шины. Поэтому, не ленитесь периодически останавливаться и контролировать давление в шинах.
  • Если вы попали на участок дороги с гравием — резко снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущего авто — так оставите свои стекла и фары в целости.
  • Никогда не производите обгон на закрытых поворотах (особенно правых), и в конце подъемов.
  • На мокрых участках дороги остерегайтесь грязных следов выехавших на шоссе с грунтовок машин и тракторов.
  • При въезде на скорости в лужу, песок, расплавленный асфальт (особенно колесами с одной стороны) держите крепче руль. Перед такими препятствиями очень желательно сбросить скорость.
  • В непогоду не ленитесь останавливаться и протирать стекла, фары, стоп-сигналы, поворотники.
  • Не жадничайте на щетках стеклоочистителей — меняйте их раз в год!

Соблюдая эти, в общем-то, простые и очевидные советы вы сможете избежать многих неприятных ситуаций на дороге.

В начало страницы

Обгон автомобиля — дело тонкое

Видео (кликните для воспроизведения).

Обгон можно отнести к самым сложным маневрам, и, прежде чем приступить к его выполнению, нужно взвесить все “за” и “против”. Он требует наибольшей концентрации внимания в оценке ДТС (дорожно-транспортной ситуации), прогнозировании развития событий, выработке стратегии и принятии решения.

Хрестоматийные истины ПДД

В Правилах дорожного движения термин “обгон” трактуется как опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обратите внимание на слово “движущихся”. Если опережаемое транспортное средство неподвижно, то маневр будет называться объездом.

Обгон оправдан только тогда, когда дорожные условия, возможности автомобиля и интенсивность движения позволяют обгоняющему после этого маневра продолжать движение с более высокой скоростью, а идущие впереди с меньшей скоростью транспортные средства мешают этому.

На дорогах сплошь и рядом можно наблюдать обгоны, совершаемые без необходимости, просто так, ради утверждения превосходства своего автомобиля. Зачастую они выполняются с нарушением ПДД и дают не экономию времени, а преимущество всего лишь в несколько метров дорожного полотна.

ОБГОН НЕ НУЖЕН, если заведомо известно, что после его выполнения обгоняющему нужно будет остановиться или свернуть на другую дорогу.

В ОБГОНЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ, если идущее впереди транспортное средство едет достаточно быстро и, чтобы его обогнать, нужно выезжать на полосу встречного движения, развив максимальную скорость.

К ОБГОНУ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ только при условии хорошей видимости дороги на всем протяжении участка предполагаемого маневра. Хотя правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой, НЕ СЛЕДУЕТ ОБГОНЯТЬ ПЕРЕД ПЕРЕКРЕСТКОМ, особенно когда второстепенная дорога примыкает слева. Есть вероятность выезда на главную дорогу автомобиля, поворачивающего направо.

НЕЛЬЗЯ ОБГОНЯТЬ, “СИДЯ НА ХВОСТЕ” У ВЕДУЩЕГО. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства.

НЕДОПУСТИМ ОБГОН ПО ПРАВОЙ ОБОЧИНЕ. Такое случается, когда движение по узкой дороге задерживается создавшейся пробкой или медленно ползущим грузовиком. Самые нетерпеливые, особенно этим грешат владельцы джипов, набирают скорость и резко берут вправо. Хорошо, если обочина пуста, а вдруг там стоит грузовик или дорожная техника? В последнее время такие аварии стали очень частыми, а их последствия весьма тяжелые.

ПРАВИЛАМИ ОБГОН ЗАПРЕЩЕН:

  • на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
  • транспортного средства, производящего обгон или объезд;
  • в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

В действительности оговорок и условий для безопасного выполнения обгона значительно больше — они различны для каждой дорожной ситуации, но в любом случае нельзя пренебрегать главным правилом обгона: не уверен — не обгоняй.

Правила безопасного выполнения обгона

Рассмотрим правила, которых следует придерживаться при обгоне, на примере типичной и в то же время самой опасной разновидности обгона — обгона на узкой дороге с выездом на встречную полосу движения и движущимся навстречу автомобилем. В этом “коллективном танце” как минимум три участника движения — обгоняемый, обгоняющий (вы) и встречный водители (автомобили). Почему “как минимум”? Потому что впереди обгоняемого автомобиля может двигаться другое транспортное средство, так же как и позади встречного, и позади вашего (обгоняющего).

Чтобы рассмотреть действия при обгоне, целесообразно разделить его осуществление на три фазы.

Первая — начало обгона с перестроением на встречную полосу.

Вторая — движение по встречной полосе.

Третья — перестроение на ранее занимаемую полосу.

