Заключение договора при международной перевозке грузов

Предлагаем статью на тему: "Заключение договора при международной перевозке грузов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали полезную информацию по данному вопросу и подготовили ее в удобном для чтения виде.

Особенности договоров международной перевозки грузов

Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают. Это относится, прежде всего, к их предмету, юридическим признакам, сторонам, содержанию.

Вместе с тем между ними имеются и определенные различия. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.

Существенная особенность данного вида международного договора касается круга его участников. Как правило, одной из сторон в договоре выступает иностранное физическое или юридическое лицо.

Следующая особенность связана с отдельными параметрами договора международной перевозки груза. Имеются в виду, прежде всего, такие условия договора, как провозные платежи, сроки доставки, ответственность сторон. Некоторые из них существенно отличаются от условий договора во внутренней перевозке, например, применяемые при неисполнении или ненадлежащим исполнении сторонами своих обязательств санкций и их размеры. Отличия имеют и вопросы о спорах в связи с перевозкой, в том числе аспекты, связанные с претензией и иском, сроками их предъявления, юрисдикцией.

Еще одна особенность касается транспортной документации, оформляемой при между-народных перевозках. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов. Эти документы выполняют различные функции. Во-первых, они закрепляют права и обязанности сторон. Во-вторых, документы определяют условия перевозки.

В-третьих, они содержат указания перевозчику. И, наконец, в-четвертых, они позволяют выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.

Сам договор международной перевозки груза подтверждается специальным документом. Транспортные конвенции и соглашения относят к ним такие, как накладная, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ, средство, сохраняющее запись о предстоящей перевозке.

На практике исторически сложилось так, что существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза:

— накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортам;

— коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.

Не затрагивая общих черт, присущих обеим системам транспортной документации, отметим лишь отличия между ними.

Накладной присущи урегулированные в международных актах определенная форма, четкий набор реквизитов и точное содержание. Что касается коносамента, то в отношении этого договора имеется лишь указание на минимальный перечень реквизитов.

Отличие коносамента от накладной – коносамент составляется перевозчиком (капитаном корабля), только им подписывается и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем, и только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком, и подписывается обеими сторонами. Данные, на первый взгляд, формальные отличия влияют, прежде всего, на правовую оценку коносамента, а также на его доказательственное значение.

Заключается это в том, что коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими из этого соответствующими правовыми последствиями. Накладной это качество не присуще. Она относится к товаросопроводительным документам.

Существенной отличительной особенностью транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, является закрепление в конвенциях положения о том, что их отсутствие, неправильность или потеря не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки (ст. 4 Конвенции о договоре международной (дорожной) перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., п. 2 ст. 5 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.).

В перевозках отдельными видами транспорта (морским, воздушным) применяются типовые формы этих документов, которые именуются проформами.

При международной перевозке грузов в отличие от внутренней перевозки к документу, подтверждающему договор перевозки, прилагается комплект дополнительных документов, необходимых для пересечения границы. Это документы, предъявляемые пограничным, таможенным, санитарным и другим официальным органом, осуществляющим административные функции. К таким документам относятся, в частности, разрешение на проезд по территории иностранного государства, документы, оформляемые в соответствии с таможенными правилами (счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя товара об оплате таможенной пошлины, сборов НДС и акцизов), документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и другие. Оформление таких документов осуществляет, как правило, грузоотправитель, а разрешает все вопросы, связанные с пересечением границы, перевозчик.

Имеются некоторые отличия и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках достаточно широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои взаимоотношения на долго-срочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств при осуществлении перевозок. Наряду с основными обязанностями по подготовке и предъявлению грузов к перевозке, их доставке в сохранности в пункт назначения в генеральных соглашениях определяются порядок подачи заявок на перевозки грузов, возложение таможенного оформления на перевозчика, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, ответственность перевозчика и грузоотправителя, претензии и арбитраж.

На основе генеральных соглашений для осуществления конкретных перевозок грузов обычно применяется подача заявок на календарную неделю. В заявке содержатся все необходимые данные: количество необходимых транспортных средств, наименование и количество груза, которое необходимо перевезти за неделю, график подачи транспортных средств и их конкретной диспозиции по пунктам погрузки и таможенного оформления грузов.

Общие выводы по теме

Из вышесказанного можно выделить две главные проблемы, возникающие при изучении международных перевозок грузов. Во-первых, само понятие «международной перевозки» зависит от использования определенных конвенций, так как ни в каких внутригосударственных документах нет общепринятого определения. Даже рассматривая Варшавскую и Женевскую конвенции можно заметить различия в трактовке термина, так как во втором случае добавляется «транспортное средство», что расширяет понимание «международной перевозки».

Во-вторых, при международной перевозке грузов используется большее количество сопровождающих груз документов, включая документы о пересечении границы. Также важно знать все особенности и нюансы в документации при перевозке груза различными способами, поскольку могут возникнуть проблемы как во время пути, так и в момент получения груза.

Таким образом, международная перевозка грузов представляет собой важнейшую составную часть внешнеэкономической деятельности. Это сложный многоступенчатый процесс, обычно осуществляемый разными видами транспорта и требующий согласованных действий всех участников.

Читайте так же:  Нарушение правил пассажирских перевозок в россии

Лекционное занятие подготовлено отлично. Информация достаточна для проведения лекционного занятия, источники выбраны верно, информация изложена структурировано, логично.

Рекомендации преподавателя (оценка): «»

Преподаватель учебной дисциплины: О.Б.Шубина

Приложение № 5

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Магистранта I курса гр. 1751 Титус Д.Р.

№ п/п Критерии оценки Шкала оценок Замечания рецензента
1. Полнота и правильность раскрытия темы
2. Логическое и последовательное изложение темы
3. Характер изложения материала
4. Стиль и убедительность изложения
5. Умение укладываться в отведенное время
6. Темп речи
7. Использование специально подготовленных иллюстрированных материалов
8. Уверенность и спокойствие выступающего
9. Грамотность, выразительность речи, дикция
10. Жестикуляция
11. Ошибки и оговорки во время выступления
12. Общая манера поведения выступающего
13. Собственное отношение к излагаемой проблеме
14. Уровень обратной связи
15. Общая оценка рецензента 4,7

Рецензент: ____ Н.А. Григорьев

«23» декабря 2016 г.

Приложение № 6

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Порядок заключения договора при международной автомобильной перевозке

Указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции.

Договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки

Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером

Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером. В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на разные автомобили или же когда дело касается различного рода грузов или различных партий грузов, отправитель или транспортер имеет право требовать составления стольких накладных, сколько он должен использовать автомобилей или сколько подлежит перевозке разных грузов или партий грузов.

В накладной должны быть указаны:

а) место и дата ее составления;

b) имя и адрес отправителя;

с) имя и адрес транспортера;

d) место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;

е) имя и адрес получателя;

f) принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение;

g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

i) связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);

j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и иные;

к) указание, что перевозка производится, независимо от всякой оговорки, с соблюдением порядка, установленного настоящей Конвенцией.

Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером.

Обязанность перевозчика при международной автомобильной перевозке

1) В случае спора по этому поводу транспортер обязан сдать груз лишь в случае внесения покупателем залога.

2) В случае просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, транспортер обязан уплатить возмещение, которое не может превышать платы за перевозку

3) обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.

4) При принятии груза транспортер обязан проверить:

а) точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров;

b) внешнее состояние груза и его упаковки.

5) Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера.(из п.1-д/отпр-ля)

6) Если груз сдан получателю без взыскания наложенного на груз платежа, который должен был быть взыскан транспортером согласно условиям договора, транспортер обязан возместить отправителю груза сумму, соответствующую размеру наложенного платежа, за исключением случая предъявления им иска к получателю.

7) Транспортер, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной

Все договоры

Образцы и правила составления

Заключение договора перевозки

Как и все сделки, которые регулируются действующим законодательством, заключение договора перевозки должно соответствовать и сопровождаться нормами Гражданского кодекса, а также иными законодательными актами, направленные именно на эту сферу деятельности. Из определения понятия перевозки грузов, багажа или пассажиров видно, что эта услуга является возмездной. Договор услуг по перевозке нашел свое нормативное отражение, в статьях 784 – 800 ГК РФ, в том числе и главе 41, которая посвящена понятию транспортной экспедиции.