На первой фазе необходимо выполнить следующие задачи.

— Оценить ДТС. А именно: оценить количество, расположение и скорость движения участников ДТС, зону видимости, состояние дорожного покрытия, запас мощности вашего автомобиля и прочее. Для этого необходимо посмотреть в зеркала заднего вида (зная о существовании “мертвых зон”), переместиться как можно левее (в своей полосе движения), чтобы заглянуть за впереди идущий транспорт, а также оценить видимость дороги. Понаблюдать за впереди идущим автомобилем — если он снижает скорость, то, возможно, впереди имеется какое-либо препятствие, которое видно только ему одному.

— Принять решение об обгоне. Основным условием безопасного обгона является обоснованная уверенность в том, что это можно сделать, не подвергая себя и пассажиров опасности. В ситуации “кажется, успею” лучше не рисковать и никогда не надеяться на “авось”.

Читайте так же:  Как начисляется северный коэффициент в зависимости от возраста работника

— Подготовиться к обгону. Посмотреть еще раз в зеркала заднего вида. Включить нужную передачу (в зависимости от запаса мощности вашего автомобиля), выбрать безопасную дистанцию (чем больше габариты обгоняемого автомобиля, тем больше должна быть дистанция), включить левый указатель поворота, начать перестроение.

НА ВТОРОЙ ФАЗЕ важно придерживаться следующих правил.

— Удостовериться, что водитель обгоняемого автомобиля вас видит. В случае необходимости применить световой или звуковой сигнал.

— Контролировать ДТС. А именно: контролировать расстояние до приближающегося встречного автомобиля, следить за обочиной и прочее.

— Выбирать оптимальную интенсивность разгона, так как существует такое правило: как можно меньшее время находиться на полосе встречного движения.

— Быть всегда начеку. В случае быстрого, непредвиденного изменения ДТС быть готовым к своевременному принятию решения о возвращении на исходную позицию или о продолжении обгона.

НА ТРЕТЬЕЙ ФАЗЕ обгона необходимо придерживаться следующих правил.

— Не “подрезать” обгоняемый автомобиль. Для этого следует смотреть в правое зеркало заднего вида — как только будет виден капот обгоняемого автомобиля, можно начать перестроение в свою полосу движения.

— Включать правый указатель поворота лишь при возвращении на свою полосу движения (пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должен работать левый указатель поворота).

— Всегда оценивайте свои возможности исходя из наихудшего стечения обстоятельств при обгоне. Например, при обгоне даже на пустой дороге всегда следует ожидать появления встречного автомобиля. А при наличии встречного автомобиля всегда нужно предполагать возможность его обгона другим встречным автомобилем.

— Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это какой-либо выигрыш. Есть хорошая поговорка на этот счет: “Не торопись, а то успеешь”.

— “Не путайтесь под ногами”, ведь хорошего водителя на дороге не видно.

В заключение следует отметить, что никогда не удается составить полный перечень правил и нюансов для обгона, как и для любого другого момента управления автомобилем. Даже этот неполный перечень основных рекомендаций, изложенный в данной статье, сложно будет удержать в голове, да этого и не нужно. В процессе управления автомобилем у водителя вырабатывается ситуационное мышление, когда на подсознательном уровне происходят сбор и оценка полученной информации для принятия правильного решения.

Выполнение опасного обгона

В транспортном потоке движутся самые различные автомобили. Даже однотипные из них могут иметь разные скорости. Поэтому возникает необходимость в таком сложном маневре, как обгон. Опытные водители приравнивают его к езде в наиболее Сложных дорожных условиях (при гололеде, на горных дорогах), где для безопасной езды наряду с опытом и умением надо иметь и хорошие теоретические знания.

Статистика свидетельствует, что около четверти дорожно-транспортных происшествий совершается из-за нарушения водителями правил обгона и маневрирования. Причем более чем в половине случаев водители не успевали выполнить заключительный этап маневра — возвращение в свой ряд до опасного места на дороге или до подхода встречного транспорта. Причины — ошибки в оценке обстановки в зоне обгона. Даже опытные и осмотрительные водители нередко неправильно определяют время, необходимое для обгона, и расстояние, которое пройдет обгоняющий автомобиль.

Что же такое обгон? В чем его опасность?

В Правилах дорожного движения сказано, что обгон — это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда (п. 1.8). Обгон делится на три последовательных, тесно связанных между собой фазы. Первая — отклонение обгоняющего транспортного средства в сторону от первоначального прямолинейного движения и выезд на соседнюю полосу движения. Вторая — движение рядом с обгоняемым транспортным средством, опережение и выезд на безопасное для предстоящего маневра расстояние. Третья — возвращение на первоначальную полосу движения на безопасном расстоянии от следующего уже сзади транспортного средства без предварительного снижения скорости, достигнутой на второй фазе обгона.