Если сравнить договор услуг по перевозке с транспортной экспедицией, то последняя, помимо, непосредственно, транспортировки, содержит в себе еще и услуги по сопровождению груза, осуществление действий, направленных на представление интересов грузоотправителя, прохождение таможенных процедур, контроль за соблюдением существенных условий договора на всех стадиях.

В статье мы постараемся максимально детально рассмотреть договор оказания услуг по перевозке с применением автомобильного транспорта, без экспедиционных услуг, на основе детального анализа правого регулирования и его практического применения.

Договор перевозки груза

Как уже отмечалось, основной закон, которые регулирует договор оказания услуг по перевозке – Гражданский кодекс РФ, однако разработан и принят ряд иных нормативных актов, которые играют вспомогательную, а также конкретизирующую роль.
Хотелось бы выделить некоторые из них:

  • Федеральный закон от 8.11.2007г. №259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-Ф3 «О транспортной безопасности»;
  • Постановление РФ от 15.04.2001г. №272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Договор перевозки груза в международном праве закреплены в:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №127- Ф3 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Читайте так же:  Аптечка для прохождения техосмотра

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Оформление договора перевозки грузов

В общем понимании, мы привыкли считать, что сделка должна сопровождаться обязательным письменным документом, однако это далеко не так. Одной из форм, в которой договор перевозки будет считаться заключенным, является правильно составленная транспортная накладная, в соответствии со статьей 785 ГК РФ.

Немаловажным вопросом в такой сфере деятельности является ответственность сторон за сохранность и целостность перевозимого груза. Подтверждением принятия груза, равно как и наступления ответственности за его сохранности, у перевозчика наступает с момента проставления соответствующей печати на транспортной накладной. Транспортная накладная, это, по сути, и есть обязательная и одновременно упрощенная форма договора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно отметить, что если в процессе осуществления перевозки будет использоваться несколько автомобилей, то в каждом случае требуется оформление отдельной транспортной накладной. Транспортная накладная очень удобный инструмент регулирования правовых отношений между заказчиком и перевозчиком, потому как содержит в себе все существенные условия сделки, и отвечает условию быть в письменном виде.

Еще одним важным документом, который должен быть составлен при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом, является заявка грузоотправителя на перевозку. В практике бывают ситуации, когда перевозчик, исполняя свои обязательства, которые в себе содержит договор на услуги перевозки грузов, вынужден неоднократно снимать контейнер с транспортной платформы. Как раз для таких случаев предусмотрено оформление сопроводительной ведомости.

Договор на услуги перевозки грузов, само собой, сопряжен с определенными расходами как для перевозчика, так и для заказчика. Во избежание возникновения разногласий в вопросах компенсации расходов, нелишним будет оформить товарно- транспортную накладную (Форма №1-Т).

Автомобильная перевозка грузов — достаточно специфический вид деятельности, что обусловлено еще и разнообразным типом товаров, с которым приходится сталкиваться исполнителю. Если с формой договора предельно понятно, то с сопровождающими документами отдельных видов грузов или товаров могут возникнуть сложности в случаях если:

  • Товар имеет ограниченный и короткий срок годности – в этом случае необходимо наличие удостоверения о качестве груза;
  • Грузом выступает живность, к примеру, домашний скот, птица или иные виды животных – для этого необходимо наличие карантинного сертификата и ветеринарного свидетельства обязательно;
  • Груз, который относится к категории зерновых либо нефтепродуктов и их переработки, должен иметь сертификат качества.

Существенные условия договора перевозки

Любая сделка содержит в себе существенные условия. Договор перевозки автотранспортом не исключение. Одним из существенных условий является предмет договора. Из определения договора перевозки видно, что его предметом является действия исполнителя, направленные на транспортировку груза или товара из отправной точки в конечный пункт назначения с последующей отгрузкой получателю.
Договор на транспортные перевозки также должен содержать в себе следующие существенные условия:

  • Тип перевозимого груза;
  • Перечень сопроводительных документов и собственно сами документы;
  • Разработанный маршрут движения;
  • Расчет транспортных расходов;
  • Технические требования к перевозимому автомобилю;
  • Сроки выполнения транспортировки;
  • Основные этапы и процедура погрузки/отгрузки;
  • Ответственность сторон, в случае нарушения обязательств.

Несмотря на кажущуюся объемность требований к условиям, все вышеперечисленное вполне реально отобразить в транспортной накладной. По желанию сторон, можно заключить отдельно договор на транспортные перевозки с более детальным описанием существенных и дополнительных условий.

Ответственность сторон по договору перевозки

На рынке перевозок нередки случаи нарушения одной из сторон условий сделки. Это происходит по множеству обстоятельств, начиная от банальной недобросовестности стороны, и заканчивая форс-мажором.
Законодатель специально для таких случаев закрепил в законе ответственность за нарушение договора перевозки груза. Следует отметить, в законе существуют общие понятия ответственности, а также оговорка, что стороны могут оговорить иные пункты по согласованию.

Договор транспортной перевозки груза, по общим правилам содержит следующие определения нарушения и ответственности:

  1. Не вывоз груза по вине исполнителя – штраф в размере 20% провозной платы, а также возмещение причиненных убытков заказчику.
  2. Нарушение сроков предоставления транспорта или контейнера для погрузки – штраф 5% провозной платы либо 1% среднесуточной, в зависимости от территории транспортировке (пригород-город и междугородние перевозки), а также возмещение причиненных убытков.
  3. Повреждение или уничтожение груза. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза в рамках объявленной заказчиком ценности. Перевозчик имеет право взимать дополнительную плату за объявленную ценность. В целях снижения расходов на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают, но в пределах, не превышающих стоимость самого груза. В противном случае, перевозчик имеет права отказаться от перевозки и не заключать договор транспортной перевозки груза.

Гарантией перевозчика, в вопросах обеспечения оплаты выполненной работы является право удерживать у себя груз до полного расчета. В противном случае исполнитель имеет право провести реализацию товара, согласно расчетной стоимости, отображенной в накладной либо основываясь на результаты проведенной экспертной оценки за вычетом понесенных расходов на перевозку, хранение и текущие затраты в процессе реализации. Остаток денежных средств необходимо вернуть грузоотправителю.

Конечно же, стороны по взаимному согласию могут закрепить запрет на удержание груза отдельным пунктом договора. Выше упоминалось об обстоятельствах непреодолимой силы, в результате наступления которых происходит своеобразное изменение договора перевозки, и снимаются ответственность сторон за ненадлежащее или полное неисполнение договорных обязательств:

  • Природные катаклизмы, военные действия, стихийные бедствия – все это относится к форс- мажору;
  • Внезапные и незапланированные ограничения или полная остановка движения транспорта не по вине перевозчика и по независящим от него обстоятельствам;
  • Иные обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть или повлиять на их наступление, приведшие к невозможности исполнить свои обязательства.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Как уже отмечалось, разновидностей видов перевозок существует большое количество. Вкратце рассмотрим и выделим основные особенности еще одного вида сделки – договор перевозки пассажиров. Заключение договора перевозки пассажира предусматривает возникновение у перевозчика доставить пассажира, а также багаж в определенную точку. По прибытии, багаж должен быть выдан уполномоченному лицу. Что же касается пассажира, то в его обязанности входит оплатить услуги перевозки багажа, а также оплатить проезд.
Заключение договора перевозки пассажира не требует обязательного соблюдения письменной формы.

Читайте так же:  Юрист по страхованию каско в москве

Существует два основных способа заключения такого договора на перевозку:

  1. Подача транспорта к месту остановки и посадка пассажиров;
  2. Бронирование и покупка билетов.

Подтверждением заключения договора является билет пассажира и не является письменной формой, потому как в законе прописано требование обязательной подписи сторон. Таким образом, можно утверждать, что договоры, связанные с перевозкой грузов с одной стороны могут быть заключены по упрощенной форме, но в отдельных случаях, сторонам предоставляется право закрепить правоотношения письменным договором, с включением пунктов, которые касаются всех существенных условий, оговаривающие поведения заказчика и исполнителя в том или ином случае.