Прежде чем приступить к обгону, водитель должен правильно оценить дорожную обстановку в зоне обгона, определить, какое примерно расстояние пройдет автомобиль по полосе встречного движения и сколько времени займет обгон, хватит ли этого времени и пути для безопасного разъезда со встречным транспортным средством. Надо оценить и дорожные условия, т. е. достаточно ли широка проезжая часть дороги в зоне обгона и позволяет ли состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, скользкое) развить необходимую для обгона скорость.

Правильное и оперативное решение этих вопросов позволит определить можно ли начинать обгон. Но надо подумать, а нужен ли вообще в данный момент времени обгон, даст ли он нужный выигрыш во времени. Бели нет, то, может, лучше двигаться в общем потоке транспортных средств, что гораздо безопасней.

Безопасность маневра обеспечивается в том случае, когда свободный от встречных автомобилей путь на полосе движения обгоняющего автомобиля будет не менее удвоенной величины пути обгона. Скажем, если при скорости обгоняемого 60 и обгоняющего 90 км/ч путь обгона составляет более 400 м, то расстояние до встречного автомобиля (величина свободного пути) должно составлять не менее 800 м. Путь обгона (в метрах).

При появлении препятствия на пути обгон надо прекратить. Практика показала, что для уверенного обгона разница в скорости обгоняемого и обгоняющего автомобиля должна быть не менее 15—20 км/ч. Если эта разница небольшая, т. е. скорости автомобилей отличаются незначительно, то процесс обгона затягивается на продолжительное время и требует прохождения большого пути на полосе встречного движения. А это небезопасно, особенно в условиях интенсивного движения, ведь внезапно может появиться встречный транспорт. Возможность столкновения при таком обгоне с появившимся на встречной полосе транспортным средством увеличивается в несколько раз.

При совершении обгона важно правильное поведение водителя обгоняемого автомобиля. Заметив сигнал обгона, он обязан по возможности принять вправо, ему запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями, например выездом в левый ряд. Водитель обгоняемого автомобиля всегда должен способствовать быстрейшему окончанию маневра. Правильное, товарищеское взаимоотношение водителей может предотвратить дорожно-транспортное происшествие даже тогда, когда при совершении обгона возникла опасная ситуация.

Перед началом обгона необходимо включить указатель левого поворота и выехать из правого ряда в левый с таким расчетом, чтобы заблаговременно просмотреть дорогу, т. е. убедиться, что путь движения обгоняемого транспортного средства свободен. Иными словами, надо четко определить, не будет ли обгоняемое транспортное средство менять свою полосу движения из-за обгона, объезда или левого поворота.

Читайте так же:  Какие льготы предусмотрены для беременных по закону

Для этого опытные водители применяют следующий прием: заблаговременно, до начала обгона делают своеобразный маневр по ширине проезжей части, сначала по возможности принимают вправо (с этого положения хорошо виден правый участок дороги, особенно пассажиру, сидящему справа от водителя), а затем влево, где просматривается как правая, так и левая, встречная полосы дороги. Это особенно важно, если обгоняемое транспортное средство имеет большие размеры и ухудшает обзор.

Бывает и так. Водитель автомобиля, движущегося с большей скоростью, готовится обогнать сразу две машины и первым начинает маневр, предполагая, что водитель передней делать обгона не будет. А тот, не посмотрев назад, а иногда без включения указателя поворота тоже выезжает на левую сторону. В результате возникает аварийная ситуация.

Некоторые водители, совершая обгон, не выдерживают безопасного интервала и, не включив указатель правого поворота, резко выезжают в правый ряд, «подрезав» обгоняемый автомобиль. Такие ошибки весьма опасны. Поэтому при возвращении в правый ряд для дальнейшего движения необходимо отъехать от обгоняемого автомобиля на 25—30 м, включить указатель правого поворота и не выключать его до полного перестроения.

Существует два способа обгона. Первый, когда обгоняющий автомобиль выходит на левую сторону на равной скорости с обгоняемым и увеличивает ее в процессе обгона. При втором способе обгоняющий автомобиль выходит на полосу встречного движения, уже имея достаточное превышение в скорости над обгоняемым.

Первый способ следует применять, когда обгоняемый автомобиль движется с малой скоростью, а обгоняющий рас полагает большим ускорением. Если же скорость обгоняемого сравнительно велика, этим способом обгона пользоваться нерационально. Для завершения маневра он требует значительно большего расстояния.