Международные требования для грузоперевозок

Внешнеторговые грузы могут перевозиться разными видами транспорта. Определяющими факторами для выбора способа перевозки служат маршрут, характер транспортируемого груза, его стоимость, сроки доставки. Чтобы облегчить процесс международных перевозок, логистические компании разрабатывают различные схемы транспортировки грузов, причем некоторые подразумевают использование нескольких видов транспорта, иногда даже без проведения операций по перегрузке (например, если используется автомобильный и паромный транспорт). Подобные сочетания транспортных средств позволяют существенно сэкономить время и затраты на доставку экспортных грузов.

Логистическим компаниям необходимо не только продумать схему доставки, но и решить задачу по перемещению грузов через государственную границу одного или нескольких государств. Чтобы оптимизировать процесс перевозки, транспортные предприятия предлагают клиентам комплексные услуги, которые включают не только доставку экспортных грузов, но и помощь в оформлении документов и прохождении таможни на всем пути следования.

Благодаря тому, что таможенное оформление и очистка экспортных грузов проводится не только на границе, но и непосредственно на складском терминале, логистические компании существенно снижают сроки доставки и уменьшают стоимость международных грузоперевозок.

Довольно распространены сегодня и международные грузоперевозки тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. Многие транспортные предприятия ведут бизнес, который затрагивает интересы представителей нескольких стран. В определенный момент назрела необходимость создания единых правил международных перевозок грузов.

Свод правил, регулирующих интернациональные перевозки, был определен межгосударственными конвенциями и договорами. Принимались во внимание и национальные законодательства государств, участвовавших во внешнеэкономической деятельности. Россия, являясь участником мировой торговли, также приняла на себя обязательства по выполнению целого ряда международных правил, которые унифицировали и упростили доставку внешнеторговых грузов.

Сегодня каждого участника внешнеэкономической деятельности в нашей стране затрагивают следующие ключевые международные правила перевозки.

Правила грузоперевозок, которые касаются разных стран, регламентируются Конвенцией о договоре по перевозке грузов (международной), которая часто в различных документах определяется как КДПГ. Согласно данному документу, устанавливаются правила в отношении не только морских и ж/д перевозок, но также и транспортировки товаров посредством авиатранспорта. При этом для каждого вида перевозки существуют свои особые правила и нормы, на которых мы и остановимся более подробно.

>Железнодорожные перевозки (международные).

Правила перевозки грузов ж/д транспортом были сформулированы в Берне (Швейцария) в 1980 году во время проводимой там конвенции. Эти нормы обозначаются аббревиатурой КОТИФ. В этом документе содержатся основные требования и нормы, касающиеся интернациональных грузоперевозок железной дорогой.

Стоит отметить, что СССР не являлся участником Бернской конвенции, и Россия, как его правопреемник, также не ратифицировала это соглашение. На настоящий момент в нашей стране грузоперевозки железнодорожным транспортом производятся согласно СМГС — Международному грузовому соглашению, которое было подписано между некоторыми странами Азии (Китай, Монголия, Вьетнам, Северная Корея), странами Ближнего востока (Иран, Турция), а также такими европейскими государствами, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Болгария. Ввиду таких правовых разногласий ж/д транспортировки в страны Западной Европы из стран-участниц СМГС сопряжены с необходимостью переоформлять документы, в частности договоры на перевозки.

К мысли о том, что страны, которые имеют между собой железнодорожное сообщение, должны договориться и выработать нормы и правила перевозок, пришли в конце 19-го столетия. Причем это касалось не только транспортировки грузов различного назначения, но и пассажироперевозок. Россия на тот момент активно участвовала в разработке требований, и наряду с другими европейскими государствами в 1890-м году признала Бернскую конвенцию «О железнодорожных перевозках» (МГК). Без изменений эти нормы просуществовали без малого 30 лет и были пересмотрены лишь в 1928-м году. Следующая редакция конвенции была проведена спустя десять лет — в 1938-м. В результате были сформулированы единые правила, которые получили название «Конвенции о международных железнодорожных перевозках» (аббревиатура — ЦИМ/КОТИФ), куда также вошли требования из Конвенции от 1980-го года, где содержались обобщенные правовые нормы относительно транспортировки грузов и пассажиров.

В 90-х годах, когда произошел распад интернациональной социалистической системы, необходимо было решать новую проблему, связанную с гармонизацией транспортного права разных стран. Так, появилась потребность скорректировать ставшие неактуальными нормы ЦИМ/КОТИФ, а также СМГС. Эта задача была поручена представителям Международного комитета железнодорожного права (в документах — CIT), которые представили несколько дополнений и усовершенствований в действующие правовые нормы. Эти корректировки были включены в текст КОТИФ (редакция от 9.05.1980). Окончательно новые требования были приняты Генеральной ассамблеей ООН, а документ получил название «Вильнюсского Протокола об изменениях» (от 3.06.99). Ратификация этого соглашения потребовала значительно больше времени: так, документ был принят лишь спустя семь лет, и датой его вступления в силу считается 1 июля 2006-го.

Морские перевозки (международные).

На сегодняшний день морское торговое судоходство предусматривает две формы транспортировки грузов и пассажиров: регулярные и нерегулярные (их еще называют чартерными). Перевозки первого типа оформляются коносаментом, который выдается перевозчиком тому, кто занимается отправкой грузов. Если же речь идет о нерегулярных транспортировках, то основанием для их осуществления становится фрахт, заключение которого производится согласно действующему внутреннему законодательству.

Самые значимые соглашения, регулирующие нормы международных морских перевозок, — это Гамбургские правила 1978 года (так называемая Конвенция ООН), а также Гаагско-Висбийские правила (или Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924-го года). Подавляющее большинство стран, включая Россию, придерживаются правил, установленных Гаагско-Висбийскими соглашениями. Кроме того, эта Конвенция определяет ряд понятий, которые активно используются при проведении международных морских грузоперевозок, таких как перевозчик, перевозка, грузы, судно, коносамент, договор. Помимо этого в документе содержатся сведения о том, как принимается груз и выдается коносамент, а также устанавливаются пределы ответственности перевозчика.

Россия также заключила несколько двусторонних соглашений с рядом стран, которые касаются вопросов торговли, судоходства и мореплавания.

Читайте так же:  Список технически сложных товаров

Воздушные перевозки (международные).

Нормативным актом, регулирующим правила перевозки грузов воздушным транспортом, является Конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок от 1929 года. Многим позднее — в 1955 году — этот документ был дополнен положениями Гаагского протокола, который подписали порядка ста стран, включая Россию, Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (от 44-го года) и некоторых других. Кроме того, Россия заключила несколько дополнительных соглашений (двусторонних) о воздушном сообщении с рядом стран.

Правила, устанавливаемые Конвенцией от 1929 года, регламентируют интернациональную перевозку грузов, людей, а также багажа, причем они распространяются как на платные услуги, так и на бесплатные. Применительны нормы этой Конвенции к транспортировкам, организованным государством либо юрлицами. В соглашении прописаны условия выдачи документов (проездные билеты, документы на воздушные перевозки, квитанции на провоз багажа), а также требования к заключаемому договору, права, обязанности и пределы ответственности всех сторон. Некоторые положения Конвенции касаются не только обычных, но и смешанных перевозок.

Заключенные дополнительно двусторонние соглашения регулируют процедуру установления и эксплуатации интернациональных воздушных линий. Государства, подписывающие подобные документы, назначают национальных авиаперевозчиков, а также предприятия, которые будут эксплуатировать воздушные линии, упоминаемые в тексте соглашения согласно оговоренным заблаговременно маршрутам. Кроме того, двусторонние договоренности направлены на стандартизацию тарифов и таможенных пошлин, правил безопасности в процессе авиаперевозок.

Автомобильные перевозки грузов (международные).

Нормы интернациональных автомобильных грузоперевозок регламентируются Конвенцией о международной перевозке грузов по дорогам (в документах — КДПГ) от 1956-го года, которую наряду с некоторыми другими странами ратифицировала и Россия. Кроме того, существует несколько двусторонних соглашений с государствами, где дополняются либо упрощаются процедуры оформления автомобильных грузоперевозок.