Чаще водители применяют второй способ. Еще до выхода на полосу встречного движения они набирают скорость большую, чем имеет обгоняемый автомобиль.

Безопасность движения при обгоне во многом зависит от правильно выбранного бокового смещения. Это расстояние должно быть тем больше, чем выше скорость, но не меньше метра при малых и средних и полутора метров — при высоких скоростях. Нужно обязательно учитывать состояние дорожного покрытия и ширину проезжей части. Если обочина вызывает опасение, то маневр можно совершать только на участке, где ширина проезжей части позволяет выполнить его без съезда на обочину (практически при ширине проезжей части более 6 метров). Недопустим обгон с выключенной передачей (движение накатом), так как при необходимости немедленно увеличить скорость водитель может оказаться беспомощным: ему потребуется определенное время на включение передачи или на пуск остановившегося двигателя.

Перед поворотом, разворотом, объездом или обгоном водитель обязан включить соответствующие световые указатели поворота. Каждое третье столкновение происходит потому, что водитель обгоняемого транспортного средства без сигнала начинает левый поворот или резко принимает влево для объезда препятствия. Особенно часто повороты без предупредительного сигнала выполняют велосипедисты, водители мотоциклов и гужевых повозок.

Намереваясь совершить обгон, каждый водитель обязан оценить обстановку. Нельзя слепо следовать за движущимся впереди автомобилем, который выполняет обгон. Обстановка на дороге быстро меняется, и нужно помнить, что условия обгона, безопасные для первого автомобиля, не являются гарантией для идущего следом. Сложен и опасен двойной обгон. При нем значительно ограничивается зона видимости, в 2— 2,5 раза увеличиваются путь и время маневра. Второй обгоняющий автомобиль занимает всю полосу проезжей части, и разъезд со встречным автомобилем становится невозможным. И не случайно поэтому Правила дорожного движения категорически запрещают такой маневр.

Очень затрудняет обгон, скользкая дорога, а в гололедицу лучше вообще отказаться от этого маневра. На скользкой дороге дистанция, на которую можно безопасно приблизиться к обгоняемому автомобилю, намного увеличивается. Кроме того, управлять автомобилем становится сложно, при резком повороте руля можно попасть в занос.

В туман, дождь, снегопад, сильно снижающих видимость, обгон также затруднен. При видимости менее 300 м выезд на полосу встречного движения для обгона недопустим. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Если же водитель попытается обогнать его с правой стороны, возникает ряд затруднений. Во-первых, плохо видна дорога впереди. Во-вторых, недостаточно видна дорога и в обратном направления (трудно наблюдать за движущимся сзади автомобилем). В третьих, водитель обгоняемой машины может принять правее без включения указателя поворота. Тогда обгоняющий автомобиль нередко оказывается прижатым к тротуару или кювету. В-четвертых, создается повышенная опасность для пешеходов, так как обгоняющий транспорт движется с большой скоростью в непосредственной близости от тротуара или обочины дороги.

Однако обгон безрельсового транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению, производится с правой стороны. Здесь особенно важно помнить, что такой маневр разрешен только тогда, когда обгоняемый уже приступил к выполнению левого поворота: остановился в левом ряду для пропуска транспорта со встречного направления и начал осуществлять поворот. Включение сигнала левого поворота на впереди идущем автомобиле само по себе еще не гарантирует обгоняющему безопасности маневра. Иногда можно видеть, как автомобили с включенными указателями левого поворота неожиданно принимают вправо. Водители их по рассеянности или другим причинам забыли своевременно выключить сигнал. Обгон должен длиться как можно меньше времени. По окончании его водитель обязан занять первоначальную полосу движения. Правила дорожного движения разрешают водителю, производящему обгон, остаться на левой полосе лишь в тех случаях, Когда дорога имеет две и более полосы движения в данном направлении и водителю по возвращении на ранее занимаемую полосу пришлось бы сразу начать новый обгон и если обогнавший не создаст помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

А в каких ситуациях обгон запрещен?

Не следует обгонять на поворотах и в местах переломов продольного профиля дорог. Выезд на полосу встречного движения в таких местах вообще запрещен. Это особенно недопустимо на скользких и мокрых дорогах, где возрастает угроза заноса автомобиля и потери управления им. Рискованно обгонять транспорт там, где вероятно внезапное появление пешеходов: у школ, больниц, остановок общественного транспорта, на пешеходных переходах или перед выездом на них.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помните, выполнение всех требований правил и рекомендаций по обгону, применение правильных приемов и способов вождения позволит безопасно для себя и других выполнять этот сложный маневр.

Выполнение опасного обгона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here