Нормы Конвенции 56-го года применимы к соглашениям о дорожной транспортировке товаров за определенное вознаграждение в том случае, когда пункты отправки и назначения территориально расположены в разных странах, и как минимум одна из них ратифицировала данное соглашение. Нужно также обратить внимание на то, что требования Конвенции применимы к договорам вне зависимости от гражданства или места проживания лиц, заключающих подобные соглашения. Кроме того, согласно конвенции, определяются степень ответственности лиц, причастных к автомобильным грузоперевозкам, а также прописываются нормы составления и заключения договора.

На практике это означает, что перевозчик несет ответственность не только за какие-либо свои действия, но также за ошибки, допущенные его агентами, служащими либо иными лицами, которые были привлечены для осуществления транспортировки или оказания смежных услуг.

При заключении договора перевозки его необходимо подтвердить, для чего составляется накладная (обозначается как CMR). В ней, согласно 6-й статье Конвенции, должны быть указаны следующие данные:

  • время и место составления договора;
  • название или ФИО и адрес отправителя, а также перевозчика и получателя;
  • место приема и доставки груза, а также дата его приема;
  • маркировка характера груза, вид упаковки, для опасных грузов — соответствующий опознавательный знак;
  • количество грузомест, а также их маркировка и нумерация (если их несколько);
  • точное количество груза (в большинстве случаев — вес брутто);
  • внесенные либо вносимые платежи (квитанции, пошлины, сборы и т.д.);
  • инструкции, необходимые для соблюдения определенных таможенных формальностей;
  • пометка о том, что транспортировка будет произведена вне зависимости от каких-либо оговорок, содержащихся в Конвенции.

В некоторых случаях в накладную также вносятся дополнительные сведения, как то:

  • пометка о том, что запрещена перегрузка;
  • обязательные для отправителя платежи;
  • платежи, обязательные к оплате в момент сдачи груза;
  • стоимость товаров, а также сумма, представляющая определенный интерес в доставке;
  • требования и инструкции в отношении страхования, которыми отправитель снабжает перевозчика;
  • срок, согласно которому должна быть произведена транспортировка;
  • список документов, которые были переданы перевозчику.

Также нужно отметить, что стороны договора, заключенного на перевозку, имеют право указать в накладной любые другие необходимые данные, которые были предварительно согласованы.

К накладной должны быть приложены инвойс, упаковочный лист, а также другие бумаги, определяемые условиями контракта и поставок (например, сертификат происхождения, полис страхования и т.д.).

Чтобы осуществить контроль за транспортировкой груза, который перевозится опломбированным автомобильным транспортом или в контейнерах от границы в стране продавца до границы в стране покупателя, может использоваться книжка МДП (англ. carnet TIR). Она представляет собой таможенный документ, который позволяет перевозчику не уплачивать таможенные пошлины и сборы, а также освободиться от предъявления груза к таможенному досмотру. Книжка МДП − это одноразовый документ, и использоваться он может только на одну грузоперевозку. Доставка товаров с применением этого документа регулируется Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (принята 14.10.75 на Конвенции МДП и Конвенции TIR).

По одной книжке предел ответственности гарантийных ассоциаций равняется 60 тыс. евро. Фактически, это означает, что гарантийное объединение возместит стране ущерб, который причинил перевозчик, предоставивший МДП. Подобный ущерб может быть результатом нарушения перевозчиком государственных таможенных правил.

Доступ российских перевозчиков к процедуре выдачи книжек МДП регламентируется Приказом Министерства транспорта России и ГТК РФ от 1.09.99-го № 61/591 «О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975-го года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок». Согласно этому документу, минимальный стаж международных перевозок у водителя должен составлять не меньше 6 месяцев. Также за ним не должно числится нарушений налогового законодательства нашей страны, его финансовое положение должно быть устойчивым и он должен обладать знаниями в области использования конвенции.

Чтобы получить допуск к процедуре выдачи книжек МДП, нужно сдать в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая выступает в роли гарантийного общества, набор документов. Перечень необходимых бумаг определен «Положением о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП» (приложение 1 к приказу № 61/591 от 1.09.99). Документы сначала рассматриваются Ассоциацией перевозчиков, затем − ФТС РФ. Если у этих организаций не возникло возражений, разрешается допуск к процедуре МДП.

Все упомянутые выше Конвенции имеют огромное значение для международных автотранспортных перевозок.

Таблица №1. Основные интернациональные транспортные соглашения

Название документа либо конвенции

Дата принятия либо ратификации

Организация, занимающаяся подготовкой

Применение CMR: перевозка товаров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации при оказании экспедиционных услуг, связанных с международной перевозкой

Организация, как Экспедитор, занимается международной перевозкой импортных/экспортных грузов. Организация перевозки грузов состоит из двух частей: автоперевозка по территории Российской Федерации (от места отправки до порта Санкт-Петербурга, где пересекает границу РФ) и морская перевозка – международная (от порта Санкт-Петербурга до места доставки груза). Грузоотправитель при отправке груза оформляет международную транспортную накладную (CMR), необходимую для подтверждения экспорта.

Является ли нарушением действующего законодательства тот факт, что организации, как Экспедитор, в качестве документов, подтверждающих автомобильную перевозку по территории РФ, принимает CMR? Если да, то какая ответственность предусмотрена для Экспедитора? Какими нормативными актами это предусмотрено?

Читайте так же:  Прохождение осмотра автомобиля при регистрации в гибдд

Согласно статье 801 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Исходя из Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 утверждены Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

В связи с тем, что в рамках договора транспортной экспедиции осуществляется перевозка грузов автомобильным транспортом, на него также распространяются Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее – Правила № 272).

Пунктом 1 Правил № 272 определено, что они устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

При этом, согласно пункту 6 Правил № 273 – перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме, установленной в Приложении № 4 к Правилам № 272.

Пунктом 2 статьи 785 ГК РФ также предусмотрено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенная в Женеве 19.05.1956 (далее — КДПГ) международной дорожной перевозкой является перевозка грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран.

КДГП применяется ко всякому договору, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран (п. 1 ст. 1 ГДГП).

То есть, международная перевозка является неделимым процессом и при заключении единого договора на перевозку груза, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух различных стран, не может быть рассмотрена как два отдельных элемента: перевозка по территории Российской Федерации и перевозка по территории иностранного государства.

Согласно пункту 1 статьи 2 КДГП, если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки, КДГП применяется ко всей перевозке в целом.

Договор международной дорожной перевозки устанавливается накладной (ст. 4 КДГП). Требования к международной накладной установлены статьями 5 и 6 КДГП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Аналогичная норма содержится в статье 15 Конституции РФ.

То есть, при осуществлении перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, одной из которых является Российская Федерация, подтверждением заключением договора перевозки груза будет являться составление и заполнение международной транспортной накладной, соответствующей требованиям статей 5 и 6 КДГП.

Необходимо учесть, что сама форма международной накладной КДГП не утверждена.

Минтрансом РФ 27.10.1998 утвержден перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. В данном перечне в качестве международной накладной указана форма CMR. В данном перечне отсутствует в качестве необходимого документа транспортная накладная, установленная Правилами № 272.

Инструкция по заполнению CMR рекомендована Письмом ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006 (далее – Инструкция). Так как в российском законодательстве отсутствует утвержденная форма CMR, то таможенные органы приводят Инструкцию о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной, предложенной Минтрансом Республики Беларусь и доведенной Письмом ФНС РФ от 29.06.2010
№ ШС-37-3/[email protected]

При этом в Инструкции указано, что при отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная по форме согласно приложению к данной Инструкции, а само составление CMR-накладной по данной форме будет являться подтверждением заключения договора международной автомобильной перевозки груза согласно КДПГ.

Таким образом, при осуществлении международных перевозок, в том числе и по территории Российской Федерации наличие международной транспортной накладной по форме CMR, доведенной письмами ФНС РФ от 29.06.2010 № ШС-37-3/[email protected] и ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, при отсутствии транспортной накладной, установленной Правилами Перевозки является достаточным и не является нарушением действующего законодательства.

Следовательно, Экспедитор не может быть привлечен к ответственности за оказание экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении по территории Российской Федерации на основании международной транспортной накладной по форме CMR.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, перевозка автомобильным транспортом по территории Российской Федерации на основании международной транспортной накладной по форме CMR является законной и не противоречит законодательству.

Заключение договора при международной перевозке грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here